Сказал пророк мухаммад если увидишь нарушение. Пророк Мухаммад ﷺ о ценностях человеческой жизни. Пророк? устранил причины, ведущие к разложению общества

Сказал пророк мухаммад если увидишь нарушение. Пророк Мухаммад ﷺ о ценностях человеческой жизни. Пророк? устранил причины, ведущие к разложению общества

В странах Ближнего Востока отмечается уменьшение запасов пресной воды. Согласно прогнозам, конфликты, связанные с использованием водных источников, через десять лет могут стать одной из основных причин войн. Не об этом ли предупреждал наш Пророк (с.а.в.) в хадисе о горе золота, которая откроется под Евфратом?

Данные Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства НАСА за 2003-2010 год показывают, что Ближний Восток в значительных объемах теряет пресную воду. Согласно исследованиям, в бассейнах рек Тигр и Евфрат на территории Турции, Сирии, Ирана и Ирака наблюдается уменьшение водных резервов в объеме 144 кубических километров, что сопоставимо с объемом воды в Мертвом море.

Согласно исследованиям, результаты которых были опубликованы в журнале « Water Resources Resarch» Американского геофизического сообщества, это вторая потеря значительных объемов воды после потерь воды в 2002-2008 годах на севере Индии и прилегающих районах. НАСА отмечает, что причиной засухи 2007 года были нерациональное использование водных источников, а также увеличение потребности в воде в результате роста населения. НАСА прогнозирует уменьшение запасов пресной воды на Ближнем Востоке и дефицит питьевой воды в некоторых странах.

Различные исследователи сходятся во мнении, что конфликты, связанные с использованием водных источников, в ближайшие 10 лет могут стать главной причиной войн. Предполагается, что особенно после 2022 года в таких регионах, как Ближний Восток, Азия и Северная Африка, контроль над путями к водным источникам может стать своего рода оружием и одним из используемых террористами средств.

Об этом предупреждал наш Пророк (с.а.в.)

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям сказал:

«Не наступит Судный день, пока Евфрат не откроет гору золота. За это золото люди будут воевать. Из ста человек девяносто девять будет убито. Каждый из людей будет говорить: ‘Я одержу победу’» [Бухари, Фитан, 24; Муслим, Фитан, 29, (2894); Абу Давуд, Маляхим, 13, (4313, 4314); Тирмизи, Джаннат, 26 (2572, 2573)].

1. В риваяте, приводимом у Бухари, добавляется фраза: «Кто будет жить в то время, пусть ничего не берет из него [из этого золота]». Ибн Хаджар, основываясь на фразе «пусть никто ничего не берет из него», говорит, что это золото может быть в виде золотых монет, золотых предметов или золотого песка, все это допустимо.

2. В одном риваяте говорится о «горе золота», в другом - о «золотой сокровищнице». Говорят, что под словом «гора» имеется в виду обилие золота.

3. Ибн ат-Тин, разъясняя смысл запрета брать это золото, говорит: «Это сокровище принадлежит всем мусульманам. Поэтому человек может взять из него только столько, сколько выпадает на его долю». Далее он пишет: «Если человек возьмет из этого золота и увеличит свое богатство, то раскается, так как не будет в этом для него пользы. Если появится гора золота, то золото потеряет свою ценность, поэтому это не желательно».

Ибн Хаджар не согласен с этим толкованием: «То, чем говорит Ибн ат-Тин, не очевидно из хадиса. Ясно только одно: брать из этого золота запрещено, так как это приведет к смуте и войне». Он допускает и такую вероятность: «Запрет брать из этого золота может быть основан на том, что в нем не останется нужды или оно появится в то время, когда золота очень мало». Ибн Хаджар утверждает, что предыдущая версия более вероятна, и в качестве доказательства указывает риваят хадиса, приводимый у Муслима:

«… Близко время, когда Евфрат откроет гору золота. Услышав об этом, люди отправятся туда. Находящиеся около реки скажут: ‘Если мы позволим этим людям, они возьмут из него [золота] и полностью унесут его’».

Посланник Аллаха продолжил так:

«После этого они начнут воевать. Из ста человек девяносто девять будут убиты».

Ибн Хаджар пишет: «Это показывает нам, что причина, приводимая Ибн ат-Тином ложная. Причина запрета в том, чем это может кончится – войной…». Нет оснований отрицать, что эти события произойдут в то же время, что и появление большого огня в Йемене, о чем говорится в другом хадисе. Но это не может быть причиной запрета брать из этого золота.

Ибн Маджа сводит к Саубану такой риваят: «Около сокровищ будут сражаться три [группы]. Каждый из них – сын халифа…» Ибн Маджа поместил этот хадис в главу, в которой говорится о Махди. Если здесь под сокровищем имеется в виду то же самое, что и в предыдущих хадисах, это событие, т.е. появление горы золота в реке, произойдет во времена Махди. Это же, очевидно, произойдет до прихода Исы (а.с.) и до появления огня.

До сегодняшнего дня в районе Евфрата происходило множество кровопролитий. Если мы обратимся к недавней истории, то здесь велась война между Ираком и Ираном. В 1958 году недалеко от Евфрата случились столкновения, где были убиты потомки Пророка. Но два этих события не совсем похожи на те, о которых говорится в хадисе. Поэтому более вероятно, что в хадисе речь идет о том, что еще случится в будущем.

Под «золотом» в хадисе может иметься в виду вода Евфрата в период, когда она станет ценной как золото. Может также быть, что под «золотом» имеется в виду прибыль, получаемая от построенных плотин. Может быть, что Евфрат полностью пересохнет, и под ним откроются залежи золота или нефти. Эти залежи могут открыться и вследствие провала почвы. Но что бы там ни было, нет сомнения – хадис предупреждает, что этот регион исламского мира подобен динамиту, в нем скрыта потенциальная опасность. Это не те события, которые происходят сегодня, а те, что произойдут в будущем. И люди, которые будут жить в те дни, еще раз в изумлении воскликнут: «Садакта» – «Ты сказал правду, о, Посланник Аллаха», и вера их обновится.

