Вольтер франсуа мари основные идеи. Вольтер: основные идеи. Философские идеи Вольтера. Смертен ли дух

Вольтер франсуа мари основные идеи. Вольтер: основные идеи. Философские идеи Вольтера. Смертен ли дух
Вольтер франсуа мари основные идеи. Вольтер: основные идеи. Философские идеи Вольтера. Смертен ли дух

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)

(1694-1778)

«Как бы там не было... моя основная цель состоит в том, чтобы узнать общественное человека »

Французское Просвещение - это целая плеяда выдающихся имен и талантливых работ, конструктивных идей и оригинальных реформаторских проектов. Мыслители этого периода в принципе были единомышленниками. Они, так сказать, «тянулись» друг к другу, хотя и не всегда разделяли взгляды «партнеров», поддерживали между собой дружеские отношения. Если бы целью исследования было выявление «души» Просвещения, мы говорили прежде всего о Вольтера. Как отмечает В.Кузнецова, «историческая роль Вольтера определяется прежде всего тем, что он оказался основателем,« патриархом »и на протяжении более чем 60 лет своей творческой деятельности оставался активным и влиятельным представителем французского Просвещения» (Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / / Вольтер. Философские сочинения. - М., 1989. - С.5).

Вольтер родился в семье парижского нотариуса, учился в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже, проявил незаурядные способности, среди которых выделялась острота ума, чувство ситуации и точное слово, которое сопровождало его на протяжении жизни. В 12-летнем возрасте при содействии аббата де Шатонеф Вольтер вошел в круг парижских вольнодумцев. Под влиянием их критического восприятия действительности формировались его проницательный ум, общее мировоззрение, свободомыслие. За критику, направленную на герцога Филиппа Орлеанского, после окончания коллегиума Вольтер был заключен в Бастилию. Дальше - больше: ссора с кавалером де Роганом и... снова Бастилия. Затем - высылка из Парижа, поездка в Англию, знакомство с английской философией и ньютоновской естествознанием, первые философские, исторические и литературные трактаты.

Вернувшись в Париж, Вольтер публикует «Философские письма», которые принесли ему признание и... вызвали резкое неприятие официальными кругами: по решению парламента это произведение было сожжено как таковой, который «противоречит религии, добрым нравам и уважении к власти».

Последнее, между тем, философа не остановило. Он пишет «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона», сотрудничает с энциклопедистами, публикует свою знаменитую «Философию истории».

Всего Вольтер прожил яркую и драматическое жизни. Историк и публицист, поэт и философ, страстный и яростный борец против религиозного мистицизма, он вошел в историю как вождь Просвещения, «король вольнодумцев», «оракул новых философов». Драматургическое творчество открыла Вольтеру путь в «высший свет», принимавший представителя «третьего мира» лишь условно, как человека талантливого, но ниже. Свободолюбивая же натура поэта и философа стремилась к равенству и справедливости. Колючая ответ на адрес одного из аристократов привела к аресту поэта и двухнедельного заключения в Бастилии, изгнание из Франции и вынужденного проживания до конца своих дней сначала в Англии, впоследствии-в Германии и на границе Швейцарии и Франции. За несколько месяцев до своей смерти Вольтер переехал в Париж.

Философское наследие Вольтера является огромной. Практически все, что вышло из-под пера мыслителя, - драматургические произведения, стихи, памфлеты и т.д., - можно рассматривать как произведения философского направления и значение. Главными философскими сочинениями Вольтера является «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Кандид».

Философия Вольтера полна противоречий: сокрушительная критика католицизма совпадает с признанием бытия Бога и регулятивной функции религии; рядом с язвительной эссе против абсолютизма - признание необходимости «просвещенного монарха», идеалом которого для Вольтера был... Петр; нескрываемое возвеличивание английской революции, которая практически и однозначно инфицировала «революционистськи симпатии» возбужденной французской молодежи, сочеталось с теоретически взвешенным обоснованием преимуществ социальных реформ, мирного реформирования общества «сверху», уравновешенного «просветительского правления».

Находясь под сильным влиянием ньютоновской механики, природу Вольтер рассматривал как своеобразный часовой механизм, где все формы органической и неорганической материи движутся благодаря внешней силе, предоставила миру первый механический толчок. Понятно, что это дело Бога, который, по мнению Вольтера, является единственным разумным мировым началом, действующего... по законам классической механики.

В противоположность религиозно-мистическом учению, существование Бога Вольтер пытается доказать рационалистическим образом. По его мнению, религия имеет практическую пользу: идея «Бога» регулирует межчеловеческие отношения, она нужна как своеобразная «узда» для трудового люда, как гарантия общественного порядка. Христианство Вольтер истолковывал как учение, которое оберегает институт частной собственности и нравственные устои европейской цивилизации XVIII века.

