Святой николай - православный мир празднует его рождество. Крампус — темный спутник Святого Николая

Святой николай - православный мир празднует его рождество. Крампус — темный спутник Святого Николая
Святой николай - православный мир празднует его рождество. Крампус — темный спутник Святого Николая

November 14th, 2014 , 01:07 pm

Николаус, Кнехт Рупрехт, Кристкинд, Крампус, Ганс Трапп, Чёрный Петер, фрау Холле, Бефа́на...
Хочу рассказать о персонажах, которые присутствуют в рождественских и новогодних историях прежде всего в немецком фольклоре.

Knecht Ruprecht — Кнехт Рупрехт спутник и помощник Святого Николая или Николауса (St.Nikolaus). Рупрехт впервые появляется в письменных источниках в XVII веке — как одна из фигур во время рождественского шествия в Нюрнберге.


Страница из книги: Robert Reinick"s Märchen-, Lieder- und Geschichtenbuch, издание 1896 года.
Библиотека HHU Düsseldorf

Это иллюстрация к стихотворению Роберта Райника "Рождественская процессия". Я отыскала её в библиотеке в более раннем издании Deutscher Jugendkalender 1849 года. Календарь оформлен дрезденскими художниками. Ниже вариант, опубликованный в 1849 году из библиотеки HHU Düsseldorf.
Приведу текст стихотворения полностью, с частичным переводом.
Robert Reinick (1805-1852)

Bald kommt die liebe Weihnachtszeit,
vorauf die ganze Welt sich freut;
das Land, so weit man sehen kann,
sein Winterkleid hat angetan.
Schlaf überall; es hat die Nacht
die laute Welt zur Ruh gebracht -
kein Sternenlicht, kein grünes Reis,
der Himmel schwarz, die Erde weiß.

Da blinkt von fern ein heller Schein -
was mag das für ein Schimmer sein?
Weit übers Feld zieht es daher,
als ob"s ein Kranz von Lichtern wär",
und näher rückt es hin zur Stadt,
obgleich verschneit ist jeder Pfad.

Ei seht, ei seht! Es kommt heran!
Oh, schauet doch den Aufzug an!
zu Roß ein wunderlicher Mann
mit langem Bart und spitzem Hute,
in seinen Händen Sack und Rute.
Sein Gaul hat gar ein bunt Geschirr,
von Schellen dran ein blank Gewirr;
am Kopf des Gauls, statt Federzier,
ein Tannenbaum voll Lichter hier;
der Schnee erglänzt in ihrem Schein,
als wär"s ein Meer von Edelstein. -


Wer aber hält den Tannenzweig?
Ein Knabe, schön und wonnereich;
"s ist nicht ein Kind von unsrer Art,
hat Flügel an dem Rücken zart. -
Das kann fürwahr nichts andres sein,
als wie vom Himmel ein Engelein!
Nun sagt mir, Kinder, was bedeut"t
ein solcher Zug in solcher Zeit? -

Was das bedeut"t? Ei, seht doch an,
da frag ich grad beim Rechten an!
Ihr schelmischen Gesichterchen,
ich merk"s ihr kennt die Lichterchen,
kennt schon den Mann mit spitzem Hute,
kennt auch den Baum, den Sack, die Rute.

Der alte bärt"ge Ruprecht hier,
er pocht" schon oft an eure Tür;
droht" mit der Rute bösen Buben;
warf Nüss" und Äpfel in die Stuben
für Kinder, die da gut gesinnt. -
Doch kennt ihr auch das Kimmelskind?
Oft bracht" es ohne euer Wissen,
wenn ihr nocht schlieft in weichen Kissen,
den Weihnachtsbaum zu euch ins Haus,
putzt" wunderherrlich ihn heraus;
Geschenke hing es bunt daran
und steckt" die vielen Lichter an;
flog himmelwärts und schaute wieder
von dort auf euren Jubel nieder.


so überreich an Lust und Freud"!
Hör doch der Kinder Wünsche an
und komme bald, recht bald heran,
und schick uns doch, wir bitten sehr,
mit vollem Sack den Ruprecht her.
Wir fürchten seine Rute nicht,
wir taten allzeit unsre Pflicht.
Drum schick uns auch den Engel gleich
mit seinem Baum, an Gaben reich.
O Weihnachtszeit, du schöne Zeit,
worauf die ganze Welt sich freut!

Смотрите, смотрите! Они приближаются.
О, посмотрите на эту процессию.
На лошади удивительный человек
С длинной бородой и в остроконечной шляпе.
В его руках мешок и розги.
Его лошадь имеет пёструю упряжь
Из спутанных звенящих колокольчиков,
Голова коня украшена перьями.
Здесь же сверкающая огнями рождественская ель.
Снег сияет вокруг,
Как драгоценные морские камни.

Кто же держит елку?
Красивый мальчик, исполненный блаженства,
Это не просто ребёнок (человеческое дитя),
У него на спине лёгкие крылья.
Это действительно не может быть ничем иным,
Это маленький ангел с небес.
А теперь скажите-ка, детки,
Что это за процессия?

