Про отношению мусульман друг к другу. Хадис: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему Учится корану братья по вере

Про отношению мусульман друг к другу. Хадис: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему Учится корану братья по вере

Дорогие братья и сёстры! Всевышний Аллах сделал нас из числа мусуль-манской общины и братьями по вере. В Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُـونَ إِخْوَةٌ (الحجرات،10 )

«Поистине, верующие – братья » (сура «аль-Худжурат», аят10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притеснит его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное родство. Ведь кровное братство ограничено дольним миром, а братство по вере существует как на этом, так и на том свете. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, ан-Насаи).

Величайшим благом для нас является то, что Всевышний вознаграждает нас за любовь к своим братьям по вере и за оказание им помощи.

В хадисе говорится, что некий человек отправился в путь, чтобы посетить своего брата по вере в другом селе. И Аллах послал к нему ангела в человеческом обличии. Встретив его по пути, ангел спросил: «Куда направляешься?» Человек ответил: «Хочу пойти к брату по вере в этом селе». Ангел поинтересовался: «У тебя есть какая-нибудь нужда к нему?» «Нет, кроме той, что я полюбил его ради Аллаха»,– ответил путник. Тогда ангел сказал: «Я послан Аллахом к тебе, чтобы сказать о том, что Аллах полюбил тебя так же, как и ты полюбил его ради Меня» (Муслим).

Другой хадис, переданный Муслимом, гласит: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете, пока не будете любить друг друга. Так, не указать ли мне на то, совершение чего приведёт вас к взаимной любви?! Распространите меж собой приветствие (салям) ».

Любовь ради Аллаха

Согласно Корану и хадисам, дружба ради Аллаха является столь достойным качеством, что мы должны знать, что же является дружбой ради Всевышнего.

Дружбой ради Аллаха является то, когда ты любишь брата, прежде всего, следуя Корану, который говорит нам, что верующие – это братья. Далее мы должны стремиться в своей дружбе с братом по вере ради довольства Аллаха, и тогда наша дружба будет ради Создателя.

К примеру, мы любим учителя, который обучает нас религии, и эта связь с учителем будет связью ради Аллаха. Или мы любим тех, кто помогает нам в богоугодных делах, и такая любовь так же будет ради Аллаха. Или если человек занят приобретением шариатских знаний или же поклонением Аллаху, а кто-то взял на себя обеспечение его и членов его семьи, и за это он любит его, то и тогда эта любовь является любовью ради Аллаха. Даже если человек женился, чтобы уберечь свою религию от наущений сатаны или же чтобы у него родилось праведное потомство, то тогда и любовь к жене является любовью ради Аллаха. Даже несмотря на то, что мы можем любить жён за их красоту, нрав или же за удовольствие, которое они нам доставляют, то и тогда любовь может быть ради Аллаха, если мы женились ради Него. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы любовь к родителям, детям, жене, к родным и близким, ко всем мусульманам – всё это было ради Аллаха.

Но мы должны понимать, что дружба предполагает также и обязанности по отношению к своим братьям. Перечислим некоторые из этих обязанностей.

1. Обязанность, связанная с имуществом . Что касается этой обязанности, то самая низкая степень – это когда ты расходуешь на нужды своего брата из излишка своего имущества. Но тогда чем твоя помощь отличается от помощи, которую ты оказал бы попрошайке с улицы?! Ведь и ему ты готов отдать часть своего излишнего богатства.

Более высокая степень, когда твой брат может распоряжаться твоим имуществом так же, как и ты.

Ещё выше ступень тех, кто предпочитает тратить свои средства на решение проблем своих братьев прежде, чем на решение своих проблем. И к этой степени мы должны стремиться. Вы, наверное, слышали историю сподвижников, которые умирали после одной битвы, и когда к одному из них поднесли воду, он сказал, чтобы дали его брату по вере, который был рядом, а тот – другому, а когда вода по кругу возвратилась к первому, то он уже покинул этот мир.

2. Также обязанностью по отношению к своему брату является оказывать помощь и поддержку в его нужде . И в этом деянии также имеются степени. Самая низкая степень – это когда твой брат обращается к тебе за помощью и ты, выказывая ему радость, с удовольствием спешишь на помощь. Это начальная степень. Ни в коем случае твой брат не должен чувствовать, что тебя затрудняет его просьба. Это уже за рамками самой низкой ступени оказания помощи.

Один из праведников говорил: «Если ты попросил своего брата о чём-либо, и он не сделал этого, то напомни ему, может, он забыл. А если и после этого он не выполнил, то соверши за ним заупокойную молитву». То есть его уже не существует для тебя в качестве брата по вере.

Но если ты стремишься к совершенству, тебе не стоит ожидать, пока твой брат попросит тебя о чём-либо. Необходимо самому интересоваться, имеются ли у него проблемы, и постараться решить их. И даже после его смерти не должны забывать о нём. Мы должны проявлять заботу о его семье. Среди праведных предшественников были такие, кто в течение сорока и более лет заботился о семье брата по вере, который покинул этот мир. Иной раз дети умершего видели от него больше внимания, помощи, участия в их делах, чем от своего отца.

3. Третья обязанность связана с твоим языком .

Во-первых , ты должен оберегать свой язык от всего, что может доставить неудобство твоему брату или же может опечалить или разозлить его. К примеру, ты видишь, как он отправляется куда-то, но скрывает это от тебя. Потому что в таком случае ему пришлось бы соврать тебе.

