Вероисповедание молдаван. Религия в молдавии. Отрывок, характеризующий Религия в Молдавии

Вероисповедание молдаван. Религия в молдавии. Отрывок, характеризующий Религия в Молдавии
Вероисповедание молдаван. Религия в молдавии. Отрывок, характеризующий Религия в Молдавии

|
В соответствии с действующим законодательством, Молдавия - светское государство. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания.

  • 1 История
  • 2 Текущая ситуация
  • 3 Русская и Румынская православные церкви
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

Монастырь на р. Реут у села Бутучаны

По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территорию между Дунаем и Черным морем, заселенную тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. 106 году Дакия была покорена римским императором Трояном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. Особенной исторической достоверностью можно считать наличие христианства в период Трояновой колонизации: большинство колонистов и легионеров христиан было переселено в Дакию из Малой Азии, из-за Дуная, с Балканского полуострова - из Македонии, Фракии, Иллирии, Далмации, Мёзии.

В отличие от других народов у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На втором, третьем и четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX-XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.

В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». 1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.

До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.

Несмотря на зависимость от Османской империи в XVI веке, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы

С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.

Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской - исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони).

В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. Кишиневская епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии. Церковная юрисдикция подчинилась румынской патриархии. И в 1944 г. после освобождения Молдавии эта территория стала подчинятся Русской Православной Церкви.

Текущая ситуация

Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США за 2000-й год, 98 % населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского патриархата. Согласно социологическим опросам, 86 % населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11 % - Бессарабской митрополии.

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В). Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ), адвентисты-реформисты, лютеране, Новоапостольская Церковь, Армия Спасения, Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 - в Бельцах и его окрестностях, 2200 - в Тирасполе, 2000 - в Бендерах. При этом, следует отметить, что большинство евреев - не религиозны. Иудейские синагоги действуют в Кишинёве, Бельцах, Сороках и Оргееве.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов, бахаи, мунитов, виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим..

Русская и Румынская православные церкви

См. также: Румынская православная церковь

После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированной в 1944 году собственной Бессарабской митрополии.

Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешало регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.

27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской православной церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признавали структуру Московского Патриархата. феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.

22 июня 2010 года официальный представитель Московского Патриархата заявил о безосновательности заявления и. о. президента Молдавии Михая Гимпу, подвергшего критике Молдавскую митрополию за «несамостоятельность».

См. также

  • Ислам в Молдавии
  • Католицизм в Молдавии
  • Православие в Молдавии
  • Протестантизм в Молдавии

Примечания

  1. 1 2 Конституция Молдавии на сайте Министерства юстиции
  2. People // Moldova CIA Factbook
  3. Социологический опрос Гэллапа, 2011
  4. Jahovah’s Witnesses Interactive Map
  5. Религиозный состав населения Молдовы
  6. И. о.президента Молдавии не нравится, что Молдавская митрополия пребывает в юрисдикции Русской Церкви 18 июня 2010.
  7. И. о. главы Молдавии не нравится, что молдавская церковь является «филиалом русской» REGNUM 17 июня 2010.
  8. Московском патриархате не согласны с заявлением и. о. президента Молдавии о несамостоятельности Молдавской церкви Интерфакс, 22 июня 2010.

Литература

  1. Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // Молдавия. Современные тенденции развития. - Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 317-334. - ISBN 5-8243-0631-1.
  2. Стати В. Свет истины православной // Независимая Молдова. - 14 марта 2003.
  3. Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. - Искусство России, 2004.
  4. Kahl Т.; Lozovanu D. Ethnic Consciousness in the Republic of Moldova. - Bortntraeger, 2010. - ISBN 978-3-443-28529-6.
  5. Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940-1991: Собрание документов: 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. - М.: РОССПЭН, 2009-2012.

Ссылки

  • Молдавская митрополия
  • Тираспольско-Дубоссарская епархия

Религия в Молдавии Информацию О

У молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны ». На втором, третьем и четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) . Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ) , адвентисты-реформисты , лютеране , Новоапостольская Церковь , Армия Спасения , Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов , бахаи , мунитов , виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим. .

Русская и Румынская православные церкви

Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешало регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году . С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Молдавии"

Примечания

Литература

  1. Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // . - Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 317-334. - ISBN 5-8243-0631-1 .
  2. Стати В. // Независимая Молдова. - 14 марта 2003.
  3. Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. - Искусство России, 2004.
  4. Kahl Т.; Lozovanu D. Ethnic Consciousness in the Republic of Moldova. - Bortntraeger, 2010. - ISBN 978-3-443-28529-6 .
  5. Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940-1991: Собрание документов: В 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. - М.: РОССПЭН, 2009-2012.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Молдавии

– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.

ОПИСАНИЕ МОЛДАВИИ

DESCRIPTIO ANTIQUI ET HODIERNI STATUS MOLDAVIAE

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ОБ УСТРОЙСТВЕ ЦЕРКВИ И ОБРАЗОВАНИИ В МОЛДАВИИ

О ВЕРЕ И ВЕРОВАНИЯХ МОЛДАВАН

Из-за небрежения наших предков мы не знаем, какая вера была в старину у жителей Молдавии, прежде чем солнце истины не взошло на ее горизонте. Однако если допустить, что древние даки произошли от скифов, что является общим мнением всех известных нам историков, то можно предположить без боязни впасть в ошибку, что молдаване поклонялись тем же божествам, коих чтили и остальные скифские народы, как о том упоминают русские летописи, а именно: Перуну - богу грома, Волосу - богу-покровителю скота, Похвисту - богу воздуха, Ладо - богине веселья, Купало - богу-хранителю посевов и другим такого рода идолам, как Ослиадо, Хорса, Дашуба, Стриба, Семаргле и Мокоса.