Старый бородатый Рупрехт* здесь,
Он стучится в вашу дверь,
Грозит непослушным мальчишкам хворостиной
И подбрасывает орехи и яблоки
В комнату детям, которые хорошо себя ведут.
Узнаёте этого ребёнка? (Kimmelskind скорее всего Himmelskind -дитя небес)
Он часто появлялся рядом без вашего ведома,
Когда вы спали на мягких подушках.
Он украсит Рождественскую ель в доме,
Развесит подарки и зажжет много-много свечей.
А затем с высоты небес будет
смотреть, как вы радуетесь там внизу...

Порой трудно догадаться, кто именно нарисован на картинке, сам Святой Николай или его помощник. Кнехт Рупрехт обычно изображается с длинной белой бородой, мешком и посохом. Его одежду часто украшают маленькие колокольчики или бубенчики, иногда одежда оторочена мехом. Он раздает конфеты, фрукты и орехи детям, которые хорошо себя вели и прилежно читали молитвы. Рупрехт в немецком фольклоре сопровождает Святого Николая во время рождественского шествия. Скорее всего, Святой Николай и ​​Рупрехт отражают социальную структуру общества, два класса, дворян и крестьян. Нет никакой разницы между этими персонажами, есть социальное неравенство, имущественное расслоение общества. И вот богато расшитая золотом епископская мантия и роскошная митра на глазах превращаются в длиннополые одежды с колокольчиками и видавшую виды остроконечную шапку. (The combination of St Nicholas and Ruprecht represent the two classes of Germany society, the nobleman and the peasant)

открытки начала 20 века

Как строго грозит пальцем, а уж хулиганам и вовсе несдобровать.

St.Nikolaus-fest. Nach dem Gemälde von C. Cap. Художник Constant-Aimé-Marie Cap (1842-1915). "День Святого Николая" 1888 год. Голландская семья у камина, над которым написано: Oost west, thuis best (Восток-Запад, а дома лучше.По смыслу соответствует поговорке: В гостях хорошо, а дома лучше!).
Все картинки увеличиваются по щелчку мыши. Иллюстрация из библиотеки HHU Düsseldorf.

Seid ihr fromme Kinder gewesen? Verdient ihr Nüsse oder den Besen
Художник Karl Kronberger (1841-1921), около 1880 г.

А здесь дом победнее, на пороге суровый Рупрехт...с подарками)
В Allgemeine Zeitung эта картинка была опубликована в 1875 году, но скорее всего появилась она раньше. Knecht Ruprecht Oskar Plesch Holzstich

1852 Deutscher Jugendkalender из библиотеки HHU Düsseldorf.

"Das Niklasfest", Original-Holzstich von 1881. Karl Jauslin (1842 - 1904) war ein Schweizer Maler und Illustrator. Источник: ebay.
К этой иллюстрации есть другая датировка: Holzstiches aus dem Jahre 1876.

В Германии Николаусу (St.Nikolaus) помогает Christkind - мальчик или девочка с крыльями и без. У католиков 6 декабря к детям приходил Николаус, а у протестантов — Кристкинд 25 декабря. Лишь в XX веке "протестантский" Кристкинд стал традиционным и у католиков. В отличие от других помощников Николауса, Christkind никогда не наказывает непослушных детей.
Подарки Святого Николая. Front cover of a picture album depicting St. Nicholas late 19th century Bridgeman Education
St.Nikolaus und Christkind- Antoine Garcia Mencia (Italian,1852-1918)

Heiliger Abend: von Hans Weisshaar um 1895.

Weihnachten. Christnacht oder die geweihte Nacht .
Christkind раздаёт подарки на Рождество. Я разыскала эти иллюстрации в библиотеке HHU.
Düsseldorfer Jugend-Album 1856 "Christkind" Художник Theodor Mintrop (1814 - 1870 Düsseldorf).
Düsseldorfer Jugend-Album 1857 "Traum in der Christnacht" Художник W. Sohn (Johann August Wilhelm Sohn 1830 - 1899)

В статье DIE WELT "Knecht Ruprecht, der Mann aus Sachsen-Anhalt" от 05.12.09 рассказывается такая версия:
Cогласно истории, записанной братьями Гримм в начале 19-го века, давным-давно, около тысячи лет назад, жил в местечке Cölbigk (в Саксонии) священник по имени Руперт или Рупрехт (Rupert oder Ruprecht). Будучи очень благочестивым человеком, он не мог не возмутиться ярмарочными танцами, устроенными в канун Рождества 1021 года прямо рядом с погостом у церкви, где он служил мессу. Священник призвал было гуляк к тишине, но они не прислушались к его просьбе. В сердцах пожелал расстроенный Рупхерт, чтобы безобразники не могли остановить свои танцы в течение целого года. И проклятие сбылось. Они год танцевали на рыночной площади, без еды и питья, под дождём и снегом. Это было ужасно.
Наконец дошли слухи о проклятии до Кельна, где один епископ решил сжалиться над танцорами.
Вероятно это был сам Heilige Magnus (Святой Магн из Фюссена?) отправившийся в путь и давший измученным плясунам отпущение грехов, увы, для двоих прощение пришло слишком поздно. Остальные тотчас заснули и спали без просыпа несколько дней подряд, у некоторых на всю жизнь остались конвульсивные подёргивания (вроде пляски Святого Витта). И всё-таки получила вся эта история хороший поворот. Потому что разнеслась повсюду весть о чуде спасения людей в доселе никому не известной деревеньке, и туда хлынули толпы паломников.
Монастырь и церковь больше не существуют. Церковь долгое время использовалась в качестве конюшни. В семидесятые годы это здание так обветшало, что было принято решение его взорвать.
Люди в Ильберштедте (Ilberstedt), одной из частей которого является местечко Cölbigk, до сих пор утверждают, что священник Рупрехт и есть настоящий Кнехт Рупрехт. Он получил в народе прозвище Heele-Christ.
картинка из статьи DIE WELT, где приведены другие имена Кнехта Рупрехта,
в том числе Krampus . и Hans Trapp

