События, связанные с месяцем раби-уль-авваль. Рабиуль-Авваль – месяц появления на свет лучшего из людей- Пророка Мухаммада (ﷺ)

События, связанные с месяцем раби-уль-авваль. Рабиуль-Авваль – месяц появления на свет лучшего из людей- Пророка Мухаммада (ﷺ)

Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца Рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Впервые день рождения Пророка Мухаммада (с.а.с.) возвеличил сам Посланник Аллаха (с.а.с.). Когда у Пророка (с.а.с.) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился, и в нем мне было ниспослано Откровение». Этот достоверный хадис приводит имам Муслим . В этих словах Посланника Аллаха (с.а.с.) заключен смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы его празднования бывают разные. Они указывают на правомерность его празднования, независимо от того, отмечается он соблюдением поста или угощением людей пищей, их сбором для вспоминания и благословения Пророка (с.а.с.) или слушанием повествований о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах.

Когда Пророк (с.а.с.) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в котором Всевышний Аллах потопил фараона и спас их Пророка Мусу (мир ему), и они проводят этот день, постясь, в знак благодарности Всевышнему Аллаху за это благо. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Мы ближе к Мусе (мир ему) и имеем больше прав на него, чем вы». С этого дня он также стал возвеличивать день Ашуры соблюдением поста и повелел мусульманам поститься в этот день. Имам ибну Хаджар Аскалани в комментарии к хадису пишет: «Из этого хадиса можно понять, что если в какой-то определенный день было избавление от бед или в этот день одарили великим благом, то необходимо выразить благодарность Аллаху. Также из хадиса становится ясно, что каждый год, когда наступает этот день, приходит и время благодарить Аллаха». Благодарность Аллаху выражается разными способами: совершением земного поклона, соблюдением поста, раздачей милостыни, чтением Корана и т.д. Каково же может быть более значимое благо для человечества, чем появление на этом свете Пророка Милости (с.а.с.), которому был ниспослан Священный Коран? Что же может перевесить проявление радости по поводу рождения Пророка (с.а.с.), которому Всевышний дал имя Мухаммад?

Всевышний Аллах сам говорит про него: «Поистине Аллах смилостивился над уверовавшими, ниспослав к ним из них же пророка». Хафиз Суюти упоминает хадис, который передал Анас бин Малик (мир ему): «После начала пророческой миссии Посланник Аллаха (с.а.с.) принес в жертву барана по случаю своего рождения (акика), хотя его дедушка Абдулмуталлиб после рождения внука на седьмой день уже приносил в жертву животное». В шариате не вменяется в обязанность дважды совершать обряд акика – жертвоприношения по случаю рождения ребенка. Это действие, совершенное Пророком Мухаммадом (с.а.с.), исламские ученые приводят как пример проявления им благодарности Господу за себя и милость, оказанную ему. Одним из достоинств пятничного дня, которое дошло до нас от Пророка Мухаммада (с.а.с.), является сказание: «…и в пятницу был создан Адам (мир ему)…» Из этого тоже следует, что Пророк (с.а.с.) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нем родился кто-то из пророков Аллаха, мир им всем. В таком случае как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший из всех пророков, венец рода человеческого и достойнейший из всех посланников!

Любимец Аллаха Пророк Мухаммад (с.а.с.) уделял большое внимание проведению собраний для того, чтобы вспоминать и обсуждать значимые в исламе исторические события. Он назначал для их проведения определенное время. И сегодняшние собрания мусульман – если хотите, называйте их мавлидами, – когда они собираются, чтобы вспомнить Пророка (с.а.с.) и рассказывать о событиях, связанных с его жизнью, подобны тем благородным собраниям, которые устраивал сам Посланник Аллаха (с.а.с.). Таких примеров и доводов, которые переданы нам от самого Пророка Мухаммада (с.а.с.), его сподвижников и великих ученых последующих поколений, бесчисленное множество.

Да одарит Аллах умму Мухаммада (с.а.с.) искренней любовью и почтением к Своему Пророку и Посланнику (с.а.с.)! В завершение приведем аят из Священного Корана, который обязывает нас выражать радость и благодарность за Посланника Аллаха (с.а.с.): «Ты скажи, о Мухаммад: “Вы радуйтесь тому благу и той милости, которыми вас одарил Аллах“».

