Название литовской легенды о янтаре. Янтарь — магические свойства и значение камня, знаки зодиака. Легенда о янтарных слезах Гелиад

Название литовской легенды о янтаре. Янтарь — магические свойства и значение камня, знаки зодиака. Легенда о янтарных слезах Гелиад
Название литовской легенды о янтаре. Янтарь — магические свойства и значение камня, знаки зодиака. Легенда о янтарных слезах Гелиад

Янтарь - это окаменевшая смола хвойных и некоторых лиственных деревьев. На земле он зародился за несколько десятков миллионов лет до нашей эры. В те далекие времена у Фенно-Скандинавских гор был жаркий климат с густыми субтропическими и хвойными лесами. Бури, ураганы и штормы, налетавшие с Балтийского моря, ломали ветви, валили и вырывали с корнями столетние деревья. В тихие дни под лучами палящего солнца в этом буреломе из деревьев выделялась смола. На месте погибших лесов вырастали новые. Так продолжалось на протяжении нескольких миллионов лет. Смола накапливалась, затвердевала и, смытая морскими прибоями в море, постепенно превращалась в янтарь.

В своем трактате "О слоях земных" М. В. Ломоносов пишет: "Кто таковых ясных доказательств не принимает, тот пусть послушает, что говорят включенные в янтарь насекомые:

И так садились мы на истекавшую из дерев жидкую смолу, которая нас, привязав к себе липкостью, пленила и, беспрестанно изливаясь, покрыла и заключила отовсюду. Потом от землетрясений опустившееся лесное наше место вылившимся морем покрылось".

Балтийские месторождения - крупнейшие в мире. Кроме того, янтарь залегал у берегов некоторых северных рек и морей: встречается он на Печоре, на Южном Сахалине, на Урале и по берегам Днепра, а также в Дании, Польше, Англии, Франции, Германии. В природе янтарь бывает в мелких зернах и в крупных кусках, иногда достигающих нескольких килограммов. Он чрезвычайно легок, хрупок, легко поддается шлифовке и полировке. Некоторые народы приписывают этому камню лечебные свойства. Но верить в исцеление с помощью самоцветов так же нелепо, как и в приносящие счастье талисманы. После сражения при Ватерлоо на многих убитых прусских офицерах находили амулеты из полудрагоценных камней, а сам Наполеон, проигравший сражение, имел на груди талисман - бриллиант в тридцать четыре карата, который все же не избавил его от поражения.

О янтаре также сложено немало легенд. Эти золотистые камни называют то "солнечными бликами, застывшими на дне холодных морей", то "горячими слезами по погибшим героями. Одна из легенд очень близка по своему содержанию к известному древнегреческому мифу об Икаре.

В легенде об янтаре рассказывается о восковом ангелочке, который улетел с рождественской елки в открытую форточку и всю ночь парил над прибалтийскими странами. Увидев, как рыцари Тевтонского ордена глумятся над покоренными ими племенами, ангел заплакал. От его слез, от слез обездоленных вдов и сирот Балтийское море стало соленым. А когда наступило утро, ангел растаял в солнечных лучах Восковые капли, упав в море, превратились в янтарь.

Янтарь-слово русское, но своему звучанию оно близко к литовскому названию этого солнечного камня - гинтарас. Встречается янтарь золотисто-желтого, апельсинового и светло-коричневого цвета. Янтарь бывает прозрачный, матовый и просвечивающийся. Последний ценится дороже первых. А самым же дорогим считается янтарь с включенными в него насекомыми.

Интересную историю, связанную с янтарем, рассказывают в Сенегамбии - стране, расположенной в Восточной Африке, между бассейнами рек Гамби и Рио-Качео, неподалеку от Казамансы.

В середине XIX века среди людей земли Хабу, мандингов и фулами, появился бледнолицый человек с волосами цвета сухого бамбука. Этот европеец, не знавший ни местных наречий, ни испанского, ни французского, ни английского языков, продавал туземцам маленьких слоников, буйволов и пятнистых пантер, выточенных из полупрозрачного желтого камня. Узнав о пришельце, вождь мандингов Фута-Джалон пригласил негоцианта в свое полуевропейское жилище, покрытое вместо черепицы позолоченными панцирями морских черепах. Накормив его изысканными блюдами Сенегамбии и угостив хмельным напитком, приготовленным из соков перистых пальм, Фута-Джалон произвел с негоциантом обмен. Вождь мандингов дал бледнолицему купцу четыре слоновых бивня, а в обмен получил гладко отшлифованный кабошон янтаря с включенной в него мухой. По уходе негоцианта Фута-Джалон показал приобретенный им камень жене и шестнадцатилетнему сыну по имени Бартутим.

