Презентация на тему марксизм. Марксизм как экономическая школа. Основные понятие марксизма

Презентация на тему марксизм. Марксизм как экономическая школа. Основные понятие марксизма
Презентация на тему марксизм. Марксизм как экономическая школа. Основные понятие марксизма

Философия марксизма

Учитель истории КГУ «ОСШ №21

города Темиртау»

Балтабаев Марат Бопышевич


Философия марксизма закономерно сформировалась в Европе в 40-е годы XIX века как теоретическое отражение глубинных изменений во всех сторонах западноевропейского общества.

Предпосылки возникновения философии марксизма:

- социально-экономические : утверждение капитализма в Европе как господствующего способа производства; проявление

противоречий капитализма; обострение классовой борьбы и выход рабочего класса на арену политической борьбы;

- теоретические : классическая английская политическая экономия (трудовая теория стоимости) - А.Смит (1723-1790гг.), Д.Рикардо (1772-1823гг.); французский утопический социализм - А.К.Сен-Симон (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.); немецкая классическая философия - Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.), Л.Фейербах (1804-1872гг.);

- естественно-научные : бурный рост открытий в науке и технике; в частности, три великих открытия в естествознании - закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточного строения живых организмов; эволюционная теория Дарвина.


Марксизм -


Философия марксизма как учение о диалектическом процессе является составной частью более широкого учения – марксизма, который включает в себя:

– философию; – экономику (политэкономию); – научный коммунизм – социально-политическая проблематика.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике».



Фридрих Энгельс ( 1820 - 1895). Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса, соавтор его трудов. В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Автор научных работ «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».


Основные идеи марксизма изложены в таких работах:

- «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» - гуманистическая концепция человека , его сущности и способа существования, преодоления его отчуждения;

- «Манифест Коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «18 брюмера Луи Бонапарта» - обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата ;

- «Немецкая идеология», «К критике политической экономии», «Капитал» - материалистическая концепция общества и соответствующий ей категориальный аппарат;

- «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» - проблемы диалектики .


В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.

К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.


Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм - наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (по мысли Ф.Энгельса) . Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.


1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.


4. Сущностью революционного переворота, совершенного К.Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».


Обоснование материалистического понимания истории общества является центральной темой и самым важным достижением марксистской философии. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".




При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить.

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе - трудовая деятельность людей.

Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.


Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения - экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.



Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.


Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.

Общественное сознание - духовная сторона исторического процесса - представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни и формы. Марксизм исходит из того, что общественное сознание, с одной стороны, является отражением общественного бытия, а с другой – обладает относительной самостоятельностью. Определяющая же роль, в конечном счете принадлежит общественному бытию.


Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.


«Базис» и «надстройка»

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, философия марксизма использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис - это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.


Учение об общественно-экономической формации

Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней, или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности) а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии общества.


Научная теория коммунизма

К. Маркс переосмыслил теорию классов и классовой борьбы, впервые выдвинутую французскими историками начала XIX века, о чем писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». На основе материалистического понимания истории марксизмом разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX веке стал рассматриваться социализм.


Учение о человеке

Важной заслугой марксистской философии является разработка учения о человеке. Исходной, базисной формой существования и характеристикой человека выступает труд - процесс, в котором, по Марксу, человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек - существо творческое, он активно преобразует природу, в то время как животные только приспосабливаются к естественным условиям жизни.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Диалектический материализм - направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Марксизм - мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма - в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

Материализм - направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.


Историческое значение марксизма

В понимании природы и общества Карл Маркс и Фридрих Энгельс были материалистами. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления - диалектического материализма.

Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие философские течения XX вв. ощутили на себе влияние марксистского учения, которое стало важным элементом эволюции духовной культуры западной цивилизации. На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество.

Философские, экономические, политические взгляды Маркса и Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 году в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.