Мурадула Дадаев , преподаватель Дагестанского гуманитарного института

Месяц раби-уль-авваль один из самых значимых в мусульманском календаре, так как именно в этот благословенный месяц родился последний посланник Аллаха - пророк Мухаммад (мир ему). В этот месяц истинно верующий стремится к совершению поклонения, намереваясь обрести еще большее довольство Аллаха. Представленный ниже список является своего рода руководством данного месяца, которое с помощью Аллаха улучшит нашу жизнь и веру как в месяц раби-уль-авваль, так и после него. Посвятите этот месяц тому, что любил любимый человек Всевышнего, и тому, что приблизит Его к вам:

1. Ежедневное чтение и слушание Корана. Один из лучших способов стать ближе ко Всевышнему и Его Посланнику (мир ему) - это слова самого Всевышнего. Немного Корана в день отстраняет из вашей жизни шайтана. Начните именно сегодня. Совершенствуйте свое чтение, изучайте таджвид. Для Посланника Аллаха (мир ему) Коран имел особую значимость, ведь именно Его Аллаха выбрал в качестве того, кому были ниспосланы Его слова.

2. Изучайте жизнь Пророка Мухаммада (мир ему). Вы знали, что однажды Пророк (мир ему) пошел на празднование свадьбы и уснул. Вы знали, что волосы Пророка (мир ему) были заплетены в небольшие четыре косы. Читайте удивительную биография Посланника Всевышнего, многие факты из которой окажутся для вас новыми. Узнавайте о Его нраве, действиях, предпочтениях и действиях. Изучая сиру пророка (мир ему), вы познаете целую жизнь Посланника, которая представляет собой не только пророческую миссию, но и жизнь пророка в быту.

3. Слушайте Посланника Аллаха (мир ему). Многое в нашей жизни можно изменить слушая Пророка. Спросите себя: а слушаю ли я на самом деле слова Посланника? Слова и предписания Посланника Аллаха (мир ему) описаны в хадисах, которые ведут нас по Его пути. Читайте и изучайте Его хадисы, находите ответы в них на жизненные вопросы, применяйте их в своей жизни. Каждая из высказываний Пророка способна приводить к размышлениям и к осознанию.

4. Увеличьте восхваление Посланника Аллаха (мир ему). Совершайте как можно больше салавата, просите Аллаха даровать мир и благословение тому, благодаря которому наша религия была завершена и совершена и дошла до наших дней. В восхвалении Пророка заключено множество благословений и бараката.

5. Совершайте дагват. Призывать к исламу можно и на своем примере, применяя сунну пророка в жизни и являясь хорошим примером мусульманина. В Коране сказано: «Призывай на путь Всевышнего мудростью и доброй красивой проповедью» (16:125).

6. Навещайте близких и друзей. Родственные связи и хорошее отношение к людям очень важны в исламе. Исполняя сунну Пророка, посвятите этот месяц семье и близким. Навещайте родственников, приглашайте их в гости, угощайте вкусным и дарите подарки просто так, без повода, но с намерение довольства Всевышнего.

7. Не забывайте о тех, кому повезло меньше, чем вам. Не забывайте протягивать руку помощи нуждающимся, бездомным, бедным семьям. Совершайте благое во имя пророка (мир ему).

8. Держите пост. Постарайтесь продержать пост один или несколько дней. Пост является сунной пророка, Посланник Аллаха практиковал пост по понедельникам и четвергам. Воздержание от еды, питья и всего запретного поможет вам по другому взглянуть на многие вещи и стать ближе к Аллаху.

9. Совершайте дуа. Дуа - главное оружие верующего, посредством которого он разговаривает со Всевышнем. Просите Аллаха даровать вам и вашим близким даровать благое и сделать вас благим. Совершайте дуа за покойных и живых и дуа об укреплении уммы Пророка Мухаммада, частью которой вы являетесь.

10. Стремитесь стать ближе к Аллаху и Его посланнику (мир ему). Близость к Пророку сделает вас ближе к Аллаху. А в приближении к Посланнику заключается наше спасение.

Сайда Хайат

19 ноября этого года наступил месяц Рабиуль-авваль, третий месяц мусульманского лунного календаря. Чем знаменит месяц Рабиуль-авваль? По общепринятому мнению, именно в этом месяце родился наш Пророк Мухаммад – последний Пророк и Посланник Всевышнего, «Печать пророков», «Милость для миров», мир ему и благословение Аллаха.

С его приходом получила обновление и новое рождение древняя традиция единобожия, где человек общается со своим Создателем напрямую, минуя любых посредников и религиозных авторитетов.