Всю свою жизнь Вольтер был... монархистом. Философ критиковал феодальные порядки, в противовес которым обосновывал идею просветительской конституционной монархии как наиболее привлекательную форму государственного устройства. Он отвергал не только коммунистические идеалы Мелье, но и умеренный еголитаризм Руссо с его обоснованиями преимуществ народовластия. Неравенство Вольтер считал вечным законом природы.

И все же свободомыслие принимало у Вольтера гору. Как писал о нем А. Пушкин, «если первенство чего-нибудь стоит, то вспомните, что Вольтер пошел новым путем - и внес светильник философии в темные архивы истории». Своим творчеством Вольтер подготовил «философский фундамент» Просвещения, углубил спектр философского постижения действительности, ввел в него новые проблемы, а главное - вернул философию к реальной человеческой жизни, истории и культуры как ее (философии) главной тематики.

Философию Вольтер определял как любовь к мудрости. Предметное поле философии является необъятным. По мнению Вольтера, сюда входит все то, что привлекает к себе внимание человека. Мыслитель рассматривал физическую теорию Ньютона и роль религии в обществе, вопросы здравоохранения и социально-политические отношения, особенности развития художественной культуры и природу человека, проблемы морали и т.п.. Казалось бы, разнообразие проблематики «размывает» целостность философского видения действительности Вольтером. Однако это не так. За фасадом множественности сюжетов четко прослеживаем главную линию его размышлений - раскрытие тайны человеческого бытия в истории, изучения культуры народов как единого природного основу достижения равенства и справедливости в организованном обществе.

Человека Вольтер рассматривал как существо общественное, живущий в окружении себе подобных общественных существ. В своих действиях человек выходит из практических потребностей. По природе все люди равны и обладают естественным правом реализации свободы. Для упорядочения и согласования действий люди «молча» передают государству все общие руководящие функции. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить «естественные права» людей, важнейшими из которых являются свобода, равенство перед законом и неделимая собственность на продукты своего труда.

Вольтер отстаивал идеал «просвещенного абсолютизма», что достигается благодаря прочному союзу философов и правителей. Первым, по его мнению, принадлежит законодательная власть, вторым - исполнительная; философы просвещают председателя обладателей истинными принципами общественного устройства, обладатели реализуют эти принципы, воплощая их в новых законах и повседневной практике руководства государством. Науку и культуру, образование и философию Вольтер рассматривал как фактор социально слаженного жизни властителей и подданных. При этом философ указывал на необходимость постоянного реформирования общества, поскольку любой застой или отказ обладателя осуществить ту или иную прогрессивную реформу угрожают революционным взрывом народных масс.

Гениальной мнение Вольтера о культурном единстве человеческой истории. Философ отказывается от европоцентристськои традиции, которая доминировала в то время, и начинает широкое изучение истории культуры и образа жизни китайцев, арабов, индийцев, русских и других народов мира. В противовес идее провинциализма, доминировавшей в тогдашней историографии и социологии, Вольтер развивает идею прогрессивного развития человеческой истории на основе ее внутренних законов. В своих трудах «Философия истории» и «Опыт о все общую историю и о нравах народов» философ рассматривал историю как последовательное развитие от варварства к цивилизации. При этом, важными факторами этого развития Вольтер считал науку, трудовую и творческую деятельность человека.

Альфой и омегой философского творчества Вольтера есть свобода. «Король вольнодумцев» называет свободу простой и одновременно запутанной философской проблемой. Очищая ее от химер, Вольтер определяет свободу как «свойство думать все, что угодно, и действовать во всем согласно собственной воле». Свобода, по мнению философа, является весомым подарком Бога человеку. Однако, випестувавшы человека в определениях свободы, Бог, по сути, теряет свою власть над ней. Более того, человек, считал Вольтер, никогда «не могла получить от Бога чувство своей воле, если бы такой у нее не было». Итак, свобода является феноменом исключительно человеческим. Она выступает как свойство проявлять свою волю и действовать. «Сам Бог, - заключает Вольтер, - может быть свободным только в этом смысле. Он пожелал и он сделал это, как считал нужным ».

Философские взгляды Д.Локо

Философия эпохи Просвещения

Философия Р.Декарта и Г.Лейбница

Философские взгляды Бэкона

Философия нового раннего времени (XVIII в.)

XVII в.- это время крупных перемен в истории общества (в Европе- промышленная стадия развития; в духовной сфере развития светского образования и культуры; первая научная революция). Философия XVII века развивается в тесном взаимодействии с наукой: математикой, механикой, физикой. Объект философии: природа и методы получения знаний о природе.

