Религия особенности религиозной веры. Специфика религиозной веры. Право на свободу совести, так же как и

Религия особенности религиозной веры. Специфика религиозной веры. Право на свободу совести, так же как и

Может, однако, возникнуть следующий вопрос: если наличие веры связано с процессом труда, как указывалось выше, и объектами веры являются идеи и представления, жизненно важные для человека, то каким образом идеи и представления о сверхъестественном, о всемогущем и непознаваемом боге, т. е. идеи, выходящие за пределы повседневных интересов человека, могут превратиться в объект глубокой религиозной веры? Богословы часто ставят этот вопрос, считая, что ответить на него можно только на основе признания божественной природы самой веры.

Современная психология дает вполне материалистическое объяснение подобному факту. Одна из особенностей психического отражения действительности человеком состоит в том, что действительность открывается человеку независимо от отношения к ней человека.

В этом и состоит процесс самого сознания, превращения неосознанного психического отношения в сознаваемое восприятие. В зависимости от конкретных целей и условий действия человеку присуща в каждый данный момент определенная установка на восприятие. Он осознает не все внешние воздейстия на его органы чувств, а лишь некоторые. Приведем пример. Человек, увлеченный беседой со спутником, идет по улице и как бы не замечает окружающей его обстановки, хотя его поведение находится в полном соответствии с происходящим вокруг. Но сознательного образа улицы у него нет. Однако, достигнув нужного дома, он останавливается, осознает, что это и есть нужный ему дом. Теперь и окружающая обстановка отчетливо сознается им.

В сфере мышления можно говорить об аналогичном процессе - человек может иметь, воспринимать многие идеи, но некоторые из них оказываются ему безразличными, другие же приобретают для него личный смысл.

Чтобы привить человеку идею бога, видимо, необходимо, чтобы эта идея была тесно связана с повседневными жизненными потребностями человека. Установить такую связь можно только тогда, когда, с одной стороны, сам человек опытом своей жизни подготовлен к восприятию подобной идеи. Как отмечал К. Маркс, верующий - это человек или не нашедший себя, или уже потерявший, т. е. человек, пришедший, в силу определенных социальных причин, к осознанию своей слабости в борьбе с окружающими его и чуждыми ему силами. Тем самым человек уже предрасположен к восприятию такой идеи. С другой стороны, сама идея бога должна быть представлена в такой форме, чтобы она имела личное значение для человека, затрагивала его насущные интересы и тем самым вызывала определенные эмоции. Каждая религия располагает соответствующей системой аргументации, которая обеспечивает "привитие" идеи бога сознанию человека. Идея бога связывается с успехом производственной деятельности человека, с его нравственным чувством, с эстетическими переживаниями. Но главным звеном, позволяющим связать идею бога с повседневными интересами человека, является, по крайней мере в христианстве, идея личного спасения. Мысль о своей судьбе, о том, что ожидает его после смерти, не может не волновать человека. Но условием такого спасения, загробной награды за тяготы и страдания жизни богословы выдвигают веру в бога, веру нерассуждающую, которую следует сохранять, несмотря на то что разум восстает против нее.

Стремясь веру в бога сделать основой жизни верующего, богословы тем не менее вынуждены отмечать, что такая вера присуща не всем. Они различают чаще всего три ступени религиозной веры, веру внешнюю, или ее иногда называют "верой от слышания", веру равнодушную и веру живую, горячую и страстную. Это разделение ступеней веры проведено в зависимости от того, какую роль идея бога играет в повседневном поведении человека. Вера внешняя, или "от слышания", характерна для той группы верующих, которые слышали о боге, и идея бога признается ими, однако эта идея не стала объектом постоянно действующих эмоций, не мотивирует их поведения. Они относятся к идее бога как к возможной гипотезе, кажущейся им весьма правдоподобной, но сама идея не "присуща" их сознанию, и в связи с этим эмоции, вызываемые ею, настолько слабы, что не заставляют их должным образом выполнять религиозные предписания. Такие верующие почти не посещают церквей, не соблюдают постов и праздников и вспоминают о церкви в тех случаях, когда возникает необходимость в соблюдении устойчивого ритуала - в связи с рождением ребенка и его крещением, в связи со смертью родственников и их похоронами. Другая группа верующих, имеющих веру равнодушную, соблюдает основные предписания церкви, касающиеся собственно культа, т. е. посещает более или менее регулярно церковь, выполняет другие церковные обряды. Но их повседневное поведение, как и представителей первой группы, определяется не религиозными идеями, а другими мотивами. Они верят в бога, располагают знаниями о религиозном учении, но считают, что их обязанность перед богом исчерпывается выполнением ряда формальных предписаний. Что же касается повседневного поведения, то оно определяется реальными условиями жизни, и самими верующими эти условия их жизни воспринимаются в непосредственной данности и почти не связываются с богом.

Подобные верующие в нашей стране составляют значительное большинство Не случайно один из современных православных богословов признал, что идея бога в умах верующих переместилась из центра к периферии сознания.

Третья группа верующих, имеющих живую веру, тесно связывает религиозные идеи со своим повседневным поведением. Эти люди восприняли идею личного спасения как главную цель своей жизни, и во имя обеспечения спасения они стремятся претворять религиозные предписания в своем поведении, подчиняют этой цели и усилия разума, апеллируя к нему только в тех случаях, когда он помогает им оправдать свою веру.