К моменту его появления прежние монотеистические религии практически пришли в упадок и иссякли. Иудейская религия с момента утери евреями своего государства превратилась в националистическую идеологию только для «избранного народа», для своих по крови. Христианство утеряло подлинное учение Иисуса (мир ему), превратившись в государственную религию с запутанным учением, сложной иерархией церковных служителей (которые считались посредниками между Богом и людьми) и множеством обрядов. В цивилизованном мире в то время правили империи – такие как Византийская или Персидская – где личность человека была подавлена государственной машиной и всецело зависела от произвола власть имущих. Так что с ниспосланием нового откровения у людей появилась возможность не только личных отношений с Богом, но и надежда устроить более справедливое общество, где с человеком будут обращаться по справедливости.

Мусульмане первых веков никак не выделяли этот месяц среди прочих. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине. Однако, со временем мусульмане – особенно простые люди – стали забывать подробности его жизни и учения, и чтобы возродить знание об этом, мусульманские правители и ученые сочли необходимым проведение в этом месяце таких мероприятий как мавлиды , особые празднования, посвященные приходу в мир Господина обоих миров (мир ему и благословение). Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (9-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных и суфиев, хорошо знающих хадисы.

Традиционно во время этих празднований читают сиру и хадисы, где говорится о чудесах, сопровождавших рождение Пророка (мир ему и благословение); читаются аяты Корана, где упоминаются достоинства Посланника (мир ему и благословение), и необходимость благословлять его и приветствовать; во множестве читаются салаваты (благословения) ему и поются нашиды.

Ученые своего времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюты – одобрили проведение мавлидов, посчитав их «бид’а хасана» — хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

«Если даже мы согласимся, что мавлид не был известен во времена первых трех поколений, и что положение о мавлиде не передается от имамов-муджтахидов, тем не менее, поскольку в Шариате установлен принцип, что каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен (а мавлид можно отнести к этим способам), было вынесено постановление о его желательности. Вот почему знающие законоведы и ученые, которые имели право выносить фетвы, такие, как Абу Шама, Хафиз ибн Хаджар, Суюты, Шами (Ибн Абидин) и другие, да помилует их всех Аллах, вынесли фетву о желательности этого действия.

Да, если незаконные практики и особенности будут привнесены в мавлид, это действие не будет больше желательным, однако это не будет иметь отношения к дозволенности мавлида как такового».

[«Маджмуа аль-Фатава», 2/160-163]

В наше время практика мавлида подвергается множеству нападок, но порицание вызывает чаще всего не сам мавлид, а различные злоупотребления и излишества, которые сложились вокруг него (к примеру, приурочивание его к определенной дате – 12 рабиуль-авваль, смешение полов на празднике, распитие алкоголя и подобные вещи). Но эти излишества порицали и большие ученые, говорившие о допустимости мавлида.

И напоследок хотелось бы напомнить нашим братьям и сестрам: наша радость по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение) не должна ограничиваться только проведением каких-то праздничных мероприятий, куда люди собираются как на концерт – чтобы послушать нашиды, лекции и проповеди, пообщаться (а то и чтобы вкусно поесть). Любовь к Пророку (мир ему и благословение) не должна быть «одноразовой», единовременной, мы должны проявлять ее на протяжении всего года – и не только красивыми словами, но, прежде всего, нашими делами и поступками. Стараться подобно ему проявлять милосердие к другим людям и помогать им, быть такими же терпеливыми в трудностях, усердными в поклонении, быть мягкими и благонравными; избавляться от гнева, раздражения, злословия, грубости, лени.

Вот тогда мы действительно станем лучшей общиной – какой нас хотел видеть Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и будем достойными продолжателями его дела. И да поможет нам в этом Аллах.

Муслима (Аня) Кобулова

Каждый из нас знает, что Рабиуль Авваль – это месяц, в который появился на этой Земле Пророк Мухаммад ﷺ, последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.

Конечно же, это для нас большая радость, что мы являемся из его уммы, знаем то, с чем он к нам пришёл и чему научил, объясняя нам религию Всевышнего Аллаха. Многие из нас празднуют наступление этого месяца мавлидами или чтением рассказов о нашем Пророке ﷺ, о его жизнеописании, о том, к чему он стремился, о его качествах и т. д. Это всё, конечно же, похвально.

Мы должны стараться каждый день говорить о Посланнике Аллаха ﷺ и заботиться о том, чтобы наши дети знали что-нибудь о Мухаммаде ﷺ.