Особенности :

· В связи с полемикой о природе и источником достоверного знания в XVII веке сформировалось 20 течений:

ü Эмпиризм (суть: важнейший источник знания живой чувственный опыт, а достичь их можно в ходе опыта; представители: Бекон, Гоббс, Лок).

ü Рационализм (суть: важнейший источник знаний деятельность человеческого разума; представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц).

· Философии XVII в. сформировался механизм как специфический тип философского мировоззрения; и мир, и человек стали трактоваться как сложные машины.

· В XVII в. Бог рассматривается как некий перводвигатель, источник движения и развития мира; предполагали, что после мира в последующем развитии по собственным законам- точка зрения называется деизм .

Символом философии нового раннего времени и ее ключевой фигурой стал Бэкон- английский мыслитель и госдеятель (1561-1626 гг.). Основные работы : «Новый органон», «Новая Атлантида», «О принципах и Началах». Важность науки для общества. Он подчеркивает, что цель науки- познание причин и скрытых сил всех вещей. Задача науки- расширение власти человека над природой, пока все для человека не станет возможным. Главное в знании его достоверность и соответствие практичным потребностям общества. Знание, не приносимое практических плодов, не нужная роскошь. Необходимо проявлять уважение к любимому труду, но особенно нужно уважать труд изображения, который облегчит труд др.

Философу Бэкону принадлежат слова: «Знания- это сила».

Знание и могущество человека совпадают. В своих работах Бэкон уделяет внимание вопросам о методе научного познания, затем разработку учений об идолах, которые мешают познать истину; он считал, что процесс познания истины сложен, но разум в состоянии познать мир, если преодолены влияние 4-х идолов:

1-ый идол : идол пещеры, то есть человеку познать истину мешает то, что он смотрит на мир со своих позиций, установить истину мешают собственные склонности, воспитание, психологический склад.


2-ой идол : идол театра, то есть установить истину мешает вера в авторитеты.

3-ий идол : идол площади, то есть источник искажения истины- в общении, языке.

4-ый идол : идол рода- он обусловлен самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума: чувства порождают небеспристанное отношение, а разум допускает- преувеличения или преуменьшение явлений.

Бэкон большое значение предавал методу познания истины, он считал, что выбор метода важнее условий установления истины: «Хромой, идущий по дороге опережает того, кто бежит без дороги». Предлагая использовать индуктивный метод, то есть идти от частного к общему, от простого к сложному.

Бэкон считал родоначалом английского философского материализма…………..

Заложенную Беконом традицию научного метода продолжил Р.Декарт. Он является основателем аналитической геометрии и математической логики (1596-1650 гг.). Основные работы : «Размышление о первой философии», «Рассуждение о методе». Эти работы посвящены распространению предмета философии, выявлению ее связей с науками и методами научного опознания.

Идеи :

q Декарт доказал тесную взаимосвязь всех наук: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол физика, а ветви- все прочие науки, сводящиеся к 3-м главным: медицине, механике и этике».

q Он разработал дедуктивный метод научного познания (движение к5 истине от общего к частному), этот метод основан на 4-х правилах:

· Не принимать за истинное ничего такого, что не связано с очевидностью; в познании важно избегать поспешности, заинтересованности, и предвзятости, проявлять здоровый скептицизм, сомнение.

· Мысленно делить всякий исследовательский вопрос на более простые элементы и отталкиваться от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.

· Полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности от простого знания к более сложному.

· Накопление сведений необходимо приводить в систему, чтобы иметь полное знание о предмете.

q Декарт рассматривал вопрос о том, что в чем состоит критерий истинности знаний, следовательно, критерием истины является очевидность и считал, что самое очевидное заключается в словах: «…………, следовательно, существую, ибо нелепо полагать не существующему то, что мыслит, в то время пока оно мыслит».

q Он известен в философии как основатель принципа дуализма, то есть, когда и материальное и духовное принимает за равноправное начало. Он выражается в его учение о «врожденных» идеях. Он учил, что все идеи человека приобретает 3-мя путями:

· Часть из идей он получает из вне, путем чувственных контактов с предметом;

· Идеи образовываются в уме путем переработки идей 1-го рода;

· Наиболее важные врожденные идеи, понятия- они некий порождающийся свет, всегда присутствующий в разуме. Понятия: протяженность, движение, единство, Бог……………..