Римляне, которые не уступали в обилии богов другим народам, после занятия Дакии не только не оставили свои старые верования, но еще и увеличили их. Это легко признает всякий, кто обратит внимание на то обстоятельство, что римляне всякий раз, как покоряли новую провинцию, приносили жертвы богам покоренного народа не меньше, чем своим. Даже победив Египет, родину различных религиозных верований (суеверий), они вывезли оттуда в Рим много идолов, которым и поклонялись. К этому надо добавить общее мнение всех ревностных идолопоклонников, считающих, что не только у каждой страны, но даже у каждой семьи есть свои домашние боги-хранители, которые имеют о них особое попечение, и что никто не может счастливо править страной и жить спокойно в своем доме, если не умилостивить этих богов.

Нет никаких определенных свидетельств летописцев, по которым можно было бы точно установить, в какое именно время исчезли народные языческие суеверия в Молдавии и когда именно этот народ принял христианскую веру. Однако можно предположить, что всенародное исповедание христианской веры было введено в Дакии во время царствования Константина Великого, ибо акты собора, состоявшегося в Сардах , свидетельствуют, что при сыне Константина Великого Констанции в каждой из обеих Дакии было по своему епископу, хотя возможно, что значительно ранее много даков под влиянием проповедей христианских мучеников последовало за ними под знаменем Христа.

В настоящее время весь молдавский народ открыто исповедует христианство, признавая себя членом восточной церкви. Он не поддерживает чуждых верований в главных вопросах веры, не отвергает ничего, к чему церковь обязывает, и не делает ничего, что она запрещает. Ересей и еретиков никогда в Молдавии не было , не говоря уж о том, чтобы они могли здесь распространяться. Возможно, что это происходило потому, что молдавский народ не пожелал принять схоластическую теологию и искусство софистов-диалектиков, а просто верил, что для спасения души достаточно простой веры в евангелие и в учение святых отцов церкви.

Особенно непримиримо относятся молдаване к католической вере, хотя венгры, подданные той же страны, почти все исповедуют католицизм и имеют своего епископа в Бакэу. Молдаване говорят, что другие лжеучения сами себя обнаруживают и их можно легко отличить от истинной веры; паписты же (ведь молдаване не знают других истинных христиан, кроме питомцев восточной церкви) скрывают свой волчий норов под овечьей шкурой и называют приверженцев греческой церкви то собратьями, то схизматиками, то не имеющими главы, так как молдаване не признают папу главой церкви, а иногда и еретиками, вследствие чего происходит то, что простой народ почти не может отличить истину от лжи и уберечься от этих ядовитых учений. Самая же главная причина, которая не позволяет нам пошатнуться в вере, является та стойкость, с какой молдаване придерживаются восточной церкви и укрываются от всяких новшеств.

Все, кто сведущ в церковной истории, знают, что Трансильвания и Венгрия, где жили наши предки до образования Молдавского государства, никогда не подчинялись Константинополю, а всегда повиновались Риму, и все жители этих двух стран были сынами западной церкви, прежде чем в эти области проникло учение Лютера и Кальвина. А так как наследники Драгоша всегда сохраняли то вероисповедание, которое они издревле признавали своим (ибо нигде не упомянуто, что, отвергнув обряды западной церкви, они перешли к обрядам восточной), и так как это вероисповедание во всем без изъятия сходится с восточным, то отсюда становится совершенно ясно, что в древние времена на западе процветало то же вероучение, которое в настоящее время удерживается только на востоке, а потому в последующие времена отложился от истинной христовой веры не восток, а запад. Однако вернемся к излагаемому.

Символ веры во время богослужения читается так, как было установлено отцами церкви на Никейском соборе , и добавление папистов «и от сына» отвергается. О нисхождении святого духа молдаване придерживаются того же мнения, которое выражено в святом евангелии от Иоанна со слов Христа, и поскольку не употребляют других слов, кроме слов священного писания, они не признают нисхождения святого духа «от сына» и выступают против выражения, принятого Палама: «только от единого отца». Верят в семь святых таинств . Служат литургию по правилам святых отцов Василия Великого и Иоанна Златоуста и на ней употребляют заквашенный хлеб, причащаются хлебом и вином. Чтят святые иконы писанные, а не скульптурные и провозглашают, что только во славу единого бога нужно совершать богослужения. Верят, что святые отцы церкви еще до сих пор не достигли высшей святости и что они ожидают ее вместе с Павлом в последний день суда и что в то же время душа их исполнена непоколебимой надежды, веры и неизреченной радости, что они вполне заслуживают ее. Индульгенцию не признают, но считают, что грехи отпускаются церковными молитвами и поминками даже после смерти. Приемлют и читают в церкви священное писание в переводе семидесяти толмачей; отвергают вулгату и другие переводы. Кроме среды и пятницы, постятся четырежды в году в точно установленное время. В великий же сорокадневный пост и в первые дни августа, посвященные святой деве Марии, воздерживаются даже от рыбы. Бывают и такие, кто из-за чрезмерного благочестия не вкушает мяса по понедельникам. Другие налагают на себя пост в дни святых Афанасия, Георгия и Димитрия. Бывают и такие женщины, которые, хотя и не налагают на себя монашеский обет, однако дают добровольное обещание всю жизнь воздерживаться от мяса.