Последнему настолько понравился камень, что он осмелился попросить его у отца в обмен на золотой чеканный пояс. Фута-Джалон отказался от обмена. Положив янтарь на подоконник, где обычно находились сладости и разгуливали термиты [Белые муравьи], он лег на свою тростниковую циновку и уснул. А когда проснулся, то не обнаружил на подоконнике янтаря. Вождь удивился: ведь в Сенегамбии не существовало ни замков, ни самих дверей, здесь не знали воровства.

Даже сенегальские цыгане-лахобе из Казамансы никогда не брали чужих вещей. Если путешественник терял что-либо, даже золотую монету, то нашедший ее туземец обязательно должен был возвратить находку чужеземцу. Так было в Сенегамбии испокон веков. К тому же во двор вождя мандингов никто не посмел бы войти без позволения хозяина или членов его семьи. Подозрение вождя пало на сына. Фута-Джалон призвал Бартутима и приказал ему положить на место золотистый камешек с включенной в него мухой. Юноша обиделся, взял свое ружье и навсегда покинул отчий дом. Год спустя, накануне месяца ливней, Фута-Джалон, выкапывая во дворе у своего окна арахис, разворотил лопатой муравьиную кучу и обнаружил в ней пропажу. Ворами оказались белые муравьи, унесшие с подоконника в свое жилище янтарь с вкрапленной в него мухой. Вождь мандингов отыскал в джунглях своего сына и дважды поклонился ему, как кланяются люди земли Хабу, допустившие непоправимую ошибку или несправедливость…

Добываемый на берегах Балтийского моря янтарь замечательные мастера прибалтийских стран еще с давних времен шлифовали и использовали для изготовления мундштуков, ожерелий и брошей, а также делали из него фигурки всевозможных забавных зверюшек. Спрос на изделия из янтаря был большой. Зачастую его отыскивали тут же на берегу, но иногда янтарь привозили рыбаки, зацепив куски золотого камня в свои старые сети. Между "янтарных дел мастерами" и "поморами", плававшими на своих утлых суденышках за многие километры от берега в поисках косяков салаки и сельди, издавна велись раздоры: дело в том, что одним нужен был шторм, другие мечтали о штиле. Море нехотя отдавало людям свое сокровище, и гранильщики с затаенной надеждой поглядывали на тяжелые бурые тучи, на пенистые гривастые волны. А когда начинался шторм и море бурлило, как уха в котле, мастера радовались и с улыбками глядели на своих подмастерьев и мальчишек, бегущих навстречу бушевавшим волнам. В такие дни можно было прочесть в местных газетах о том, что "под Палмникеном и Кенигсбергом свирепствовавший целые сутки шторм произвел вдоль берегов страшные опустошения, причем прибоем была выброшена на берег такая масса янтаря, какой местные жители не собирали целыми годами… Во время шторма погибло шесть палмникенских рыбаков. Среди кусков вынесенного на берег солнечного камня обнаружены обломки рыбацкой лодки. Янтарные глыбы, поднятые с морского дна на гребни разбушевавшихся волн, были немыми свидетелями гибели отважных рыбаков".

Но не только ювелирные изделия изготовлялись из солнечного камня-в самом начале XVIII века была создана так называемая янтарная комната. Об этом замечательном художественном произведении написано много интересных статей и книг. При каких же обстоятельствах зародилась сама мысль о создании янтарной комнаты? По-видимому, во все времена и во всех странах были свои Левши, способные "превзойти" иноземных мастеров. Нашелся такой умелец и в Пруссии. Был он уроженцем портового города Гданьска, носил немецкое имя и французскую фамилию - Готфрид Туссо. В своей маленькой полутемной мастерской он с немецкой аккуратностью и тонким французским вкусом вырезал и наклеивал на плоские деревянные ящички квадратики из светлого и темного янтаря. Туссо вручную изготовлял удивительные, не похожие друг на друга в каждом новом комплекте фигуры пешек, слонов и королей,

В те годы Пруссией правил король Фридрих I, любитель всяких европейских новшеств, балов и приемов. Мало заботясь о своей стране и народе, он развлекал себя музыкой и различными играми. Один из приближенных Фридриха преподнес королю янтарные шахматы работы мастера Туссо. Фридриху очень понравились фигуры, в особенности же двухцветная отполированная доска. Он вызвал своего придворного архитектора Андреаса Шлютера и приказал заменить в танцевальном зале дворца Монбижу дубовый паркет янтарными пластинками.