Понравилась картинка, пешком да по морозу:
Nikolaus und Knecht Ruprecht auf einer Darstellung von 1905 (из сети)

Krampus . Легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца. Например, судетские немцы даже называли его «Hörnernickel» — рогатый Николай. Крампус выглядит, как чёрт, сатир (фавн, пан), с хвостом, рогами и длинным красным языком. Одна нога у него, как у человека, но с длинными звериными когтями, а другая нога заканчивается раздвоенным копытом. Несмотря на многочисленные запреты (особенно во времена инквизиции), его продолжали изображать на картинках, а непослушных детишек 6 декабря, согласно доброй старой традиции, пугали рогатые ряженые, звенящие цепями и размахивающие розгами или хлыстом.

Krampus-Postkarte около 1900 года.

Первый Крампус.

Hans Trapp Ганс Трапп — легендарная фигура в фольклоре немецкоговорящих регионов Франции — Эльзаса и Лотарингии, спутник и одновременно антипод Святого Николая или Кристкинда.
Жил некогда рыцарь по имени Hans von Trotha (* um 1450 - 1503), который носил воинское звание маршала и почетное звание шевалье d"Or, а также был курфюрстом Пфальца. Даже по сегодняшним меркам Ганс был весьма впечатляющего роста, около двух метров. Получил он много прозвищ: "Hans Trapp", Raubritter- рыцарь-разбойник или рыцарь-призрак, "Черный рыцарь", его имя в Эльзасе использовалось в период празднования дня Святого Николая, чтобы держать детей в страхе. Каждый год под Рождество он возвращается в этот мир и пугает детей, которые плохо себя ведут.
В немецком журнале Der Bazar за 1891 год писали о празднике 6 декабря:
Im Elsaß erscheint zu Weihnachten das Christkindchen selbst, begleitet von Hanstrapp — in Oesterreich Krampus geheißen — der die bösen Buben prügelt.
Появляется в Эльзасе на Рождество Кристкинд в сопровождении Ганса Траппа - в Австрии его называют Крампус- который наказывает плохих мальчиков.

Иллюстрация взята из книги Reinsberg-Düringsfeld, Otto von: "Das festliche Jahr" in Sitten, Gebräuchen und Festen der germanischen Völker Leipzig, 1863 стр.423 Bayerische Staatsbibliothek


Кристкинд с короной из горящих свечей на голове. Подробнее о том, как появился Кристкинд, читайте во второй части.

Zwarte Piet . В Голландии рогатый Крампус уступил своё место чернокожему слуге, которого зовут Чёрный Пит. Кто знает, может это какой-нибудь маленький бестолковый негретёнок из процессии трёх волхвов, потерял своего верблюда, отстал от кортежа и заблудился во времени. Хотя есть мнение, что Zwarte Piet вовсе и не чернокож, просто немножечко запылился-закоптился, как настоящий трубочист, пропихивая подарки в дымоход. Zwarte Piet и Святой Николай. Чёрного Петера в помощниках у Николауса можно увидеть в Польше и Бельгии. В Германии нет такого, в Германии Николауса (который по сути и есть Вайнахтсман Weihnachtsmann или «Рождественский дед») сопровождает Кристкинд.


Кстати, суд Амстердама летом этого года постановил, что герой Рождества, помощник Святого Николая Черный Петер - негативный стереотип, который может оскорбить своим чумазым и комичным видом лиц африканского происхождения, поэтому город не должен допускать его к участию в новогодних празднованиях в 2014 году.

Надо отметить, что перечисление помощников на этом не заканчивается. Есть ещё, к примеру, грязнуля Schmutzli в Немецкой Швейцарии(Deutschschweiz) и Hans Muff в Рейнской области (Rheinland), но они совсем уж редкие гости, многие уж и позабыли об их существовании.
И, конечно, Хольда (Holda ), фрау Холле- в германской мифологии старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим. Южным немцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам, преимущественно чехам и словенцам, она извесна под именем Перхта (Берхта или Берта, нем. Frau Perchta, Pechtrajagen или Pechtrababajagen и даже Bechtra, Bechtrababa). В сказочной интерпретации когда она выбивает перину, на земле идет снег.
С нашей-то бабой Ягой её не сравнить, Яга у нас и зимой, и летом востребована, новогодние праздники и ёлки без её участия представить трудно. Правда, перин она сроду не выбивала и за снег ответственности не несёт, да и вообще, тот ещё подарочек.