Ислам уделяет большое внимание внешнему виду, чистоте и гигиене человека, потому как мусульманин обязан призывать на путь истинный всем своим видом, поведением и внешностью и быть безупречным в любом обществе или собрании. Немалую роль играет и запах, исходящий от человека. Ведь запах относится к числу первых качеств, на которые обращает внимание собеседник или общество. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тратил на благовония хотя само тело Пророка (мир ему и благословение) обладало сладчайшим и приятнейшим запахом, и люди даже собирали капельки его пота, потому что пот Мухаммада (мир ему и благословение) издавал приятнейший аромат. Что говорить про положение в обществе, если даже человеку, находящемуся наедине с собой, тоже желательно иметь приятный аромат, ибо приятный запах притягивает ангелов. Мусульманину нужно быть чистым и опрятным всегда и везде. Посланник Аллаха говорил: إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ يُحِبُّ الطَّيِّبَ نَظِيفٌ يُحِبُّ النَّظَافَةَ Смысл: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, Он чист и любит чистоту» (имам ат-Тирмизи, этот хадис хасан); Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لاَ يَقْبَلُ إِلاَّ طَيِّبًا Смысл: «О люди! Поистине, Аллахпрекрасен и принимает только прекрасное» (имам Муслим). Духи, парфюм Так чем же умащиваться для аромата? Ведь сегодняшние духи в основном двух видов: содержащие спирт и не содержащие его. Что касается не содержащих спирт, то их очень мало на витринах нынешних парфюмерных фирм и магазинов. Однако учёные единогласны в том, что именно такие духи и есть сунна, потому как в хадисе сказано: «...Посланник Аллаха (мир ему и благословение) наносил Миск отдельно (не перемешивая ни с чем)» (ан-Насаи; аль-Бухари в книге «ат-Тарих», 2/88 стр.; ибн Саид). Анас сын Малика (да будет доволен им Аллах) сообщил: «У Посланника Аллаха (мир ему и благословение) был суккат (вид благовония), который он наносил на себя» (ат-Тирмизи, хадис достоверный). Миск – благовоние на масляной основе, не содержащее спирт, производимое из цветочных растений или иных растений с приятным запахом. Что же касается благовоний, содержащих спирт, то есть разные мнения у учёных, потому как спирт это наджаса (нечистота). В этом вопросе самым умеренным и предпочтительным считается мнение одного из авторитетнейших учёных нашего времени Мухаммадасаида Рамазана аль-Буты, который пишет: «Спирт, содержащийся в одеколонах, прощается из-за многочисленности парфюма и других веществ, содержащих спирт» (Фатва). Конечно, будет лучшим, дабы выйти из этого разногласия учёных, наносить на себя то, что наносил Пророк (мир ему и благословение), а именно духи на масляной основе. Когда желательно пользоваться благовониями Пророк (мир ему и благословение) наносил благовония, когда выходил на молитвы в мечеть, на пятничную молитву, на праздничные молитвы. Он наносил на себя благовония, украшался для своих жён и сподвижников и говорил: «Поистине, Аллах сделал моё удовольствие в женщинах и в благовониях, а радостью для глаз моих (то есть душевное спокойствие) сделал молитву» (имамы аль-Хаким, ан-Насаи, аль-Байхаки, имам Ахмад и др.). Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если в дом Аллаха (мечеть) зайдёт человек, от которого исходит неприятный запах чеснока, то выведите его, он не из нас» (имам аль-Бухари). Это подчеркивает насколько важно, чтобы не мешали людям совершающим поклонение в мечети. Как стало ясно, является сунной наносить на себя благовония для своих жён, друзей, чтобы им было приятно находиться в вашем присутствии. Приятным запахом можно расположить к себе человека, если, конечно, ароматическое вещество нанесено в меру. Что касается женщин Конечно, использование благовоний – это очень хорошая сунна, как мы писали. Однако по отношению к женщинам есть некое ограничение. Женщина не имеет права, то есть ей запрещено, наносить благовония так, чтобы это чувствовали чужие мужчины на расстоянии. К примеру, часто по запаху в помещении можно определить, что там находилась или прошла именно какая-та женщина, потому как запах её парфюма ещё не исчез; или иногда, когда женщина садится в общественный транспорт, от запаха её духов все оборачиваются и она привлекает к себе внимание. Про такое явление Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Женщина, которая вышла из дома, сильно надушившись (что чувствуют окружающие), совершает прелюбодеяние до тех пор, пока не вернётся обратно домой или не удалит запах». В этих словах очень сильный смысл, ведь на самом деле, когда мужчина чувствует запах от женщины, его тянет к ней, тянет к греху, она заставляет обратить на себя внимание. Женщина в трауре Когда у женщины умер муж, ей вообще нельзя пользоваться благовониями – запрет на это бывает в течение четырёх месяцев и десяти дней (срок идды). Если у неё умерли близкие люди, такие как сын, брат, отец или мать, то женщине запрещено наносить духи и другие предметы благовония три дня. Завершение Казалось бы, что такое благовония? Однако мы понимаем, какую роль они могут играть в жизни человека, и знаем, какое значение придавал сам Пророк (мир ему и благословение) приятному запаху. Нужно стараться оживить любую сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Да поможет нам Аллах во всех благих делах!

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

На всю жизнь советов не напасешься. Но есть такие, которые могут стать «мудрым спутником» человека на всю жизнь, спасая от различных неприятностей.