Ваше королевское величество, - робко возразил архитектор, - янтарь весьма непрочен. Не лучше ли изготовить из него специальные панно и украсить ими кабинет в том же дворце?

Король согласился с доводами Шлютера, и архитектор приступил к работе. Он отыскал непревзойденного мастера, изготовил специальные рисунки и предоставил Туссо светлое помещение для шлифовки и подбора оттенков янтарных пластин. Так была воплощена в жизнь идея создания янтарной комнаты.

Работа над десятками художественных панно, сотнями композиций с изображением из разноцветного янтаря сказочных сюжетов и таблиц с выпуклыми, как на камеях, виноградными гроздьями и тонкими полупрозрачными листьями и резными гравюрами, продолжалась около трех лет. Для полноты ансамбля и увеличения масштабов будущей янтарной комнаты из Венеции были привезены массивные овальные зеркала в тяжелых позолоченных рамах. Когда подготовительные работы были закончены, король изменил свое решение и приказал установить янтарные панно со всеми композициями, деталями и зеркалами не во дворце Монбижу, где под облицовку был подготовлен специальный фундамент, а в потсдамском замке королевы,

Так появилась янтарная комната. Это произошло в 1709 году. Король, королева и вся придворная знать безмерно восторгались янтарным кабинетом, созданным Туссо и Шлютером.

А через две недели произошла катастрофа: не выдержав тяжести толстых венецианских зеркал и тяжелых позолоченных рам, янтарные стены рухнули. Часть пластин и зеркал превратилась в осколки, а уцелевшие пан - но и таблицы были сложены в ящики и сданы в военный цейхгауз.

Как у лесковского Левши, так и у янтарных дел мастера Туссо оказалась печальная судьба: обвинив Готфрида в государственной измене, его заключили в крепостной каземат, а Шлютера выслали за пределы Пруссии. Спустя год, по настоянию королевы, янтарные "гобелены" были снова восстановлены в одном из ее кабинетов.

Через несколько лет Фридрих I умер. На прусский престол взошел его сын Фридрих - Вильгельм I. А в конце 1716 года в Берлин прибыл с дружеским визитом Петр I. Осматривая потсдамский дворец, создатель гранильных мельниц и кунсткамер не мог не заинтересоваться янтарной комнатой и со свойственной ему прямолинейностью высказал мысль о том, что он "был бы премного доволен иметь в туманном Санкт-Петербурге сей солнечный кабинет". Фридрих Вильгельм, не знавший как и чем отблагодарить русского царя и великого полководца, разгромившего шведов под Полтавой и в морском Гангутском сражении, полководца, изменившего не только для России, но и для Пруссии соотношения военных сил и коалиций Европейских держав, охотно презентовал Петру I янтарный кабинет. На торжественном обеде Фридрих - Вильгельм и Петр обменялись речами. Русский царь похвалил введенную Фридрихом в прусской армии железную дисциплину, а король говорил о величии России, об исторической роли царя - полководца и о русских воинах - богатырях, причем называл их почему-то не богатырями, а великанами, что вызвало у Петра улыбку.

В тот же день Петр I со своей свитой, в санях с медвежьими полостями, на тройках с валдайскими бубенцами умчался в свою столицу. Это было в январе 1717 года.

Через несколько десятилетий в Петербурге никто уже не помнил, откуда появился в Зимнем дворце "солнечный кабинет".

Некоторое время существовала версия, будто бы "янтарная комната" была подарена прусским королем Фридрихом - Вильгельмом I племяннице Петра I императрице Анне Иоанновне. Если вспомнить, что при ней фактическим правителем России был немец Эрнст Бирон, поддерживающий дружеские отношения с прусским королем, то эта версия казалась убедительной. Но во второй половине XIX века в одном из Санкт-Петербургских архивов было обнаружено письмо Петра I, отправленное из Амстердама на имя П. М. Бестужева - Рюмина. "Когда прислан будет в Мемель из Берлина от графа Александра Головкина кабинет янтарный (который подарил нам Его Королевское Величество прусской) и оный в Мемеле прийми и отправь немедленно через Курляндию на курляндских подводах до Риги с бережением с тем же посланным, который Вам сей указ объявит, и придайте ему до Риги в конвой одного ундер-офицера с несколькими драгунами, також дайте тому посланному в дорогу до Риги на пищу денег, дабы он был доволен, и ежели будет требовать под той кабинет саней, и оные ему дайте". Это послание было написано 17 января 1717 года.