Сказочники братья Гримм создали образ доброй Матушки Метелицы, позабыв о подвластных госпоже леденящих вьюгах и буранах, тряхни она перину чуть посильнее и не миновать беды припозднившимся путникам.
Frau Holle, Mother Hulda, ca. 1939 from Johann-Mithlinger-Siedlung

Статья 1874 года из книги "Vollmer"s Wörterbuch der Mythologie aller Welt" Stuttgart: Hoffmann, 1874
Вот здесь можно почитать и проследить за многочисленными именами этой особы вплоть до имени "Die weisse Frau" Белая женщина.:

Происхождение слова bercht отсюда имя Перхта: mittelhochdeutsch bercht bedeutete ‚glänzend‘, ‚leuchtend‘- средневерхненемецкий: «блестящий» , «яркий».
Перхта или Берта или Хольда известна, как добрая, приносящая радость богиня (Freude bringende Göttin), но с другой стороны - и как пугающий детей монстр (...sie tritt als ein fürchterliches, Kinder schreckendes Scheusal auf).
Она появляется на Святки в период между Рождеством и Праздником Крещения Господня (Католическое Богоявление 6 января): in den Zwölften zwischen Weihnachten und Erscheinungsfest. Её можно встретить вплоть до дня называемого Perchtag, Perchtabent (das Fest der Erscheinung Christi- до дня Крещения Господня).

In Baiern heisst Perchtha die wilde oder eiserne Bertha, Frau Bertha mit dem langen Nase oder mit eisernen Nase.- В Баварии Перхту называют дикой или железной Бертой, Фрау Бертой с длинным носом или с железным носом.

Тут вспоминаются Святочные игрища на Руси, песни и пляски ряженых в страшных, гротескных или забавных масках. Языческое эхо откликается в сказках разных народов.

Отрывок из кгиги Reinsberg-Düringsfeld, Otto von: "Das festliche Jahr" in Sitten, Gebräuchen und Festen der germanischen Völker Leipzig, 1863 Bayerische Staatsbibliothek стр. 15
Zitat:
In Niedersachsen ist Frau Holle eine grauköpfige Alte mit langen Zähnen, welche faulen Spinnerinnen in der Neujahrsnacht den Rocken verunreinigt, fleißigen ein Geschenk hinter den Rockenbrief steckt, Kindern sechs neue weiße Hemden bringt und an jedem Neujahrsabend zwischen neun und zehn Uhr mit einem Wagen voll Neujahrsgeschenken durch alle Ortschaften fährt, deren Bewohner sie früher verehrt haben. Klatscht sie mit der Peitsche, was nur die Frommen hören, so kommen diese heraus, um ihre Geschenke zu empfangen.
В Нижней Саксонии, фрау Холле является седой старухой с длинными зубами, которая ленивым пряхам в новогоднюю ночь путает пряжу, а трудолюбивым дарит подарки, детям приносит она 6 новых белых рубах. Каждый новогодний вечер, между 9 и 10, её повозка, полная новогодних подарков, проезжает через все деревни, жители которых поклонялись фрау Холле. Удары её кнута слышат только благочестивые люди, они и получают свои подарки.

Подумала я и решила добавить ещё одну милую даму, совсем родную сестру нашей бабы Яги, но щедрую и любящую детишек.
Befana

Бефа́на (итал. Befana, Befania, искажённое Epifania, «богоявление») мифологический персонаж у итальянцев, ночью с 5 на 6 января в облике старухи летящей на метле разносит подарки детям. Проникет в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладёт в носки угольки.

Мне очень понравилось такое её представление, увы, имени художника не знаю.
La Befana comes at night
In tattered shoes
Dressed in the Roman style
Long live la Befana!!

She brings cinders and coals
To the naughty children
To the good children
She brings sweets and lots of gifts.

Хотелось бы отметить ещё один момент. Это статья в немецком журнале Bazar за 1865 год N48, можно увеличить и почитать.

приведу отрывок и перевод:
Von einer Menge Sitten und Gebräuchen, die eine Reihe von Jahrhunderten hindurch mit dieser Feier verbunden waren, den sogenannten Paradiesspielen, in denen man den Fall Adams darstellte, den Weihnachtsspielen mit der Geburt Christi, der Aufstellung der Krippe in den Kirchen u.s.w., ist bis zur Gegenwart wenig übrig geblieben. Das Auftreten vermummter Personen, die als Christkind, heiliger Nikolaus, Pelzmärtel, Knecht Ruprecht u. a. m. lohnend und strafend umherzogen, unartige Kinder mit Ruthen(Rute) strichen und in den Sack steckten, wurde, weil mancher Muthwille(Mutwille) übel ausschlug, in einzelnen Ländern sogar verboten. In Preussen geschah dies durch königlichen Befehl am 23 Dezember 1739.