Лейбниц (1646-1716 гг.) немецкий философ, который размышлял учение о монадах (единое). Смысл: к этому времени с помощью микроскопа было открыто то, что…….бактерии, сложное строение крови. Монады, которые просты, без частей, помогали объяснить, что все в мире живое и одушевленное, в нем каждый кусок вещества в действительности целый мир живых существ- монад. Разработал учение о бессознательных представлениях. Суть: бесконечно малые восприятия, если их большое число, то в сумме они дают доступную сознательную величину. Считал, что все доступные человеческие знания могут разрешить: истины разума (это знание полученное с помощью одних лишь понятий без обращения к опыту), истины «факта» (знания, полученные опытным путем)…………

Просвещение имеет следующее значение: просвещение активно способствовало распространению научных знаний среди широких слоев населения. Родина-Англия. А наибольшее развитие дух «просвещения» получил во Франции (дух свободомыслия и гуманизма). В Англии: Лок, во Франции: Вольтер, Дидро, Руссо, в Германии: Кант, Лесик.

q Философия эпохи Просвещения представляет собой культ человеческого разума как основное орудие преображения общества на более гуманных основаниях.

q Просвещению было присуще резкая критика религии и церкви как препятствие общественному прогрессу; философы просвещения стремились опираться на точные науки: биологию, физику, медицину.

q Для них более характерна просветительская трактовка человека. Суть: если в период средневековья человек изначально греховен, он источник зла, то просветители утверждали, что человек по своей природе добр и ничего дурного в его стремлении к самосохранению; человек любит удовлетворения и избегает страданий; человек природное существо, а все природное хорошо, только искажение и ущемление цивилизации ведет к злу и несправедливости.

Д.Лок (1632-1704 гг.). Основная работа : «Опыт о человеческом разуме». В своих работах он выступал как основатель либерализма. Сформировал принципы естественных прав человека. К таким правам относится:

· Право на жизнь;

· Право на свободу;

· Право на собственность.

Он считал, что правопорядок должен обеспечить возможность получать выгоду каждому. Лок отмечал, что по своей природе людям свойственно желать и обладать собственностью и трудится. Частная собственность- фундамент человеческого общества и первейшее условие- свобода индивида. Он считал, что в целях более полного обеспечения своих естественных прав, защиты личных и собственности люди создают государство.

Лок занимается познанием истины и детально обосновал принципы происхождения знаний и идей из мира чувств. Он доказал, что идеи и понятия являются неврожденным, а имеют опытное происхождение. В момент своего рождения душа человека как бы чистый лист бумаги, но когда еще нет знаков оно заполняется по мере практической и познавательной деятельности. Лок считал, что важными качествами являются:

· Рассудительность;

· Честность;

· Трудолюбие;

· Великодушие.

Он ввел понятие «гражданин мира»- это человек, который находит хороших людей в любом народе, сословии. Вере. Ему чуждо приверженность узкому миру, он носитель разума и справедливости, живет интересам образа «частный человек» (это человек, который руководствуется только собственными интересами, корыстен, себялюбив.

Вольтер (1694-1778 гг.) французский философ, психолог, публицист. Более 70-ти томов книг: «Философия письма», «Рассуждения о человеке», «Термин». Вольтерьянство- символ свободы мышления и гражданской смелости.

Идеи :

· Главным объектом критического мышления был религиозный фанатизм (смелая вера в авторитеты и догмы). Люди вовсе не должны находится во власти невежественных предрассудков они в праве быть свободными.

· Бог есть некий сверхъестественный механизм, запустивший всемирный механизм, которому дали философией еже по собственным законам.

· Человек- это произведение природы, венец ее эволюции, что человек несмотря на свою биологическую телесность в большей степени является существом социальным. «Реален лишь мыслимый человек и его свобода, лишь там, где он способен делать то, что он хочет».

· Внес большой вклад в философское осмысление истинности общества. Он автор термина «философия истории». Он подчеркивал, что в центре внимания историков должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не на частная жизнь правителей, и изучать надо историю всех государств и народов, а не только богоизбранных. История представляет собой неумолимый процесс? материального производства орудий труда и ремесел. Но истина это также и борьба мнений, «мнения правят миром». Он считал, что несмотря на трагизм человеческой истины, вершина его в грядущем торжествовании сил разума, к управлению придут философы, мудрые и просвещенные люди, избавят общество от несчастий и глупостей и т.д..

№6. Немецкая классическая философия

Двадцать первого ноября 1694 года в Париже в семье чиновника родился сын. Мальчика назвали Франсуа-Мари Аруэ (литературное имя - Вольтер). Образование он получил в колледже иезуитов. Вся семья желала для Вольтера юридической карьеры, но он занялся литературой. Франсуа предпочитал сатиру, впрочем, его пристрастия не одобрялись цензурой, потому он был частым гостем в тюрьме из-за своих стихотворений.

Свободолюбив был Вольтер, взгляды и идеи считались смелыми и дерзкими. В историю он вошел как знаменитый философ, писатель, поэт, борец с мракобесием, фанатизмом, обличитель католической церкви.