Говоря о специфике религиозной веры и о ее эмоционально-психологическом аспекте, нельзя не остановиться на эмоциональном значении веры для самого верующего. Когда человек, измученный горем, личными невзгодами, уставший от жизни, обращается к религии, начинает приобщаться к жизни религиозной общины и к религиозным идеям, он получает утешение. Многие верующие говорят о том, что религиозная вера дает им успокоение, приносит чувство удовлетворения. Вера действительно может дать эмоциональную разрядку, успокоение, но происходит это совсем не оттого, что человек якобы обрел бога, нашел истину, голос, который звучал в его душе, как объясняют это явление богословы. Дело обстоит иначе. Если согласно упоминавшейся выше концепции эмоций последние призваны восполнять недостаток информации, то, следовательно, при получении информации о явлениях ослабляется и сила эмоционального напряжения. Если на человека одно за другим обрушиваются несчастья, то ему бывает трудно объяснить себе такое стечение обстоятельств, и, не имея твердых мировоззренческих принципов, он ищет облегчения в том, что может дать какое-то спокойствие. Некоторые обращаются к религии, которая претендует на то, что она на все дает ответ. Этот ответ религии прост и не требует особых знаний: "Такова воля бога. Бог посылает испытание, но он же может и наградить". За неимением другого объяснения, люди принимают его.

Для такого человека большое значение имеет и общение с другими верующими, психологический тон, существующий в общине и созвучный настроениям личной беспомощности. В общине это чувство уже не является только личным, дух человеческой беспомощности перед сверхъестественной силой пронизывает всю общину, и это снимает с человека ощущение собственного одиночества.

Попадая в религиозную общину, верующий помимо психологического воздействия самой общности испытывает также и влияние выработанных данной религиозной организацией средств эмоционального воздействия. Переживания, вызванные воздействием этих средств, воспринимаются самими верующими не в их непосредственности, а связываются с религиозной идеей. Но кроме этих средств массового воздействия религиозные организации выработали много приемов, предназначенных для индивидуального, так сказать, самоукрепления веры.

Среди таких средств в первую очередь следует отметить ежедневную молитву.

В молитве происходит как бы самовнушение, человек вновь и вновь убеждает себя в существовании бога. Излагая богу свои невзгоды, просьбы, человек невольно и сам продумывает свои заботы, заново осознает их, и уже от одного этого они перестают в ряде случаев казаться ему столь тягостными. Кроме того, надежда, что часть забот переложена на бога, в какой-то мере ослабляет эмоциональную напряженность человека, доставляя ему облегчение. Сам этот факт воспринимается верующими как новое доказательство реальности бога и истинности религии.

Сходное воздействие на психику верующих оказывает и такой обряд, как таинство покаяния в православии и католицизме. Этим обрядом человеку предписывается заново продумать свои поступки, свое поведение в свете религиозных предписаний. Многократное повторение этого обряда приводит к тому, что у человека вырабатывается устойчивый религиозный принцип анализа всех явлений, формируется специфически религиозная структура мышления.

На примере этих некоторых средств укрепления религиозной веры напрашивается вывод, что иррациональная идея бога, недоступная, по признанию самих богословов, логическому обоснованию, в практике религиозных организаций закрепляется тщательно отобранными средствами эмоционального воздействия. Идея бога, получающая эмоциональную окраску, становится объектом религиозной веры.

Таким образом, веру, представляющую один из элементов познавательного процесса, играющую вспомогательную роль, религия превратила в самодовлеющее средство постижения бога, противопоставляя веру подлинно научному познанию как высший дар бога, которым обладает человек. И как бы ни пытались богословы примирить методы научного познания с религией, бесспорным остается положение о том, что для религии процесс реального познания и преобразования мира представляется второстепенной, малосущественной проблемой. Религиозной вере атеизм противопоставляет не безверие, а глубокую убежденность в творческих способностях человечества, веру в возможность построения прекрасного общества на земле. Эта вера имеет в качестве своего основания весь опыт борьбы человечества за свое счастье, она опирается на подтвержденные практикой знания о закономерных путях развития человеческого общества.