Простой народ как в Молдавии, так и во многих других странах, еще не просвещенный светом знания, склонен к суевериям и еще не очистился совершенно от старой скверны, так что и по сей день прославляет в песнопениях на свадьбах, погребениях и в установленные дни каких-то неизвестных богов, в чем можно усмотреть отзвук верований древних даков, как Ладо, Мано, Зына, Драгаика, Дойна, Хеойле, Стахия, Драхул ын вале, Урсителе, Фрумоселе, Сынженеле, Жоймарицеле, Папалуга, Киралейса, Колинда, Турка, Збураторул, Мязанопте, Стрига, Триколич, Легатура, Дислегатура, Фармек, Дескынтек, Вержелат и другие такого же рода.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ладо и Мано . Имена эти чаще всего произносят замужние женщины, в особенности на свадьбах, откуда возникает вполне обоснованная догадка, что в лице их превозносятся Венера и Купидон, охранители супружеской любви.

Зына . Это слово можно было бы произвести от слова Диана. Однако ее редко прославляют в единственном числе, но большею частью употребляют во множественном - зынеле; о них говорят, как об очень привлекательных девушках, прелестницах.

Драгаика . Видимо, под ней подразумевается Церера. Ибо в то время года, когда начинают поспевать хлеба, собираются в одно место девушки из соседних сел и выбирают из своей среды одну наиболее привлекательную и красивую под именем Драгаика. Украсив ее сплетенным из колосьев венком и множеством пестрых платков, привязывают к ее рукам ключи от амбаров и водят по полям при большом стечении народа. Так разукрашенная с протянутыми руками и платками, развевающимися по ветру, Драгаика, как будто летя, возвращается с поля домой, окруженная подружками; с танцами и плясками они проходят все села, откуда они собрались. Сопровождающие подруги ласково именуют ее сестрой и госпожой, распевают песни, сложенные довольно искусно. Крестьянские молдавские девушки всячески стараются удостоиться этой чести, хотя в песнях обыкновенно поется, что девушка, которую выбирают Драгаикой, не выйдет замуж три года.

Дойна . Видимо, это название употреблялось у даков вместо Марса или Беллоны, ибо оно предшествует всем песням, воспевающим храбрость, и связано с запевом, который молдаване обычно исполняют перед началом своих песен.

Хеойле . Употребляется в жалобных песнях, но не как восклицание, а так, как будто под этим словом подразумевается какое-то определенное существо. Стахия. Женщина исполинского роста, охранительница и покровительница старых покинутых построек, в особенности подземных сооружений, а потому считается и охранительницей кладов.

Дракул ын вале . Так называются злые духи, которые, согласно поверью, живут в воде.

Урсителе . Считают, что это две девушки, которые присутствуют при рождении каждого младенца и дают ему по своему желанию определенные душевные и телесные качества. Они предопределяют ему все счастливое и несчастливое, что должно случиться с ним в жизни.

Фрумоселе . Полагают, что это воздушные нимфы, нередко увлеченные любовью к красивым юношам. Поэтому, если с каким-нибудь молодым человеком случится паралич или удар, то это обстоятельство приписывается не кому иному, как только им. Говорят, что этим способом они наказывают за неверность своих любовников, сменяя любовь к ним на жгучую ненависть.

Сынженеле . Это имя святого Иоанна Предтечи. Молдаване верят, что в день, когда празднуется этот святой, солнце не совершает беспрерывного движения по прямой, но движется зигзагообразно, дрожа и мерцая. Поэтому в этот день все молдавские селяне встают до рассвета и смотрят, устремив глаза на восход солнца; глаза не переносят яркого света и начинают дрожать и мигать; это дрожание и мигание в глазах они приписывают солнцу и, исполненные радости от этого необычного зрелища, расходятся по домам.

Жоймарицеле . Так называют женщин, которые рано утром в страстной четверг, предшествующий празднику Пасхи, идут по домам на огонь, который в этот день обычно повсюду зажигается в домах молдаван. Если найдут какую-нибудь женщину еще спящей, то наказывают ее так, чтобы была после того ленива в работе.

Папалуга . Летом, когда посевам угрожает засуха, молдавские селяне надевают на девочку, которой еще не исполнилось десяти лет, рубашку, сплетенную из листьев деревьев и других растений. Ее сопровождают девочки и мальчики того же возраста. С песнями и плясками они идут по окрестностям, и, куда бы они ни пришли, старые женщины льют им на головы холодную воду и поют песню приблизительно следующего содержания: «Папалуга, поднимись на небо, открой ворота, пошли дождь, чтобы уродилась рожь, пшеница, просо» и прочее.

Киралейса . Сходно со словами, произносимыми в христианской молитве,- “Kurie elehson " («Господи, помилуй» - молитва (греч.) ), и от них, вероятно, и происходит Пятого февраля каждый глава семьи встает на рассвете, делает деревянный крест, который покрывается очень красиво белым полотном, шелком или бархатом в зависимости от достатка, и после вечерни его носят по всем домам в сопровождении большой толпы мальчиков наподобие церковной процессии и очень часто повторяют слово «киралейса».

Колинда . Соответствует старому римскому слову «календе» и обычно празднуется в начале каждого года всеми молдаванами как простым народом, так и благородными, сопровождается особыми обрядами.

Турка . Зрелище, придуманное, как нам кажется, в старые времена и порожденное ненавистью к туркам. В день Рождества Христова к оленьей голове с рогами прикрепляют маску, сшитую из пестрого полотна и настолько длинную, что она закрывает ноги того, на кого ее надевают. На него взбирается другой человек, загримированный под горбатого старика. В сопровождении большой толпы, с плясками и танцами они обходят все улицы и дома.