  • Размер: 808.5 Кб
  • Количество слайдов: 24

Описание презентации Презентация Философия марксизма. Фейрбах и Маркс по слайдам

Основы философии Модуль 2: История философии Тема 6. 0 Философия марксизма Фейербах и Маркс. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» Подосенов Олег Викторович 904-229-88-22 sgpc-phil@yandex. ru Сыктывкар,

Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Людвигсбург Трир Эйзенберг Рехенберг Ландсхут. Лондон Давид Штраус (1808-1874) Бруно Бауэр (1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г. в Рехенберге Карл Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире Ум. 14 марта 1883 г. в Лондоне

Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание» ? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии Карл Маркс: исторический материализм Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Проблема социальной (исторической) закономерности Общественные классы как субъекты закономерной деятельности Понятие материального производства Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

Младогегельянцы Давид Штраус и Бруно Бауэр Д. Штраус Жизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836) Старая и новая вера (1872) Б. Бауэр Критика истории Откровения (1838) Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842)Основные сочинения

Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля … Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp. : исторический) процесс, видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» .

Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Взятое в целом, учение Гегеля оставляло широкий простор для самых различных практических партийных воззрений. Человек, придававший главное значение системе Гегеля, мог быть довольно консервативным в каждой из этих областей [ религии и политике ]. Тот же, кто главным считал диалектический метод, мог и в религии и в политике принадлежать к самой крайней оппозиции. Сам Гегель, несмотря на довольно частые в его сочинениях взрывы революционного гнева, в общем, по-видимому, склонялся больше к консервативной стороне… К концу тридцатых годов раскол в его школе становился всё более и более заметным. Борьба велась ещё философским оружием, но уже не ради абстрактно-философских целей. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» .

Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание» ? Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса» , вышедшая в 1835 году. Против изложенной в этой книге теории возникновения евангельских мифов выступил позднее Бруно Бауэр, доказывавший, что целый ряд евангельских рассказов сфабрикован самими авторами евангелий. Спор между Штраусом и Бауэром вёлся под видом философской борьбы между «самосознанием» и «субстанцией» . Вопрос о том, возникли ли евангельские рассказы о чудесах путём бессознательного, основанного на традиции, создания мифов в недрах общины или же они были сфабрикованы самими евангелистами, – разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: «субстанция» или «самосознание» . Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» .

Людвиг Фейербах Антропологический материализм К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869)Основные сочинения

Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т. е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты» . Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: – стремление к единению с другим («Я» с «Ты») – пробуждает осознание принадлежности к роду, – каковое и есть разум (= любовь); – причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

Людвиг Фейербах Философия религии … понятие божества совпадает с понятием человечества. Все божественные определения, все определения делающие Бога богом, суть определения рода – определения, ограниченные отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех людях, взятых как нечто собирательное. Бог есть понятие рода как индивида, понятие или сущность рода; он как всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, всех качеств, свободных от действительных или мнимых границ индивида, есть в то же время существо отдельное, индивидуальное. Л. Фейербах. «Сущность христианства» .

Людвиг Фейербах Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку» . В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр. , иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я» , не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

Карл Маркс Исторический материализм Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология (1845-1846) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл.) Основные сочинения

Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение (нем. Entfremdung , англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания. Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда. Антропология Маркса Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены) Меновая торговля (труд отчасти становится источником дохода) Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка) Аграрный труд и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость Этапы развития отчуждённого труда

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс … Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс. В. И. Ленин. «Что такое “ друзья народа ” и как они воюют против социал-демократов» .

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность. Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений. Материалистическое понимание истории Проблема исторической закономерности Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории. Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам. Каким образом деятельность, направ- ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания? Закон – 1) объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение, отображающее такую связь.

Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли. Примерами таких общностей являются общественные классы, т. е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства. Материалистическое понимание истории Классы как субъекты закономерной деятельности Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства. И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно должны выступать индивиды. В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов. Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии» . Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» .

Материалистическое понимание истории Понятие материального производства Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология» .

Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии» .

Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. К. Маркс. «К критике политической экономии» .