в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Действительно, в любой религии вера занимает важное место. Однако можно ли считать, что наличие у человека веры позволяет характеризовать его как религиозного человека?
Ведь вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же. Так означает ли это, что все люди религиозны? Вероятно, нет. По-видимому, помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Необходимо разобраться, что.общего у этих; двух разновидностей веры, иначе говоря, что представляет собой вера вообще и в чем сострит особенность религиозной веры.
Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности.
Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления об этом объекте. Например, верить, что этот объект существует, что он наделен теми или иными характеристиками. Таким образом, вера - это элемент человеческого сознания.;
и она непосредственно направлена на те или иные образования со- и знания: понятия, представления, образы, теории и т. д. ; :
Какие же из образований сознания являются предметом веры? Вероятно те, которые не являются предметом знания, то есть те, . которые не получили в сознании человека статуса объективных истин: представлений, образов, понятий, теорий, истинность которых;
доказана логически и проверена практикой. Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы;;:;
понятия и теории. Однако не все гипотезы становятся предметом веры. Как отмечают исследователи этого феномена, вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию. При этом данная оценка чаще всего;
бывает позитивной. Человек прежде всего верит в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Хотя не исключены и случаи, когда вера предполагает резко отрицательную оценку какого-либо образа, понятия. Например, вера в дьявола как антипода Бога.
Важно также отметить, что вера как активное эмоциональное";
и оценочное личностное отношение к своему предмету неизбежно;
захватывает и волевой процесс и проявляется в том или ином поведении личности. Вера как составной момент акта волевого выбора, выражаетутвердительную силу духа. Она необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных про-» блематичных ситуациях: при недостатке информации, отсутствии достаточных логических доказательств, при наличии сомнения и т. д, В этом смысле вера включена в общую систему человеческого познания, общения, деятельности.
Мы дали краткую характеристику веры вообще. Сейчас необходимо разобраться в том, чем отличаются друг от друга религиозная и безрелигиозная вера. По мнению религиоведов, безрелигиозная и религиозная вера различаютсясвоим предметом. Предмет безрелигиозной веры, также как и религиозной - гипотетические, требующие дальнейшей проверки Понятия, образы, суждения или понятия, суждения, относящиеся к будущему. Однако они воспринимаются как нечто естественное, то есть включенное в систему закономерностей материального мира, имеют свои реальные причины, которые могут быть выявлены и изучены.Предметом же религиозной веры является сверхъественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и, в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности.
Таким образом,значительное число религиоведов называют веру в существование сверхъестественного «минимумом», существенной характеристикой всякой религии. Для представителей богословско-теологической мысли монотеистических религий - религия - это вера в единого Бога. Распространенная в ранних формах религии вера в духов, богов, дьяволов и иные потусторонние силы, по их мнению, - это лишь подготовительная стадия к истинной вере в Бога. Онасодержит эту веру в Бога, в сверхъестественное, в потенции, в зарождение.
Такая позиция в определении «минимума» религии присуща не только представителям богословско-теологической мысли. Веру в существование сверхъестественного и в возможность установления с ним определенных связей, отношений в качестве всеобщей, существенной характеристики религии признают и Многие светские религиоведы. Такой подход к исследованию религии называется преформизмом.Преформизм - это учение, утверждающее, что все высшие формы, которые достигает явление в процессе своего развития уже содержит потенции, в зародыше в низших формах. Процесс развития явлений направлен на раскрытие этих потенций, заложенных в самом явлении, форм. .
Основанное на методологии преформизма утверждение о всеобщем характере веры в существование сверхъестественного находится в противоречии с накопленными в религиоведении фактами. Изучение этнографами ранних форм религии, а также близкое знакомство с такими современными религиями, как индуизм, буддизм, показало, что в них отсутствует четкое деление мира на естественный и сверхъестественный. Представление о существовании сверхъестественного- это результат длительного развития человеческой культуры. Для того, чтобы выработать представления о сверхъестественном надо иметь представление о естественном, а это предполагает возможность мыслить позитивно и научно. Следовательно, придавать вере в существование сверхъестественного всеобщий характер означает ничто иное, как переносить на ранние религиозные представления и религиозные представления восточных религий стереотипы, формы мышления человека воспитанного в условиях западной христианской культуры.
На основе таких фактов и рассуждений немецкий религиовед Р. Отто (1869-19737"предложил при определении «минимума» религии заменить понятия «сверхъестественного» понятием«священного», «нуминозного». Религия, по Р. Отто, - это переживание священного. Переживание священного задано человеку изначально. Оно реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, поскольку человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, оно вызывает у него страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как чему-то близкому, родственному, оно вызывает восхищение.
Признание священного как особой характеристики религии мы уже встречали и у других религиоведов: Э. Дюркгейма, М. Вебера и т. д. Такое истолкование «минимума» религии, по сути дела, не приводит к преодолению дихотомии естественного и сверхъестественного в качестве всеобщего определяющего признака религии, присутствует и в трактовке религии, которой привержены многие современные ученые. «Религия это вера в Существо или существа, которые не воспринимаются обычными эмпирическими методами».
Имеется еще один аспект при выявлении специфики религии. Среди религиоведов, признающих религиозное сознание в качестве ведущего, определяющего элемента религии, отчетливо выявляются две тенденции. Одни истолковываютрелигиозную веру по преимуществу как интеллектуальный феномен. Они делают акцент на содержательном характере религиозных представлений.Религия, с позиций такого подхода, предстает по преимуществу как мифологическая система.



4) Религиозный культ: содержание и функции

Религиозный культ

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе, прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Предания, молитв, псалмов, песнопений. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы.

Культ как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту, средствам, способам и результатам. Содержание культовой деятельности определяется соответствующими религиозными идеями. В христианстве, например, смысл культу придают такие догматы, как догмат о троице, о греховности человека, о Боговоплощении, об искуплении, о спасении, о вознесении Христа на небо, о воскресении мертвых, о бессмертии души. В буддистском культе реализуются такие элементы вероучения, как учение о Будде, о реинкарнации, о карме, о нирване, о «четырех благородных истинах», о «восьмисоставном пути спасения».

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются ритуальные пляски, заклинания духов, богослужение, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничество.

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредотачивается на предметах действиях, образах, символах, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяется содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, чтение молитв и псалмов – все это может доставлять эстетическое наслаждение.

Культовая деятельность является тем «движущим» элементом, посредствам которого, прежде всего и осуществляется религиозная ориентация сознания и поведения верующих.

Функции религиозного культа

Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют -религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призвано не только приобщить человека к религии , но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение.

За время своего существования религия накопила огромный опыт воздействия на психику людей. Она использовала в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя реальными психологически -ми механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся .

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.

Проблема типологии религии.

Типы религиозных организаций.

Церковь: сложная иерархическая система взаимоотношений. Большое количество последователей, отсутствие постоянного членства, принадлежность определенной традиции, свободный выбор индивида.

