Почему женщины харедим бреют голову. Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик женщинам. Откуда берутся модные веяния в мире париков

Почему женщины харедим бреют голову. Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик женщинам. Откуда берутся модные веяния в мире париков

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей киргизов, которые могут показаться жителям России удивительными и немного странными.

Они меряют статус по высоте шапки

Людей в войлочных головных уборах можно увидеть на улице Бишкека или Оша как в удушающую жару летом, так и лютым холодом зимой. А все потому, что здесь до сих пор жива традиция определять статус мужчины по его колпаку. Простые люди традиционно носили низкие колпаки, а представители высших слоев - более вытянутые. Люди старшего возраста и имеющие особый статус по традиции носят «бакай калпак»: головной убор из белого войлока с черными пересекающимися окантовками и ручной вышивкой.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель - забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Они окуривают рынки дымом от сглаза

На рынках в Киргизской Республике можно часто увидеть женщин, разгуливающих вдоль рядов с дымящимися ступами и обмахивающих этим кислым пронизывающим дымом каждый второй ларек. В ступах дымится арча (можжевельник), и ее дым считается отличным средством от сглаза и злых духов. Таким образом эти женщины скромно, но все же зарабатывают: без спроса обдувают лавку, и ее хозяин уже оказывается вынужден заплатить небольшую сумму, часто 10–20 сомов (1 рубль = 1,06 сома).

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО. Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой - совершенству предела нет. На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, - примерно 25 лет в кочевых условиях.

Они строят юрты для покойников

Юрта занимала и продолжает занимать важное место и в похоронных обрядах. Даже в Бишкеке во дворах между пятиэтажками можно иногда увидеть поминальные юрты. Семья покойника возводит юрту, оставляет усопшего в ней на две ночи и три дня и позволяет таким образом всем родственникам, знакомым и соседям проститься с ним. Близкие родственники ушедшего при этом остаются в юрте круглые сутки.

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего - перешагнуть через него. Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки.

Они строят дачи из грузовых контейнеров

Путешествуя по Киргизии, обращаешь внимание на удивительную привязанность местных жителей к списанным грузовым контейнерам. Из них в Бишкеке по принципу LEGO составлен целый рынок, из них же получаются отличные гаражи и офисные помещения, а два-три контейнера подряд с вырезанными окнами превращаются в дачу. Один контейнер стоит чуть менее $1000, в разы дешевле хорошей юрты, а возводится почти так же быстро. В общем, киргизы не отстают от современных трендов в архитектуре и вовсю следуют принципам вторичного использования.

У них стол - это пол

Путешественники, планирующие поездку в Киргизскую Республику, должны быть готовы к ежедневным гимнастическим увертюрам, которые им придется совершать, садясь за стол. Дело в том, что здесь принято есть, сидя на циновке на полу, а если не на полу - то на приподнятых платформах, имитирующих пол. Если в начале застолья сесть на пол обычно не представляет особого труда, то после обильного пира, продолжающегося не один час, встать из-за стола получится, только держась за соседа.

Они преподносят хвост барана в знак уважения

На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола - в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост - почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость - старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

У них нельзя вставать без омена из-за стола

Омен перед едой и после еды уже не воспринимается в Киргизии как религиозный обряд, хотя свои корни берет именно в мусульманстве. Поднеся обе ладони к лицу и произнеся «омен», киргизы таким образом благодарят за стол. Обычно омен совершается совместно, включая гостей. В конце любого праздника, успешных переговоров или простого употребления пищи старший из присутствующих или почетный гость произносит благодарственные слова и дает небольшое напутствие, а потом все собравшиеся одновременно совершают омен. После омена брать еду со стола не принято.

Элечек (кимишек, бас орау) - головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов (кыргызы, қазақи, каракалпаки, ногаи - весьма близкие друг к другу по языку и генеалогии-санжыре народы). Сегодня, когда идет возрождение собственных культурных ценностей, очень важно не замкнуться в своих национальных квартирках и искать различия между близкородственными народами. Гораздо важнее находить общее и восстанавливать богатое наследие собственных общих предков без всяких споров о том, что есть, например, кыргызское или қазақское, и у кого оно появилось вначале. Как можно разделять что-то на свое и чужое, если мы происходим от одних предков? Поэтому здесь представлены все виды элечеков, которые могли быть или будут у кыргызов, так как они были и есть у других братских нам народов. Параллельно я попытаюсь дать объяснения тем или иным деталям элечека, естественно, в своей интерпретации, а правильность выводов на выбор читателя - я всего лишь выражаю свое мнение.