1. Не говори «если бы».

Укоры и сожаления, связанные с прошлыми поступками, отнимают много душевных сил у человека и в целом не способствуют каким-либо существенным изменениям. Предписанное случается, каким бы путем ты не пошел. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам» . (Муслим)

Есть такие «если бы», которые касаются того, что невозможно изменить, и они только истощают силы человека, подталкивают его к отчаянию. Например, «если бы я тогда был рядом, он не умер», «если бы я родился в другом месте, меня не постигло бы это несчастье» и т.п. И есть такие, благодаря которым человек берет урок из прошлых ошибок. Например, «если б я не тратил время понапрасну, у меня было бы больше знаний», «если б я вовремя начал учить Коран, я бы уже знал его наизусть», и т.п. И если первые – пути к козням шайтана, то вторые – пути к мудрости и положительным изменениям.

2. Не делай того, в чем ты сомневаешься.

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается следующее: «От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее: «Оставь внушающее тебе сомнения (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение» . Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Хадис говорит о том, что следует оставлять то, что вызывает сомнения, и избегать их. В отношении того, что является абсолютно дозволенным, у верующего не возникает в сердце беспокойства и волнения, напротив, душа его обретает спокойствие, а сердце – умиротворение. Что же касается сомнительного, подозрительного, то оно вызывает беспокойство и волнение».

3. Прежде чем совершить поступок, подумай о последствиях.

Рассказывают, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Дай мне наставление!» Тот спросил: «Ты просишь наставления?» Он сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого» .

4. Не говори того, в чем нет блага.

Муаз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был любимцем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И однажды в пути Муаз бин Джабаль сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Пусть будет жертвой моя душа за тебя! Меня беспокоит одно дело: я бы хотел умереть раньше Вас и не испытывать боли утраты. Но, если судьба будет такой, что Вы уйдете раньше нас – каков Ваш совет?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил и на некоторое время оставался в молчании. Затем Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, делать джихад?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Муаз, джихад – хорошее дело. Но есть лучше» . Тогда Муаз спросил: «Держать пост, читать намаз?» «Это обязательно, но есть еще лучше!»

Сподвижник начал перечислять все хорошие дела. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для людей есть лучше, чем все это!» Муаз сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть мои мать и отец будут жертвами за тебя! Что может быть лучше того, что я перечислил?!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если говоришь благое – говори, если нет – молчи!» .

5. Никогда не сдавайся.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся» .

6. Не теряйте оптимизма.

Несмотря на все тягости, постигавшие его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не терял силы духа, оптимизма и … улыбки. Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: «Я не видел никого, кто улыбался чаще Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». В одном из хадисов, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Нет влияния инфекции (кроме как с позволением Аллаха), нет дурных примет и мне нравится благой оптимизм - доброе слово (, который каждый из вас слышит в своей душе)»

7. Позволь себе чувства, но контролируй их проявление.

Иногда верующие понимают хадисы буквально и это чревато внутренними конфликтами. Например, хадис «Не гневайся» многие понимают как запрет на чувство гнева. Хадис о том, что Всевышний любит сильных – как запрет на слезы, слабость, печаль. На самом деле религия побуждает человека быть искренним, в том числе и в чувствах. Но оберегает его от нежелательных последствий, к которым побуждают чувства. Например, в комментарии к хадису «Не гневайся» имам Ан-Навави указывает, что раздражение – естественная человеческая реакция и что этот хадис призывает не действовать в состоянии раздражения.

Также в другом хадисе передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на удивление его сподвижников, что он плачет, держа на руках своего тяжело дышащего сына Ибрахима, сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу!» Так что не стоит обманывать себя, подавляя свои естественные чувства или выдавая их за другое, так как это является формой лицемерия.

8. Проявляйте терпение с первых секунд потрясения.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, (остановился) и сказал (ей): «Бойся Аллаха и храни терпение» . Женщина, не знавшая его (в лицо), воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует!» − и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако не обнаружила там привратников. Она сказала ему: «Я не знала, что это ты!» − он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении» .

9. Прислушивайся к своему сердцу.

Сообщается, что Вабиса Ибн Ма"бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце (, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)» (Ахмад и Ад-Дарими)

10. Пусть за каждым проступком, ошибкой, грехом следует доброе дело.

Человек не застрахован от грехов и ошибок. И лучшие из нас отличаются от худших не тем, что не совершают их, а тем, что они затем делают с ними. Правоверный после совершения греха кается и «стирает» его добрым делом. А грешник – забывает о нем. По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала, да будет Аллах милостив к ним обоим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» Каждый проступок оставляет на сердце черную точку. Но следующее за ним хорошее дело стирает эту точку, возвращая сердцу свет и белизну.

Ну а последние слова хадиса можно было бы вывести в отдельное правило – в правило № 11.

11. Относитесь к людям хорошо!

И наверно, это правило не нуждается в пояснениях.

Не говорите, если потом будете вынуждены просить прощения!
Ибн Маджа, Зухд, 15.
Общение является огромной Божьей милостью, оно способствует укреплению связей, усилению дружбы и взаимопонимания. Многие люди выражают свои мысли и чувства, просьбы и желания именно в процессе общения. Но манера разговаривать может некоторых вознести на пьедестал почета, а на других сполна выпить чашу унижения и разочарования. В хадисах говорится, что нужно следить за речью, так как благодаря этому можно попасть в Рай.


«Кто даст мне слово, что будет хранить то, что находит-между двумя челюстями (имеется в виду язык) и свою честь, то я ему дам слово, что он непременно попадет в рай».(Бухари, Рикак, 23).