Из тех же архивных ведомостей стало известно о том, что янтарная комната была подарена Петру I Фридрихом - Вильгельмом 1 во время их встречи в Берлине при заключении союза между Россией и Пруссией против Швеции.

Однажды, вспомнив речь Фридриха о русских богатырях - "великанах", царь всея Руси, позднее ставший императором всероссийским, за янтарные дощечки соизволил отправить королю прусскому в июле месяце 1718 года с камер юнкером Толстым презент, состоявший из… 55 солдат гренадерского роста людей, оторванных навсегда по сумасбродной прихоти властелина от родины, от семьи, от полей и лесов русских. Такой ценой были оплачены янтарные дощечки, подаренные Фридрихом Петру I.

После доставки в Петербург янтарная комната первоначально была оборудована в Зимнем дворце, а при перестройке дворца в Царском Селе замечательный зодчий В. В. Растрелли перенес ее туда. Но это не было простым перенесением плиток из одного дворца в другой. Для такой тонкой, ювелирно декоративной мозаики нужны были годы кропотливой, вдумчивой работы, талант и вкус большого художника. Этими качествами и обладал Растрелли, создатель дворцов Строганова, Воронцова, Зимнего и Екатерининского с парком, павильонами и знаменитой янтарной комнатой. Вот как ее описывает знаток итальянских и русских фресок антиквар Фелькерзам:

"Все стены комнаты сплошь облицованы мозаикой из неровных кусочков полированного янтаря… Эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого, все скромно и гармоничное.

Во время Великой Отечественной войны, 17 сентября 1941 года, гитлеровские войска заняли Царское Село и по приказу гауляйтера Эриха Коха янтарный кабинет был демонтирован. С чисто немецкой аккуратностью все плитки были пронумерованы и уложены в деревянные ящики. По его же распоряжению, а возможно и Германа Геринга, "собиравшего", как и Кох, во время войны коллекции картин, ковров и фарфора, янтарная комната была перевезена в город Кенигсберг и помещена в одном из залов королевского замка, где пробыла несколько лет.

Несмотря на стремительное занятие советскими войсками Кенигсберга, где было взято в плен около 50 000 фашистских солдат и офицеров, гитлеровцы все же успели вторично демонтировать янтарный кабинет, находившийся в королевском замке, и ночью вывезти его из города. Тайник, где им удалось спрятать наспех сложенные в ящики таблички янтарной комнаты, отыскать пока не удалось. Можно лишь предполагать, что при поспешном отступлении фашисты опустили этот драгоценный груз в Балтийское море, в то самое море, где янтарь был некогда найден…

Надо полагать, что наши юные следопыты или опытные аквалангисты в недалеком будущем отыщут этот янтарный клад и он снова засверкает в бывшем Царском Селе.

Сколько разных событий тут проходило?

Эта земля просто напитана тайнами, кладами, совершенно необычными историями.

Говорят, тут до сих пор где-то спрятана Янтарная комната.

Всем этим мы и будем заниматься -:

искать и прятать клады

Писать и расшифровывать шифры

Искать природное сокровище Балтийского побережья


и делать из него красивые работы

Мы узнаем старые легенды Балтийского моря

и придумаем новые — свои.

Мы будем жить в таком месте, где до сих пор стоит полуразрушенный форт


где до сих пор есть дзоты


и тайные ходы

Мы будем разгадывать старинные карты и рисовать свои

Это совершенно волшебное место-Балтийская коса.

Там столько необычного, старого, таинственного


Те, кто один раз тут побывает, всегда возвращаются еще.

Это место не отпускает.

Его тайны манят и зовут нас.

Приезжайте, будем разгадывать их вместе!!!