Секта: привлекает новых членов, но не выпускает. Возникает в результате отделения от церкви части верующих, на основе изменения вероучения. Черты: мало последователей, постоянный контроль за ними, стремление отделиться от мирской жизни. Нет проф. Священнослужителей.

Харизматический культ: разновидность секты. Черты похожи, но отличаются: приверженцы объединены вокруг личности, наличие божественных качеств, сатана-носитель сверхъестественной силы. Культ малочислен. Свойственен мистицизм, фанатизм.

Динаминация: промежуточное положение м/д церковью и сектой. От церкви: высшая степень централизации, от секты: добровольность, контроль членов.

Интегрирующая функция религии.

Объединяет людей в рамках мировоззрения. Содействует социальной, идейной и политической интеграции. Способствует консолидации об-ва и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей. Вырабатывает общие ценности и нормы, укрепляет структуру об-ва, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения. Н-Р: таинство причищения (вино и хлеб) – симв. Кровь и тело христа.

Дезинтегрирующая функция религии.

- может использована для разъединения людей, разжигания вражды, войн, между разными религиями и вероисповеданиями и внутри самой религиозной группы. Противопоставление другим верам. Часто конфликты сознательно провоцируются, поскольку способствуют укреплению религ групп, усилению авторитета их лидера.

Шаманизм.

Происходит от ивенгров. Цель: лечение рассудка и тела, для хорошей охоты, процветания племени, существует 20-30 тыс лет. Гипотезы происх : 1) одна из др. религий 2) связана с магией 3) возник из-за псих заболеваний черты : 1) шаман должен чувствовать себя комфортно в обоих мирах 2) проникновение в тот мир под звуки бубна 3) обычно шаманы муж. 4) выбирает шамана дух функции: исцеление, религиозные потребности, договариваться с духами, но не факт что исполняет, шаману присущ страх.

Язычество – этимология, основные черты.

В современной науке нет понятия. Этимология : язычество от церк-слав –«язык», то есть «народ», в европейский языках от лат «paganus» - сельский; позже получила название «деревенщина», т.к в римс имп христ распространено в круп городах.

Черты: политеизм, мифология, принцип единения и гармонии, понятие традиции, категория рода (свой и чужой), одушевление предметов,

Религия славян. Принципы язычества.

Принципы: 1) культ предков (связывает мир земной и сокральный, обряд погребения важен, от этого зависит загробный мир, существовали захоронения: по обряду трупоположения, кремация, захоронение в погребальной ладье, «нафь»-мертвец, те кого отправляют в путь на ладье, «ирий» -тот мир. 2) вера в бессмертие души (допускалась реинкарнация в тело родственника), душа могла вернуться в зооморфном виде 3) посмертное сущестование души 4) одухотворение не живого (камней).Верили в святость гор, ориентировались на гармонию с природой.

Религия славян. Источники. Пантеон.

Язычество – политеистическая религия. У каждого племени свое главное божество. Дуализм – разделение на добрых и злых богов. Источники: 1)топоров: информация о богах неполная, нет взгляда изнутри, дается с точки зрения внешнего избирателя. 2) прокопий кесарийский (6в), описания арабских авторов, ПВЛ, хроники, в основном европейские авторы, опирались на старинные источники, свою фантазию, которые опирались на античность. Кабинетная мифология – это придумывание новых персонажей в результате домысливания. Исследователи опирались на фольклор, этнограф материалы.

Пантеон: -высший уровень сакральных божеств, определяемых словом бог. Перун-гром, покровитель воинов, хорс – солнечное божество, не славянского происхождения, симаргл – параллель с иранским богом, велес- покровитель дом. Животных, богатства, дажьбог-солнца, стрибог – бог богатсва, мокошь, лада, лель– женское божество, сварог – небесного огня. Ерило – бог весенного плодородия.

Существа низшего порядка- духи и демоны, бес – гадкий(духи лесов, леший, болотник); упыри, вурдалаки – злые духи.

Скандинавское язычество. Источники. Культ предков.

Нравственные понятия чужды. Это религия единого принципа- способность блага своему роду. Понятие души рода переходит от предков к потомкам. Человек ответственнен за будущее рода. Душа рода придает силу, уверенность. Языческие боги помогают только в конкретной стране. Часть скандинавс стран меняет религию. В 1000г исландия принимает христ. Допускается тайное употребление языческих обрядов (выбрасывание младенцев, конское мясо).Боги очеловечены с нехорошими чертами(воры, развратники). Фатализм-зачем бояться если все уже предопределено.

Источники: XIIIв. – «Старшая эдда» - песни, легенды о богах и героях в стихотворной форме; «Младшая эдда» (Снорри Стурлусон) – проза; структурированное переложение мифов. «Деяния датчан» (Саксон Грамматик) – боги – обожествленные люди.

Кенинги – широкие метафоры, обозначающие живых существ, предметы и т.д.

Скальды – непрофессиональные поэты: дружинники, воины – воспевали подвиги;

Культ предков: главная идея –погребение отражает представление о загробной жизни, Швеция крупные святилища.

Специфика религии кельтов.