Збураторул , т. е. крылатый. Согласно поверью это привидение - очень красивый юноша, который проникает ночью к девушкам, в особенности к новобрачным, и в течение всей ночи бесчестит их запрещенной любовью, и хотя другие не спят, не могут видеть его. Однако мы слышали, что некоторые мужья, коих Титан сотворил из более крепкого материала, схватывали такого рода крылатых богов и, увидев, что они являются существами, состоящими из плоти и крови, задавали им взбучку, какой они заслуживали.

Мязэ-ноптя , т. е. полночь. Рассказывают, что это привидение бродит от захода солнца до полуночи по перекресткам двух или трех дорог, принимая вид различных живых существ, а затем исчезает.

Стрига - происходит от греческого слова striglh и обозначает то же самое, что у римлян, а в настоящее время и у молдаван,- колдунья, старуха, которая с дьявольскими ухищрениями убивает новорожденных младенцев неуловимым способом; это суеверие особенно распространено в Трансильвании. Говорят, что когда стрига нападает, то в колыбели находят задушенных младенцев, хотя до этого они были здоровехоньки. Если возникает подозрение, что это сделала какая-нибудь старуха, то ее вяжут по рукам и ногам и бросают в реку. Если она утонет, то считается невиновной. Если же выплывает, то считается уличенной и без всякого дальнейшего расследования ее живьем сжигают на костре, несмотря на то, что старуха до самого последнего вздоха напрасно вопит о своей невиновности.

Триколич , то же самое, что у французов Loup garou (Волк-оборотень (франц.) ). Согласно поверью, он может чудесным образом превращать людей в волков и других кровожадных зверей и так изменять их природу, что те сами нападают на людей и стада и пожирают их.

Легатура . Это род волшебства, при помощи которого, как говорят, можно воспрепятствовать жениху выполнять свой супружеский долг. Считается также, что при помощи этого волшебства можно заставить волков и других диких животных не наносить ущерба стадам овец и быков.

Дислегатура . Освобождение от вышеупомянутого волшебства при браке, которое можно получить, по поверьям, при помощи другого, более сильного чудодейственного средства.

Фармек . Род заклинания, которое бытует у деревенских жителей. По их верованиям, благодаря этому заклинанию женщины могут приворожить тех, кто им нравится, или свести с ума тех, кто им ненавистен.

Дескынтек .Это другого рода заклинание, при помощи которого, как полагают, можно излечить все болезни, если они не смертельны. Кстати, я сам видел у себя на родине нечто подобное. У начальника комнатных слуг блаженной памяти моего родителя была породистая лошадь, которую в поле ужалила змея; она так распухла, что, казалось, не оставалось никакой надежды на спасение. Была позвана старуха-заклинательница, которая велела хозяину лошади найти колодец и принести оттуда как можно скорее воду, да чтоб никто ее не пробовал. Когда же он захотел послать слугу, чтобы тот принес воду, старуха сказала, что он сам должен принести воду, если хочет спасти своего коня. В конце концов молодой хозяин послушался и принес старухе большой сосуд воды. Совершив заговор над этой водой при помощи каких-то заклинаний, она велела молодому хозяину выпить ее всю. Хотя и с трудом, он выполнил этот приказ, так как принес немалый сосуд воды. Выпивши, увидел, что его конь, лежавший распростертым на земле недалеко от него при последнем издыхании, пришел в себя, а он сам распух и его схватили непереносимые боли. Когда же старуха повторила свои заклинания, конь в течение четверти часа полностью выздоровел, а молодой хозяин вырвал всю воду, причем не осталось и следа от болезненных ощущений.

Мы знаем другой случай, когда старуха вылечила от парши за несколько дней целую конюшню лошадей при помощи заговоров над шерстью лошадей, хотя сама находилась на расстоянии трех дней пути от места, где стояли лошади.

Вержелат - род гадания. В ночь под первое января молдаване раскладывают прутья и стараются отгадать счастливые и несчастливые события, которые должны произойти с ними в течение всего года. Для этой же цели употребляются липа, бобы и черепки, которые раскладываются в определенном порядке.

О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ

Высшее попечение о молдавской церкви с внешней стороны проявляет сам господарь, со рвением и прилежанием заботится, чтобы поступки и проповеди духовных лиц соответствовали основным принципам православной веры, чтобы ни один из ее членов не отклонялся от пути истинного, чтобы не таил в себе волчье сердце под овечьей шкурой, чтобы пастырь блюл свое стадо и не подавал худых примеров.

Попечение же о душе с внутренней стороны, т.е. о направлении ее в небесные чертоги, принадлежит митрополиту, который как верный пастырь и неустанный раб господа своего навещает подчиненные ему храмы, посвящает епископов, хотя и не сведущих в науках, но исполненных святого духа, и не упускает ничего из того, что может способствовать духовной пище и спасению его паствы. Но так как с увеличением числа жителей Молдавии этот труд стал не под силу одному человеку, то для облегчения его были учреждены три епископии: в Романе, Радауцах и Хуше. Из них радауцкий и хушский носят сан епископов, в то время как романский является архиепископом и ему предоставлено право носить митру во время литургии. Над двумя другими епископами он не имеет никакой власти и является высшим только по порядку.