وَكُلّا نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ

(سورة هود: الآية 120)

«Мы рассказываем тебе повествования о посланниках, которые были до тебя, чтобы укрепить этими рассказами твоё сердце» , – говорит Всевышний Аллах нашему Пророку (салляллаху аляйхи васаллям). Далее в аяте говорится: «И чтобы было увещеванием и напоминанием для верующих людей». Воистину, когда мы вспоминаем пророков, которые были до нас, включая и нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), или же простых благодетелей, на нас ниспосылается милость Всевышнего Аллаха, и, хвала Всевышнему Аллаху, наш иман увеличивается. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был ниспослан ко всему человечеству».

Когда ему было тяжело, Всевышний Аллах сказал ему: «Мы рассказываем тебе повествования предыдущих пророков, чтобы укрепить твоё сердце». Когда у самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) увеличивалась убеждённость после того, как он слышал рассказы предыдущих пророков, какое же состояние будет у нас, когда мы будем слушать рассказы о нашем Пророке (салляллаху аляйхи васаллям), который является лучшим из пророков, печатью всех пророков, о том, к чему призывали качества Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), как он относился к людям! Он был ниспослан как милость не только к мусульманам, но и к лицемерам (мунафикам) и неверным (кяфирам).

Не следует ограничиваться слушанием мавлидов и рассказов о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям), мы должны извлечь из этого урок и самим следовать за ним, и тогда будет польза от отмечания пришествия на эту землю Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

إنما يزداد اليقين على اليقين باستماع القصص الأنبياء والأمم السافلة

В толкованиях (тафсирах) Корана говорится: «Слушайте повествования пророков и предыдущих умматов – этим увеличивается наше убеждение было до этого».

Некоторые учёные говорят:

حكايات الصالحين جند من جنود الله

«Рассказы о благодетелях – это одно из многочисленных войск Всевышнего Аллаха». Это означает, что когда нам рассказывают о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям), как он жил, или же мы слушаем рассказы о простых хороших людях, которые следовали за Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), у каждого из нас в сердце появляется стыд за неправедную жизнь и мы стараемся уподобляться этим людям. Поэтому учёные говорят, что это одно из многочисленных войск Всевышнего Аллаха. Также учёные говорят:

ما رأيت للقلب أنفع من ذكر الصالحين

«Я не видел более полезного для сердца человека, чем поминание благодетелей». Этим, как мы говорили, у нас появляется стыд, и после этого мы становимся активными по отношению к нашей религии. И знания о нашем Пророке (салляллаху аляйхи васаллям) являются частью нашей религии, потому что шахадат состоит из двух частей:

Уверование во Всевышнего Аллаха и уверование в Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

И мы не должны быть из числа тех людей, о которых Всевышний сказал:

﴿أَمْ لَمْ يَعْرِفُوا رَسُولَهُمْ﴾

(سورة المؤمنون: الآية 69)

«Или же они не опознали своего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)» , – сказал Всевышний, обращаясь к мекканцам, которые знали Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) как доверенного человека, но, когда он пришёл с пророчеством, люди отступили от него. Чтобы мы не оказались из числа таких людей, нам следует изучить религию нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), как он жил, каковы были его качества.

В Священном Коране Аллах говорит:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُمْ بِوَاحِدَةٍ أَنْ تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُمْ مِنْ جِنَّةٍ﴾

(سورة سبأ: الآية 46)

«О Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), ты скажи: я призываю вас только к одному – встаньте ради Всевышнего Аллаха по двое и по одному, а потом задумайтесь, что ваш собрат (т. е. Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям)) не является одержимым джиннами», а Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) является тем, кто нас увещевал о грядущем наказании в Судном дне, если мы за ним не последуем. И те собрания, которые мы проводим, будь это в мечетях или в домах у каждого, где мы рассказываем о жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), о его мудростях и религии, – это всё является похвальным делом, и то, что обязывает нас, чтобы мы знали историю нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

وَمَا كَانَ اللهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنْتَ فِيهِمْ

(سورة الأنفال: الآية 33)

«Аллах не станет наказывать и подвергать их мучениям, когда ты находишься среди них». Этот аят был по отношению к тем, среди которых был Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). А что касается нас, которые не застали Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и которые находятся в другом времени, то смысл этого аята по отношению к нам будет таков: пока сунна Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) действует и привита нам в жизнь, когда мы женимся и воспитываем своих детей, когда зарабатываем и расходуем своё имущество, и в радости и в печали, если мы во всём используем сунну нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), то мы будем в сохранности от наказания Всевышнего Аллаха, это наше спасение.