Слайд 2

Маркси́зм - философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии. (Основатель марксизма - Карл Маркс)

Слайд 3

Марксизм прошёл уже большой исторический путь и, будучи живым научным учением, развивался и корректировался в соответствии со сменой исторических условий и проверкой теоретических положений практикой и фактами. Если не считать эпоху создания марксистского учения Марксом и Энгельсом, можно выделить два исторических момента, когда происходило наиболее бурное развитие марксистского учения. Первый связан с эпохой русских революций 1905 и 1917 года, когда классический марксизм был существенно развит В.И. Лениным. Второй этап связан с осмыслением накопленного советским государством практического опыта и переходом от революционной диктатуры пролетариата к подлинно общенародному государству «полного» социализма с 1936 (новая советская Конституция) до 1953 (смерть И.В. Сталина) года. После смерти И.В. Сталина постепенная буржуазная деградация руководства страны, а вслед за тем и советского общества в целом не могла не отразиться самым пагубным образом и на состоянии марксистской мысли, хотя и в эти годы марксизм продолжал творчески развиваться (достаточно упомянуть, что именно в позднесоветские годы работал марксистский философ такой величины как Э.В. Ильенков). Наконец, победа контрреволюции в 1991-93 годах, падение Советского Союза и мирового социалистического лагеря вызвали то современное состояние марксизма, которое правильнее всего определить как глубокий кризис.

Слайд 4

Общая характеристика

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения: учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма), материалистическое понимание истории (исторический материализм), учение о диктатуре пролетариата Часто принято разделять: Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм); Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках; Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;

Слайд 5

Программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры: 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2. Высокий прогрессивный налог. 3. Отмена права наследования. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6. Централизация всего транспорта в руках государства. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д

Слайд 6

Карл Маркс

Экономическая теория Карла Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что будет революция. Эта революция сметет капиталистический строй и заменит его другим, где не будет места частной собственности, неравенству и нищете. Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно превратится в социалистическое посредством революционного вмешательства и не иначе. Такие выводы он сделал, основываясь на изучении экономического закона о развитии современного общества. Одна из главных основ наступления социализма – это накопление капитала. Капиталисты создают все больше своих производств, синдикатов, картелей и т. д., а наемные рабочие при этом лишь беднеют, что само по себе не может продолжаться бесконечно. По его теории, капитализм должен погибнуть из-за внутренних противоречий, которые нельзя решить мирным путем. Этого вопроса касаются практически все труды Карла Маркса, в первую очередь «Капитал». Главный вывод Маркса из этой теории состоял в том, что невозможно примирить буржуазию и пролетариат в рамках существующей системы. Также Карл Маркс утверждал, что этого не будет постоянно, потому что при накоплении капитала возрастает потребность в машинах и новых технологиях из-за высокой конкуренции, а также уменьшается потребность в человеческом труде. Такая стратегия ведет к большему обогащению одних (буржуазии) и обнищанию других (пролетариата), так как они все чаще остаются без работы. Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий ученый, который занимался многими науками. Все же его главные исследования были в области политической экономии. Он также является одним из самых известных социалистических мыслителей. Многим он известен как автор «Нищеты философии» (1847), «К критике политической экономики» (1859), «Капитала» (1867) (1-й том). Марксизм – это новое учение о новых взглядах и ценностях, которое проповедовал Карл Маркс.

Слайд 7

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода: Ранний Маркс - в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом. Поздний Маркс - в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений. Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

Слайд 8

Экономическое учение Маркса

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса - в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость, как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

Слайд 9

Карл Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции

По мнению Маркса, в капиталистическом обществе главенствует производство различных товаров. Опираясь на это, он начинает свои исследования в области анализа товаров. По его словам, товар обладает двумя функциями: возможностью удовлетворить нужду самого человека (потребительской стоимостью); возможностью быть обмененным на другой товар, который в данный момент является более необходимым (обменной стоимостью). Маркс считал, что производство в целом – это уже устоявшаяся система человеческих отношений, в которой все товары должны приравниваться при совершении обмена. Поэтому общим для всех товаров вообще является труд сам по себе, а не труд в какой-либо определенной области производства. Величина стоимости – это то количество труда или рабочего времени, которое является общественно необходимым, для того чтобы произвести какую-либо потребительскую стоимость. По словам Карла Маркса, когда люди сравнивают свои разнообразные продукты, они неосознанно сравнивают свои совершенно различные виды труда. Товар – это, собственно, суть того времени, которое отработано и которое как бы «застыло» в этих товарах. Маркс предположил, что труд имеет двойственный характер. После того как он закончил с анализом труда, то перешел к анализу свойств денег. Карл Маркс какое-то время изучал происхождение денег, а затем занялся историческим процессом развития денег как таковых. По его мнению, деньги – лишь наивысший продукт развития товарообмена и производства товаров. Также Маркс занимался детальным анализом функций денег, особенно в начале своего труда «Капитал».