Вольтер был изгнан из Франции и несколько лет провёл в Англии, где и сложилось его мировоззрение. Когда он вернулся в родные края, то написал «Философские письма», благодаря чему и обрёл известность. Теперь многие знали, кто такой Вольтер. Идеи просвещения, которые сквозили в вышеупомянутом произведении, впоследствии были развиты многими в исторических и философских трудах.

Феодальные порядки Франсуа критиковал с позиции рационализма. Он желал свободы для всех людей. Слишком уж эти мысли были смелыми. Это понимал и сам Вольтер. Основные идеи свободы сводились к тому, чтобы зависеть только от законов, это было бы идеальным, как считал сам философ. Однако он не признавал равенства. Вольтер говорил, что не может не быть деления на богатых и бедных, это недостижимо. Лучшей формой правления он считал республику.

Вольтер писал как прозу,так и стихи. Рассмотрим его лучшие творения.

«Кандид»

Название переводится как «ослепительно-белый». Повесть написана с горечью и иронией, в ней Вольтер размышляет о мире насилия, глупости, предрассудков и угнетений. Такому ужасному месту философ противопоставил своего героя, у которого доброе сердце, и страну-утопию - Эльдорадо, та представляла собой мечту и воплощение идеалов Вольтера. Издавалось произведение нелегально, так как во Франции оно было запрещено. Этот труд - своего рода отклик на борьбу Европы с иезуитами. Толчком к его созданию послужило

«Орлеанская девственница»

Это поэма, которую написал Вольтер. Основные идеи (кратко, конечно) труда выражают господствовавшие мысли эпохи Нового времени. Тонкое и ироничное произведение, пропитанное остроумием, благодаря изяществу стиля оказало влияние на дальнейшее развитие поэзии Европы.

«История Карла, короля Швеции»

Этот шедевр написан о двух выдающихся монархах Европы (Петре Великом и Карле). Труд описывает борьбу между ними. Романтизированная биография полководца короля Карла, героя Полтавы, ярко и красочно описана Вольтером. Достойное произведение, которое трогает глубины души. В своё время труд принес известность Вольтеру.

«Царевна Вавилонская»

Оригинальное произведение, которое входило в цикл повестей философа. Основная идея: человек рождён для счастья, но жизнь тяжела, потому, ему приходится страдать.

Вольтер: основные идеи, кратко о его отношении к Богу

Философ в своём творчестве уделял особое место религии. Бога он представлял как разум, которому подчинены законы природы. Вольтеру не требуются доказательства существования Всевышнего. Он писал: «Только безумец сможет отрицать существование Бога, сам разум верит в его присутствие». Философу кажется неразумным то, что весь мир образовался сам по себе, без какой-то идеи или цели. Он уверен, что сам факт человеческого разума доказывает существование Бога, который даровал нам способность мыслить.

Философские идеи Вольтера относительно религии очень сомнительны и противоречивы, в них, скорее, слепая вера, чем разум. Например, зачем доказывать существование Бога, если пишешь, что это не нуждается в подтверждении? Также он отмечает, что Господь создал землю и материю, а затем, видимо, запутавшись в своих рассуждениях, утверждает, что Бог и материя существуют в силу природы вещей.

Философ в своих трудах повествует о том, что никакая школа и никакие доводы не заставят его усомниться в вере. Вот таким был набожным Вольтер. Основные идеи в религиозной сфере сводились к тому, что фанатики гораздо опаснее атеистов, так как последние не раздувают «кровавых споров». Вольтер был за веру, но сомневался в религии, потому он для себя их разделял. Атеисты, по большей части, - сбившиеся с пути ученые, отторжение от религии у которых началось как раз из-за тех, кто помешан на ней, использует веру не в благих, гуманных целях.

В своих трудах Вольтер оправдывает атеизм, хоть и пишет, что это губительно для добродетельности. Философ уверен, что общество из неверующих учёных жило бы более счастливо, руководствуясь только законами и моралью, нежели фанатики, которые поражены безумием.

Разум остается у атеистов, ибо фанатики его лишаются. Именно способность человека мыслить всегда стояла для Вольтера на первом месте. Поэтому к атеизму философ относится как к меньшему злу, оставаясь при этом верующим в Бога, но сохраняющим разум человеком. «Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать», - так сказал Вольтер, кратко это высказывание раскрывает позицию философа, всю необходимость веры.

Идеи о происхождении мира

Материализм Вольтера не является таковым в прямом смысле. Дело в том, что философ только частично разделяет данную концепцию. Вольтер в своих трудах пытается размышлять на тему материи и приходит к выводу о её вечности, что совпадает с взглядами материалистов, однако не все аспекты их учений Франсуа-Мари разделяет. Первичной материю он также не считает, так как она создана Богом, а вот пустое пространство необходимо для существования Господа.