Молдавский митрополит получал хиротонию (Рукоположение (греч.) ) от Константинопольского патриарха со времени основания митрополии и до Флорентийского собора. На этом соборе митрополит, человек простой и малосведущий в священном писании, принял обещанную ему честь седьмого митрополичьего престола и другие почести, предложенные папой, и, хотя бывшие с ним послы Александра Доброго, молдавского господаря, противились лицемерным и лукавым решениям собора, подписал их, но после окончания собора не осмелился вернуться в Молдавию. Тогда архиепископ Эфесский Марк поставил митрополитом Молдавии своего архидьякона, родом болгарина, человека известного своим благочестием и крепостью в вере, и так как Константинопольский патриарх перешел во враждебный лагерь, то повелел ему получать подтверждение своей власти у Охридского патриарха. Таким образом, с этого времени и до начала прошлого столетия митрополиты Молдавии обыкновенно получали благословение из рук Охридского патриарха.

Когда же Василий Албанец получил верховную власть и принялся устроить Молдавское государство, пришедшее в упадок частью из-за нерадения его предшественников, частью из-за внутренних междоусобиц, тогда Константинопольский патриарх Парфений вручил ему послание следующего содержания: «Твоему величеству известно, что молдавская церковь в старину была подчинена восточной церкви, как истинной и доброй матери всех христиан, и что ее митрополит, как и все остальные, получал благословение от Вселенского Константинопольского престола. Это положение оставалось в течение нескольких веков без изменения, пока в правление Иоанна Палеолога лжепатриарх Митрофан подписал решения Флорентийского собора и тем самым поставил под сомнение первую Вселенскую Константинопольскую церковь перед лицом всех приверженцев православной веры. Когда же после этих беспорядков были устранены орудия и творцы этой скверны, а святая божья церковь, как непорочная христова невеста, была восстановлена в своем прежнем блеске и спокойствии и был устранен всякий повод к враждебным домыслам, казалось совершенно вредным и несоответствующим положению вещей, что молдавская церковь, которая раньше всегда считалась одной из избраннейших и выдающихся членов Вселенской церкви, получает благословение на рукоположение не от высшего престола, а от низшего. Поэтому наше смиренство и весь святой собор всеподданнейше просит у твоего величества, чтобы ты вернул избраннейшего члена церкви обратно к престолу, более его достойному, и повелел, чтобы молдаво-влахский митрополит (ибо так греки называют Молдавию) просил себе благословение, как раньше было установлено, у нашего Вселенского патриаршего престола. Это послужит во славу божию и воздаст хвалу матери нашей Вселенской церкви» . Василий, убежденный этим посланием патриарха и собора, повелел, чтобы с этого времени митрополит Молдавии получал благословение от Константинопольского престола, каковое решение было подтверждено на поместном соборе в Яссах при том же господаре. Этот собор был созван с согласия и подписа всех патриархов, в том числе и Охридского, для борьбы против иконоборцев и других еретических учений того времени.

Однако молдавскому митрополиту оказывается особый почет в восточной церкви, чего не оказывается другим. Хотя он не носит имени патриарха, однако не подчиняется ни одному из них. Хотя он и получает благословение от Константинопольского патриарха, однако не может быть им избран или отстранен. Он не обязан ожидать от великой Константинопольской церкви yhjon (Голосования (греч.) ), что обязаны получать все другие митрополиты. По избрании и получении одобрения господаря три молдавских епископа совершают рукоположение и письменно уведомляют патриарха, что такой-то муж, смиренный, богобоязненный и ученый, был избран с помощью святого духа, но не по другим побуждениям, зависящим от человеческого хотения. То же самое делает господарь в особом послании к патриарху, в котором просит утвердить вновь избранного митрополита своим благословением в этой должности. Патриарх ни в коем случае не может отказать и должен поступить по желанию господаря. Кроме того, митрополит совершенно свободен от дани патриарху, которую платят все остальные митрополиты в качестве koinotitoV kai bohqeiaV (Общая и дополнительная дань (греч.) (Прим перев.) ) Никакой закон не обязывает его отчитываться перед патриархом о делах молдавской церкви, уже совершившихся или которые должны совершиться. Он пользуется той же независимостью в своем церковном округе, что и Охридский в своем.

Хотя митрополит занимает столь почетное место, однако он не может утверждать ни одного из своих епископов или лишать их сана. Одному только господарю принадлежит власть избирать и утверждать епископов в зависимости от их образа жизни и учености, разбирать причины, по которым их следует отрешить, и принимать соответствующие решения, ибо попечение обо всем этом сохраняет за собой господарь, и только рукоположение их по апостольским правилам оставлено за митрополитом. С другой стороны, хотя господарь самодержавно правит всеми своими подданными, в церковных делах он не может ничего изменять, добавлять или убавлять без согласия митрополита. Впрочем, эти правила продиктованы только для благочестивых господарей. Потому что, будь он даже отступник от веры, его не ограничивает никакой закон. Даже в уголовных делах, когда господарь приговаривает кого-либо к смерти, у митрополита есть обязанность подтвердить или исправить на суде решение господаря согласно законам, чему последний повинуется как христианин и приверженец справедливости.

Епископы выполняют обязанность в своих епархиях свободно, утверждают подчиненных им священников, и если последние совершают какие-либо проступки, то без всякого препятствия с чьей бы то ни было стороны лишают их права священства, но не вправе утверждать или отрешать настоятелей монастырей и архимандритов, так как они подлежат только княжескому суду. За малые проступки каждый получает наказание от своего непосредственного начальника: дьяконы - от священников, священники - от протопопов, иеромонахи и монахи- от своих настоятелей или архимандритов, протопопы, настоятели и архимандриты - от своих епископов, епископы - от митрополита, митрополит- от господаря; господарь получает наказание от своей совести и бога, который подчас использует султана как орудие исправления или наказания господаря. За более тяжкие преступления, которые должны быть искуплены смертью или же лишением священного сана, подлежат суду епископов только простые священники, иеромонахи и монахи. Настоятели же монастырей, архимандриты и епископы могут быть наказаны только господарем. Однако у епископа есть одна обязанность: если кто-либо из духовенства, кого господарь изъял из своего духовного суда, совершит что-либо противное церковным правилам или оскорбляющее их, то он представляет это дело письменно митрополиту, который на основании донесения епископа делает представление господарю.