Собственно говоря, элечек - это тюрбан, который весьма распространен у многих народов, ориентализованый (образ Востока в глазах Запада) образ которого связан с образом роскоши и дворцово-гаремной сексуальности. Однако у тюркских народов, тюрбан-элечек, напротив, связан с образом чистоты женской и материнской порядочности. Уже в древности в Центральной Азии символически тюрбан был связан больше с женским началом и женским циклом, зачастую условно привязываемым к лунному, что отражало способность к деторождению.

Реконструкция женского головного убора, выполненная на основании стенной росписи Пенджикента (VII в.), изображающей богиню Луны

Что именно считать элечеком и чем он отличается от тюрбана? Элечек должен состоять минимум из двух (трех) частей, (1) тюрбана (собственно элечек), (2) хвостика от тюрбана, прикрывающей косы и (3) ткани, прикрывающей щеки и шею). Иногда для сохранения формы элечека ее наворачивают на тюбетейку.

Элечек предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Недаром поэтическими эпитетами молодых невесток и жен (келин-жеӊе) стали «белые щечки» и/или «белая шейка», так как в отличие от девичьей шапки, элечек предохранял кожу женщины от загара. Необязательно элечек мог быть из белого материала, например, у каракалпаков молодые жены носили кимишек из красного материала, а более пожилые - белые.

Красный и белый кимишеки каракалпаков

Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» - по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» - дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти - причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние - на правой стороне тюбетейки.

Попек на тюбетейках каракалпакских женщин

Это наводит на мысль о том, что попек показывал принадлежность женщины той или иной стороне - вспомним, что юрта делится на женскую и мужскую половины и тюркский эл в древности также делился на каганский (условно мужской) и катунский (условно женский) крылья. Попек на той или иной стороне тюбетейки также символизировал принадлежность женщины самой себе (к левой стороне, к которой еще можно ходить) или принадлежность какому-либо мужчине. Точно так же часть материала элечека загибалась в ту или иную сторону, что дополнительно (помимо самого элечека) символизировало то, что женщина уже принадлежит тому или иному мужчине, впрочем, как и он ей.

Элечек, завернутый направо (қазақи и каракалпаки)

И здесь необходимо небольшое пояснение, почему одни элечеки завернуты влево, а другие вправо. Возможно, это связано с тем, что в древности у тюрков (условно) мужским главенствующим крылом считалось левое крыло, но позже (возможно, в постмонгольский период) главным (условно) стало правое крыло, поэтому в символическом обозначении принадлежность к мужскому немного спуталась. А возможно, просто женщины одного рода-племени заворачивали элечек в одну сторону только потому, что женщины другого рода-племени заворачивали его в противоположную сторону (здесь уместно добавить фразу, которую использовали мусульманские историки: «Аллах знает лучше», особенно, если это касается женской одежды).

Элечек, завернутый налево (кыргызы, қазақи)

Разновидность элечеков варьируется не только от принадлежности тому или иному роду-племени, но и от статуса женщины в семье. Так, например, вдовы носили черный элечек, а женщины статусом выше носили элечек больших размеров или выше, или и выше, и больше. Например, на этом фото поклона новоиспеченного қазақа-жениха матери и родственницам невесты понятно сразу, кому именно в первую очередь адресован поклон, который, кстати, сегодня қазақские джигиты отказываются делать, в отличие, например, от кыргызов-женихов.

Между тем, количество разновидностей қазақского кимишека достойно поклонения.

Некоторые разновидности қазақского кимишека

Впрочем, как и у любого другого тюркского народа, замужние женщины которого надевают элечек. Некоторые элечеки были с выступом вперед, что очень похоже на копирование сакского калпака.