Примерный распорядок дня:

8,30-9,00 зарядка

9,00-10,00 -завтрак

10,00-11,30 игры на пляже

11,30-12,30 мастер-классы

14,30-15,30 настольные игры, мастер-классы для родителей

16,00-17,30 игры, мастер-классы, соревнования и т.д

17,30-19,00 пляж

19,00-20,00 ужин

20,00-21,30 сказки, спектакли, концерты и т.д

21,30 отбой

22,00 и до утра — родительские посиделки (игры, тренинги, общение, пение под гитару и пр)

Организационные вопросы

Программа рассчитана на детей 4-12 лет

Вопросы можно задать по адресу

Схема обработки заявки следующая:

Приходит заявка, мы высылаем реквизиты для оплаты. На оплату дается 7 банковских дня
По истечении этих 7-и дней, номера предлагаются следующим участникам.

Как только Вы оплатили, присылайте скан платежки на адрес —

и вы в списках участников!!!

Порядок оплаты:

Обратите внимание на скидки

Стоимость участия за одно занимаемое место –95 евро,

в рублях цена может колебаться от 6200 до 6460 руб на 1 человека, в зависимости от курса на сегодняшний день.

При подаче заявки, администратор укажет Вам цены на сегодняшний день

При отправлении расчета по лагерю я буду ориентироваться именно на эту сумму.

При резком скачке курса валюты, рублевая сумма за оплату участия может корректироваться.

Стоимость участия рассчитывается исходя из количества занимаемых мест.

Если семья занимает 2 места, то, стоимость участия 6460*2=12 920 руб и т.д

Так как по условиям отеля, ребенок занимает отдельное место с 3 лет, а мы берем участие на детей от 4 лет и старше, то если семья едет с ребенком 3 лет, занимает ему отдельное место, то отдельное участие за него не платит.

О скидках
— 5% тем, кто второй раз, и 7% тем, кто третий раз едет в мои лагеря

-10 % тем, кто будет принимать в лагере активное участие - проводить мастер-классы, помогать в организационной работе

— 5% тем, кто внесет предоплату до 31 января, 8% тем, кто внесет предоплату до 25 декабря;
— 5% тем, кто пригласит друзей, которые еще не были в наших лагерях,
— 2% тем, кто расскажет о нашем клубе в своем ЖЖ с социальным капиталом от 25 и выше (ссылка обязательна!), и добавится в друзья на ФБ

Все скидки суммируются!!

В стоимость участия включается ТОЛЬКО оплата за участие в лагере и часть канцтоваров.

Частично канцтовары везут сами участники. Список будет небольшой, мы его выложим чуть позже.

Проживание и питание оплачиваются дополнительно.

Первый этап предоплаты (в течении 7 календарных дней после получения расчета по лагерю)

Оплачивается:
— проживание и питание -30%
-стоимость участия – 70%.

Второй этап предоплаты до 15 февраля

Оплачивается:

-стоимость участия – 30%.

Третий этап оплаты

— проживание и питание -70% оплата до 20 мая

В случае, если повысится стоимость за питание, то сумма доплаты оплачивается в лагере
По договору с базой, окончательная сумма по питанию будет известна к 15 мая

Питание и проживание

Проживание и питание будут стоить 1200 руб на 1 человека.

Будет выбор по питанию, т.е на завтрак-обед и ужин будет предлагаться несколько блюд на выбор.

Проживание в гостинице

Номера 2-4 местные, удобства-на блок.

Т.е туалет и душ-общие на блок из 2 комнат.









До моря - примерно 300-400 м

Магазины рядом.

Как добраться до базы из Москвы

Самолет

Прилетаете в аэропорт.

Если прилетает большая группа, то можно будет заказать автобус.

Либо взять такси и на нем доехать до Балтийска (до парома на Балтийскую косу).

Либо уехать на автобусе до Южного вокзала в г. Калининграде.
Там пересесть на автобус, который идет до Балтийска.

Потом на пароме (расписание я вывешу ближе к лету) переправляемся на Балтийскую косу и там пешком или на местном такси - до самой базы.

На что хочу обратить внимание - база находится на косе, которая от Балтийска отделена паромом.
Паром ходит часто.

Но, если cильный шторм, то паром не ходит.

То есть, есть гипотетическая возможность, например, не успеть на самолет (поезд).

За предыдущих 8 лет такого не случалось. И, надеюсь, не случится!!!
Но надо, чтобы вы имели это в виду.

Поезд

Поезд Москва -Калининград прибывает на Южный вокзал. Там же рядом автовокзал, где можно сесть на автобус Калининград-Балтийск.

Для покупки билета на поезд будет необходим загранпаспорт на каждого участника поездки.

Билет покупается при личном присутствии. Выдается билет на руки не сразу при покупке, а на следующий день,это связано с оформлением транзитной визы через Литву.