Нужно любить нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), уважать и рассказывать о нём своей семье. Если же будем мучить людей и от нас будет исходить зло, будем убивать и проливать кровь и этим будем нарушать уважение людей между собой, тогда Всевышний будет направлять на нас войско неверных, которые будут оккупировать наши земли и притеснять мусульман. Это всё происходит тогда, когда мы не следуем за сунной нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). И из-за этого в наше время мы видим, как несколько государств неверных вместе могут напасть на одно исламское государство, и все молчат, потому что мы, уважаемые братья, отходим от сунны нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и это наше наказание на этом же свете.

Восхваление Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – хорошее дело, но если мы не будем извлекать из этого урок, то будем подобны тому человеку, у которого есть отец-алим, а сам сын не умеет ни читать, ни писать. Сколько бы такой сын ни хвалил отца, говоря, что он учёный, знаток религии, сам сын читать и писать не научится, пока он не последует за отцом, приобретая знания.

Не стоит ограничиваться празднованием мавлида только в день рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), нам следует праздновать его каждый день из нашей жизни, круглый год. Нужно встречать этот месяц рассказами о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям), тем самым увеличивая знания о нём, чтобы мы не оказались из тех, кто не знает своего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Поминанием благодетелей увеличивается милость Всевышнего Аллаха; когда мы будем упоминать лучшего из людей, Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), любой собрание (маджлис) станет благодатным (баракатным). А что касается тех мест, в которых не упоминаются Аллах и Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), такое место становится мрачным, несёт в себе только пустоту, в этом месте не будет человеку никакой пользы. И когда мы идём в гости или к нам приходят гости, нужно постараться не говорить лишнее, а говорить только о хорошем и поминать Всевышнего Аллаха.

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:

«مَا مِنْ قَوْمٍ يَقُومُونَ مِنْ مَجْلِسٍ لاَ يَذْكُرُونَ اللهَ فِيهِ إِلاَّ قَامُوا عَنْ مِثْلِ جِيفَةِ حِمَارٍ وَكَانَ لَهُمْ حَسْرَةً»

(رواه أبو داود)

«Любой народ, который покидает маджлис, в котором люди не поминали Всевышнего Аллаха, подобен тем, кто покидает маджлис, в котором находилась мертвечина осла, и они получают горе, печаль и тоску в сердце», – говорит Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Поэтому любой маджлис следует проводить в поминании Всевышнего Аллаха или же чтением салавата на Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Любой народ, который соберётся в мечети, где будут читать книгу Всевышнего Аллаха и обучать ею друг друга, – на этих людей будет ниспосылаться духовное спокойствие, этих людей Всевышний будет покрывать Своей милостью, и ангелы будут окружать этих людей, и Всевышний Аллах будет об этих людях говорить среди тех, кто рядом со Всевышним Аллахом».

Всевышний Аллах говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

(سورة الأحزاب: الآية 21)

«Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) является образцовым примером для тех, кто возлагает свои надежды на Всевышнего Аллаха, и верит в Судный день, и поминает Всевышнего многократно». Т. е. Аллах для нас примером и образцом сделал Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Мы же знаем, что у людей, живущих ради мирского (дунья), образцом является кто угодно, но не Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Они могут уподобляться какому-то актёру или человеку, который за свою жизнь ни одного хорошего поступка не совершил. Уподобление этим людям встречается в причёске, в одежде и во многом другом. Но живущие ради дунья не стараются уподобиться Пророку (салляллаху аляйхи васаллям). Помните: образцом для нас Аллах сделал Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

Если же мы не будем знать нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), то как мы будем уподобляться ему, как мы будем следовать его наставлениям?

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

(سورة الحشر: الآية 7)

«Берите же то, что дал вам Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), и сторонитесь того, от чего он вас предостерегал». То, что он нам принёс, это наша религия, и для нас это большая благодать, которой Аллах нас наделил. Любой из нас должен стараться каждый вечер спрашивать своих детей, что они знают о Посланнике Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), чему они обучились в медресе, что они знают о религии Пророка (салляллаху аляйхи васаллям); таковых, к сожалению, среди нас немного.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

قَالَ الَّذِينَ يُرِيدُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا يَا لَيْتَ لَنَا مِثْلَ مَا أُوتِيَ قَارُونُ إِنَّهُ لَذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

(سورة القصص: الآية 79)