Вольтер, цитаты которого наполнены мудростью («Мир конечен, если существует пустое пространство»), далее рассуждает следующим образом: «Значит, материя получила своё существование от произвольной причины».

Из ничего ничто не происходит (Вольтер). Цитаты этого человека позволяют задуматься. По взглядам философа, материя инертна, потому именно Бог ею движет. Эта мысль была ещё одним доказательством существования Господа.

Идеи Вольтера (кратко) его суждения о душе

Философ и в этих вопросах придерживался взглядов материалистов. Вольтер отрицал, что люди состоят из двух сущностей - духа и материи, которые связаны друг с другом только по воле Бога. Философ считал, что за мысли отвечает тело, а не душа, следовательно, последняя смертна. «Способность чувствовать, запоминать, фантазировать - и есть то, что именуют душой», - очень интересно сказал Вольтер. Цитаты его любопытны, над ними стоит задуматься.

Смертен ли дух

Душа у философа не имеет материальной структуры. Этот факт он объяснял тем, что мы не мыслим постоянно (например, когда спим). Не верил он и в переселение душ. Ведь если бы это было так, то, переселяясь, дух смог бы сохранить все накопленные знания, мысли, а этого не происходит. Но всё же философ настаивает, что душа дарована нам Богом, как и тело. Первая, по его мнению, смертна (доказывать он это не стал).

Материален ли дух

Что же писал Вольтер по этому вопросу? Мысль - не материя, так как она не обладает сходными ей свойствами, например, её нельзя разделить.

Чувства

Ощущения для философа очень важны. Вольтер пишет, что знания и идеи мы получаем из внешнего мира, а помогают нам в этом именно чувства. У человека нет врожденных принципов и идей. Для лучшего осознания мира требуется пользоваться несколькими чувствами, так считал Вольтер. Основные идеи философа строились на познании того, что ему было доступно. Франсуа изучал чувства, идеи, процесс мышления. Многие даже не задумывались над этими вопросами. Вольтер пытается не только объяснить, но и понять сущность, механизм зарождения чувств и мыслей.

Размышления о жизни, принципах и устройстве бытия интриговали Вольтера, заставляли углубить свои познания в данных областях. Взгляды этого человека были весьма прогрессивны для времени, в котором он родился. Философ считал, что жизнь состоит из дарованных Богом страданий и удовольствий. Действиями людей руководит рутина. Обдумывать свои поступки склонны немногие, да и те делают это в «особых случаях». Многие деяния, которые, как кажется, вызваны умом и образованностью, часто оказываются лишь инстинктами для человека. Люди на подсознательном уровне стремятся к удовольствию, кроме тех, конечно, кто ищет более утончённые забавы. Все действия человека Вольтер объясняет любовью к самому себе. Однако к пороку Франсуа не призывает, напротив, считает добродетель лекарством от болезней совести. Людей он делит на две категории:

Личности, влюблённые только в себя (полный сброд).

Те, кто жертвует собственными интересами ради общества.

Человек отличается от животных тем, что пользуется в жизни не одними лишь инстинктами, но и моралью, жалостью, законом. Такие выводы сделал Вольтер.

Основные идеи философа просты. Человечество не может жить без правил, ибо без страха наказания общество потеряло бы приличный вид и вернулось к первобытности. Веру философ всё же ставит во главу угла, так как право бессильно против тайных преступлений, а совесть может остановить их, поскольку является незримым стражем, от неё не скрыться. Вольтер всегда разделял понятия веры и религии, без первой он не представлял существования человечества в целом.

Мысли о правлении

Бывает так, что законы несовершенны, а правитель не оправдывает ожиданий и не выполняет волю народа. Тогда виновато общество, ведь оно это допустило. Почитание Бога в образе монарха Вольтер считал глупым, что было для того времени очень смело. Философ говорил, что не может творенье Господа почитаться в равной степени с создателем.

Вот таким был Вольтер. Основные идеи этого человека, несомненно, повлияли на развитие общества.

Вольтер – один из псевдонимов Франсуа Мари Аруэ – выдающегося философа и писателя, одного из основателей французского Просвещения. Он первым наиболее ярко поставил проблемы философии эпохи Просвещения. Все его творчество посвящено общественной борьбе с феодальным деспотизмом и угнетением, с официальной религией – духовной опорой несправедливого и бесчеловечного общества, за равенство, свободу и братство, за общественный прогресс во всех областях культуры на основе широкого использования разума.

Социально-политические взгляды

Основой справедливого общества Вольтер считал равенство, собственность и свободу. Осуждая социальное неравенство феодального общества, он опирался на идею о том, что люди от природы равны. Но равенство в учении Вольтера не распространяется на собственность: «…невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат».