в том, что многое заимствованно из культа римлян. Кельтская и итальянская мифология глубоко родственны. Кельты жили по законам родоплеменного общества, получается у них существовал достаточно мощный культ предков. Верили в переселение душ, уменьшение страха перед смертью, множество жертвоприношений, в т.ч. человеческих. Похожие боги – Меркурий (изобретатель всех искусств, проводник в мир иной), Аполлон (бог-врачеватель, отгоняет болезни), Минерва (богиня навыков и умений), Юпитер (управленческие функции, правитель небес), Марс (военное дело). Источники по кельтской мифологии – записки о галльской войне, различные саги, записи Светония. Жреческое сословие – друиды (культ деревьев),

Буддизм в России

Бурятия, Тува, Калмыкия, Чеченская область.

Буддизм Бурятии – форма ламаизма.Дацан – монастыри. До Октябрьской революции – около 46. Сталинский режим фактически уничтожил: массовые репрессии против лам, дацаны разрушались. В настоящее время – возрождение: восстановление и строительство новых дацанов. Буддисты Бурятии налаживают связи с зарубежными буддистами

Тува – XIII-XIVвв. Передвижные храмы – прообразы дацанов. Нет собственного религиозного центра. Тувинские монастыри имели почти в каждом административном районе, многие представляли крупные феодальные хозяйства. Вытеснение добуддийских верований; в церемониях принимали участие шамана. С 1917г. – протекторат России. Вмешательство в вероисповедальные дела. 1927 – Тувинская народная республика. 30-е гг. – попытка искоренения буддизма. 90-е гг. – возрождение. Сегодня – 9 буддистских общин. Далай Лама XIV – помощь в возрождении.

Калмыкия – единственная народность на европейской территории России. XVII-XVIIIв., сегодня – государственная религия (14 общин, строительство буддистского центра).

Санкт-Петербург – 1909-1914 – построен первый дацан на территории Европы. Есть они в Москве, Ярославле. В Москве – Институт буддизма. В Томске – община дзохча – 2002г., несколько человек в общине; 2 школы. Центр буддизма в Томске. Лама Оле Нидал – приехал в 1998г., основал общину.

Буддизм в современном мире.

Глубокие корни в азиатских странах, во многих является государственной. Камбоджи, Таиланд – главы государства руководят церковью. Сохраняется множество монахов (Камбоджи – каждый 20 мужчина). Жизнь в сельской местности тесно связана с монастырем. Монах не участвует в политической власти, но имеет большое влияние.

Дзэн-буддизм популярен на Западе. 60-е гг. – антикультурный феномен, который приняли те, кто протестовал против капитализма (хиппи, артисты, писатели, анархисты). Сегодня поддерживается приверженцами альтернативных культур, физиками, программистами, домохозяйками и т.д. Несколько сотен тысяч европейцев приняли буддизм. Постепенно он проникает в различные науки. Факторы развития:

Все большее количество азиатских учителей отправлялись на Запад (лекции или буддистские центры);

На родину возвращаются молодые люди, обучавшиеся в Азии;

80-е гг. – буддистские западные учителя.

При хорошем уровне жизни у людей освобождается время для развития мысли;

Относительно высокий уровень либерального образования;

Улучшение в области средств передвижения и коммуникаций.

Ранне христианское учение.

Более 2млрд. последователей. 400-500 – Запад, 250 – Северная Америка, Азия – около 300, Африка – 300-400, Австралия – 400, Южная – 400-500.

Iв. До н.э. в Палестине. VIв. – порядок летоисчисление от рождения Христа (ранее – от времени основания Рима). 747г. от основания Рима. Рождение Христа – раньше этой даты (7-6 гг. до Р.Х.).

Важные черты хрис: равенство людей, каждый мог стать христ, нет богоизбранностию

Источники: 1) христ: нов завет(27соч), неканоническая лит-ра 2) нехрист: тит ливий, иосиф флавий, плиний.

17-18вв появление ист и мифол школ. Основа: покорность, восприятие жизни. Вера в искупительную жертву миссии иисуса.

Проблема типологии религии.

Подходы: нормативный (ложные и истинные религии) и эволюционный(развитие от простейших форм).

1. Естественные (индуизм, буддизм) 2. Религии индивидуальности (р. Др. гр. –религия прекрасного. 3. Религия абсолютной духовности: христианство.

Географический подход: 1) р. Ближнего востока (ислам, иудаизм) 2)океанические (австралии) 3) религии африки 4)америки 5)классические (др.гр.)6) дальнего востока (конфуцианство, даосизм) 7) р. Индии (индуизм)

А также 1) родоплеменные религии 2) национальные религии(иудаизм) 3) мировые

По отношению к сверхъестественному: 1) простейшие (фетишизм) 2)политеизм (р. Присутсвия богов) 3) дуализм 4) супремотеизм (р. Др. греции-пирамидное деление божеств) 5) пантеизм(везде бог) 6) монотеизм(один бог) 7) теизм

Особенности религиозной веры.

Три подхода 1) тип религии следует искать в религиозном сознание 2) в культовой деятельности 3) в религиозной организации. Связь между религией и верой: предмет религиозной веры: знание без логич док-в, образы, представления, сомнения, то есть влияние веры на волевой процесс. Предмет не религ. Веры: сверъест, что не подчиняется законам, находится по ту сторону. Существует две тенденции: 1) религ вера есть интелектуал феномен 2) религ вера есть религиозные переживания, чувства.

Существуют два уровня: 1) обыденное религиозное собрание 2) теоритически оформленное концептуальное

Главное – ритуальные действия. Наличие веры в любом объекте не является показателем наличия религии. Культ- реализация религиозной веры в действиях, включает совокупность обрядов. Обряд – действия, установленные обычаем, традицией и символизирующие нормы и представления. О. – является разновидностью символа. Культ держится на вере. Существует система жертвоприношений. Обращение к богу вербальное и не вербальное.