Также тебе нельзя распространять что-либо о нём или о его семействе, что может ему не понравиться, будь это его недостатки или ошибки. Даже если ты с ним поссорился и между вами нет уже дружбы, то и тогда ты не должен упоминать о каких-либо недостатках, которые ты замечал у него. Любой секрет, который он поведал тебе, ты не должен разглашать.

Арабы говорят: «Сердца досточтимых людей являются могилами секретов ». При необходимости мы можем даже соврать, чтобы не разглашать секреты или недостатки наших братьев.

Также ты должен оставить по возможности всякий спор с братьями по вере, даже если ты прав. Ты не должен доводить до него что-либо, что опечалит или разгневает его, будь это сказанное кем-либо в его адрес и т. д. Если же про него сказали что-либо, что обрадует его, то тогда стоит довести это до него.

Не подобает молчать, если кто-то отзывается плохо о твоём брате по вере или поносит его. Нужно наставить этого человека. Один из праведников говорил: «Если при мне кто-то упоминал моего брата с плохой стороны, я представлял, что этот мой брат находится рядом и защищал его так, как если бы он на самом деле находился рядом. Ведь когда кто-либо поносит нашего брата по вере, он подобен собаке, которая разрывает его мясо. Спросите себя, стали бы вы молчать, если бы видели, что вашего брата рвут на части собаки ».

Также нам следует исправлять нашего брата, когда мы видим, что он пре-ступает через рамки дозволенного по Шариату. Однако наставлять его мы должны не при людях (ибо в таком случае мы позорим его), а в уединении, в спокойной обстановке, в мягкой форме.

4. Следующая обязанность по отношению к своему брату – это снисходи-тельность к его ошибкам и недостаткам.

Ибн Мубарак говорил: «Верующий ищет оправдание, а лицемер ищет ошибки и промахи ».

Также в хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Просите у Аллаха защиты от плохого соседа, который, если видит что-либо хорошее от тебя, то скрывает это, а если видит что-либо плохое, то распространяет это ».

Ты должен понимать, что у тебя также есть много недостатков, с которыми ты не можешь справиться. И так же, как тебе не нравится, когда говорят о твоих недостатках, и брату твоему это не понравится. Не бывает людей, кроме Пророков или тех, кого Аллах оберёг, чистых от каких-либо недостатков. Если ты начнёшь искать для дружбы тех, кто чист от всех недостатков, то вряд ли найдёшь того, с кем можешь дружить. Если хороших качеств у верующего больше, чем плохих, то это великое дело в наше время.

Праведники говорили: «Если увидел какое-либо неподобающее действие у своего брата, то найди ему 70 оправданий. И если после этого ты находишь в своём сердце недовольство, то тогда тебе стоит обвинять себя, ибо если бы ты был ему на самом деле братом, ты нашёл бы оправдание так же, как находишь себе ».

5. Следующая обязанность по отношению к брату по вере это твоя мольба за него . В хадисе говорится: «Когда человек возносит мольбу за брата по вере в его отсутствии, то ангел говорит : «И тебе то же самое! »». В другом хадисе говорится, что мольба за брата по вере, сделанная в его отсутствии, не отвергается.

Мусульманину необходимо обращаться с мольбой за своих братьев, как при их жизни, так и после их смерти. Абу Дарда говорил: «Я обращаюсь с мольбой за 70 моих братьев в земном поклоне, перечисляя их имена ».

Праведник Мухаммад бин Юсуф аль-Асбахани говорил: «Где же найдёшь подобного брату по вере?! В то время когда твои родные заняты разделом твоего наследия и пользуются вовсю твоим имуществом, брата по вере занимает твоё положение. И под покровом ночи он обращается с мольбой за тебя, в то время когда ты лежишь под покровом земли».

6. Следующая обязанность по отношении к своему брату по вере это, чтобы твоя связь с ним продолжалась до самой его смерти, а после смерти у тебя была связь с его родными и друзьями.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошла старая женщина, и он оказал ей большой почёт. Когда его спросили об этом, он ответил: «Она приходила к нам в то время, когда Хадиджа была жива… ».

7. Следующая обязанность по отношении к брату по вере это не обременять его своими проблемами. Подобает, чтобы твоя дружба с человеком была лишь ради Аллаха, и целью твоей дружбы с человеком должно быть лишь довольство Аллаха. Потому не следует нам обременять братьев своими проблемами. Напротив, ты должен думать о том, чем ты можешь помочь своему брату. Лучший из братьев это тот, кто не обременяет своего брата и рядом с которым ты никогда не испытаешь неудобства или затруднение.

Во всём мы должны приносить облегчение для наших братьев.

Ещё одним примером этого является то, чтобы не упрекал брата по вере из-за оставления желательных деяний. Допустим, если ты видишь, что он не соблюдает желательные посты, ты не должен спрашивать, почему он их не соблюдает и, наоборот, если он всё время постится, ты не должен спрашивать, почему он всё время соблюдает пост.

Это лишь часть обязанностей, которые мы должны соблюдать по отношению к нашим братьям по вере. В данной статье мы не можем раскрыть подробно всё.