От многих обычаев и традиций, которые несколько столетий были связаны с праздником Рождества (так называемые сцены из райской жизни, где представлялось грехопадение Адама, рождественские сцены с младенецем Иисусом, оформление рождественских вертепов в церквях) на сегодняшний день мало что осталось. Отвергалось, даже запрещалось в некоторых странах, появление людей в масках (ряженых ), таких как Кристкинд, Святой Николай, Pelzmärtel, Кнехт Рупрехт, которые одаривают и наказывают, непослушных детей наказывают розгами и запихивают в мешок (корзину, короб ). Запрещались празднества, например, в Пруссии королевским указом от 23 декабря 1739 года.
*Pelzmärtel (Pelz - в переводе: мех, ещё один спутник Николая Чудотворца, получил известность в Южной Германии)

Из сети. Тот самый указ:
Die Weihnachtsverordnung

Am Tag vor Heiligabend 1739 ließ König Friedrich Wilhelm von Preußen, der harte Vater Friedrichs II., folgende Kabinettsorder ergehen:

»Wir vernehmen mißfällig, wie noch bisher der Gebrauch gewesen, daß am Christ-Abend vor Weynachten Kirche gehalten, das Quem pastores gesungen worden, und die Leute mit Cronen oder Masquen von Engel Gabriel, Knecht Rupprecht undsoweiter gegangen, auch dergleichen Ahlfantzereyen mehr getrieben werden. Wenn wir aber solches Unwesen nicht mehr gestattet wissen wollen, so befehlen wir euch (den Superintendenten) hierdurch allergnädigst, den Tag vor Weynachten die sämtlichen Kirchen des Nachmittags schließen zu lassen und überall in eurer Inspektion scharf zu verbieten, daß sowenig die so genandte Christ-Abend oder Christ-Nachts-Predigten weiter gehalten noch das Quem pastores weiter gesungen oder andere dergleichen bisher üblich gewesene Ahlfantzereyeri mehr getrieben werden. Also wofür und daß solches nicht weiter in denen Kirchen geschehe, ihr responsable seyn solle.
Seynd euch in Gnaden gewogen. Gegeben in Berlin, den 23. Dezember 1739.«
Фридрих Вильгельм Прусский накануне Рождества во второй половине дня приказал закрыть все церкви, приказал запретить вертепы и рождественские хоры, поклонение и христианские проповеди в ночь на Рождество.

А почему приказал-то? Очень забавное объяснение нашла в сети, попался такой отрывок:
»23 12 1739 Order von Friedrich Wilhelm I sämtliche Kirchen Nachmittags zu schließen wegen der Christabend Ahlefanzereien es wird darüber geklagt dass in märkischen Kirchen bei der Schilderung der Geburt Christi die Geistlichen die Laute von Ochs und Esel nachahmen worauf die Gemeinde mit kräftigen Muh antwortet oder gewaltig... «
Приказ Фридриха Вильгельма I закрыть все церкви во второй половине дня в Рождественский сочельник из-за жалоб на то, что священники при разыгрывании сцены рождения Христа имитируют звуки вола и осла, а затем прихожане отвечают им дружным и могучим мычанием "Muh"...

По прочтении этих историй можно сделать вывод о том, что существующей ныне церемонии проведения Рождественских празднеств предшествовало длительное становление традиций, а также стоит поразмыслить о непростом сочетании церковных церемоний с фольклорными сказочными рождественскими персонажами, некоторые из которых популярны и любимы вплоть до сегодняшнего дня. Если уж королевский указ от 23 декабря 1739 года не подействовал, то вряд ли люди прислушаются, скажем, к суду Амстердама, занёсшего нынче Черного Петера в чёрный список.

Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня его блаженной кончины. Святитель Николай, родившийся около 280 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии – «Волчьей стране», тогда провинции Римской империи, скончался в декабре 545 года и, как архиепископ города Мир в области Ликийской, нашел себе упокоение в этом городе. Император Феодосий Младший в 5 веке воздвиг здесь большой кафедральный храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины 11 столетия.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые немедленно снарядили корабль, посадили на него духовенство и почетных граждан и отправили их за мощами. Посланные нашли мощи в упомянутой Феодосиевой базилике под спудом и, вылив предварительно миро, истекавшее от мощей святого, в особые сосуды, перенесли гроб Святителя на корабль. В ночь на 11 апреля корабль покинул Ииры, а 9 мая прибыл, выдержав предварительно карантин, в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.

От нестерпимой синевы Адриатики, с тихой набережной им- ператора Августа несколько сот шагов в глубину старого города – и перед нами Сан Никола, «Латинская базилика», как называют здесь храм, где уже более девятисот лет почиют мощи Великого Святителя.

В незапамятные времена древние жители Апулии на хорошо за- щищенном мысу создали этот город, завоеванный Римом в 3 веке до Р.Х. и ставший с тех пор одним из главных адриатических портов Италии. Много веков и крови протекло с того времени. Город был опустошен остготами – и завоеван Византией. Взят лангобардами – и перехвачен затем арабами, основавшими тут свой эмират. С 876 года на два века он вновь отошел к Византии – пока греков не изгнали отсюда в (1071 г.) викинги Робера Гвискара.