Слайд 10

Когда общество доходит до определенной ступени развития товарных отношений, деньги становятся капиталом. Формула товарно-денежных отношений начинает выглядеть так: Т – Д – Т (товар – деньги – товар). По Марксу, прибавочная стоимость – это увеличение первоначальной стоимости денег, которые были вложены в оборот. По его мнению, именно это увеличение первоначальной стоимости и делает деньги капиталом. Существуют как минимум две предпосылки для появления капитала: накопление денег в руках отдельных граждан при достаточно большом уровне развития самого производства; наличие свободных работников, которые теперь не «привязаны» к какой-нибудь земле или какому-нибудь производству. С другой стороны, у этих людей ничего нет, кроме своей рабочей силы.

Слайд 11

Влияние марксизма на мировое развитие

В XX в. Марксизм являлся одним из влиятельнейших течений общественно-политической и экономической мысли, экономической, социальной и политической теорией и практикой. В течение более чем столетия во всех странах мира как радикалы, так и реформисты вдохновлялись идеями Маркса. В государствах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, правительства которых следовали принципам марксизма, к концу 80-х годов XX в. Проживало около одной трети населения земного шара. Более 70 лет марксизм являлся господствующей идеологией в СССР. По сей день он остается таковым в Китае, на Кубе, в Северной Корее. На Западе признают, что творчество К. Маркса характеризуется яркостью и оригинальностью, содержит много блестящих и сильных мест. Многие идеи К. Маркса до сих пор высоко ценятся даже у не марксистов. Он является отцом современного анализа производственных циклов. Многие современные теории уходят корнями в учение К. Маркса.

Посмотреть все слайды

Заметное влияние на взгляды К. Маркса оказали: Георг Гегель () Великий философ- идеалист Людвиг Фейербах () Основ-ник нем. материал. ф-фии Адам Смит () Классик полит. экономии


Париж, август 1844 года – историческая встреча с Фридрихом Энгельсом ()




Марксизм. Основные тезисы Основные тезисы марксизма: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности; 4) отсюда центр философии исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному.


ОСНОВНОЕ В МАРКСИЗМЕ: 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО. 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – ИДЕЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКИ ПРОТИВОРЕЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ СИСТЕМ: ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. 3. ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ – ЭКОНОМИКА 4. ТЕОРИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ - ПОЛИТИКА


Общественное бытие определяет общественное сознание Духовная деятельность людей (сознание) играет в их жизни существенную роль Но первоосновой общественной жизни является трудовая, производственная деятельность (бытие), направленная на удовлетворение материальных потребностей (МАТЕРИАЛИЗМ)


Способ производства служит основой общественно-экономической формации Способ производства Производительные силы Производственные отношения Люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками Средства производства (созданные обществом предметы труда и орудия) Отношения, возникающие в процессе организации производства


Сущность капиталистической эксплуатации Отношения в обществе определяются отношениями собственности на средства производства, т.е. кто владеет собственностью – тот присваивает доходы от продажи произведенного Капиталисты (собственники средств производства – фабрик, заводов и т.п.) оплачивают рабочим в форме заработной платы лишь часть стоимости рабочей силы (труда), затраченного на производство товара. Оставшуюся часть труда капиталисты безвозмездно присваивают себе – так создается прибавочная стоимость, которая и является сущностью капиталистической эксплуатации


Труды Маркса В 1876 году вышел первый том главного тру- да Карла Маркса «Капитал» (последующие тома к изданию были подготовлены Энгель- сом). Другие труды Маркса: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы»










Стоимость Стоимость есть «историческая категория, действительная лишь для эпохи товарного производства». Назначение товара, по Марксу, состоит в том, чтобы быть обмененным. Но это возможно лишь в том случае, если товар удовлетворяет какой-нибудь человеческой потребности. Товар должен прежде всего быть полезным предметом, должен обладать потребительной стоимостью. Потребительная стоимость определяется физическими свойствами товарного тела. Потребительная стоимость не есть, стало быть, свойство, присущее только товарам. Есть такие потребительные стоимости, которые даже не являются продуктами труда,- например, плоды в первобытном лесу или вода в реке. И нет товара, который не обладал бы потребительной стоимостью. Когда потребительные стоимости становятся товарами, т. е. начинают обмениваться друг на друга, обмен этот всегда происходит в количественном соотношении. Отношение, в котором один товар обменивается на другой, называется, его меновой стоимостью. В основе различных выражений меновой стоимости товара лежит определённое содержание, которое мы называем стоимостью.