Обществознание, 8 класс

Урок № 14

Религия как одна

из форм культуры

Д.З.: §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II

© А.И. Колмаков

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.
  • Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
  • Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.

Знать и уметь (УУД)

  • Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
  • Объяснять сущность и значение веротерпимости.
  • Раскрывать сущность свободы совести.
  • Оценивать своё отношение к религии и атеизму

Понятия, термины

  • религия;
  • религиозная вера;
  • обряды;
  • молитва;
  • церковь;
  • секта;
  • свобода совести;
  • свобода вероисповедания

Проверка знаний

  • Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
  • Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?


Изучение нового материала

  • Роль религии в культурном развитии.
  • Религиозные нормы.
  • Свобода совести

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют большее число верующих?
  • ПОДУМАЕМ. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней. Но этим не исчерпывается сущность религии ...


Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община )

  • Слово « религия », пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному.
  • Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere , что означает «относиться с особым почтением».
  • Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
  • религия - мироощущение, особые моральные нормы и тип поведения...

Религия (от лат. religio - благочестие, святыня, предмет культа).


  • «Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства... не могут дать безусловной достоверности.
  • Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою...
  • Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека и человечества, вследствие чего мы должны говорить о развитии опыта и естественной науки, так и Божественное начало постепенно открывается сознанию чело­веческому, и мы должны говорить о развитии религиозного опыта и религиозного мышления».

Фрагмент из работы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)

  • Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными?
  • Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
  • Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?



Государство гарантирует свободу вероисповедания, всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Свобода Совести

Свобода выбора религии закреплена правом,

получившим название права на свободу совести.

4.Свобода совести и свобода вероисповедания.

Право на свободу совести, так же как и

право на свободу убеждений, мысли и

слова, относится к гражданским правам.

Свобода совести предполагает свободу

религий, атеизма, отсутствие единой,

обязательной для всех религиозной

веры или обязательного неверия

Факультативно

по желанию

граждан в любом

учебном заведении

В некоторых

негосударственных

заведениях, частным

образом на дому или

при религиозном

объединении

Для того, чтобы

не ущемлять интересы

неверующих, существуют

2 вида религиозного

обучения

Свобода совести является одним из основных гражданских

Прав человека и означает прежде всего свободу индивидума

От любого идеологического контроля, право каждого для себя

Выбирать систему духовных ценностей


Проверь себя

  • Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс: учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. - 191, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации,