В первый период господства норманнов и произошло описанное событие, навсегда сделавшее заурядный итальянский порт одной из столиц христианства – городом Святого Николая. Именно почерк викингов безошибочно угадывается в авантюрной истории «перенесения» (чтобы не сказать «похищения») мощей из Мир Ликийских. Впрочем, на фоне того, что, по некоторым источникам, в Мирах хозяйничали с 50-х годов столетия некие «сарацины» (может быть, просто приблудные арабские пираты), похищение выглядело в глазах современников почти как освобождение святыни из рук неверных. Вспомним, что дело происходит всего за несколько лет до первого крестового похода. Впрочем, Роберт Гвискар ни секунды бы не медлил и перед тем, чтобы увезти святого Николая из владений вполне православных византийцев.

Кстати, говоря об апрельских – майских событиях 1087 года и вообще о почитании Святителя Николая Мирликийского в Бар-граде, нужно подчеркнуть, что отделение Католической Церкви от Православной только только совершилось (в 1054 г.) и эпохальное событие это еще не было осмысленно современниками с той глубиной и резкостью, как представляется сегодня нам. Может быть, этим и обусловлено единство Никольского культа на Руси и в Италии: тут и фактор общих связей через викингов («варягов» на Руси), и смешанный характер (итальянско-греческий, православно-католический) религиозных общин Южной Италии, и вообще память нерасторгнутого еще религиозно-культового единства с православным Западом.

Так или иначе, через два года по перенесении мощей по воле норманнских правителей и по благословению папы в Бари построена была специально для гробницы Святителя Николая великолепная базилика, один из лучших образцов романской архитектуры.

Двумя рядами коринфских колонн белокаменный храм правильно расчленен на три нефа, каждый из которых заканчивается на востоке абсидой. Здесь встречают нас уникальные образцы средневековой религиозной пластики. Главный престол в центральной абсиде отделен от нефа алтарными колоннами из бледно-розового мрамора. Такой же мраморный киворий осеняет его. Вся обстановка вполне достойна храма, посвященного имени великого поборника христианства. Впрочем, как писал известный русский историк-литургист А.Л.Дмитриевский, «иначе и быть не могло по отношению к храму, на который обращены взоры всего христианского мира, без различия вероисповеданий. Созданный повелением папы Урбана 2, всегда подчиненный непосредственно ведению главы Католической Церкви, хранитель мощей патрона или покровителя города и святыни, чтимой всем христианским миром, храм Святого Николая в Бари пользовался вниманием королей польских и сербских, лиц, принадлежащих Русскому Царствующему дому».

Короли и королевы (в т.ч., польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош 11 в 1519 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош 111 в 1525 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника. На средства Государя Николая 11, после посещения им Бари, еще в бытность наследником, перемощен мраморный пол там же, в крипте.

В архиве храма сохранилась книга почетных гостей. На одной из страниц – лаконичный автограф: «Николай. 12 ноября 1892 года». Есть в храме и икона, пожертвованная последним русским императором своему Ангелу.

9 мая Западная и наша Русская Церкви празднуют «вешнего Николу» – перенесение мощей Святителя Николая в Бари. Праздник этот, рассказывает А.Л.Дмитриевский, «собирает в город массу богомольцев со всей Италии и из других стран, как православных, так и католиков, и обставлен торжественными службами и литаниями».

Крипта, точнее, подземная церковь, в которой находятся мощи Святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма, она была освящена папой Урбаном 111 октября 1089 г. Церковь перестроена из прежнего дворца катапана – византийского губернатора Апулии. Строительство длилось два года. Пространство церкви (50 х 15 м) членится рядами 26 колонн; две из которых – редкого нумидийского мрамора, остальные греческие. Одна колонна, в углу, у подножия лестницы, обхваченная железными связями, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. Согласно древней легенде, колонна эта происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Гробница Чудотворца имеет строгую аскетическую форму (позднейшие серебряные оклады были убраны при последней реставрации). Ь передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое священники проникают внутрь для сбора чудесного мира. Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по разному: православные «елеем» или «миром», современные католики «манной святого Николая». Для удобства сбора мира дно гробницы сделано слегка покатым к центру. Подлинную жидкость, собираемую раз в год, 9 мая, вливают в большие контейнеры со святой водой, поскольку целебное миро раздается огромному числу православных и католических паломников.

Чем объяснить это исключительное почитание Святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев? Причина этого, считал цитированный выше известный русский историк-литургист А.А.Дмитриевский, заключается в присущей обеим народам глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к церковному обряду. Личные качества Святителя, чудеса, явленные им по молитвам верующих, «при- шлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам – русскому и итальянскому. В чудном старческом лике Николы наш художник сумел отпечатать отличительные черты облика зрелого русского человека, с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородою, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденными легкими складками - признак глубокой думы. Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, Никола Зимний должен быть в шапке - митре, а Летний – с открытой головой.