В другой раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) на вопрос «Кто самый добродетельный?», дал следующий ответ:

«Это такой человек, который ни руками, ни языком не причиняет вреда мусульманам».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) учил своих сподвижников правилам общения, некоторые из них можно привести в следующем порядке:

1. Говорить четко и ясно, учитывая уровень собеседника. При необходимости нужно некоторые выражения повторить несколько раз. Сподвижники выделяют такие особенности речи Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который всегда говорил красиво и лаконично:
«Речь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его». (Абу Дауд, Адаб, 18).

«Когда он разговаривал, любой желающий мог без особых затруднений считать его слова». (Бухари, Манакиб, 23).

«Он по три раза повторял те слова и выражения, к которым он хотел привлечь внимание слушателей». (Тирмизи, Манакиб, 9).

Чтобы слушатели хорошо поняли некоторые выражения, их порой надо повторить несколько раз. Как известно, чтобы привлечь внимание слушателей к какой-либо ситуации, в Коране особо важные события и повеления часто повторяются. Например, о неповиновении шайтана упоминается семь раз, поведение чародеев, поверивших Мусе (алейхиссалям), описывается четыре раза.

Во время совершения намаза Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наиболее важные аяты Корана читал неоднократно. Делая наставления сподвижникам, наиболее значимые фразы говорил по несколько раз. Слушая беседы праведников, можно часто слышать, как они повторяют иные выражения. Однако это нужно делать с целью акцентирования внимания и не должно надоедать слушателям.

Но обращение с речью к некоторым людям, которые совершенно не понимают ваших слов, является пустой тратой времени.

2. В Исламе запрещено выступление перед людьми, которое совершается с целью показать свои знания или свое превосходство над ними. Запрещается также при выступлении говорить намеками или говорить о непонятных вещах.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Воистину, Аллах гневается на тех людей, которые занимаются пустословием, пережевывая слова, словно коровы корм».(Абу Дауд, Адаб, 94).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), миссия которого была ясна всем, который говорил только истину, никогда не выступал с целью демонстрации ораторского искусства. Он говорил искренне, от всего сердца, переполняемый любовью и милосердием к людям. Его речь была плавной и красивой, зажигала искру любви в сердцах людей и побуждала их к усердию.

3. Никогда нельзя кричать во время выступлений или громко спорить с собеседниками. Некрасиво, когда кричишь на собеседника, словно он глухой. Нельзя также говорить в грубой форме, словно гневаешься на слушателей. Необходимо всегда говорить деликатно и спокойно. В Коране устами Лукмана (алейхиссалям) об этом говорится следующее (смысл) :

«Старайся размерять свою походку и (должным образом) свой голос понижать, ведь, несомненно, неприятнейший из звуков — звук голоса осла». «Лукман», 31/19.

В другом аяте Господь повелевает (смысл) :

«Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше!» «Исра», 17/53.

Всемогущий Аллах, посылая Пророка Мусу и его брата Харуна (алейхимас салям) к правителю Египта, приказывает им увещевать его в мягкой и деликатной форме. В одном из хадисов подчеркивается, что даже доброе слово может спасти человека от адского пламени.

«Спасай себя от ада, если тебе придется подать (нищему) даже половину финика. Кто не может найти этого, пусть спасает себя от ада добрым словом!» (Муслим, Закят, 68).

4. Запрещено шептаться в присутствии третьего человека, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что подобные действия могут обидеть его. (Бухари, Истизан, 47).

Истинный мусульманин никогда не станет обижать или оскорблять своего единоверца.

5. Если на собрании ведется разговор на какую-либо тему или задали вопрос, первым может говорить или дать ответ на вопрос председатель собрания. После него и другие присутствующие могут высказать свое мнение. Когда на собрании начал говорить самый младший по возрасту Абдуррахман бин Сахль, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) остановил его, приказав: «Ты предоставь слово старшим! Ты предоставь слово старшим!»

Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) рассказал такую историю:

«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил сподвижников описать дерево, похожее на мусульман. Присутствующие стали перечислять названия деревьев. Мне вспомнилось одно дерево, и мне хотелось сразу встать и назвать его, но, так как на собрании были люди, бывшие гораздо старше меня по возрасту, я не стал говорить. Никто не смог назвать это дерево, тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что это пальмовое дерево». (Муслим, Мунафикин, 64)

6. Нужно говорить лаконично и кратко, избегать пустословия и лишних подробностей. Всемогущий Аллах, осуждая тех, кто занимается демагогией, в Коране повелел (смысл) :

«Но есть среди людей и тот, кто, никаким познанием не обладая, пустые небылицы покупает», «Лукман»,31/6.

В связи с нашей темой интересны следующие хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Не вспоминая Аллаха, много не говорите! Кроме поминания Аллаха, другие слова приводят к очерствению душ. Нет никаких сомнений в том, что черствые люди всегда далеки от Бога».
(Тирмизи, Зухд, 62).

«Кто избегает того, что его не касается, является истинным мусульманином». (Тирмизи, Зухд,11).

Поэт Яхья Ташладжали писал:

Все мудрецы твердят об этом: Кто много говорит — тот часто ошибается!

7. Нужно всегда избегать тех разговоров, которые не приносят никакой пользы: ни материальной, ни духовной, так как они очень вредны. Следующий аят Корана указывает на то, что каждый человек будет держать ответ за все, что он говорил на этом свете (смысл) :

«И нет ни одного промолвленного слова, что не отмечено приставленным к нему (ангелом)», «Каф», 50/18.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждый уверовавший в Аллаха пусть говорит только хорошее, или пусть просто молчит!» (Бухари, Адаб, 31/85)

8. Не стоит вести разговор на тему, которую хорошо не знаешь. Нельзя говорить те вещи, истинная суть которых в данное время неизвестна. В хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:

«Порой человек начинает необдуманно говорить, из-за чего он может попасть на такую глубину ада, которая гораздо больше, чем расстояние между Западом и Востоком». (Бухари, Рикак, 23).