Прибавочная стоимость На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было: Т (товар) Д (деньги) Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наоборот, Д Т Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Именно этот «рост» превращает деньги в капитал. Чтобы получить прибавочную стоимость, «владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости», такой товар, процесс потребления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. И таким товаром, по Марксу, является рабочая сила человека. Потребление ее есть труд, а труд создает стоимость. Купив рабочую силу, владелец денег вправе потреблять ее, т. е. заставлять ее работать целый день, скажем, 12 часов. Между тем рабочий в течение 6 часов («необходимое» рабочее время) создает продукт, окупающий его содержание, а в течение следующих 6 часов («прибавочное» рабочее время) создает неоплаченный капиталистом «прибавочный» продукт или прибавочную стоимость.




Социализм во всех сферах жизни Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим вьполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом («диктатура пролетариата»). Новая форма семьи, новые условия в положении женщины и в воспитании подрастающих поколений подготовляются высшими формами современного капитализма: женский и детский труд. Задача по отношению к мелким крестьянам будет состоять прежде всего в том, чтобы их частное производство и частную собственность перевести в товарищескую, но не насильственным путем


Теория классовой борьбы. Суть теории. В основе марксистской теории лежит классовое деление. Рабочий класс и буржуазия, по Марксу, являются антагонистическими. Классы –любые социальные группы людей, которые находятся по отношению друг к другу в неравном положении и борются. В основе классовой борьбы лежат: 1. Отношение к средствам производства 2. Различный образ жизни 3. Различный уровень доходов 4. Классовое самосознание


Философский материализм Начиная с гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма. Всемирно- историческое, «составляющее эпоху» значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную точку зрения Юма и Канта, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму. Марксу принадлежит формационный подход к развитию общества. Формации по Марксу: Первобытное общество Рабовладельческий строй Феодальный строй Капиталистическое общество Коммунистический строй


Материалистическое понимание истории Историческому идеализму Маркс противопоставил материалистическое понимание истории. Его суть в работе " К критике политической экономии", опубликованной в Берлине в 1859 г., выражается так: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Другими словами, экономика, производительные силы и производственные отношения, составляют реальный базис общества и определяют в конечном счете все его многообразное функционирование и развитие. Опора на экономику позволила Марксу смотреть на развитие общества как на естественно исторический процесс.


Литература Полное собрание сочинений и писем Маркса не издано еще до сих пор. На русский язык переведена большая часть произведений Маркса, чем на какой-либо другой язык. К 1841 году относится диссертация Маркса о философии Эпикура (вошла в посмертное издание «Литературное Наследство»). В этой диссертации Маркс еще стоит на идеалистически- гегельянской точке зрения. К 1842 году относятся статьи Маркса в «Рейнской Газете» (Кёльн). В 1844 г. выходит в Париже под редакцией Маркса и Арнольда Руге «Немецко- Французский Ежегодник», где переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму совершается окончательно.


Творчество Карла Маркса Особенно замечательны статьи Маркса: «Введение в критику гегелевской философии права» и «К еврейскому вопросу». В 1845 году Маркс и Энгельс издают вместе (во Франкфурте на Майне) брошюру: «Святое семейство». К весне 1845 г. относятся тезисы Маркса о Фейербахе (напечатаны в приложении к брошюре Фр. Энгельса: «Людвиг Фейербах»; есть русский перевод). В гг. Маркс писал ряд статей (большей частью не собранных, не переизданных и не переведенных на русский). В 1848 году вместе с Энгельсом написал программу организации «Союз коммунистов»- «Манифест коммунистической партии»