И еще цитата – из статьи Павла Флоренского:

«Образ всякого святого выражает идею человеческого подвига, умную сосредоточенность, духовное усилие, но как и для греко-византийского, так и для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Повторяю, образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости.

Русский храм в Барграде

Разумеется, церковное чествование Святителя на Руси и в Италии по характеру совсем неодинаково. Итальянцы празднуют Николин день шумными народными процессиями, с парадами войск, с оркестрами, иллюминациями, криком, весельем... Русский народ чтит угодника Божия длительными всенощными, торжественными архиерейскими литургиями и разве что на Украине детскими колядками с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай...»

Но пришел час встретиться русской и итальянской религиозной стихии непосредственно у мощей Святого Николы. В начале нынешнего столетия у российских его почитателей возникла мысль по- строить для нужд русских православных паломников в Бари свой православный храм. Занялось этим Императорское Православное Палестинское Общество, которое и прежде, в ходе паломнических рейсов на Святую Землю, возило верующих в Италию, на поклон к Святому Николаю".

Совет Палестинского Общества с соизволения его Августейшего Председателя – этот пост занимала тогда Великая Княгиня Елизавета Федоровна – в январе 1911 года отправил комиссию в составе протоиерея Иоанна Восторгова и князя Н.Д.Жевахова в Бари – с поручением подыскать там место для строительства храма и русского странноприимного дома.

Был приобретен удобный для строительства участок на улице Карбонаро (ныне улица Бенедетто Кроче). Король Италии особым актом подтвердил «вечные права» Палестинского Общества на эту землю.

12 мая 1911 года Николай 11утвердил предложение Палестинского Общества и напротив той части доклада, в которой испрашивалось Высочайшее соизволение на учреждение при Палестинском Обществе специального Барградского Строительного Комитета, начертал ре- золюцию; «Принимаю его под свое покровительство».

Разработанный великим русским архитектором, академиком А.В.Щусевым проект храма и странноприимницы (гостиницы) – в стиле новгородского 15 века – был также представлен вместе со сметой на высочайшее рассмотрение и 50 мая 1912 года получил полное одобрение.

Торжественная закладка русского храма состоялась в четверг, 9 мая 1915 года. Накануне, протоиереем Н.Ф.Федотовым был отслужен молебен в католической базилике у мощей Святителя. Вечером, после всенощной, была оглашена телеграмма Великой Княгини Елизаветы Федоре этот торжественный день основания нашего храма и дома паломников. Помоги вам Бог».

В апреле 1914 года в Бари – русские называли его Бар-град - приезжал автор проекта академик А.А. Щусев. Ознакомившись с тем, что было сделано за год (стены обоих зданий – и церкви, и гостиницы – были уже подведены под крышу), архитектор дал последние указания – больше ему не довелось увидеть своего детища. Непосредственно стройкой руководил архитектор В.И. Субботин, пользовавшийся присланной из Петербурга макетом-моделью церкви и странноприимного дома.

Храм Святителя Николая Мирликийского, на берегу Адриатики, сложенный из местного барийского камня «карпора» (тот же вид белого известняка, из которого построена и древняя базилика), с черепичной крышей, с большой мозаичной иконом Николы Чудотворца над входом, возвращен недавно Русской Православной Церкви. Российские паломники снова будут иметь свой дом у мощей самого русского из вселенских Святителей.

Ярослав Сэмусен. 08-04-2019 18:34
Кстати согласен, есть на что посмотреть в этом элитном жилом комплексе. Нашёл не давно их сайт Signature.ua , чтобы подробнее ознакомится с тем, что они из себя представляют. ...

Игорь Таракановский. 02-03-2019 10:14
Зачем такая "Горячая линия" по которой нельзя дозвониться выходные? . ...

Віра Середа. 09-11-2018 18:25
Дивно, що в своєму куцому відгуку науковий співробітник Інституту літератури рекомендує написати романи про українських артисток, зокрема, про Марію Заньковецьку (уже є такий Володимира Корнійчука) чи Соломію Крушельницьку (авторка твору Валерія Врублевська). ...

Виктор. 24-03-2018 00:26
Автобусные билеты в ж / д кассах однозначно будут удобны для многих пассажиров которые не знают, что лучше заказывать билеты заранее онлайн на басфоре. . ...

Pety. 10-01-2018 09:35
Двое человек погибли. Оператор остался жив, но ничё вразумительного объяснить не смог. Позже полиция выяснила что на этом месте в 1983 погибла девушка по имени Тереза Фидальго. ...

Володя. 12-10-2017 01:52
Интересно наверное, но увы не попаду. Жаль, что все крутые штуки делают только в Киеве... Эх, если выставка доедит до Харькова, то я обязательно схож на эту выставку всех поколений motorola. ...

Белоцыценко. 17-08-2017 11:58
Сколько стоит. Одноразовая процедура диалез в г. Измаил?кому делаются скидки.если человеку еще не оформили инвалидность. Но самостоятельно он не передвигаться не м. ...