Қазақи (Сырдарья)

Кроме всего прочего, возможно, в элечеках может присутствовать два хвостика, так как замужняя женщина заплетала две косы (у нас используется один широкий), как видим на этих половецких изваяниях.

Однако возникает вопрос, как работали женщины в таких больших головных уборах? Опять-таки, скорее всего, количество материала элечека и, соответственно, его вес и комфортность для работы зависели от статуса и возраста женщины в семье. Кроме того, женщины могли работать не только в небольших элечеках, но и платках, как, например, эти две қазақские молодухи, которым предстояло работать за пятерых.

Зависимость размера тюрбана от положения женщины в целом, возможно, прослеживается в тюрбанах других этнических групп, статус которых был неравен статусу господствующей тюрко-мусульманской верхушки. Так, например, тюрбаны и кимишеки цыган, чала-қазақов и евреев был намного меньше в размерах и в весе, как и вес этих групп в тогдашнем обществе.

Цыганка, чала-казашка, еврейка

Поэтому, возможно, следует учитывать зависимость размеров элечека от статуса женщины в роду и ее возраста. Очень даже возможен облегченный вариант элечека, который, судя по всему, существовал. На этой миниатюре из Шах-наме, написанной в XVI веке для турецкого султана и хранящейся в Топкапы в Стамбуле, видны женщины с небольшими тюрбанчиками (судя по кругам на головном уборе материя завернута несколько раз вокруг головы, как и элечек) и накосниками.

Афганские кыргызские женщины используют облегченный вариант элечека, который весьма удобен для повседневной жизни.

Скорее всего, мы привыкли к большим элечекам из-за того, что в начале 20 века, когда делались фотографии кыргызских женщин в элечеках или своим собственным воспоминаниям, и их носили в основном женщины старшего возраста, которым и полагалось носить на голове больше материала по статусу. Сегодня, когда удобство повседневной одежды является определяющим для выбора женщин, вполне возможно рекомендовать носить по случаю элечеки и меньших размеров. Возрождение национально-культурных ценностей может идти не только по сохранившейся этнографической истории конца XIX-начала ХХ вв., можно пойти гораздо дальше и разнообразить гардероб наших женщин, чему они и сами будут рады.

Следите за нашими новостями на

Сегодня, 5 марта, в Кыргызстане отмечается День кыргызского национального головного убора – ак калпака. В последние годы его носили лишь в редких торжественных случаях. Для того чтобы популяризовать традиционный головной убор, власти в 2011 году учредили День ак калпака. Надо отметить, усилия дали положительный результат. Молодежь проводит флешмобы в белом калпаке, дизайнеры предлагают новые концепции традиционного головного убора, а иностранцы массово закупают экзотичный для них аксессуар.

В кыргызской культуре калпак был, пожалуй, самым демократичным головным убором. Его носили все мужчины без исключения – от хана до бедняка, от юношей до стариков. Отличались они лишь по форме и цвету, которые говорили о социальном статусе, материальном положении и возрасте владельца.

Сейчас традиция дарения калпака вошла даже в государственный этикет. При назначении на должность либо избрании чиновников теперь чествуют белым калпаком, а парадная форма кыргызстанских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак.

Настоящий калпак шьют только из натурального войлока. Для него отдельно изготавливается специальный войлок из вычищенной, вычесанной, белой тонкорунной шерсти свежей обработки. Поэтому калпак считался не только традиционным головным убором кыргызов, но и подчеркивал материальное благосостояние владельца. В древности даже говорили: "Взрослый верблюд - цена калпака из того сукна".

Сейчас калпак из натурального войлока в Кыргызстане оценивается минимум в 1500 сомов, тогда как его аналог с примесью синтетических материалов стоит около 200-300 сомов. Почти в два раза дороже он стоит в онлайн-магазинах, где в основном его заказывают иностранцы, наслышанные о практичности головного убора. В Москве калпак можно купить примерно за 2 тыс рублей, в онлайн-магазине он стоит от $30 до 50.

Говоря о практичности, нужно отметить, что калпак является самым "мобильным" головным убором. Благодаря мягкому войлоку его можно вывернуть наизнанку, а окаймленные клинья позволяют сложить его в четыре раза, при этом головной убор не теряет свою форму. Из-за плотного войлока из натуральной шерсти калпак согревает в холод, охлаждает в жару, а в дождь не пропускает влагу.