Выявление особенностей религиозной веры следует начать с ее гносеологической характеристики. Как известно, главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Сверхъестественное, согласно религиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся законам окружающего нас материального мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов. Следует, правда, учитывать, что дуализм естественного и сверхъестественного, резкое противопоставление последнего реальным, чувственно воспринимаемым объектам характерны главным образом для «теистических» религий, т.е. религий, в основе которых лежит почитание богов или бога. Для ранних форм религии, к которым относятся магия, фетишизм, тотемизм, была характерна вера либо в сверхъестественные свойства материальных предметов (фетишизм), либо в сверхъестественные связи между материальными предметами (магия, тотемизм). В них противопоставление естественного сверхъестественному существовало лишь в потенции, в зародыше. В ходе дальнейшей эволюции религии сверхъестественное все больше обособляется от естественного, оно мыслится уже как особая духовная сущность, которая не только противостоит материальной природе как более высокая форма бытия, но и управляет ею. Таковы все анимистические и теистические религии. С позиций материалистического мировоззрения идеи и образы сверхъестественного представляют собой фантастическое отражение в головах людей тех реальных, сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Иначе говоря, сами по себе сверхъестественные силы и сущности объективно не существуют, они являются иллюзорными объектами, созданными человеческим воображением. Однако для религиозного человека эти иллюзорные объекты реальны, ибо он верит в их существование. Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто, не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентное», постольку религиозная вера, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики. Религиозный человек верит в исключительный, непохожий на все существующее облик сверхъестественных сил или существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна… Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна»157. Религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению Христос был именно таким богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним неприменимы. Уже упоминавшийся ирландский психолог О’Догерти считает, что если бы религиозная вера опиралась на очевидные и неопровержимые аргументы, если бы она была доступна научной проверке, то она была бы излишней. «Истины» веры он противопоставляет истинам знания, подчеркивая, что они «в принципе» недоступны верификации, т.е. проверке158. Исходя из этой гносеологической характеристики религиозной веры, можно выделить и особенности ее соотношения со знанием. Если нерелигиозная вера отличается от знания, но не противостоит ему как нечто принципиально несовместимое, то религиозная вера по своей природе всегда несовместима со знанием. Фактически это признают и богословы, заявляя, что постичь божественную сущность можно лишь с помощью веры, а не знания. В христианском богословии, как православном, так и католическом, рациональные аргументы, доказывающие бытие бога, никогда не считались главным путем приближения к нему. «Никакое, даже самое безошибочное, доказательство истины не может заменить живого переживания, интуиции веры, - пишут православные богословы. - Вера не доказывает себя, а показывает»159. И далее: «Вера сама по себе есть психологический акт, а не формула… Вера христианская прежде всего есть переживание. Аргументация веры есть нечто внешнее, от чего сама вера не зависит»160. Один из православных иерархов указывал в свое время, что если какой-либо догмат вероучения кажется христианину слишком понятным, то это значит, что он «подменен» и «берется не во всей его божественной глубине»161. Характерны и суждения некоторых современных философов-идеалистов. Так, западногерманский философ Г.Хеннеман откровенно признает, что религиозная вера не может быть обоснована логически, ибо она не является интеллектуальным актом, для которого логика обязательна. Всякая рефлексия, всякое рациональное размышление и сомнение противопоказаны религиозной вере, ибо она теряет из-за них «свою непосредственность и здоровую наивность». В конечном счете Хеннеман приходит к выводу, что только «сама вера является единственным доказательством ее истинности», что «только верующий знает, что собой представляет его вера»162. Из всего этого можно сделать вывод, что в религиозной вере разум человека играет третьестепенную, подчиненную роль. Церковь принимает его лишь как средство сформулировать догмат (ибо догмат не может быть сформулирован вне рациональных форм - понятий и суждений). Уже упоминавшийся выше тезис: «Верю, потому что абсурдно» - не является для религиозного сознания случайным, а выражает некоторые его общие и характерные особенности. Эти особенности проявляются и на уровне обыденного сознания рядовых верующих. Советский исследователь А.И.Клибанов приводит высказывание одного из баптистов: «Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, то я не допустил бы сомнения, т.к. для господа нет ничего невозможного. А если что и встречается непонятного, то я не обвиняю ни бога, ни Библию, но говорю, что я несовершенен и несовершенны мои познания… При исследовании священного писания необходима детская вера - доверие всему, что сказал господь в слове своем»163. Эти особенности трактовки сверхъестественного предмета веры и самой веры объясняют в известной мере тот факт, что в сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться религиозные верования и научные представления. Нередко кажется странным, как противоречащие друг другу с точки зрения содержания идеи и представления могут «сосуществовать» в сознании одной и той же личности. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке. Американские психологи Д.Сноу и Р.Махалек в своей статье, посвященной проблеме устойчивости нетрадиционных культов в США, пытаются вычленить некоторые особенности этих верований, которые обеспечивают, по их мнению, слабую «чувствительность» их приверженцев к фактам, опровергающим их веру. Существенную роль в этом играют две черты нетрадиционных верований: во-первых, недостаточная теоретическая согласованность отдельных положений и догматов, что делает их менее уязвимыми логически, и, во-вторых, их слабая соотнесенность с эмпирическими данными164. Думается, что эти особенности относятся не только к нетрадиционным, но в той или иной степени - ко всем религиозным верованиям вообще. В зарубежной психологии религии давно зафиксирован и активно обсуждается факт устойчивости религиозной веры. Речь идет о том, что верования многих религиозных людей способны сохраняться даже в том случае, если жизненная практика доставляет информацию, противоречащую их верованиям. Анализируя эту проблему, большинство социальных психологов на Западе опирается на теорию «когнитивного диссонанса», разработанную американским психологом Л.Фестингером. С точки зрения концепции Фестингера, существование в сознании человека двух или нескольких идей, образов или представлений, которые не соответствуют друг другу, вступают в противоречие между собой, ведет к психологическому дискомфорту. Человек, у которого возник «когнитивный диссонанс», стремится уменьшить или преодолеть его тем или иным путем. Пути преодоления диссонанса могут быть самыми различными: от изменения поведения в соответствии с новой информацией до игнорирования ее и психологической «защиты» от нее многообразными способами165. Анализируя феномен «когнитивного диссонанса», Фестингер уделил внимание и проблеме устойчивости религиозной веры. По его мнению, которое разделяется многими американскими психологами-религиоведами, религиозные верования обладают значительной способностью к сопротивлению противоречащей им информации. В одной из работ, написанной им вместе со своими сотрудниками, Фестингер объясняет устойчивость религиозных верований тремя основными факторами: во-первых, значением этих верований в жизни личности и в системе ее ценностных ориентации; во-вторых, тем обстоятельством, что верующие неоднократно демонстрировали публично свою приверженность тем или иным религиозным верованиям, и поэтому отказ от них означал бы, с их точки зрения, подрыв их социального престижа; в-третьих, социальным давлением на каждого верующего членов той религиозной группы, в которую он входит. В книге приводятся примеры из жизни религиозных сект и движений США, которые действительно показывают устойчивость религиозных верований даже в условиях, когда жизнь опровергала те или иные пророчества лидера секты. К примеру, в центре проповеди основателя движения адвентистов в США У.