Кому-то может это показаться трудным. Однако ради облегчения мирских проблем мы готовы терпеть характер разных начальников и руководителей, готовы жертвовать, работать на чужих людей, получая маленькую зарплату, тратить самое драгоценное, что у нас есть, то есть наше время, на то, чтобы обогатить этого человека. Когда ради мирского удела мы тратим столько сил и усердий, разве не стоит оно того, чтобы мы потратили хотя бы столько ради того, чтобы оказаться из числа тех, которыми Аллах будет доволен и кто будет под сенью Арша в Судный день?!

Редакция нашего интернет-журнала составила для своих читателей большую подборку преданий, из которой вы узнаете практически всё, что необходимо знать о братстве в исламе: что это такое, какие у него есть условия, какие бывают виды братьев, каких братьев следует сторониться, а каких, наоборот, искать, а также многое другое. Не забывайте делиться этой публикацией со своими братьями!

Верующий - брат другому верующему

«Воистину, верующие [являются] братьями. Исправляйте же [отношения] между братьями вашими, [и примиряйте их], и остерегайтесь [гнева] Аллаха, - быть может, вы будете помилованы» (49:10).

1. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующие - братья между собой, кровью друг за друга поручающиеся, они - единый кулак против общего врага, нижайший из них может просить их покровительства» (Муфид, «Аль-А’мали», 13/187).

2. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Есть у тебя братья и из тех, кто не рождён твоей матерью» («Гурар аль-хикам», 5351).

3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий является братом верующего, они подобны телу единому: когда болит какое-либо место, то и другие части тела тоже болят. И, поистине, их дух (рух) - из духа Аллаха. Поистине, дух верующего связан с духом Аллаха сильнее, чем связаны солнечные лучи с солнцем» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 277).

4. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, верующие - братья, они - братья и по матери, и по отцу. Если кто-то из них попал в беду или заболел, то другие ради него проводят ночи бессонными» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 264).

5. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий является братом верующего по отцу и матери, так как Досточтимый и Достославный Аллах сотворил верующих из глины райской и впустил в души их ветер райский. Поэтому являются они братьями и по отцу, и по матери» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 271).

6. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий - брат верующего по отцу и по матери».

7. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий - брат верующему, его око и проводник, не предаст его, не притеснит, не обманет, не прогонит, везде за ним последует».

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий - брат верующего, словно единое тело, если пожалуется на что-либо от него, то отзовётся боль по всему телу, и души их - от души единой».

«Аль-Кафи», 2, 166 (2 и 7), 3, 4

Праведные братья

9. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Умножайте число ваших братьев, поистине, каждому верующему [они будут] заступниками в День Воскресения» («Канз аль-уммаль», 24642).

10. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что до твоих праведных братьев, приобретай их себе как можно больше, поистине, они - помощники в обретении благополучия и щит при нашествии напастей» (Садук, «Аль-А’мали», 8/250).

11. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Пусть будут у тебя братья чистыми. Поистине, они являются опорой и поддержкой твоей, когда просишь ты их о помощи. Тысяча друзей и спутников - это вовсе не много, а один враг - много» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 17, хадис 15523).

Братские узы

12. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не будет брат твой предан тебе больше, нежели ты ему» («Бихар аль-анвар», 74/165/29).

13. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Возлюби братьев своих по степени их богобоязненности».

14. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Любовь человека к религии проявляется в любви его к своему брату».

«Аль-Ихтисас», 226, 31

Условия постоянства братских уз

15. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «О Ибн Ну’ман, если ты хочешь, чтобы простиралась на тебя любовь твоего брата, то не насмехайся над ним и не огорчай его, и не превозноси его, но и не выставляй его злодеем» («Бихар аль-анвар», 78/291/2).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ты нуждаешься в братьях своих в трёх вещах, которые следует использовать, проявлять и сторониться соответственно: оказание справедливости, оказание милости друг другу и уничтожение зависти» («Тухаф аль-‘укуль», 322).

Братство в Аллахе

17. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Взгляд на твоего брата поможет тому в поклонении Всевышнему, Превелик Он и Преславен» («Бихар аль-анвар», 74/279/1).

18. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Ничто из полезного в исламе не приносит человеку такой пользы, как брат, получивший пользу от него ради Аллаха» («Танбих аль-Хаватир», 2/179).

19. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Брат - самая большая польза для мусульманина после ислама» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 233).

20. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не войдёт в Рай тот, у кого нет доброго деяния и блага». Тогда спросили его: «У каждого есть доброе деяние и благо?». Пророк ответил: «Да, добрым деянием и благом каждого человека является его брат во имя Аллаха» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 17).

21. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто обретёт верующего брата ради Аллаха, обретёт дом в Раю» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 16).

22. Имам Али, да будет мир с ним, сказал перед смертью: «Братайтесь с братьями во имя Аллаха и любите праведного за праведность его» («Бихар аль-анвар», т. 42, с. 203).

23. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Укрепляй братские узы пред Аллахом, делая искренней свою любовь к брату».

24. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что до братьев пред Аллахом, то жива их любовь друг к другу, покуда жива причина, вызвавшая её».

«Гурар аль-хикам», 6191, 1795

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не достигнет раб совершенства истинной веры, покуда не полюбит он брата своего по вере» («’Уддат ад-да’и», с. 187).

26. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Братанием ради Аллаха братство плоды свои умножает».

Братство ради здешнего мира

27. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Предостереги того, чья поддержка была не ради Аллаха, такая поддержка порицаема, такая дружба - презренна».

28. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто побратался во имя Аллаха, тот снискал изобилие, кто побратался во имя дольнего мира, тот совершил деяние запретное».

29. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто стал помощником тебе ради какого-то дела, отвернётся от тебя, когда дело закончится».

«Гурар аль-хикам», 4225, 8978, (7776-7777), 8552

Возвещение брату о своей любви

30. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если возлюбит кто-либо своего товарища и брата, пускай даст ему знать об этом» («Аль-Махасин», 1/415/953).

31. Однажды человек проходил по мечети, а Абу Джафар (Имам Бакир) сидел там с Абу Абд-Аллахом (Имамом Садыков), да будет мир над ними обоими, и сказали ему некоторые из участников собрания (маджлиса) : «Поистине, я люблю этого человека!». Ответил ему Абу Джафар: «Так дай ему знать об этом, это сделает вашу дружбу продолжительнее, а вашу взаимную поддержку - прочнее» («Бихар аль-анвар», 74/181/1).

Взаимная братская симпатия указывает братьям друг на друга

32. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Устремите сердца свои к братству, ведь это - поддержка [искренняя], в подкупе не нуждающаяся» («Гурар аль-хикам», 5641).

33. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Знай, что братские чувства в сердце твоего брата по отношению к тебе - по мере тех чувств, что испытываешь ты к нему в своём сердце» («Кашф аль-гумма», 2/331).

34. Имам Хади, да будет мир с ним, сказал: «Не жди искренности от того, кого ты огорчил, и не проси совета у того, к кому обратил свои дурные помыслы, ибо сердце другого взирает на тебя так, как взирает на него твоё собственное» («Бихар аль-анвар», 74/181).

35. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Если желаешь ты разрыва со своим братом, то устремись к нему с себялюбивыми помыслами, так, чтобы стало ему однажды совершенно очевидно» («Нахдж аль-Балага», письмо 31).

36. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что может быть отвратительнее, чем разрыв после заключения уз, чем отчуждённость после братства, чем вражда после любви!» («Бихар аль-анвар», 77/210/1).

37. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто не придаёт любви своей [к братьям] должного значения, тот делает шаг к разрыву» («Аль-Махасин», 1/415/950).

Братская привязанность

38. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не будет привязанность брата твоего сильнее к тебе, нежели твоё стремление к разрыву, и да не будешь ты сильнее в неблагодарности в ответ на оказываемые благодеяния» («Нахдж аль-Балага», письмо 31).

39. Имам Хусейн, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, самый стойкий в привязанности человек - тот, кто сумел [вновь] привязать к себе того, кто от него отстранился» («Бихар аль-анвар», 78/121/4).

40. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Самыми слабыми людьми являются те, кто не может обрести братьев, а ещё более слабым, чем они, является тот, кто не может удержать братьев [рядом с собой]» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 18).

Посещение братьев ради Аллаха

41. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто посетит брата своего, придя в дом его, тому Досточтимый и Достославный Аллах скажет: „Ты - гость мой и посетитель. Приму Я тебя гостеприимно. Сделал Я для тебя Рай обязательным за любовь твою к нему“» («Васаиль аш-шиа», т. 14, с. 584).

42. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто посетит своего брата во имя Аллаха и ради Аллаха, придёт в Судный день с двумя сияющими и развевающимися [по бокам] полотнами из света. Освещено будет всё, мимо чего бы этот человек ни проходил, пока не предстанет он пред Досточтимым и Достославным Аллахом, Который скажет ему: „Добро пожаловать!“. Сказав это, Аллах одарит его дарами щедрыми» («Аль-Кафи», т. 2, с. 177).

43. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, когда мусульманин выходит из дома, намереваясь посетить брата своего ради Аллаха, а не ради чего-то иного, прося Лика и довольства Аллаха, и стремясь к тому, что у Него, тому Досточтимый и Достославный Аллах приставит семьдесят тысяч ангелов, которые до тех пор, пока не вернётся он к себе домой, будут говорить ему позади него: „Поистине, ты прекрасен! Благословлён для тебя Рай!“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 177).

44. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, обращаясь к Хусайме: «О Хусайма, передай салам (приветствие) друзьям нашим и заповедуй им остерегаться гнева и наказания Аллаха Великого! Пусть богатый среди них навещает бедного, сильный - слабого. Пусть живые приходят на похороны мёртвых». Затем он поднял руки свои и изрёк: «Да смилостивится Аллах над тем, кто оживит дело наше!» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 223).

Разные виды братьев

45. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: Меньшее из того, что может ожидать в День Воскресения - брат доверенный или дирхам, честно заработанный».

46. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Братья бывают трёх видов, и первый - подобен пропитанию, в котором нуждаются во всякое время, и это - брат разумный, другой же - подобен недугу, и это - брат неразумный, третий же - подобен лекарству, и это - брат проницательный, [чуткий, отзывчивый]».

47. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Братья бывают трёх видов: от души своей и от имущества своего помогающие, и это - двое искренних в братстве, третий же - возьмёт у тебя что-либо, да замыслит получить через тебя какое-либо благо - и такого не считай из числа людей доверенных».

«Тухаф аль-‘укуль», 54, 323, 324

О том, что некоторых братьев надлежит сторониться

48. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не брат тебе тот, кто заставляет тебя вертеться вокруг него» («Гурар аль-хикам», 7503).

49. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не братайся с тем, кто покрывает твои благородные качества и открыто тебя поносит» («Гурар аль-хикам», 1042).

50. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Недобрый брат, что заботится о тебе в богатстве и порывает с тобой в бедности» («Аль-Иршад», 2/166).

51. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не сходись и не братайся с четырьмя: с дураком, с жадным, с трусом и со лжецом» («Аль-Хисаль», 244/100).

52. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Остерегайся брататься с теми, кому ты нужен для удовлетворения алчности, или избавления от страха, или исполнения какого иного желания, или кто желает получить с тебя пропитание или питьё, но стяжай братания с людьми богобоязненными, даже в самые мрачные времена, и пусть даже вся жизнь твоя пройдёт в их поиске» («Бихар аль-анвар», 84/282/3).

Сохранение старых братских уз

53. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поистине, Аллах любит поддержание старых братских уз, так поддерживайте их» («Канз аль-уммаль», 24759).

54. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Среди всяких вещей ищи новейшую, но среди братьев держись старейших» («Гурар аль-хикам», 2461).

Истинное братство

55. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Твой истинный брат - тот, кто прощает тебе твои ошибки и прикрывает твои просчёты, и принимает твои извинения, и покрывает твой стыд, и избавляет тебя от страха, и оправдывает твои надежды» («Гурар аль-хикам», 3645).

56. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Брат твой - тот, кто в притеснении тебя не оставляет, и при совершении преступления тобой не пренебрегает, и когда просишь его о чём-либо, тебя не предаёт» («Бихар аль-анвар», 77/269/1).

57. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Мусульманин является братом мусульманина, и обязанностью мусульманина по отношению к своему брату является то, что он не должен быть сытым, когда брат голодает, не должен утолять жажду, когда брат жаждет воды, не должен одеваться, когда брат его наг. Какими же великими являются права мусульманина по отношению к его брату-мусульманину!» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 221).

58. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Люби брата-мусульманина, и желай ему того, чего желаешь самому себе, и не желай ему того, чего не хочешь для себя. Когда появляется у тебя нужда, попроси его, если же у него есть какая-то нужда, то ты помоги ему» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 222).

59. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, у кого будет шесть качеств, будет пред Аллахом и справа от Него. Поистине, Аллах любит мусульманина, который желает брату своему того, чего желает самому себе, и не желает ему того, чего не хочет для себя, и который даёт своему брату совет придерживаться бескорыстных братских отношений» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 226).

60. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий является братом верующего: он желает добра ему, когда тот отсутствует, а когда присутствует, устраняет от него то, что ему не по нраву. Верующий даёт место своему брату на собраниях» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 233).

Выбор брата

61. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто сторонится братьев из-за малейшей провинности, у того немного друзей останется» («Гурар аль-хикам», 8166).

62. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто не братается ни с кем, кроме тех, за ком не замечено прегрешений, немного у него друзей» («А’лям ад-дин», 304).

Брать на себя провинности брата

63. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Прикрывай прегрешения друга, покуда не одолеешь врага» («Бихар аль-анвар», 74/166/29).

64. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Разделение ноши - лучший вид дружбы» («Гурар аль-хикам», 752).

65. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто не брал на себя провинностей друга, умрёт одиноким» («Гурар аль-хикам», 9079).

Лучшие из братьев

66. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Лучшие из братьев - те, кто споспешествовал тебе в поклонении Аллаху, удерживал тебя от совершения прегрешений перед Ним, и повелевал тебе творить то, чем Он будет доволен» («Танбих аль-хаватир», 2/123).

67. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто меньше всех проявляет витиеватость в наставлениях» («Гурар аль-хикам», 4978).

68. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто тебя утешает, а лучший из них - кто тебе поддержку оказывает, а если потребуется - от беды тебя избавит» («Гурар аль-хикам», 4988).

69. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, чья дружба - во имя Аллаха» («Гурар аль-хикам», 5017).

70. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто, стремясь к добру, увлекает тебя за собой, призывает тебя к праведности и помогает тебе на этом пути» («Гурар аль-хикам», 5021).

71. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто не скупясь бранит тебя за дело» («Гурар аль-хикам», 5009).

72. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто не даёт братьям своим испытывать нужду в чём-либо, кроме себя самого» («Гурар аль-хикам», 4985).

73. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Для меня лучший из братьев - тот, кто открывает мне глаза на мои недостатки» («Бихар аль-анвар», 74/282/4).

Худшие из братьев

74. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Худший из братьев - тот, кто собой других обременяет» («Нахдж аль-Балага», мудрость 479).

75. Спросили у Повелителя верующих, да будет мир с ним: «Какой из друзей худший?». Он ответил: «Тот, кто приукрашивает в твоих глазах прегрешения пред Аллахом» («Маани аль-ахбар», 4/198).

Испытание братьев

76. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если увидишь в брате своём три достоинства, то водись с ним: скромность, доверие, правдивость, а если не найдёшь их в нём, то не водись с ним» («Канз аль-уммаль», 24755).

77. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто побратался с человеком после тщательного его испытания, то дружба эта будет долговечна, а в поддержке его не будет сомнения, но кто побратается с кем-либо непроверенным, тот навлечёт на себя неприятности» («Гурар аль-хикам», 8921 и 8923).

78. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Испытывайте братьев своих на наличие двух достоинств, и добро, если найдёте их в них, но если нет, то - прочь от таких братьев, прочь, прочь: совершение молитв в предписанное для них время и праведность поведения с братьями как в часы лёгкости, так и в принуждении» («Аль-Кафи», 2/682/7).

Наставление братьев на прямой путь

79. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий - зеркало для своего верующего брата: он наставляет его наедине, и устраняет его видимые пороки».

80. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто наставляет брата своего наедине, тот представляет его в лучшем свете, кто же наставляет брата своего на людях, тот его оскорбляет».

81. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто видел брата своего, совершающего недостойное, и не отвратил его от совершения этого, имея таковую возможность, тот предал своего брата».

«Бихар аль-анвар», 74/233/29 и с. 166/29, 75/65/2

Почитание братьев и их восхваление

82. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет в моей общине такого верующего, кто, оказав милость в чём-либо своему брату, не обрёл бы от Аллаха милость со стороны прислужников Рая» («Аль-Кафи», 2/206/4).

83. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «К кому придёт его брат-мусульманин и он окажет ему почтение, тот выразит почтение самому Аллаху, Великому и Всевышнему» («Бихар аль-анвар», 74/298/32).

Удовлетворение нужд своих братьев

84. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не поколеблется никто из вас в удовлетворении просьбы брата, когда узнает, что тот в нужде пребывает» («Бихар аль-анвар», с. 166/29).

85. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Аллах поможет верующему по мере того, как тот помогает своим братьям» («Бихар аль-анвар», с. 322/89).

86. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто удовлетворит нужду брата своего, тому Аллах Всевышний и Преславный удовлетворит сто тысяч нужд в Судный день» («Бихар аль-анвар», с. 89/90).

87. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Довольно человеку, дабы удостовериться, что он может положиться на своего брата, уверенности в том, что он не оставит его в нужде» («Аль-Кафи», 2/198/8).

Этика общения с братьями

88. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если кто братается с человеком, пускай спросит его имя, имя его отца и племени, и дома его. Поистине, это требование - справедливо во имя чистоты братства, иначе это - безрассудная дружба» («Бихар аль-анвар», 74/166/30).

89. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Встречай брата своего с улыбкой» («Бихар аль-анвар», 74/171/38).

90. Когда не было видно его брата в течение трёх дней, Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, спрашивал о нём, и если тот отсутствовал, он посылал ему приглашение, если же присутствовал, то навещал его и помогал ему, если тот был нездоров («Бихар аль-анвар», 16/233/35).

В Священном Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

« Поистине, верующие в Аллаха и Его посланника - братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе - Вере]» .( Сура 49, аят 10)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

1. «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете». (Муслим)

2. «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере». (Муслим)

3. «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете». (Муслим)

4. «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет». (Хаким)

5. «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского». (Тирмизи)

6. «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад)

7. «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». (Бухари и Муслим)

8. «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари и Муслим)

9. «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог - Один, и Мухаммад - Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие». (Хаким)

10. «Поистине, самые любимые деяния перед Аллахом после обязательных фардов - это приносить радость мусульманину». (Ат-Табарани)

11. «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить его, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - вот здесь!». Он трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: «Для того чтобы совершать злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь. И остерегайтесь подозрений, ибо подозрения - это самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!». (Муслим)

12. «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на Том свете. А тому, кто помогает, - и Аллах поможет в обоих мирах». (Ибн Абидин)

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных действий. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) раб его и посланник.

-О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами.(Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами.(Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.(Союзники-70-71.)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Действительно самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), и самое плохое что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад.. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, люди! Бойтесь Аллаха должным образом, и слушайте хутбу молча и не разговаривайте друг с другом. Прошу вас не увлекаться мобильными телефонами, отключайте их и не снимайте на камеру.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Аллах Свят ОН и Велик кому желает добра делает его понимающим религию.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

Аллах Свят ОН и Велик отправил Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). с верой чистой без ширка и прощающей, всеобъемлющим шариатом, который обеспечивает всему человечеству спокойную радостную жизнь, по которому каждый человек обретает наивысшую степень нрава, покоя.

О, Рабы Аллаха! бойтесь Аллаха должным образом, знайте, что этот мир обитель проходящая, а последняя обитель постоянное место пребывания. Совершайте благие дела пока не поздно, пока не потеряли возможность их совершать, анализируйте свои дела, что заработали, что потеряли, удерживайте себя от погружения в прихоти, преуспел тот, кто посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти, ради мирских соблазнов не совершает тяжких преступлений против себя и человечества.

Неспособный, слабый тот, кто подчинил себя своим прихотям и надеется на Аллаха, кто исправил свои тайные дела, Аллах исправит его открытые явные дела, кто исправил своё отношение с Аллахом, Аллах исправит его дела с людьми и убережет его от их зла.

О, мусульмане! Аллах знает о ваших тайных делах, если у вас там беспорядок вам не помогут ваши открытые прекрасные деяния. Каким бы ты не был благочестивым снаружи, читающим намаз, соблюдающим пост и так далее, если внутри скрываешь зло, твое благочестие тебе не поможет.