Ведь не зря раньше на Руси говорили: «Слово — серебро, а молчание — золото».

9. При общении надо избегать таких тем и выражений, которые могут поставить собеседников в затруднительное положение, поскольку это может привести к разрыву дружеских отношений. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Не говорите, если потом будете вынуждены просить прощения!» (Ибн Маджа, Зухд, 15)

10. Мусульманин всегда обязан говорить только правду, должен избегать лжи и недостоверных сведений. Ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал:

«Как только человек просыпается, все его органы начинают умолять его: «Бойся Аллаха и береги нас, так как все наказания мы получаем только от твоих разговоров. Мы подчиняемся тебе. Если ты будешь правдив, то и мы будем правдивы, если ты сойдешь с пути, то мы пойдем за тобой и станем такими же, как и ты». (Тирмизи, Зухд, 61)

В Коране содержится следующее предупреждение (смысл) :

«О вы, кто верует! Страшитесь (гнева) Бога и говорите правые слова, чтобы Он вам дела благоустроил и вам простил ваши грехи». «Ахзаб», 33/70-71.

11. Беседуя о будущем или строя какие-либо планы, нужно обязательно сказать «Инша Аллах» (если на то будет воля Аллаха), ибо это является одним из пунктов адаба. В любом деле недостаточно возможностей или желания человека. Самое главное — это воля Аллаха, поэтому употребление выражения «Инша Аллах» говорит о том, что человек осознает могущество Господа. В одном из аятов Корана повелевается (смысл) :

«И (никогда) не говори (о совершении) чего-то: «Я это завтра совершу», при этом не добавив: «Если на то будет Господня воля». «Кахф», 18/23-24.

В одном из хадисов сообщается, что, так как Пророк Сулейман (алейхиссалям) забыл сказать «инша Аллах», его желание не исполнилось. (Бухари, Айман, 3)

О бесстыдстве и вседозволенности

3.1. Если не стыдно, делайте все, что хотите.

О неверии

3.2. Посланник Аллаха говорил, что если один человек обвиняет другого в отсутствии веры, то один из них точно является неверующим. Если тот, кому адресовано обвинение, и в самом деле не верит в Аллаха, то обвиняющий его в безверии говорит правду. Если же дело обстоит иначе, то обвиняющий сам повинен в неверии.

О худшем из людей

3.3. Однажды посланник Аллаха сказал: - Худшим человеком является тот, от чьего зла нужно оберегаться.

О распутстве

3.4. Проявляя заботу о женщинах, пророк Мухаммед в то же время резко осуждал тех из них, кто забывали о скромности и вели себя вызывающе.

Разодетые и выставляющие напоказ свою наготу, раскачивающие бедрами при ходьбе и тем самым соблазняющие мужчин женщины никогда не войдут в Рай, и им даже не будет дозволено вдохнуть его благоухания! - предупреждал он. - Лицемерки и те, кто ходят полураздетыми и чванятся, никогда не попадут в Рай.

Насколько греховным он считал такое поведение женщин, явствует из сказанных им слов:

Распутство одной развратницы сравни распутству тысячи развратников. А праведность и благочестие одной женщины сравни праведности и благочестию семидесяти праведников мужского пола.

О предательстве

3.5. Пророк Мухаммед говорил: - Тот, кто дает неправедный совет обратившемуся к нему за помощью брату-мусульманину, совершает предательство.

О лицемерии и вероломстве

3.6. Посланник Аллаха предупреждал правоверных, что лицемер может притворяться добрым мусульманином, регулярно ходить в мечеть и молиться, соблюдать пост, но его всегда можно распознать по трем вещам: во-первых, он лжет, когда рассказывает; во-вторых, он нарушает свои обещания; в-третьих, он предает тех, кто ему доверяет.

3.7. Посланник Аллаха стремился искоренить в людях ложь, лицемерие и вероломство и предупреждал, что за эти грехи их ждет наказание, ибо когда настанет день Воскресения, над каждым вероломным будет водружено знамя, на котором будет начертана история его вероломства, и люди, увидев его, будут с презрением обходить их стороной.

3.8. Великое вероломство - сказать что-то своему брату так, чтобы он поверил тебе, тогда как твои слова - ложь.

3.9. Одним из самых худших человеческих качеств пророк Мухаммед считал двуличие.

Двуличный человек, - говорил он, - подходит к одним с одним лицом, а к другим - с другим.

О гордыне

3.10. Однажды, когда мусульмане сидели с посланником Аллаха, к ним подошел бедуин в отороченном халате и встал прямо перед пророком.

Ваш пророк унизил всех всадников или намерен унизить всех всадников и возвысить всех пастухов, - обратился он к присутствующим.

Пророк Мухаммед схватил бедуина за складки его халата и сказал:

Тогда один из мусульман попросил:

О посланник Аллаха, мы знаем, что такое многобожие, но объясни же нам, что такое гордыня? В том ли она состоит, что один из нас носит халат с оторочкой?

Нет, - ответил пророк.

В том ли она состоит, что у одного из нас есть пара хороших сандалий с двумя прочными ремешками? - последовал новый вопрос.

Нет, - ответил он.

В том ли она состоит, что у одного из нас есть животное, на котором он ездит верхом? - опять спросили его.

В том ли она состоит, что у одного из нас есть друзья, которые ходят к нему в гости?

О посланник Аллаха, что же тогда представляет собой гордыня? - спросили его мусульмане.