Калпаки кроят разных форм, и все они имеют своеобразный орнамент, но каждая вышивка и цвет имеет свое значение. Четыре линии окантовки - это символ жизни; кисточки на макушке олицетворяют потомство и память предков; узор говорит о разветвлении рода, но слишком сложные узоры делать не принято, дабы не показаться хвастуном. Цвет окантовки означает возраст и жизненный опыт его владельца.

Мальчикам в 12 лет принято дарить калпаки с зеленой каймой, в знак того, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны учиться всему.

24-летним молодым людям дарят калпак с голубой каймой, 36-летним мужчинам – с коричневой, олицетворяющей землю. Это означает, что в этом возрасте мужчины уже завели собственные семьи и набрались достаточно опыта, чтобы приносить пользу своей родине.

В 48 лет полагается дарить головной убор с бежевой каймой, означающей, что они уже могут подавать пример подрастающему поколению, а 60-летним мужчинам можно дарить калпаки с черной бархатной каймой. Черная линия на белом фоне означает мудрость, богатый жизненный опыт его владельца и умение отличать хорошее от плохого.

Существует около 80 видов калпака. Они делятся по формам, степени сложности изготовления, значению и практичности.

Также калпак говорил о семейном статусе мужчины. Если молодой человек выходил в свет в белом калпаке с красной каймой, то это говорило о том, что он в активном поиске второй половины. В этот момент сваты должны были подсуетиться и свести его с потенциальной невестой.

Когда пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, то это значило, что повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Калпак из белоснежного войлока с отделкой из белых тканей дарят только в знак признания лидерства человека.

Калпак нельзя бросать, терять, ставить на землю, продавать или передаривать свой калпак другому. Считалось, что вместе с ним человек лишается своего достоинства, ума и благочестия. Головной убор символизировал священную защиту, и нападение на его владельца считалось святотатством и богохульством.

Калпак нужно снимать двумя руками и ставить только на почетном месте, а перед сном необходимо оставлять его у изголовья.

Марсель Зейнуллин

Колпак

Колпак - этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака - ай колпай - была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай

Малахай - особый вид головного убора, отличительная особенность которого - длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

Тебетей

Тебетей - распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня - мехом чёрного барашка. Кызыл тебетей - красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.

В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его "визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

"Брось ей свой чапан, я тебе подарю другой, шёлковый".

В.Ян. Чингис-хан.

Чапан

Чапан - мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты - дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан - широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан - покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Кементай

Кементай - широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Элечек

Элечек - женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего - чалма из белой материи.

У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы - от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов - элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.

Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

Калпак -- это старинный кыргызский войлочный головной убор. О "калпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. «Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валеные шляпы". Изготавливается калпак из войлока, что дает возможность носить его и в теплую и в весьма прохладную погоду, предохраняя голову от перепада температуры, колпаки разнообразны: колпак с декором, колпак с разрезом, колпак без разреза, колпак с высокой тульей. Все колпаки характеризуются высокой верхушкой, края у которых обращаются вверх, украшаются вышивками тканью из черного и красного бархата. Виды кыргызкого «калпака»: «Айры калпак», «Тилик калпак», «Туюк калпак» и т.д. Калпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай -- особый вид головного убора, отличительная особенность - длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Малахай-меховая шапка без отворотов. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Тебетей -- распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Края шапки полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Чапан -- мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты -- дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан -- широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан -- покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

«Чепкен» киргизы из валяного сукна носили поверх остальной одежды. В холод и непогоду такой «Чепкен» был незаменим - не промокал, не продувался ветром, одинаково хорошо защищал от холода и солнечных лучей. Он очень прочен и в качестве повседневной рабочей одежды служил 5-6 лет. Халат из верблюжьей шерсти был не рабочим, а скорее выходным, щегольским нарядом; он стоил очень дорого и был доступен лишь богатым киргизам. Очень состоятельные киргизы носили также и штаны из этой ткани.