Миллера было предсказание о неизбежном конце мира в 1843 г. Несмотря на то что его предсказание не сбылось, секта адвентистов не исчезла, а продолжает существовать и действовать до настоящего времени. Эти мысли Фестингера развивают американские психологи Д.Бэтсон и Л.Вентис. Устойчивость религиозных верований, считают они, и их способность сохраняться, несмотря на очевидные факты, им противоречащие, зиждется на некоторых психологических особенностях религиозных людей. У членов ряда религиозных сект и культов, полагают они, присутствует сознание их «избранности» к спасению, что укрепляет их чувства превосходства над иными людьми и служит барьером для принятия любой информации, противоречащей их верованиям. Большую роль в сохранении и укреплении веры играет и социальная поддержка их взглядов со стороны членов религиозной общины, к которой они принадлежат. Многие религиозные общины и культы добиваются с помощью постоянной идеологической и психологической «обработки» своих приверженцев полной утраты ими какой-либо духовной самостоятельности, слепого подчинения лидеру этой секты. Ссылаясь на трагедию массового самоубийства членов секты «Народный храм» в Гайане, авторы пишут: «Приверженность этим верованиям и авторитету Джонса (лидера секты. - Д.У.) не пришла быстро. Если бы Джонс предложил такой способ поведения (массовое самоубийство. - Д.У.) в первое время существования секты в Калифорнии, он был бы, по всей вероятности, отвергнут. Мы предполагаем, что слепое повиновение было достигнуто долгим, постепенным процессом возрастающей интенсификации верований и поведения, основанным на росте сознания избранности членов секты, публичной демонстрации их верований и интенсивной социальной поддержке»166. Думается, что соображения американских психологов, в том числе и Фестингера, о причинах устойчивости религиозных верований заслуживают внимания. Таким образом, наряду с некоторыми гносеологическими особенностями предмета религиозной веры, порождающими тезис богословов о неверифицируемости последней, значительную роль в ее сохранении, особенно в замкнутых религиозных общинах, играют отмеченные выше социально-психологические факторы. Какие психические процессы играют доминирующую роль в религиозной вере? Прежде всего воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, богоматери, святых, ангелов и т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты. Но они возникают не на пустом месте. Почвой для их формирования в индивидуальном сознании являются, во-первых, религиозные мифы, где повествуется о «действиях» богов или иных сверхъестественных существ, и, во-вторых, культовые художественные изображения (например, иконы и фрески), в которых сверхъестественные образы воплощены в чувственно-наглядной форме. На базе этого религиозно-художественного материала и формируются религиозные представления верующих. Таким образом, индивидуальное воображение отдельного верующего опирается на те образы и представления, которые пропагандируются той или иной религиозной организацией. Именно поэтому религиозные представления христианина будут отличаться от соответствующих представлений мусульманина или буддиста. Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них, нередко не без оснований, потенциальных еретиков. Отмечая общность религиозных представлений у верующих одной конфессии, следует в то же время учитывать, что религиозные представления и образы у каждого субъекта веры в значительной мере индивидуализированы. На первый план в них могут выступать именно те черты, которые в наибольшей степени отвечают духовным потребностям и особенностям характера данной личности. А.М.Горький в повести «Детство», вспоминая об отношении бабушки и деда к богу, писал, что в устах бабушки бог представал как доброе существо, одинаково близкое и людям и животным. «А дедов бог, - продолжает он, - вызывал у меня страх и неприязнь: он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное»167. Индивидуализация религиозных представлений в той или иной степени неизбежна, поскольку в сферу религии каждый человек проецирует свои желания, потребности и ценностные ориентации. Отношение субъекта религиозной веры к предмету веры может существовать лишь как эмоциональное отношение. Если религиозные образы и представления не вызывают в сознании личности интенсивных чувств и переживаний, то это верный признак угасания веры. О специфике религиозных чувств будет подробнее сказано в следующей главе. Сейчас заметим лишь, что эмоциональное отношение к предмету религиозной веры вытекает из того, что подобная вера предполагает не только реальность сверхъестественных сил или существ, но и то, что они могут повлиять на жизнь и судьбу самого верующего и его близких как в действительном, так и в «потустороннем» мире. Иначе говоря, это не только вера в то, что бог существует и что он создал мир, но и в то, что бог может покарать или вознаградить данного человека, повлиять на его судьбу при его жизни и особенно после смерти. Естественно, что подобная вера не может не вызывать в нем глубоких чувств и переживаний. Верующий вступает с иллюзорным предметом своей веры в особые отношения, которые можно назвать иллюзорно-практическими. Иллюзорны они в том смысле, что сам предмет веры реально не существует. Однако они оказывают воздействие на поведение верующего и реализуются практически в культовых действиях, которые рассматриваются им как средство повлиять на сверхъестественное, задобрить его, добиться от него прощения и спасения и т.п. В свете подобных иллюзорно-практических отношений верующих к сверхъестественному становится яснее и та роль, которую играют в системе религиозной веры волевые процессы. Религиозная вера представляет собой не только эмоциональное, но и волевое отношение к сверхъестественному. Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь были упражнения, тренировавшие волю. Только постоянная тренировка воли, ее сосредоточение на религиозных представлениях и нормах способны подавить естественные человеческие потребности и желания, которые препятствовали монашеской аскезе. Только волевые усилия могут отвратить новообращенного от нерелигиозных интересов, приучат его контролировать свои мысли и поступки, предотвращая всякий «соблазн», особенно «соблазн» неверия. С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им культовых норм и предписаний. Конечно, и воображение, и чувства, и воля играют важную роль и в нерелигиозной вере, так что само по себе действие данных психических процессов в системе религиозной веры не выявляет ее специфики. Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессов в религиозной вере, то, как уже отмечалось, в.ней гораздо меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т.п.). Что же касается иных психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Поскольку их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю личности вокруг иллюзорных объектов. Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке. Бог для верующего - собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. Эти психологические особенности религиозной веры нельзя забывать, когда речь идет об атеистическом воспитании. К иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. И если мы хотим избавить человека от веры в бога, то очень важно не забывать о важнейших духовных потребностях людей, в том числе и о потребности в общении. В заключение несколько слов о роли религиозной веры в жизни личности и общества. Основным методологическим ориентиром здесь служит известная формула К.Маркса о религии как «опиуме народа»168. Подчеркивая иллюзорный характер предмета религиозной веры, указанное положение Маркса о религии выявляет важнейшую социальную функцию религиозной веры и религии в целом - функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей. На психологическом уровне эта функция реализуется через религиозное утешение, о котором речь пойдет в следующей главе.