Под свободой Вольтер подразумевал личную свободу (рабство противно природе), свободу слова и печати, свободу совести и свободу труда. Те, кто не обладает собственностью, «будут свободны продавать свой труд тому, кто лучше заплатит. Эта свобода заменит им собственность». Вольтер был сторонником концепции «просвещенного абсолютизма», согласно которой прогрессивные реформы - введение «естественных» законов - может осуществить монарх, проникшийся идеями философии Просвещения. После посещения Англии Вольтера начала привлекать концепция «конституционной монархии», «где государь всемогущ, если хочет творить добро, но руки которого связаны, если он замышляет зло».

Критика религии и церкви

Вольтер показал, какое страшное зло принес людям религиозный фанатизм: преследования «язычников», еретиков, истребление туземцев, крестовые походы, инквизиция. История религии, писал он, «непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничеств, насилий и убийств» доказывает, что злоупотребление не является случайным, а «относится к самому существу дела», поэтому необходимо совместными усилиями «раздавить гадину!».

Но обличение Вольтером религиозного фанатизма неотделимо от утверждения принципа свободы вероисповедания. Важнейшую задачу философии он видел в борьбе за преодоление национальной вражды, людей разных вероисповеданий призывал к братскому единению, самым большим злом считал войну.

Деизм

Но Вольтер выступал также и против атеизма: «Атеизм и фанатизм – это два чудовища, которые могут пожрать общество». По своему мировоззрению Вольтер был деистом. Деизм – переходная стадия от теологии к атеизму. Именно по этому пути пойдут последователи Вольтера – философы-материалисты. Уже Вольтер отстаивал материалистические идеи, отрицая как врожденные идеи, так и бессмертие души. Сознание он считал функцией тела, правда, дарованной ему богом.

Каковы причины деизма Вольтера? Первая причина - теоретическая. Будучи последователем философии Д.Локка, Вольтер подверг критике метафизику – философию, понимаемую как умозрительное постижение первоначал бытия. Сам же он считал, что «все знания даются нам только опытом». Философы в понимании мира должны опираться на достижения наук, прежде всего естествознания. Законы же природы, как считал Вольтер, вслед за Ньютоном, постоянны. Вселенная возникла сразу в том виде, в каком существует сейчас, благодаря деятельности «высшего Разума», «высшего Математика (Геометра)», «высшего Механика», то есть Бога.

Вторая причина деизма Вольтера – этическая. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». «В интересах всего человечества, чтобы существовал бог, который карал бы то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие ». Это необходимо как для представителей социальных низов, от которых надо защищать частную собственность, так и представителей власти, ибо «атеизм – весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти». Под естественной религией Вольтер понимал «принципы морали, общие для всего человечества». Атеистами же он называл безнравственных людей, поэтому в их число попали и папы римские, творившие злодеяния.

Социальная природа человека и мораль

«Инстинкт человека, укрепленный разумом, влечет его к обществу так же, как к еде и питью». Портит человека не общество, а, наоборот, «удаление от общества». Единственную меру нравственности Вольтер видел не в личном самоусовершенствовании в угоду богу, а в той пользе, которую может приносить человек обществу своей деятельностью.

Вольтер сначала был последователем «теории оптимизма» Лейбница - «все благо». Но после лиссабонского землетрясения в 1755 году, приведшему к огромному количеству жертв, он усомнился в лейбницевой теодицее. Всемогущество бога имеет пределы. Он не смог так устроить мир, чтобы в нем не было зла. Задача человека своим трудом улучшить этот мир, «…надо возделывать свой сад».

Вольтер завоевал исключительный авторитет «некоронованного короля» формировавшегося в эпоху Просвещения общественного мнения. Он, по словам Белинского, «орудием насмешки потушил в Европе костры фанатизма и невежества». История подтвердила многие идеи философа. Победа капитализма, и связанный с ней научно-технический прогресс вывел людей за пределы национальной ограниченности и создал условия для объединения человечества. Но борьба против социального и национального неравенства, религиозной нетерпимости и угрозы войны по-прежнему актуальна. В наше время все чаще звучит призыв решать конфликты мирными способами, за столом переговоров. Все большую необходимость обретает просветительская борьба за повышение духовной культуры, ведущей людей к пониманию, а значит, к прекращению вражды.

Значение Вольтера состояло в том, что он, несомненно, был главным представителем просветительской философии XVIII века, первым вождем в том умственном движении, которое характеризует тогдашнюю эпоху. Так смотрели на него современники, так оценивали его значение сторонники движения просвещения и его враги, так, наконец, смотрит на его личность и современная историческая наука. «Мы думаем, – напыщенно выражается его биограф Морлей, – что вольтерьянство во Франции имеет в некоторой степени такое же значение, как католицизм, эпоха возрождения и кальвинизм », так как «он является одною из основ, на которых зиждется умственное освобождение нового поколения».