Кементай -- Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда - непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. «Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда - непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. Белые - особо ценные, войлочные халаты, могли себе позволить только очень зажиточные крестьяне.

«Джаргакшым» - широкие кожаные или замшевые штаны, основным украшением которых служила шелковая вышивка.

"Ичик",- зимний вид одежды, меховая шуба, крытая тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Длина ниже колен, рукава так же длинные, используется плотная ткань. Особо ценились шубы из меха диких животных - волка, лисы, рыси и др. Ичик в основном, одевали в особых торжественных случаях.

Тон - это так же зимняя верхняя одежда мужчин и женщин. Изготавливается из шкур домашних животных с использованием плотных тканей, воротники делаются пышными.

Таар шым - мужская нижняя одежда, повседневные брюки. Специально делаются широкими, что бы свободно оседлать коня и двигаться. Шьются выше колен, по колено и ниже колен.

Отук - сапоги, сшитые из кожи, войлока. Мужская обувь состояла из кожаных сапог - "отук", кожаные калоши на каблуках - "кепич" и мягких выворотных сапожек - "маасы". Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - "чарык", с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми к верху носками. ".

Ансамбль мужской верхней одежды завершал непременно пояс - «кемер кур». Он делается из кожи и металла, чаще всего из серебра, богато декорируется узором, различным изображением.

Традиционный женский национальный костюм кыргызского народа состоит из следующих основных компонентов: платье-«койнок», набедренную распашную юбку - бельдемчи, головной убор (несколько видов).

Койнок-кыргызское платье в виде рубахи. Покрой женской рубахи-платья во второй половине 19 века был в основном одинаков на всей территории Кыргызстана. Она была туникообразна, с прямыми или немного сужающимися к запястью рукавами. К основному полотнищу пришивались расширяющиеся к низу боковины. Под рукава вшивали треугольные ластовицы. Платье делали длинным - до щиколоток, рукава закрывали кисти рук. Основное полотнище было до щиколоток настолько, что шов, соединяющий стан с рукавами, приходился на 6 - 10 см ниже линии плеча. В том случае, если на рубаху-платье не надевалась верхняя одежда (халат, камзол и проч.), она подпоясывалась широким поясом. На юге (Алайская долина) поясом служил длинный кусок ткани или платок, обмотанный несколько раз ниже талии. В северной части страны пояс представлял собой широкую (более 10 см) полосу ткани на толстой подкладке и завязывался сзади на талии.

Различия в женской рубахе тех или иных районов Кыргызстана заключалась в основном в форме ворота и способах его отделки. Были выделены три варианта кыргызской женской рубахи второй половины 19 века (все они относились к типу туникообразных рубах): 1) рубаха с горизонтально-вертикальным разрезом ворота, без воротника с вышивкой по вертикальному разрезу ворота или со специальной широкой манишкой онур; 2)рубаха с треугольным разрезом ворота и обшивкой его узкой тесьмой джеек; 3) рубаха со стоячим воротником. Вышивку делали или непосредственно на платье, или же на отдельно надевавшемся на платье нагруднике. Вышивка и на груди рубахи, и на нагруднике-манишке называлась онур. Вышивку делали швом «терс кайык» (обратный шов), предназначавшимся в этих районах только для «онур». Шов был очень тонким, плотным, вышивка сплошной: каждый новый стежок ложился на одну нить (в ткани) выше предыдущего. Онур вышивали так же и другими швами - шевеге (тамбур), койтерме, басма (гладь).Узор вышивки был геометрическим. Онур вышивали щелковыми нитками разных цветов: красными, чеными, желтыми, синими, зелеными. В первый раз онур надевали на невесту в день свадьбы. Его носили женщины молодые и среднего возраста.

Второй вариант кыргызской женской рубахи-платья - с треугольным вырезом ворота носили молодые и пожилые женщины. По названию ворота платье получило название «узун джаак». Сложенную пополам ткань разрезали по сгибу и на 20-25 см по вертикали. Часто верхние края вертикального разреза подгибали, отчего вырез приобретал треугольную форму. Узкая тесьма окаймляла треугольный разрез ворота и спускалась далеко ниже пояса. Ткань для платьев этого варианта была разного цвета: у молодых - красного, у пожилых темных или светлых цветов.