Гордыня - это отрицание истины и проявление неблагодарности по отношению к людям, - сказал им пророк Мухаммед и тут же напомнил: - О правоверные, ешьте, пейте, одевайтесь, но не излишествуйте и не возноситесь в гордыне, давайте пожертвования!

3.11. Посланник Аллаха говорил, что гордыня чужда тому, кто ест со своим слугой, ездит на базар на осле, стреножит овец и доит их.

3.12. Однажды к пророку Мухаммеду подошел исключительно красивый мужчина и сказал:

Я люблю красоту, и мне было дано было стать красивым, и мне не хочется, чтобы кто-то превзошел меня красотой. Не гордыня ли это?

Нет, - ответил ему пророк. - Гордыня - это когда человек презирает истину и высокомерен по отношению к людям.

О тех, от кого отвернется Аллах

3.13. Посланник Аллаха сказал: - Если Аллах поставил человека править мусульманами, а он не желает замечать их нужд и нищеты, то Аллах отвернется от его нужд.

3.14. Пророк Мухаммед говорил, что в День Воскресения Всемогущий Аллах не очистит от грехов и даже не посмотрит на тех, кто в земной жизни совершили один из трех непростительных грехов. Когда же внимавшие ему попросили рассказать о том, кого именно постигнет такая участь, посланник Аллаха ответил:

О лжи и обманах

3.15. Пророк Мухаммед резко осуждал тех, кто говорит неправду о том, что ему приснилось, потому что сны ниспосылаются Всевышним Аллахом, Повелителем Миров, через ангела, которому Он дает повеление явить человеку то или иное сновидение. Поэтому тот, кто рассказывает о снах, которые ему вовсе не снились, клевещет на Аллаха, тем самым совершая страшный грех.

3.16. Уча мусульман быть правдивыми, посланник Аллаха сказал: - Величайшими обманщиками являются те, кто называют себя сыновьями людей, не являющихся их отцами, лгут о якобы приснившихся им снах и приписывают мне слова, которые я не произносил.

3.17. Остерегайтесь лжи. Ложь сбивает с пути истинного.

3.18. В другой раз, когда речь зашла о греховности обмана, посланник Аллаха сказал:

О правоверные, помните, что обман - это верный путь к раздору, а честность направляет человека к добру, добро же ведет его к Раю.

3.19. Посланник Аллаха учил остерегаться предположений, называя их самой лживой формой речи.

О запретах

3.20. Запрещая то, что дозволено Всемогущим Аллахом, вы совершаете грех.

3.21. Пророк Мухаммед учил не сетовать на времена. Мусульманину негоже говорить: «Какое плохое время!», - потому что Аллах и есть время, и это он ниспослал день и ночь и мог бы забрать их обратно.

3.22. Пророк Мухаммед запретил пращу, так как от этого оружия было больше вреда, чем пользы.

Праща бесполезна на охоте, так как из нее невозможно подстрелить дичь, и не причиняет вред врагу. Она способна лишь выбивать глаза и зубы.

О нарушающих запрет

3.23. Пророк Мухаммед запрещал мусульманам бить своих рабов, предупреждая, что за такой поступок они будут отвечать перед Всемогущим Аллахом и попадут в Огонь.

3.24. Посланник Аллаха запрещал мусульманам без спроса брать вещи своих товарищей, даже в шутку.

Если ты взял посох своего товарища, - говорил он, - ты обязан возвратить его.

3.25. Пророк пресекал интерес, проявляемый мусульманами к недостойным вещам. Недостойное прокладывает прямую дорогу в Ад, и участь тех, кто идет по ней, понятна без объяснений. Поэтому пророк говорил членам своей уммы:

Не спрашивайте о трех вещах: о человеке, который отделяется от общины, бунтует против правителя и умирает, не прекратив бунтовать. Не спрашивайте о нем. И не спрашивайте о рабе или рабыне, бежавших от своего хозяина. И не спрашивайте о женщине, муж которой в отъезде и которая имеет всего вдоволь, но демонстрирует свои украшения чужим и позволяет себе вольности в поведении. Не спрашивайте также о том, кто спорит с Аллахом относительно Его покрова. Его покров - гордыня, а Его накидка - Его сила. Не спрашивайте о человеке, который сомневается в повелениях Аллаха, и о том, кто не верит в милость Аллаха.

3.26. Посланник Аллаха категорически запрещал азартные игры. Однажды он узнал, что некоторые люди из его уммы играют в нарды на интерес. Когда он потребовал положить конец этому непотребству, голос его звучал очень сурово.

Тот, кто играет на деньги, подобен тому, кто совершает омовение кровью, - резко сказал он. - Всякий, кто играет в нарды, восстает против Аллаха и Его посланника.

О мошенничестве в торговле

3.27. Пророк Мухаммед сурово осуждал мошенничество с целью набить цену, а также запрещал горожанам действовать в качестве перекупщиков, что сдерживало рост цен на базаре.

Не встречайте караваны за городом, и пусть горожанин не торгует товарами бедуина, - распорядился он.

3.28. Посланник Аллаха запретил продавать неспелые фрукты, шерсть, которая еще не сострижена со скотины, и молоко, которое еще находится в вымени.

3.29. Однажды посланник Аллаха проходил по базару мимо торговцев зерном. Засунув руку внутрь горки зерна, выставленной одним из торговцев в качестве образца товара, пророк почувствовал, что зерно сырое, тогда как на поверхности оно было совершенно сухим.

Уличив продавца зерна в мошенничестве, пророк Мухаммед потребовал объяснений.

О посланник Аллаха, - пролепетал торговец, - мое зерно попало под дождь, поэтому оно и стало сырым.

Но ты же пытался обмануть покупателей, скрыв его под слоем сухого зерна! - сказал пророк. - Знай же, что мошенники не имеют ко мне никакого отношения.