Сидящий Вольтер. Скульптура работы Ж. А. Гудона, 1781

Конечно, в истории философии, как особой отрасли знания, где блещут имена Платона и Аристотеля , Бэкона и Декарта , Спинозы и Канта и т. д., имя Вольтера едва только упоминается – он не имел значения самобытного философа, а был лишь блестящим литературным популяризатором идей, высказанных другими до него. Равным образом Вольтер не делал никаких открытий в области естествознания, в истории которой его имя никак не может стоять рядом с именами Коперника , Галилея , Ньютона и т. п. В истории политических учений, наконец, он не может идти в сравнение со своими современниками – Монтескье , Руссо , Мабли , физиократами . Вообще, значение Вольтера представляется нам не особенно крупным, если мы становимся на точку зрения какую-либо специальной отрасли знания, не исключая, пожалуй, и точки зрения изящной литературы, в которой он, несмотря на весь свой талант, не выступал крупным реформатором, не прокладывал новых путей. Как представитель так называемого классицизма (или ложноклассицизма ) Вольтер играл далеко не такую важную роль, как в свое время Буало , Корнель и Расин . Но, становясь на общую точку зрения истории культуры, можно сказать, что никто из современников Вольтера, игравших первые роли в истории философии, науки и литературы, не выражал в своей деятельности так полно и так всесторонне дух XVIII в., как Вольтер.

Его долгая жизнь (1694 – 1778), – а он рано сделался писателем и до конца своих дней не покидал литературной деятельности, – охватывает почти весь период от конца царствования Людовика XIV до кануна великой французской революции. Масса им написанного, едва укладывающаяся в целые десятки томов (издание Бодуэна, выходившее в свет в 1824 – 1834 гг., заключает в себе около ста томов, а другие издания состоят из 70, 75 и т. п. томов), свидетельствует о необычайной энергии ума Вольтера, а громадный успех его сочинений указывает на то влияние, какое он в течение десятков лет оказывал на общество. Крайнее разнообразие его литературной деятельности объясняется его широким энциклопедизмом.

Вольтер влиял на общество многосторонне и самыми разнообразными средствами, так как выступал в литературе в качестве поэта и романиста, философа и популяризатора естественноисторических знаний, моралиста и публициста, литературного критика и историка, оставив после себя великое множество од, поэм, трагедий, романов, повестей, серьезных трактатов, журнальных статей, полемических памфлетов, исторических работ и т. п. И все это было отмечено у Вольтера не только печатью самобытной переработки идейного материала, какой он находил в книгах, но и неистощимого личного творчества, не только печатью широкого ума, но и необыкновенного литературного таланта. Притом это была натура боевая, не сносившая никакой тирании, и удары, сыпавшиеся из-под пера Вольтера на врагов нового «просветительского» движения, были особенно метки и сильны, а потому и особенно страшны.

Правда, в личном характере, в нравственных качествах «короля философов просвещения» были очень значительные недостатки, весьма часто понижавшие его значение и плохо гармонировавшие с его замечательным умом. Вольтер, как и все «просветители», ставил главной целью своей деятельности эмансипацию человеческого разума, личного достоинства человека, его права на свободу от тирании. В общем, вольтерьянство было не чем иным, как рационализмом, нашедшим блестящее воплощение в гении отдельного человека. Однако результаты воплощения в жизнь просветительских и вольтеровских идей после революции 1789 года резко противоречили тем словесным целям, которые философия XVIII столетия писала на своих знамёнах. Во Франции они привели не к эмансипации, а к многократно большему подавлению человека, не к свободе, а к неслыханной в национальной истории тирании , не к уважению личного человеческого достоинства, а к глумливому унижению его бандами насильников и террористов .

Значение Вольтера проявилось и в сильнейшем его влиянии на других писателей XVIII века, которые были моложе его. Руссо , например, сам говорит, что первой книгой, заставившей его серьезно поработать и возбудившей в нем стремление к умственному труду, были «Английские письма» Вольтера, и что переписка Вольтера с наследным принцем прусским внушила ему желание выработать себе такой же стиль, как у Вольтера. А вот что писал просветитель Дидро , бывший также значительно моложе фернейского философа: «Если я назову его величайшим человеком, какого только произвела природа, найдутся люди, которые согласятся со мною; но если я скажу, что природа еще никогда не производила и, вероятно, никогда снова не произведет столь необыкновенного человека, то только одни его враги станут противоречить мне».

Так оценивали значение Вольтера его единомышленники-просветители. Сегодняшнему же объективному взгляду, на взвешенном расстоянии от тогдашних событий и идейных споров, деятельность этого великого человека представляется куда более противоречивой и двусмысленной.