Олексанр. 25-06-2017 06:23
Та ти не сумуй так дуже, тарасику, що казка в тебе вийшла невесела й авантюрна, Ми ж всі тебе знаємо як патологічного зрадника та брехуна. Тому те, що ти в своєму пасквілі паплюжиш
чесних і достойних людей, тільки придає їм сили а нам розуму. ...

Віталій. 27-02-2017 10:59
Добрий день! Дайте будь ласка свої контакти!. ...

ScottMyday. 20-01-2017 01:05
Спасибо за публикацию, очень правильно все написано!. ...

[:RU]В то время как Святой Николай приносит дары и рождественские подарки хорошим мальчикам и девочкам, древний фольклор в альпийском регионе Европы также рассказывает о Крампусе (Krampus), страшном звероподобном существе, которое возникает во время сезона Йоля, который ворует плохих детей и утаскивает их в свое логово. В соответствии с древними германскими языческими традициями, люди, одетые как эти демоны, пугали детей на Ночь Крампуса на протяжении веков, гоняясь за ними по темным улицам и били их палками.

1. Мужчина, одетый как Крампус, ходит по улицам в поисках провинившихся детей во время Ночи Крампуса 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии. Более 200 Крампусов приняли участие в первом ежегодном праздновании в Нойштифте. Крампус в Тироле также называется Туифл, и представляется как демон-существо, со страшным лицом. Наряжаясь в костюм Крампуса люди одевают резные деревянные маски с рогами животных, костюм, сделанный из овечьей или козьей шкуры и большие коровьи колокольчики, прикрепленные к талии. Крампус был частью альпийского фольклора Центральной Европы на протяжении тысячелетий. Начиная с 17-го века Крампус традиционно сопровождает Святого Николая и ангелов вечером 5 декабря, которые посещают дома для поощрения детей, которые были хорошие, а порицания плохих.

2. Мужчина, одетый как Крампус несет провинившегося мальчика на городской площади во время ежегодной Ночи Крампуса в Тироле 1 декабря 2013 года, Австрия.

3. Резчик по дереву Маркус Шпигель вырезает из сосны традиционную маску Перхтена, примерно в 35 км к западу от Инсбрука, 20 ноября 2012 года. Каждый год в ноябре и январе люди в Западной Австрии одеваются в костюмы Перхтена (также известного в некоторых регионах как Крампус или Туифл) и устраивают парад по улицам, чтобы выполнить старый языческий ритуал, призванный разогнать призраков зимы. Каждый традиционный костюм делается вручную, состоит из 14 отдельных овечьих или козьих шкур, и стоит от 500 — 600 евро. Около 15 часов необходимы для резчика по дереву, чтобы сделать маску демона, которая изготавливается из сосны, с козлиными рогами. Маска дополнительно стоит 600 евро.

4. Участники, прибывшие на автобусе, собираются перед для празднования Ночи Крампуса 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

5. Члены группы Крампусов на параде на площади во время ежегодной Ночи Крампуса в Тироле, 1 декабря 2013 года.

6. Мужчина, одетый как Крампус, сподвижник Святого Николая, совершает свой поход во время традиционных шествий Крампусов в Ункене, австрийском Зальцбурге, 5 декабря 2010 года.

7. Люди смотрят на шествии Крампусов 4 декабря 2011 года в Праде, возле Мерано, Италия. Согласно древним верованиям, бесы сопровождают Святого Николая, когда он посещает маленьких детей, чтобы определить, кто был хорошим, а кто плохим. Эта традиция до сих пор практикуется в Австрии, Южной Германии, Южном Тироле, на севере Италии.

8. Мужчина, одетый, как Крампус едет мимо зрителей на крампусмобиле во время парада Крампусов 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

9. Член группы Крампусов на городской площади во время ежегодной Ночи Крампуса в Тироле, 1 декабря 2013 года.

10. Члены группы Крампусов смотрит, как маленькие девочки в костюмах ангелов раздают сладости во время проведения парада Крампусов в Хайминге, Австрии, 1 декабря 2013 года.

13. Члены Крампусов на огненной повозке на городской площади во время ежегодного парада Крампусов в Хайминге, Австрии, 1 декабря 2013 года.

14. Мужчины в костюмах Крампусов во время традиционных шествия Крампусов в городе Мюнхен, в Германии, 7 декабря 2008 года.

16. Мужчина, одетый в традиционный костюм Перхтена (также известных в некоторых регионах, как Krampus или Tuifl) во время фестиваля Перхтена в западной австрийской деревне Heitwerwang, примерно в 90 км к западу от Инсбрука, 23 ноября 2012 года.

17. Мужчина, одетый как Крампус, во время традиционного шествия Крампусов в Санкт-Мартин в провинции Зальцбург, Австрия, 5 декабря 2009 года.

18. Участник, который приехал на автобусе, наряжается в Крампуса 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

19. Крампус в поисках плохих и провинившихся детей во время Ночи Крампуса в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии, 30 ноября 2013 года.

20. Существа Крампусы бродят по улицам городов в поисках непослушных детей, чтобы их наказать. 30 ноября 2013 года, в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.