Правила для участников:

1. Цель лагеря – организация взаимодействия детей и родителей. Если это перевести на человеческий язык, то организаторы лагеря не развлекают детей в то время, как взрослые занимаются какими-то другими делами. Цель организаторов – помочь родителям найти общие интересы с детьми.

Чтобы мамы и папы, дедушки и бабушки, смогли общаться с ребенком на его, детской территории. И, чтобы, это общение, всем доставляло радость. Поэтому, родители будут вовлечены ВО ВСЕ мероприятия, где участвует ребенок.

.

Таинственная красота, загадочный блеск, не совсем обычные свойства наделили янтарь особой притягательной силой, проявившейся в легендах и сказаниях народов мира. Большинство этих легенд пришло из седых глубин веков. Примечательно, что чаще всего самоцвет понимался как окаменевшие горючие слезы, пролитые по погибшим героям.


Фаэтон (из Эсхилла, 525-456 до н.э.) . Янтарь - это слезы гелиад, сестер Фаэтона, горевавших по несчастному брату. Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней.

Гелиос отказывал, говоря: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».

Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе озверели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: «Зевс-громовержец, спаси!»

Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана.

Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле. А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю.

Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Боги превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь.

«Поэт любви, богов и изгнания» Публий Овидий Назон писал:

Стынет под солнцем янтарь, Который прозрачной рекою

Принят и катится вдаль, В украшение женам латинским.

Мелеагр (из Софокла, ок. 494-406 до н.э.) . Полна приключений была судьба этого древнегреческого героя. Отец Мелеагра, царь Калидона Ойней, принося богатые жертвы богам-олимпийцам, забыл принести жертву Артемиде, и та напустила на страну грозного кабана, который опустошал все встречавшееся ему на пути.

Горе царило в окрестностях Калидона, и тогда Мелеагр решил устроить облаву на кабана. С помощью аркадской охотницы Аталанты ему удалось убить зверя. Тогда богиня Артемида перенесла свой гнев на Мелеагра и устроила распрю между жителями Калидона и соседнего города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери.

Легенда имеет два варианта завершения. По одной версии мать молила богов покарать ее сына, и Апполон убил Мелеагра. Вторая версия обращается к более ранним фактам из жизни героя: когда Мелеагр родился, к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала: «Твой сын умрет тогда, когда на очаге сгорит вот эта головня...Алфея выхватила головню и спрятала в ларец. Но когда до матери дошла весть об убийстве Мелеагром ее брата, она вспомнила о предсказании мойры, выхватила головню из ларца и бросила в костер. Как только головня превратилась в пепел, Мелеагр скончался.

Так или иначе, но сестры героя очень горевали о кончине Мелеагра. Ставшие от горя птицами, они долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы превратились в янтарь.

Каститис и Юрате (древнелитовская легенда) . На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него.

К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть.

Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.
В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.

Осколки Солнца (прибалтийская легенда) . Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...

Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда) . Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства. В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света. Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой...

По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море. С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь.

Крот и Человек (современная латвийская сказка) . Узнав, что у Человека нет ни куска янтаря, крот очень удивился и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Все обитающие в ней мастера понимали язык самоцвета, поэтому прежде чем взяться за работу, советовались с камнем, как его лучше обрабатывать.

Даже самый заурядный осколочек поворачивался к мастеру своей лучшей стороной. Когда Человек покидал подземную мастерскую, крот подарил ему камень неписаной красоты. С той поры, если Человек устанет, самоцвет шепчет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимает. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых, словно оживает, весь сияя.













Екатерининский дворец, г. Пушкин.Янтарная комната.


В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом. Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В 1942 году гитлеровцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг. В 1945 году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно. В 1983 году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано. Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году.

Десюдепорт двери в Янтарную комнату




































Мариенбург. Замок Тевтонского ордена




Янтарь - самое загадочное сокровище нашей планеты. Откуда появился этот уникальный камень, балансирующий где-то на грани между живым и мертвым? Кто и с какой целью одарил им Землю? Вполне может быть, что янтарь - один из первых самоцветов, который древние люди использовали в качестве украшений и в лечебных целях. Во всяком случае, его часто находили в пещерных стоянках древнего человека и в неолитических памятниках...



С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения, слагали мифы и легенды .