Когда Карун вышел к народу во всём великолепии, которое у него было, тогда люди, жаждущие мирского наслаждения, сказали: «О, если бы у нас было то, что находится у Каруна! Воистину, у него великий удел!»Т. е. те люди, которые живут только ради этого мира и которые забыли про Ахират (потусторонний мир), пожелали те блага, которые были у Каруна. Но далее в аяте Аллах говорит:

قَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللهِ خَيْرٌ لِمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا

(سورة القصص: الآية 80)

«И сказали те, которым Аллах даровал знания: горе вам (тем, кто восхвалял имущество Каруна), награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и совершает благие поступки». Мы ни в коем случае не должны следовать за людьми дунья, а должны следовать за Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), за истинными алимами, учёными, которые следуют за Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). И с помощью такого следования Всевышний нас одарит тем, что мы ожидаем.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

«مَنْ تَوَاضَعَ لِغَنِيٍّ لِأَجْلِ غِنَاهُ ذَهَبَ ثُلُثَا دِينِهِ»

(رواه البيهقي)

«Если кто-то служит богатому человеку из-за его богатства, то 2/3 его религии уходит» . Многие из нас не различают, является человек мусульманином или нет, если у этого человека есть богатство, то он прав. Так нельзя поступать, уважаемые братья.

В Священном Коране Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

(سورة التوبة: الآية 119)

«О те, кто уверовали, бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведными людьми» . Если же мы не можем найти праведных людей, то должны хотя бы изучить жизнеописание нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и следовать за ним».

Всевышний Аллах одарил нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) благодатью, о которой Он говорит:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللهِ لِنْتَ لَهُمْ

(سورة آل عمران: الآية 159)

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к твоим сподвижникам».

وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

(سورة آل عمران: الآية 159)

«Если бы ты был грубым и жестоким по отношению к ним, то они непременно покинули бы тебя». Таким образом, всё, что принёс Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), он оставил нам в наследство, и мы должны придерживаться этого.

Есть такие люди, которые говорят, что не стоит чересчур проявлять радость по поводу наступления дня, в котором появился на свет Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Как же нам не проявлять радость, если до прихода нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на этот свет люди совершали такие поступки, о которых говорить даже неприятно?

Один из сподвижников рассказал свою историю до принятия Ислама: «Моя жена родила девочку, и я нехотя оставил её в живых. Когда она выросла и стала девушкой, к ней стали приходить свататься, тогда меня охватила ревность и ярость. Тогда я сказал своей жене: «Одень её красиво и укрась её, я хочу с ней выйти». Жена спросила: «Что ты хочешь сделать?» – я ответил, что хочу вместе с ней навестить своих родственников. Тогда она взяла с меня обещание, что я не причиню ей никакого вреда. Когда мы отправились, по пути мы увидели колодец. Я посмотрел в этот глубокий колодец, и дочь тоже посмотрела вместе со мной. Тогда дочь почувствовала что-то неладное и стала просить меня не нарушать обещание, данное матери. Увидев её плачущее лицо, я почувствовал жалость к ней, но, когда я снова взглянул на дно колодца, меня опять охватила ярость. Тогда я схватил её и бросил в колодец головой вниз. Я слышал, как она молила о помощи, пока не умерла».

Вот такие люди были до Ислама. Как же мы не будем радоваться за Пророка Мухаммада ﷺ, с приходом которого прекратились такие жестокие поступки и который наставил людей на истинный путь! До прихода Ислама мужчина мог взять в жёны двух сестёр одновременно, или сын мог жениться на жене своего отца, когда отец разводился с ней. С приходом Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) это тоже прекратилось. До Ислама брак был нескольких видов:

– такой брак, как у нас: отец выдаёт свою дочь;

– когда у жены прекращалась менструация, муж ей говорил: отправляйся к кому-нибудь и забеременей от него; если же она беременела, то муж возвращал её обратно к себе;

– женщина совокуплялась с 10 мужчинами и беременела, и она выбирала себе мужа из этих 10 мужчин;

– прелюбодейка устанавливала знамя на свой дом, и любой мужчина мог прийти к ней; когда она рожала ребёнка, гадалка приходила к ней и решала: кто будет отцом ребёнка.

Было очень много мерзких поступков до Ислама. И с приходом Пророка Мухаммада ﷺ все эти поступки прекратились. Как же мы не можем радоваться его появлению на этом свете!

Когда у Посланника Аллаха спросили насчёт поста в понедельник, Пророк ответил: «Потому что я родился в этот день». Поэтому нам желательно поститься в этот день, проявляя уважение к Пророку ﷺ.