Митрополит получает от каждого священника своей епархии ежегодно дань в двести аспров, а также по лисьей или куньей шкурке и ничего, кроме этого, потребовать не может. Также не имеет никаких доходов от епископов, кроме случаев, когда они сами, по собственному желанию, подарят ему что-нибудь. Такие же доходы собирают епископы в своих епархиях.

О МОНАСТЫРЯХ МОЛДАВИИ

Все монастыри Молдавии устроены одинаково и следуют правилам, предписанным для монахов святым Василием. Больших монастырей, во главе которых стоят архимандриты, немного, всего четыре. Малых же, которые подчиняются настоятелям, насчитывается более двухсот, кроме почти такого же количества скитов, которыми владеют монастыри в различных местах. Монастыри разделяются на преклоненные (ajieromena ), и непреклоненные (eleuqera ), принесенные в дар и свободные. Принесенные в дар посвящены Иерусалиму или горе Синай, или Святой горе.

Ибо в Молдавии вошло в обычай, по которому если какой-либо господарь или боярин пожелает основать монастырь, то он должен все свое имущество разделить поровну между монастырем и своими детьми и должен оставить монастырю столько, сколько оставляет каждому из сыновей. Если же у него есть опасение, что после его смерти монастырь разорится или придет в упадок, то он посвящает этот монастырь какому-нибудь большому монастырю, находящемуся в местах, о которых мы говорили выше. В этом случае архимандриты больших монастырей берут на себя обязательство наблюдать за даримым монастырем и иметь попечение, чтобы монахи находились там постоянно, в течение всей жизни, и блюли добрые нравы. За это основанному монастырю оставляется из его доходов только то, что необходимо для содержания братии, а все остальное собирается для: нужд больших монастырей и ежегодно отправляется туда.

В свободных же монастырях братия пашет, сеет, жнет для себя и в часы, свободные от церковных служб, посвящает себя работе на монастырь по предписанию настоятеля, обрабатывает виноградники, огороды и сады, а полученные от этого доходы обращает на нужды своего монастыря.

Все монастыри ежегодно платят подать господарю в зависимости от состояния их владений; митрополиту же и епископам ничего не обязаны платить.

Все монахи настолько связаны правилами Василия Великого, что готовы сто раз умереть, чем положить себе в рот маленький кусочек мяса, даже по предписанию врача. Они не выходят из стен монастыря, кроме случаев, когда их посылает настоятель или если получат разрешение на определенное число дней или часов. Заведование хозяйством поручается старым монахам, которые своей безупречной жизнью и нравом заслужили полное доверие настоятеля. Кроме этого, нельзя не похвалить то гостеприимство, какое наблюдается во всех молдавских монастырях. Ибо какой бы гость туда ни пришел, будь то православный или иудей, турок или армянин, его не только радушно примут, но должны будут безропотно кормить и содержать по возможностям монастыря с приличной умеренностью, даже если он захочет оставаться там целый год со всеми своими спутниками и волами, сколько бы их ни было.

О МОЛДАВСКОМ ЯЗЫКЕ

О происхождении молдавского языка у писателей существуют различные мнения. Большинство считает его исковерканным латинским языком без какой-либо примеси других языков. Есть и такие, которые считают, что он происходит от итальянского. Мы изложим доказательства тех и других, дабы нагляднее показать читателю истинное положение вещей.

Те, кто признает латинский язык подлинной и родной матерью молдавского, опирается главным образом на следующие доказательства. Во-первых, римские поселенцы были переведены в Дакию задолго до того, как римская речь в Италии была испорчена вследствие нашествий готов и вандалов. Ведь ни один же историк не упоминает, что эти римские поселенцы возвращались в Лациум во время господства варваров. Следовательно, жители Дакии не могли испортить свой язык примесью другого языка, коего еще не существовало. Во-вторых, молдаване никогда не называли себя итальянцами, каковое название в последующие времена очень широко распространилось в Италии вместо названия «римляне», но всегда удерживали наименование «римляне», которое в те времена, когда Рим главенствовал над всем миром, было общим для жителей Италии. Не противоречит этому и то, что соседи венгры и поляки называют молдаван влахами, каковым именем они называют также и жителей Италии. Мы предпочли бы поверить, что соседние народы переняли это название от молдаван, как народа им более знакомого, чем наоборот - от итальянцев к молдаванам. Третьим и самым серьезным доказательством в защиту этого мнения является то, что в молдавском языке до сих пор сохранилось много латинских слов, которых в итальянском языке не существует. И, в свою очередь, существительные и глаголы, заимствованные итальянским языком от готов, вандалов и лонгобардов, не встречаются в молдавском языке. Поясним это на нескольких примерах:

Латинское через итальянский на молдавском

incipio communico ынчеп
albus bianco алб
civilas citta четате
dominus signore домн
mensa tavola масэ
verbum parola ворбэ
caput testa кап
venatio caccia вынат

(Начинать, белый, крепость, господин, стол, слово, голова, добыча (молд.) )

Те же, кто тщится произвести молдавский язык от итальянского, делают такие возражения:

1. В нем имеются вспомогательные глаголы: ам, ай, аре.

2. Именные артикли.