О суетности

3.30. Печалящийся о мирском лишь отдаляется от Аллаха. В этой жизни он лишь обретет новые трудности, а в следующей - лишь утомление. Всевышний Аллах вселит в его сердце вечное беспокойство, озабоченность, несбыточные надежды. С каждым днем жизнь ваша становится короче, так не омрачайте же ее ненужной тоской.

О ссорах

3.31. Стремясь водворить мир и покой в своей умме, пророк Мухаммед учил, что, когда двое мусульман ругают друг друга, ответственность за все сказанное ими ложится на того, кто заговорил первым, однако это происходит только в том случае, если тот, кого поносят, не выходит за пределы дозволенного.

А тех, кто ругаются и поносят друг друга, он называл шайтанами, обвиняющими и отвергающими друг друга.

Сам же пророк Мухаммед никогда никого не поносил, и никто не слышал от него ни одного грубого слова. Если он желал показать, что осуждает кого-либо из своей уммы, он говорил:

И что это на него нашло? Да запылится его чело!

3.32. Однажды пророк Мухаммед спросил собравшихся вокруг него людей:

Известно ли вам, что такое навет?

Нет, нет, - ответили ему, - посланнику Аллаха ведомо об этом лучше.

И тогда пророк сказал:

Навет - это передача одним того, что сказали другие, с целью посеять раздор между ними.

В другой раз, говоря о пагубности ссор между мусульманами, он сказал:

Всемогущий Аллах ниспослал мне, что вы должны быть смиренными и не возводить напраслину друг на друга. А когда один человек обвиняет другого в неправедности или обвиняет его в неверии, это обвинение падет на него, если на самом деле его товарищ не таков, как он сказал.

О тех, кто сеют раздор и смуту

3.33. Пророк Мухаммед, проповедуя мир и единство в мусульманской общине, сказал:

Если человек отказался повиноваться мусульманскому правителю, откололся от уммы и умер, то его смерть подобна смерти во времена невежества.

3.34. Посланник Аллаха учил, что мусульмане должны жить в мире и ни при каких обстоятельствах не поднимать оружие друг на друга.

Если кто поднимает на нас оружие, - говорил он, - то он не из нашего числа. А если кто вздумает посеять меж вами раздор и смуту, чтобы разрушить ваше единство, убейте его.

О болтунах и злых языках

3.35. Осуждая болтунов и сплетников, пророк Мухаммед говорил:

Достаточно человеку того греха, что он рассказывает обо всем, что слышал.

Осуждая многословие, посланник Аллаха однажды сказал:

Худшими в моей умме являются те, у кого рот не закрывается.

3.36. Аллах не любит шумных и грубых, равно как и тех, кто кричит на базарах.

3.37. Пророк Мухаммед призывал мусульман следить за тем, что они говорят, и ни в коем случае не поносить друг друга грязными словами.

Грязный язык, - говорил он, - часть грубости, а грубость - дорога в Огонь.

О неумеренной похвале

3.38. Однажды в присутствии пророка некто принялся расхваливать одного человека и при этом явно преувеличивал его достоинства. Пророк остановил его и печально сказал:

Знай, что своими неумеренными похвалами ты уничтожил этого человека или перебил ему позвоночник.

О подозрительности и склонности выискивать недостатки

3.39. Зная о склонности людей выискивать недостатки в окружающих, пророк сказал:

Поистине, люди - что сотня верблюдов, среди которых человек не может выбрать ни одного пригодного для верховой езды.

3.40. Посланник Аллаха считал, что нельзя открыто проявлять свое подозрительное отношение к кому бы то ни было, потому что, если человек почувствует, что к нему относятся с подозрением, он станет хуже, чем был.

О неподобающей одежде

3.41. Пророк Мухаммед проклинал мужчин, носящих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду.

3.42. Однажды пророк Мухаммед увидел, как один молящийся слишком низко опустил полы своей одежды, и велел ему уйти и совершить омовение. Тот безоговорочно подчинился посланнику Аллаха, но, когда он вернулся обратно в мечеть и хотел продолжить молитву, пророк вновь отправил его совершить омовение.

Присутствовавшие при этом мусульмане спросили посланника Аллаха:

О посланник Аллаха, почему ты опять отправил его совершать омовение?

Потому что Всемогущий Аллах не принимает молитвы тех, кто носит одежду, волочащуюся по земле!

3.43. Проповедуя скромность в одежде, пророк Мухаммед считал хлопок и шерсть подходящими для мужской одежды, но запрещал им щеголять в шелках.

Тот, кто носил шелковую одежду в этом мире, не будет иметь удела в Следующем, - предупреждал он.

В то же время известны случаи, когда он делал исключение для тех, кто страдали от чесотки и кому одежда из более грубых тканей причиняла еще большие муки.

3.44. Однажды посланник Аллаха взял в одну руку кусок шелковой ткани, а в другую - кусок золота. Показав их собравшимся у его дома людям, он трижды повторил:

Воистину, и то, и другое является запретным для мужчин из моей уммы, но дозволено их женщинам.

Поэтому он запрещал мусульманам пользоваться посудой, сделанной из золота, носить шелковые одежды и даже сидеть на шелковых тканях.

О дурном отношении к родным

3.45. Абу Бакр по прозвищу ас-Сиддик, что означает «Правдивейший», одним из первых уверовал, что Аллах ниспосылает Мухаммеду откровения, и стал его верным последователем и преданным другом. Однажды он зашел в гости к пророку, и тот спросил его:

Рассказать ли тебе, о Абу Бакр, о том, какие дурные поступки являются наихудшими?

О Мухаммед, сделай милость, поведай мне об этом, - ответил ему Абу Бакр.