Некоторые люди говорят, что мы восхваляем нашего Пророка ﷺ выше его степени. Посланник Аллаха ﷺ в хадисе говорит:

«لَا تَطْرُونِي كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ»

(رواه البخاري)

«Вы не возвышайте меня так, как возвысили христиане Ису (мир ему), сына Марьям». Какой же смысл этого хадиса? Ибн Хаджар Аль Аскаляни в книге «Фатхуль Бари», толкуя этот хадис, говорит, что нельзя Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) возвышать так, как возвысили христиане Ису (мир ему). Они называют Ису (мир ему) сыном Божьим, а разве мы так возвышаем нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? Конечно же, нет.

Самое важное событие этого месяца – рождение Любимца Господа миров, Пророка Мухаммада ﷺ. Ему было ниспослано откровение в 40 лет, после 13 лет призыва он переселился в Медину, чтобы заложить основы мусульманского сообщества, построенного на принципах добра и справедливости. Вернувшись в Мекку, он разрушил идолы и поднял флаг Единобожия, и люди большими группами возвращались к истинной религии Создателя.

Посланник Божий ﷺ умер на 63 году жизни. Все его дети умерли при его жизни, кроме его дочери Фатимат аз-Захра (да будет доволен ею Аллах), которая покинула этот свет через шесть месяцев после смерти своего отца ﷺ.

В месяце Раби-уль-Авваль в 49-м году по хиджре умер предводитель верующих, один из цветков сада Пророка ﷺ, наш господин – Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах). Хасан больше всех из людей был похож на своего дедушку ﷺ. Он отказался от звания халифа, чтобы избежать пролития крови мусульман. Похоронен Хасан ибн Али рядом со своей матерью на кладбище аль-Баки.

В месяце Раби-уль-Авваль в 117-м году по хиджре, приблизительно в возрасте 70 лет, умерла госпожа Сукайнат, дочь Хусейна ибн Али (да будет доволен ими Аллах). Она родилась через несколько лет после убийства её дедушки праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах). Она приходится сестрой Зайнуль-Абидина Али ибн Хусейна. Она была благородной, уважаемой женщиной, писала касыды. Дочь Хусейна отличалась от своих современниц, благодаря своей набожности и праведности. Она сопровождала тело своего отца к месту захоронения в Кербеле вместе со своей матерью и тётей Зайнаб, дочерью Али (да будет доволен ими Аллах). Она была свидетельницей этой трагедии. Затем она отправилась в Шам. По некоторым источникам, она сопровождала Зайнаб в Миср (Египет) и вернулась в Хиджаз, после смерти её тёти в месяце Раджаб в 62-м году по хиджре.

Кладбище Баки’

На ней женился Мус’аб ибн Зубайр. Он был убит. После смерти муж а она вышла замуж за Абдуллаха ибн Усмана ибн Абдулах. Она жила и умерла в лучезарной Медине.

В месяце Раби-уль-Авваль в 148-м году по хиджре скончался Абу Мухаммад Сулейман Михран(1) аль-A’маш – известный имам. Он был выдающимся учёным, видел Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах). Ему не удалось быть учеником Анаса, но посчастливилось получить знания у учеников Анаса. Он встречался с великими табиинами. От Абу Мухаммада передавали сообщения такие учёные, как Суфьян ас-Саври, Шу’бат ибн аль-Масджид, Халькун и многие другие известные учёные. Он не пропускал коллективные молитвы. Он в течение 70 лет не упустил вступительный такбир в коллективной молитве.

Существует мнение, что он родился в день убийства нашего господина Хусейна, в день ашура в 61-м г. по хиджре.

В месяце Раби-уль-Авваль в 157-м году по хиджре родился имам жителей местности Шам – Абд ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Авза’и (да будет доволен им Аллах). В Шаме не было более знающего человека, чем он. Говорят, что он ответил на 70 тысяч вопросов. Он жил в Бейруте. Учился у аз-Зухри и ‘Итаа. На него ссылался Суфьян ас-Саври. Его учениками были АбдуЛлах ибн аль-Мубарак и большое количество других учёных.

Абд ар-Рахмана почитали больше, чем султана. Он является автором книг по фикху. В течение 200 лет, его фетвы использовались учёными его мазхаба в Андалусии до времени аль-Хакама ибнХишама.