3. Имеются чисто итальянские слова, как шкьоп, итал. sciopo - хромой; черк, итал. сегсо - ищу, которые совершенно неизвестны в латинском языке, а потому не могут быть произведены ни от какого иного языка, как только от итальянского.

На это защитники первого мнения отвечают:

1. Действительно, молдаване употребляют вспомогательные глаголы, но они являются не итальянскими, а их собственными.

2. То же положение и с именным артиклем, ибо ни в каких частях речи молдавский язык так не отличается от итальянского, как в этой. Итальянский язык ставит артикль перед именем существительным, молдавский же - после, как, например: итал. l"huomo, la moglie; по-молдавски омул, муеря. Итальянский язык имеет один артикль мужского рода единственного числа il, во множественном gli или i, в женском роде единственного числа lа, во множественном lе. Молдавский же язык имеет в единственном числе мужского рода два артикля ул и ле, из которых один прибавляется к именам, оканчивающимся на согласную, другой - к именам, оканчивающимся на гласную, как, например: омул - человек, калул - лошадь, скаунул - стул, васул - сосуд, шерпеле - змея, кынеле - собака и тому подобное. Во множественном числе для имен одушевленных добавляется артикль ий , как, например: каий, оамений; для неодушевленных же прибавляется артикль женского рода еле , как, например: скаунеле, васеле и т. п. Для женского рода у молдаван также есть два артикля: е и а , как, например: муере, гаина - женщина, курица; имена, оканчивающиеся на е , во множественном числе получают окончание иле , как, например: муере - муериле; те же, которые оканчиваются на а , во множественном числе имеют еле , как, например: гаина - гаинеле.

3. Наконец, можно думать, и это предположение не будет неправдоподобным, что те слова, которые более схожи с итальянским, чем с древней римской речью, просочились в наш язык благодаря длительным торговым связям молдаван с генуэзцами в те времена, когда последние владели побережьем Черного моря. Ведь подобным же образом начало проскальзывать в речь молдаван много слов, когда у них начались частые торговые сношения с греками, турками и поляками.

Так, например, от греков перешли:

(Наказание, имущество, обогащение, проклятие, просфора, дорога, зависть (молд.) )

Изложив доводы той и другой стороны, мы не берем на себя смелость решить, какие из них ближе к истине, опасаясь, что любовь к родине помешает нам и скроет от наших взоров то, что для посторонних кажется очевидным. Таким образом, оставляем это на усмотрение благосклонного читателя. Добавим только единственное высказывание Каватия: «Удивительно, - говорит он, - что язык молдаван и валахов содержит больше латинских слов, чем итальянский, несмотря на то, что итальянцы живут там же, где некогда проживали римляне. Но, с другой стороны, это не так уж удивительно, ибо итальянцы образовали свой язык гораздо позже».

Однако необходимо отметить то обстоятельство, что в молдавском языке сохранилось несколько слов, которые неизвестны ни латинскому языку, ни другим языкам соседних народов и о которых мы думаем, и возможно не без основания, что они сохранились от древнего языка даков, ибо ничто не препятствует нам утверждать, что римские поселенцы в Дакии или использовали даков в качестве рабов, или даже брали себе в жены женщин из этого народа, когда кто-либо лишался своей жены; благодаря этому обстоятельству в их речь легко могли проникать некоторые местные слова. Таковыми словами являются: стежар - дуб, падуре - лес, хелестеу - пруд, кэраре - тропинка, грэеск - говорю, привеск - смотрю, немереск - попадаю куда-нибудь.

Кроме того, в молдавском языке, как почти во всех языках, существуют различные наречия. Самая чистая речь отмечается в центре Молдавии, в окружности Ясс, так как жители этого округа в большинстве более образованны ввиду постоянного пребывания там княжеского двора. Те же, кто живет у Тираса, примешивают к своей речи много польских слов, называя польскими словами домашнюю утварь, которой им приходится пользоваться в доме, так что другие молдаване с трудом понимают их. Те, кто проживает в Альпах, поблизости к Трансильвании, часто употребляют венгерские слова. Жители округа Фалчиу уснащают молдавскую речь татарскими словами, жители Галаца - греческими и турецкими.

Особое произношение также у молдавских женщин, отличающееся от мужского, ибо они изменяют слоги би и ви на ги , как, например: бине (хорошо) - гине; вие (виноградник) - гие; пи меняют на ки , пизмэ (зависть) - кизмэ; пиатра (камень) - киатра. Начальное ин превращают в нг , так что другим трудно произнести, как, например: мие (мне) - нгие и т. п. Если кто из мужчин привык к этому произношению, то он с трудом может освободиться от него, и, как суслик своим писком, выдает себя своим произношением. Говорят, что он слишком долго пробыл у юбки своей матери, поэтому таких мужчин презрительно называют фичор де бабэ, т. е. маменькин сынок.

У жителей Валахии и Трансильвании один общий язык с молдаванами, однако произношение более грубое, как, например: джюр валах произносит жур, т. е. клянусь, как польское z или французское j; думнедзеу, т. е. бог - валаш. думнезеу; акму (теперь) - валаш. акума; ачела (этот) - валаш. ахела. Валахи употребляют некоторые слова, молдаванам не известные, которые, однако, в письме опускают, и во всем следуют по стопам молдаван в отношении языка и правописания и этим самым признают, что молдавский язык чище, чем их, хотя открыто заявить об этом их удерживает недоброжелательство, существующее между молдаванами и валахами.