И тогда пророк сказал:

3.46. Пророк Мухаммед учил мусульман, что они обязательно должны ценить и крепить узы родства.

Нет такого дурного поступка, который с большей неизбежностью повлечет наказание и в этом мире, и в Следующем Мире, чем пренебрежение родственными узами и разрыв отношений с родственниками, - говорил он.

3.47. Пророк Мухаммед сказал: - Если кто оскорбляет родителей, своих или чужих, совершает один из тягчайших грехов.

Как же их можно оскорбить? - спросили его люди. - Помните, что, оскорбляя человека, вы, в свою очередь, оскорбляете и его мать и отца, - ответил им посланник Аллаха.

О плохих соседях

3.48. Один из мусульман пожаловался пророку, что у него есть злой сосед, который все время обижает его.

Возвращайся домой, собери свои вещи и вынеси их на дорогу, - велел ему посланник Аллаха.

Тот так и сделал. Когда же он вынес на дорогу свои пожитки, вокруг него тут же столпились люди и принялись спрашивать:

Что происходит? Что случилось?

Я пожаловался пророку Мухаммеду, что сосед постоянно обижает меня, и он велел мне вернуться домой, собрать свои вещи и вы нести их на дорогу, - объяснил тот, кто ходил за советом к посланнику Аллаха. - И теперь я сделал все в точности, как он сказал мне.

Ах, какой нехороший у тебя сосед! - посочувствовали ему люди. - Всемогущий Аллах да лишит его своей милости и покарает его за содеянное!

А злой сосед, услышав шум на улице и выглянув из дома, испугался, когда понял, что речь идет о нем, подбежал к тому человеку, которого он так часто обижал, и прилюдно попросил у него прощения, поклявшись именем Аллаха, что впредь никогда больше не станет чинить ему обиды.

3.49. В своей умме посланник Аллаха поставил воровство вне закона, но особенно постыдным он считал кражи у близких людей.

Гораздо меньший грех обокрасть десять домов, - говорил он, - чем обворовать дом соседа.

О любопытных

3.50. Пророк Мухаммед не любил не только подслушивающих, но и подглядывающих и говорил, что не следует впускать в дом тех, кто, не дождавшись разрешения хозяев, осмелился зайти внутрь взглядом.

Рассказывают, что однажды к дому посланника Аллаха подошел бедуин, увидел, что дверь прикрыта не полностью, и бесцеремонно приник глазом к щелке.

Почувствовав, что за ним наблюдает непрошеный посетитель, пророк взял стрелу и сделал вид, что намеревается выколоть ему глаз. Бедуин испугался и убежал прочь. А пророк пробормотал:

Если бы ты не убрался отсюда, я выколол бы тебе глаз.

3.51. В другой раз люди слышали, как посланник Аллаха сказал:

Если человек заглядывает в твой дом, а ты берешь камешек и выбиваешь ему глаз, то это не твоя вина, и он должен пенять на себя.

О смешливых

3.52. - Поменьше смейтесь, - говорил пророк Мухаммед. - Тот, кто много смеется, убивает свое сердце.

О несправедливости и алчности

3.53. В своих проповедях посланник Аллаха учил справедливости и нестяжательству.

Страшитесь несправедливости. Несправедливость появится в виде тьмы в День Воскресения. В последние дни моей общины будет извращение истины, злословие и тирания, и начало этому положат люди, творящие несправедливые поступки. Страшитесь алчности. Алчность погубила многих из живших до вас и побудила их проливать кровь друг друга и делать дозволенным то, что для них было запретным.

3.54. Посланник Аллаха осуждал людей жадных и алчных. - Остерегайтесь алчности, - говорил он мусульманам. - Она погубила многих живших до вас. Они проливали кровь друг друга и разрывали родственные узы.

3.55. Порочному человеку присущи мошенничество и жадность.

О любителях роскоши

3.56. Запрещая мусульманам пользоваться посудой из золота и серебра, посланник Аллаха предупреждал, что у тех, кто нарушает это правило и ест или пьет из драгоценных сосудов, в животе будет бушевать адское пламя.

3.57. Однажды к пророку Мухаммеду пришел человек, на пальце у которого был большой золотой перстень с печаткой. Увидев перстень, пророк отвернулся от его владельца. Когда тот человек увидел его отвращение к золоту, он выбросил это кольцо, а вместо него стал носить железное кольцо.

Когда он опять пришел к пророку Мухаммеду, тот снова неодобрительно посмотрел на его новый перстень и сказал:

Этот еще хуже, ибо так украшают себя люди Огня. Человек ушел, выбросил железный перстень и надел кольцо из серебра, и когда он еще раз пришел к посланнику Аллаха, тот ничего не возразил против такого украшения.

О тех, кто окажутся в убытке

3.58. Тех, у кого одежда волочится по земле, посланник Аллаха ставил вровень с теми, кто оказывают благодеяния, а потом попрекают этим облагодетельствованных, или с торговцами, которые намеренно обманывают покупателей, нахваливая плохой товар.

Всех их ждет неудача, и они окажутся в убытке, - говорил он.

О том, что земная жизнь определяет судьбу в Следующем Мире

3.59. Однажды посланник Аллаха сказал: - Когда настанет Судный День и Аллах, по милости своей, спасет истинно верующих от Огня, они взойдут на мост, переброшенный между Раем и Адом. И там они будут спрошены о несправедливостях, которые они творили в земной жизни. И только после того как они очистятся и уразумеют истину, им будет разрешено войти в Рай. - Немного помолчав, чтобы слушатели прониклись тем, что услышали, он прибавил: - Именем Того, кто держит в Своей руке душу Мухаммеда, уже в этой жизни каждый мог бы догадаться о том, что его ждет в Следующем Мире.