"Когда-то очень, очень давно, когда людей на земле ещё не было, на небе светило два солнца. В один прекрасный день небо не удержало одно из светил и то упало прямо в море. Упало, ударилось о морское дно и рассыпалось на миллионы маленьких кусочков. С тех пор морские волны выбрасывают их на берег и люди уже давно придумали «кусочкам солнца» название - янтарь..."


Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук...

Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...


Янтарь - результат воздействия воды и давления земли в течение нескольких десятков миллионов лет на смолу древних деревьев. Столько времени требуется, чтобы родился янтарь - именно поэтому так редки его месторождения. Янтарь - ценен не только как красивое и полезное ископаемое, но и как уникальный геологический источник, который сохранил до нас огромное количество древних образцов животного и растительного мира, насекомых, кусочки земли и воды. Особая ценность этих включений в том, что их великолепная сохранность позволяет изучать их так же как и современные источники. Благодаря янтарю ученые воссоздают картину нашей земли более чем 50 миллионов лет назад.

Прямой зависимостью состава янтаря является его цвет. Это, пожалуй, один из самых богатейших и разнообразных по окраске самоцвет - насчитывается более 300 оттенков

янтаря: от молочного, светло-желтого до темно-оранжевого, от прозрачно-коричневого до буро-красного, редко встречается зеленый и черный янтарь и почти уникальной находкой является голубой или синий камень. Преобладающим цветом является желтый или золотисто-желтый, который ввел в широкое употребление термин «янтарный цвет». Все основные цвета янтаря имеют свои названия - сукцинит, геданит, глессит. Особые сорта янтаря также имеют свои названия, например, бирмит - более твердая и густо окрашенная разновидность (нежели прибалтийский) камня, обычно светло-коричневого, огненно или светло-красного цвета, добывался в Бирме с 1 века до нашей эры.

Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря.

Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь, забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете, кроме своей любви; но Перкунас-громовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала. А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря - частицы того янтарного дворца; и девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем возлюбленном.


Восхищение и интерес к янтарю возник еще в древнем мире. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...Поэтому древние люди применяли камень в качестве амулетов и украшений. Позднее о золотом чуде стали слагать поэтические предания.

Древние легенды о янтаре скрывают в себе тайны происхождения камня. Чаще всего самоцвет описывали как слезы, пролитые по погибшим героям.
Одни считают, что в мифах о янтаре кроется истина, другие, что это лишь выдумка. В любом случае, все эти сказания невероятно красивы и отражают истинный дух этого камня.

Сын бога солнца Гелиоса, Фаэтон, чтобы доказать свое божественное происхождение сыну Зевса, Эпафу в тайне взял солнечную колесницу своего отца. Не зная как управлять огненными конями, Фаетон мчался то к земле, то к небу. Ослепленный своей мыслью, мальчишка чуть не погубил весь мир. Разгневанный Зевс едва ли успел остановить упрямого юношу. Его грозовые молнии пронзили колесницу Фаэтона, и он подобно стреле упал в реку Эридан. Осколки золотой колесницы были рассыпаны по всему небу.
Долгое время оплакивали Фаэтона мать и его сестры гелиады. Греческие боги, не выдержав безграничной скорби, превратили плачущих гелиад в безмолвные тополя. Но даже став деревьями, мать и сестры Фаэтона продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы. С тех пор, со склоненных над Эриданом деревьев, рассыпались золотые слезы печали, которые падая в холодную воду, превращаясь в прозрачный янтарь

Янтарь был талисманом и оберегом человека во все времена. Волшебному камню приписывали защитную силу от злых духов, дурного глаза, от болезней горла и головы, и множества других недугов. Он использовался в медицине по всему земному шару, начиная с палеолита (450000-12000 гг. до нашей эры) и египетских фараонов. Янтарные бусы были непременным атрибутом женщин и детей у всех народов, знавших янтарь.