В конце 19 - певой четверти 20 в. появляется новый тип платья - выкройной. Выкройные рубахи представлены двумя вариантами: 1 - отрезное от талии платье; 2 - платье на кокетке. Отрезное от талии платье сначала сохраняло многие черты туникообразной одежды: к туникообразному лифу пришивали собранную в сборки юбки. Воротник был стоячим с вертикальным разрезом спереди. Затем появились и полностью выкроенные платья - со скругленной проймой рукава, разрезной скошенной линией плеча, выкроенным по форме рука рукавом; появились и отложные воротники.

Кеп такыя - женский головной убор, сверху которого надевают элечек или женский тебетей. Украшаются вышивкой и висячими ювелирными изделиями. Выполняет функцию устойчивости тебетея и хранит от холода. Является дополнительной декорацией для остальных одежд.

Элечек - женский головной убор, для женщин старшего возраста. Изготовляется только из белой ткани. Бывает округленной или квадратной формы. Особенностью является то, что в элечек входит платок, закрывающий шею. Элечек имеет несколько составных частей: «баш кеп», «сала коймо», «ээк алмай» «астынкы, устунку тартма», «тумарча», «бадал». «Элечек» как и «шокуло» украшается традиционным декоративным элементом «кыргык», опоясывающий головной убор полоска различной ширины, на который наносится узоры вышивкой и декорируются золотом, серебром и другими камнями. В зависимости от декора «кыргак» называется по разному - «кумуш кыргак», «алтын кыргак», «»сайма кыргак», «оймо кыргак», «жибек кыргак» и т.д. По его краям прикрепляются серебряные или золотые подвески, что придает элечеку торжественный вид. Элечек бывает только белого цвета за исключением траурного (траурное время покрывает его черным платком). В одевании элечека есть региональные отличия.

Шокуло - женский головной убор. Считается свадебным. Это конусообразная шапка заострена кверху и на верхушке собрана легкая светлая ткань. Во время свадебной процессии невесте закрывали этой тканью лицо. Высота бывает 22-30см. В древности его делали из белого войлока, и окаймлялась мехом выдры, лисы и др. животных. Богато украшается орнаментом и вышивкой. «Кыргак» -главный декоративный элемент шокуло.

Бельдемчи - набедренная одежда в виде распашной юбки. Это одежда замужней женщины надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком швом «илме». Узоры весьма разнообразны, чаще они состоят из завитков, напоминающих рога барана. Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых, либо узорных тканей. Нарядные бельдемчи были из черной блестящей ткани (лампук) из среднеазиатских пестрых шелков или из сукна, (иногда домотканого) украшались вышивкой. Вышивка на них иногда шла широкой полосой в виде каймы, но чаще они были вшиты сплошь, включая пояс. Праздничные бельдемчи шили из черного бархата, вышивали обычно тамбурным швом, разноцветными шелковыми нитками. Между поясом и полотнищем юбки для украшения вшивался ряд красно-белых мелких фестонов. По подолу и полам нарядные бильдемчи обшивались мехом выдры. Зимние бельдемчи для жен чабанов, кочевавших большую часть года на пастбищах, делали из шерсти овчины. По своему характеру, общему стилю, часто черному фону, на котором была вышита вышивка, общему ее колориту (преобладание красного цвета с добавлением белого, зеленого, желтого, голубого), по особенностям орнамента и композиции вышивка на бельдемчи близка вышивке настенных ковров тушкийиз.

Тебетей- зимний головной убор женщин и мужчин. Края «тебетея» полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Чыптама- традиционный женский жилет-безрукавка, одеваемый сверху «койнок» (платья). В разных регионах имеет разные названия- «чирмей», «опко тон», «опко кап», «кармооч». Чаще всего шьется из бархата и украшается вышивкой.

Все эти основные элементы комплекта кыргызского национального костюма не менялись с древнейших времен. Только во второй половине XIX в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и, таким образом, в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.

Сегодня кыргызский народный костюм не теряет свою актуальность, и современные модельеры по новому трактуют его в своих творческих работах, что способствовало появлению столь популярного в последнее время «этно стиля».

кыргызский культура костюм традиционный