Гораздо более исковеркан язык у куцевлахов, которые живут в Румелии на границе с Македонией. Достойно удивления, что они мешают свой родной язык с греческим и албанским до такой степени, что иногда вставляют в молдавскую речь отрывки из чисто греческого, а иногда - из чисто албанского языка, однако всюду удерживают молдавские окончания в существительных и глаголах. При таком смешанном языке они понимают друг друга, но ни грек, ни албанец, ни молдаванин не могут вполне понять речь куцевлаха. Когда же, однако, соберутся все трое вместе и станут слушать разговор куцевлаха, то могут понять, что он хочет сказать, только если каждый из них переведет другому отрывки из своего языка.

О МОЛДАВСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

До Флорентийского собора молдаване пользовались латинскими буквами по примеру других народов, которые, имея в основе римскую речь, исказили ее. Но после того как на этом соборе молдавский митрополит перешел на сторону латинян, о чем мы говорили выше, его преемник по имени Феоктист, дьякон Марка Эфесского, родом болгарин, посоветовал Александру Доброму изгнать из своего княжества не только людей инакомыслящих в вопросах веры, но и латинский алфавит заменить славянским, дабы окончательно искоренить в молдавской церкви латинскую закваску и отнять у молодого поколения случай к чтению латинских софизмов. Из-за этого излишнего и неуместного рвения он стал первым, кто увековечил необразованность , в которой Молдавия пребывает и по сей день. Ввиду того, что славянских букв было недостаточно для произнесения всех слов, которые молдавский язык частью получил из латинского в искаженном виде, частью заимствовал из языков соседних народов, нужно было придумать несколько новых букв, в силу чего впоследствии в молдавском языке оказалось такое большое число букв, какового нет ни в одном другом европейском языке, ибо в настоящее время в нем насчитывается сорок семь вместе с орфографическими знаками и значками.

(Титла ставится над сокращенным словом. (Прим, автора)

Заглавные молдавские буквы такие же, как и в греческом и славянском алфавитах, ибо молдаване употребляют и те и другие. Те буквы, которые мы показали теперь читателю, начали употребляться в частных письмах и в гражданских актах после удаления латинских букв из алфавита. В церковных же книгах, в переписке господарей, в актах казначейства и в грамотах, которые исходят от княжеского двора, употребляются в течение двух столетий только буквы, взятые из славянского языка. Поэтому сыновья благородных не изучают других языков, кроме славянского, на котором не могут быть усвоены другие науки. Когда они научатся читать и писать, им предлагается выучить наизусть молитвы восточной церкви, октоих и псалтырь. По окончании этого им дается толкование Евангелия, деяний апостолов и Пятикнижие и редко остальные книги Ветхого завета, чтобы они могли, по крайней мере, понимать содержание библии. Тому же самому обучаются дочери бояр, чтобы лучше писать и читать на местном языке.

Редко попадаются люди, которые изучают славянскую грамматику. Это происходит в особенности потому, что грамматика этого языка, составленная Максимом Критским, которого рутяны считают своим наставником в церковных делах, и изданная только один раз в Москве, в настоящее время встречается очень редко.

В прошлом столетии, в правление Василия Албанца, когда Молдавия была снова возвращена под власть Вселенского греческого патриарха, она начала пробуждаться и мало-помалу выходить на свет из глубокого мрака невежества, окутывающего ее. Ибо первой заботой этого господаря было основание в Яссах греческой школы. Было отдано распоряжение принимать во все большие монастыри греческих монахов для обучения юношей из благородных семей греческому письму и наукам. Им же было установлено, чтобы в честь патриаршей греческой церкви в кафедральном соборе был составлен второй хор из греческих певчих и чтобы во время литургии половина богослужения пелась на греческом и половина на славянском; это наблюдается и в настоящее время. Этот же господарь завел греческую и молдавскую типографию и приказал там печатать богослужебные книги и гражданские законы. Благодаря этому читались на родном языке сначала евангелие и деяния апостолов, а потом вся литургия. Несколько десятилетий спустя Шербан Кантакузин, господарь Валахии, подражая благочестивому начинанию Василия, основал в своем государстве типографии и школы на греческом и местном языках.

Наконец, в конце прошлого столетия некоторые молдаване начали учиться латинскому языку и наукам . В этом достойном похвалы деле превзошел всех некий Мирон Логофет, обстоятельный молдавский историк, который послал своих сыновей в Польшу, чтобы обучить их там латинской речи и светским наукам. Затем Дука , господарь Молдавии, призвал для обучения своих сыновей молодого мужа Иоанна Папия (который впоследствии в Москве принял имя Комнена и достиг сана митрополита в Дристе) и иеромонаха Чигала. Впоследствии и наш родитель Константин Кантемир призвал в Молдавию ученейшего иеромонаха Еремию Какавела, родом с острова Крит, и поручил ему обучение своих сыновей и детей других бояр. С этого времени многие молдаване начали заниматься греческой, итальянской и латинской науками.

История [ | ]

Монастырь на р. Реут у села Бутучаны

В отличие от других народов [ ] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны ». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось подчинения молдавских племен различным тюркским государствам (Гунны, авары, болгары, Золотая Орда). В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) . Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ) , адвентисты-реформисты , лютеране , Новоапостольская Церковь , Армия Спасения , Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов , бахаи , мунитов , виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ МОНАСТЫРИ МОЛДОВЫ. НАВСТРЕЧУ СВЕТУ

    ✪ Причины распада семьи (Молдова, г. Кишинёв. XII Всемирный Конгресс семей, 2018.09.14) - Осипов А.И.

Субтитры

История

В отличие от других народов [ ] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны ». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) . Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ) , адвентисты-реформисты , лютеране , Новоапостольская Церковь , Армия Спасения , Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов , бахаи , мунитов , виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим. .

Русская и Румынская православные церкви