Невероятной красоты легенда, рассказывает оптице Гауе, которая хранила в своём гнезде прекрасное ожерелье, обладающее удивительной красотой и силой. Прознавший о том ожерелье жадный король послал своего слугу Косо добыть его. Косо пробрался к гнезду, выстрелил, и птица покинула эти края. Ожерелье было в руках злодея и он отправился по морю к своему королю. В море настигла Гауя корабль Косо и набросилась на него. Долго умолял слуга отпустить его, на что Гауя отвечала: "Твой король - вор, а ты халоп вора. Вы выкрали то,что вам по праву не принадлежит. Бросай ожерелье и тогда я опущу тебя на парусник.То, что ты прячешь за пазухой, земля подарила людям. Владеть тем даром велено не тому, у кого длинные, а тому, у кого работящие руки, кто сумеет добыть этот камень умом и трудом." С этими словами столкнула птица Косо в море, и он утонул вместе с ожерельем. С тех пор ожерелья никто и не видел, но на берегах того моря поселились рыбаки. Они честно работали, ловили рыбу, и однажды, нашли в море чудесной красоты камни, которые помогли им жить. На месте брошенного ожерелья по легенде выросло дерево, пустившее корни глубоко по всему морю. На дереве выросли хрустальные свечи, которые вечно плачут по Гауе. И каждая такая капля, попадая в руки рыбаку или рыбачке, превращается в янтарь.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе. Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей. Янтарь не панацея, он просто часть живой природы, которая при добром к ней отношении, лечит и зализывает наши раны, восстанавливает наши силы и возвращает нас к полноценной и гармоничной жизни.


У янтаря более 30 названий. Каждое из них отражает какое-либо из его свойств. Древние греки именовали янтарь электроном, от звезды Электра в созвездии Тельца и способности притягивать к себе небольшие кусочки папируса. Их потомки ныне вложили другой смысл в название камня и нарекли его “вероника”, то есть носитель победы. Янтарь притягивает к себе соломинки и сухие былинки и поэтому называется по-персидски «кахруба», то есть «похищающий соломинку». Римляне называли его «сукцинум» (от латинского слова «Succus» - сок), так как справедливо полагали, что янтарь представляет собой окаменевший сок деревьев. Старогерманское «глёз» говорит о блеске и прозрачности камня; немецкое «бернштейн» (огненный камень) передает его свойство гореть в огне; финское «мерикиви» - камень моря; литовское «гинтарис» и латышское «дзинтарс» - защитник от болезней. На Украине и в Польше янтарь называют «бурштын». По-английски янтарь - «amber».



Под именем «камень-алатырь», «латырь-камень» он воспет в русских народных сказаниях и былинах, заклинаниях и заговорах. «Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет», - гласит один из старинных заговоров. Считается, что янтарь был известен как «алатырь» благодаря знаменитому алтарю в храме Святой Софии в Константинополе, столице Византийской империи. Алтарь Софийского собора был выполнен из кусков бело-желтого янтаря.

Согласно легендам , Алатырь-камень упал с неба и на нём были высечены законы бога Сварога.

Живёт в русском народе легенда об острове Буяне, о чудодейственном алатырь камне, излечивающем от болезней и дающем бессмертие: «На море на Окияне есть бел-горюч камень Алатырь, никем неведомый. Под камнем сокрыта сила могучая и силы нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, зашивает раны кровавые... ».

Исследования учёных свидетельствуют, что сказочным островом Буяном является остров Рюген в Балтийском море, который в древности называли Руян. До конца XIII века там жило племя Балтийских славян. Ореолом таинственности и мистики был окружён остров, ведь на нём находилось главное святилище славян.

Смола сползала по стволам и капала с ветвей. Окисление будущего солнечного камня продолжалось в почве янтарных лесов миллионы лет. Так постепенно и накапливались отложения янтаря. В плодородной почве смола со временем приобретала твердость и покрывалась толстой коркой темно-бурого цвета.


Сточные воды постепенно вымывали окаменевшую смолу из лесной почвы и сносили её в устье древней реки, которое располагалось на территории современной Калининградской области. Здесь смола и отлагалась, а всё остальное сделало время. Таким образом, в процессе эволюции растительного покрова планеты, и появился янтарь - окаменевшая смола древних хвойных деревьев.


"В старые времена жил на побережье рыбак. Был он молод, красив, а еще он был самым лучшим певцом в округе... Каждый день, выходя в море, он пел - и звуки его прекрасного голоса разносились далеко вокруг. И однажды его песню услышала морская богиня и полюбила рыбака. Но ее отцу, грозному богу Солнца, это не понравилось. Он наслал страшную бурю, лодку рыбака разбили могучие волны, а сам он утонул. А морскую богиню приковали к дну моря тяжелыми цепями. И теперь она вечно плачет о своей погибшей любви, а слезинки ее превращаются в янтарь. "

Когда Вы возьмете в руки теплый, солнечный янтарь и вдохнете его смолистый, древний аромат, Вы будете ближе к природе и ее потерянному раю.