О, Мусульмане! сегодняшнюю хутбу я хотел бы иншааллах посвятить теме братства в исламе,т.к. это тема является важной и актуальной как никогда на сегодняшний период, период разобщенности и смуты среди мусульман, когда мусульмане разделились на разрозненные мелкие группы, занимаются выискиванием друг у друга недостатков, и обмениваются взаимными обвинениями. Называют себя разными называниями, ханафит, шафиит, шиит, ваххабит, суфист, мурджит, пораженцы и так далее, отличают себя от других различными признаками, одни палец поднимают при встрече друг с другом, другие издеваются над теми, кто соблюдает сунну, другие не соблюдающих сунны выводят из ислама, Одни сбривают бороды что бы не быть похожим на соблюдающих сунну пророка, а другие людей без бороды считают не мусульманами а некоторые одевают разные формы одежды что бы его джамат отличался от других. какие-то приписывают себя различным джамаатам и тарикатам и так далее. При этом никто не хочет понять, что другой так же его брат по вере, а не враг, ведь каждый из них должен искать истину в Коране, сунне пророка и в поступках сподвижников и праведных предков которые подчинились пророку наилучшим образом и не должен считать, что истина заключена в словах его устаза, амира или шейха, а также не делить людей на белых и черных.

Поистине, одним из наиболее важных качеств искреннего мусульманина является то, что он испытывает по отношению к своим братьям и друзьям чувство любви, не связанной ни с какими корыстными материальными интересами, не преследующей никаких целей, признательности или взаимной помощи в будущем. Это искренняя, братская любовь. Это объясняется тем, что связь, соединяющая мусульманина с его братом независимо от его национальности, цвета кожи и языка, является связью веры, так как Аллах Всевышний сказал: Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы.(Худжурат 10)
Братство по вере надежнее, чем другие приятельские отношения, потому что братство по вере связывает души и сердца и является высшим связующим звеном.

Мы видим из аятов и хадисов согласию и братству, воздается множество похвал, особенно если людей связывает друг с другом благочестие, религия и любовь к Аллаху. Аллах указывая на великое благодеяние, оказанное нам верующим, сказал: Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями.(Аль имран 103).

Здесь имеется ввиду, что это согласия и братство стало возможным благодаря Аллаху. Для того, чтобы удержать людей от разобщенности Аллах порицает ее, говоря: Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.(Аль имран 103)

А одним из качеств благодаря которому мы можем достичь братства является благой нрав. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). сказал: «Поистине, больше всех из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев) и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере).» (Ат-Тирмизи)

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Самые любимые люди для Аллаха - это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим - эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить иттикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд» . Ибн Абу д-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. “Сахих аль-Джами” 176.

Как мы видим из этого хадиса, братство является очень важным и поощряемым качеством и положение любящих друг друга в Аллахе велико, и Господь миров окажет им высокую честь в тот день когда люди предстанут перед Ним униженными.

Когда в день воскресения люди будут собраны, именно на них Он обратит Свое внимание и скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Истинный мусульманин, уяснивший (т.е. осмысливший, который понял) установления своей религии, знает что ислам, призвавший к любви, поддержанию связей и сочувствию, запрещает людям ненавидеть, порывать связи и прекращать общаться друг с другом. Вступившие в конфликт между собой мусульмане в соответствии с установлениями ислама, обязаны как можно скоро быстрее делать шаги к примирению, о чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). говорит так: «Не дозволено мусульманину, прерывать отношения со своим братом (в Исламе) более чем на три дня! И тот, кто прервал отношения со своим братом свыше трёх дней и умер, войдёт в Огонь!» » Абу Дауд 4914, Ахмад 2/392.

И чем больше будет срок прекращения отношений и расставания, тем больше будет тяжесть греха и тем более серьезными последствиями это грозит для тех двоих.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина! » Муслим 2564.

Как видите этот хадис очень актуален на сегодняшний день, ведь есть множество мусульман которые презирают брата только из-за того что их взгляды на какие либо вопросы и детали ислама не совпадают с их мнением или мнением их сообщества, уже готовы обесчестить и нарушить права своего брата.

Поистине мусульманин, вдумывающийся в суть этих наставлений пророка может таить в себе злобу лишь в том случае, если сердце его поражено болезнью, сам он отличается чёрствостью, грубостью, бездушностью и ему изначально присущи какие то искривления. Эти наставления и угрозы адресованы в адрес черствых и грубых людей, которые отклоняются от нравственных принципов ислама и отгораживаются от приветливости и снисходительности религии, упорно отказываясь от восстановления отношений. И таких людей в мире вечном ждет нечто ужасное, они будут лишены милости и прощения Аллаха и двери рая для них окажутся закрытыми.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: «Подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом! »» Муслим 2565.

Взаимная ненависть приводит к тому, что дела людей становятся тщетными, лишает их награды и уничтожает благие деяния. Для мусульманина, порвавшего отношения со своим братом, примирение будет лучше подаяния и поста, ведь если подобная отчужденность и взаимная ненависть сохранятся, это приведет к уничтожению того благого, что он обрел благодаря совершению дел поклонения.

Для того чтобы соответствовать братству в религии, мусульманин должен стремиться к закреплению определенных свойствам черт характера которые похвальны Аллахом.

Мусульманин встречает своих братьев с радостным лицом. Объясняется это тем, что приветливое и ясное лицо является зеркалом чистого сердца.
Он искренне относится к ним, он проявляет искренность в отношении к Аллаху, к его книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще. Мусульманин искренне относится к своим братьям и никогда не обманывает их.