Он говорил: «Держитесь того, чего придерживались аль-Кавм (т.е. великие учёные, которые отличались богобоязненностью и отрешённостью от мирского), говорите то, что они говорили, воздержитесь от того, от чего они воздерживались. Следуй пути праведных предшественников: поистине, ты сможешь добиться, чего они добились. Вера становится действительной при подтверждении словами. Слова правдивы, если подкреплены делами. Вера, слова и дела будут правильными, если им сопутствует намерение, соответствующее Шариату.

В месяце Раби-уль-Авваль в 182-м году по хиджре умер аль-Кази Абу Юсуф ибн Ибрахим аль-Ансари(2), живший в Куфе. Он был учеником Абу Ханифы. Юсуф был большим учёным. Его цитировали Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани(3), имам Ахмад ибн Ханбал, Яхья ибн Му’ин и другие.

Он получил прозвище – судья судей. Занимал пост судьи в Багдаде во время правления трёх халифов: аль-Махди, его отца – аль-Хади, Харуна ар-Рашида.Он был первым, кто написал книги по Усуль аль-Фикх по мазхабу Абу Ханифы, способствовал широкому распространению взглядов ханафитской правовой школы. Похоронен аль-Кази в Багдаде.

В месяце Раби-уль-Авваль в 376-м году по хиджре родился имам Абу аль-Касим Абд аль-Карим ибн Харун аль-Кушайри, автор знаменитого во всём мире суфийского тракта. Он был одним из великих имамов мусульман.

В месяце Раби-уль-Авваль в 388-м году по хиджре умер имам Абу Сулейман аль-Хитаб аль-Бусти. Его звали Хамд ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Хитаб. Он был имамом в таких науках, как тавхид, фикх, хадис, язык. На него ссылался аль-Байхаки. Автор книг: «Маалиму ассунани фи шархи сунаниАбиДавуд» «И’ляму ас-сунани фи шархи аль-Бухари».

В месяце Раби-уль-Авваль в 450-м году по хиджре умер имам Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад, известный как аль-Мавради(4). Он был одним из великих шафиитских учёных, являлся хафизом мазхаба, автор книги «Аль-Хави». Обучался у шейха Абу Хамида аль-Асфараяни.

В месяце Раби-уль-Авваль в 465-м году по хиджре умер аль-Малик‘Уздуль-Давляти Альб Арслан. Он украсил могилу имама Абу Ханифы, построил медресе в Багдаде и израсходовал на него значительную сумму.

В месяце Раби-уль-Авваль в 562-м году по хиджре умер Абу Са’д Абд аль-Карим ибн Абу Бакр, известный как Ибн ас-Сам’ани. Автор книг «Тазйилютарихи Багдад» (из 15 томов), Аль-Ансаб.

В месяце Раби-уль-Авваль в 576-м году по хиджре родился аль-Малик аль-Камиль аль-Айюби, племянник Сала́х ад-Дин аль-Айюби(5). Он постился по понедельникам и четвергам, занимался строительством мечети.

В месяце Раби-уль-Авваль в 584-м году по хиджре умер Абу Са’ид Мухаммад ибн Абу Са’адат‘Абд ар-Рахман аль-Мас’уд, получивший прозвище Таджу ад-Дин (корона религии). Он был учёным-факихом шафиитского мазхаба, суфием.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

(1)Абу Мухаммад Сулайман ибн Михран ал-Кахили ал-Асади ал-Куфи (араб. أبو محمد سليمان بن مهران الأعمش‎‎) — выдающийся мусульманский ученый поколения табиин, известный хадисовед и чтец Корана.

(2)Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари аль-Куфи (араб. أبو يوسف يعقوب بن إبراهيم بن حبيب الأنصاري الكوفي‎‎) — видный исламский законовед (факих), один из наиболее известных учеников Абу Ханифы.

(3)Аш-Шайба́ни, Абу Абдаллах Муха́ммад ибн аль-Ха́сан (араб. ابو عبدالله محمد بن الحسن الشيباني‎‎) — факих, книги: «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат», «Китаб аль-джами аль-кябир», «Китаб аль-джами ас-сагыр», «Китаб ас-сийар аль-кябир», «Китаб аль-асар».

(4) Абу аль Хасан Али ибн Мухаммад аль-Мавради -муфассир, написавший тафсир «ан-Нактуваль-Уюн»

(5)Аль-Малик ан-Насир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу-л-Музаффар Юсуф ибн Айюб (Салади́н) (араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎; род. 1137-1138, Тикрит - 4 марта1193, Дамаск) - султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века.