Он склонен к доброте и верности. Согласно установлениям шариата, любовь, искренность, доброта и верность обязательно должны находит свое проявление в оказании человеком помощи своему брату в любых обстоятельствах. При этом ему следует оказывать брату помощь и в тех случаях когда он прав, становясь на его сторону, поддерживая и защищая его. В случаи же когда он не прав помощь должна выражаться в том, что бы дать ему добрый совет и удержать его от ложного и совершения несправедливости.
Он проявляет доброту по отношению к своим братьям. Истинный мусульманин мягок в общении со своими братьями, добр к ним и любит их также,как они любят его или больше их.

1. Он не злословит о них. Истинный и искренний мусульманин воздерживается от того, чтобы порочить своих братьев и друзей, не злословит о них.

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный.(Комнаты 12.)

2. Он избегает споров с ними, воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний. Одним из присущих мусульманину свойств является то, что он не досаждает, не тревожит, не пристает к своим братьям и друзьям бесплодными бесполезными спорами, не надоедает им обидными шутками и не нарушает данных их обещаний, руководствуясь в этом наставлениям посланника (мир ему и благословение Аллаха). который сказал: « Не спорь с братом своим, не вышучивай его т.е. не обижай обидной шуткой, и не нарушай данного ему обещания»

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными

3. Он отдает своим братьям предпочтение перед самим собой.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе«. Аль-Бухари и Муслим.

4. Он обращается к Аллаху с мольбами за своих братьев и в их отсутствие.

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный».(Собрание 10)

О, Мусульмане! Не мало немного были сказано на сегодняшней хутбе по поводу братства в исламе, но мало вероятно что все сказанное запомнится, но на последок хотел бы закрепить сказанное хадисом, пророк (мир ему и благословение Аллаха). сказал:«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки» . (Аль-Бухари; Муслим.)

Дай Аллах, чтобы мы были в числе понимающих слово и подчиняющихся лучшему.

Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание.

Поминайте Великого Аллаха и он тоже о вас будет помнить, благодарите Аллаха за его дары что бы он вам добавил вам их, и он знает то что вы совершайте.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.(Аль-Ахзаб- 56)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал тот, кто благословит меня один раз, Аллах его благословляет десять раз

فصلّوا وسلِّموا على سيّد الأولين والآخرين وإمام المرسلين.

اللهم صل وبارك على محمد وعلى آل محمد كما صليت وباركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم إنك حميد مجيد وارض اللهم عن الأربعة الخلفاء الراشدين وعن آل بيت نبيك الطيبين الطاهرين وعن أزواجه أمهات المؤمنين وعن الصحابة أجمعين وعن التابعين ومن تبعهم بإحسان

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Хвала Аллаху, который сделал нас братьями по вере! Салават и салям Пророку Мухаммаду, завещавшему нам укрепление этого братства! Благословение его семье и всем сподвижникам!

Дорогие братья, Всевышний Аллах сделал нас братьями по вере, сделал нас из числа мусульманской уммы. В говорится (смысл): «Поистине, верующие – это братья » (сура «аль-Худжурат», аят 10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

То, что мы братья по вере, что мы из мусульманской уммы, – это самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа).

Родители всегда желают, чтобы между их детьми складывались хорошие отношения. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословение) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй ». В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе ». В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют ».

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу » (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (мир ему и благословение): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.

В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что (мир ему и благословение) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна ».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них ».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман ».

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в вечной жизни.

Один из табиинов Ибн Аббас аль-Муджид сказал: «Всевышний Аллах навлечёт на обитателей Ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни». То есть нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям, за это предусмотрено большое вознаграждение. В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению».

Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим » (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен » (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защищай соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний тоже входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – один из признаков мунафиков, то есть лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Насаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы по отношению к братьям по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт » (Аль-Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более чем на 3 дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто приветствует первым » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим после уверования (имана) признаком (основой) ума» (Табарани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно » (Аль-Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как тебе хотелось бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие » (Хараити).

Из обязанностей мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение » (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место, то есть каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу, авторитету.

Мусульманину следует примирять враждующих друг с другом, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию » (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса видно, как велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды, дурных отношений между мусульманами, которые лишают нас веры. Нам лучше находиться в земле, чем жить на этом свете, не имея истинной религии. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете » (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто совершит такое, что вызовет сомнения и дурные мысли, предположения у мусульман и тем самым подтолкнёт их к греху, и тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошёл человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшемуся в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина перед другими людьми является исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении, в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение), предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого » (сура «ан-Ниса», аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение » (Аль-Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Из обязанностей мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман, начало общения с ними с приветствия. Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Необходимой сунной является для мусульман и рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева » (Баззар).

Обязанностью мусульман является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского » (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Аби ад-Дунья). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром » (сура «аль-Муминун», аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «О Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин должен заботиться о сиротах, помогать им, привести в дом и вырастить их. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца » (Муслим).

Мусульманин должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление » (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих » (Табарани).

Мусульманину следует отдалиться от всего, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними » (сура «аль-Исра», аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому она адресована, не воспринимает её, то следует отдалиться от него, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестёр по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: “О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам”, то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае тебя покидает зависть, и Аллах даёт тебе ещё большее благо, чем то, о котором ты просил для другого.

Ещё одним долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться к людям хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры по вере! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим высокие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на том свете.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Аминь!