Можно ли мирянину читать полунощницу. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Зачем, если есть приход

Можно ли мирянину читать полунощницу. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Зачем, если есть приход

Молитвенного правила, что печатается сейчас в наших молитвословах, другие Поместные Церкви не знают, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали брать в пример церковную печать Российской империи и заимствовать наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях подобного нет и никогда не было. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером - сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв - неизменяемые части, заимствованные из суточных служб полунощницы и утрени. Примерно так, как до сих пор молятся русские старообрядцы.

Если посмотреть на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно - например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то увидим почти идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст - это «Подорожная книжица» католика Франциска Скорины, и на сегодня у ученых, занимающихся историей становления современной литургии, нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Есть предположение: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами.

Справка: униаты - многочисленные последователи церковной Брестской унии 1596 г. об объединении православной и католической Церквей с подчинением Папе Римскому. Униаты признают догматы католической церкви, но с сохранением православных обрядов. В настоящее время УГКЦ насчитывает 3301 приход, 94 миссии, 23 братства, 60 учебных заведений, 64 периодических издания.

Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв , которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Скорей всего итогом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Но тогда для мирян возникает логичный вопрос об возможном изменении молитвенного правила? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Такой вывод нужно тоже освободить от догм 19 века. И на это есть серьезные причины. В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые - ежедневно, еженедельно, раз в год - круги богослужения: суточный, седмичный и годичный.

Справка: Богослужебные круги - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.)

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение . На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер

1. Девятый час - (3 часа дня)

2. Вечерня

3. Повечерие

Утро

1. Полунощница - (12 часов ночи)

3. Первый час - (7 часов утра)

День

1. Третий час - (9 часов утра)

2. Шестой час - (12 часов дня)

3. ЛИТУРГИЯ

Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой - вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы, смысл затирается.

Святитель Феофан дает совет при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то - таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике - там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, почему бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве нужно относиться мудро. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны - какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать - вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову - и спроса-то никакого нет.

Но в любом случае при корректировки молитвенного правила начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть самый сосредоточенный опыт Церкви - «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево, радуйся» - их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» - мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило.

Иногда спрашивают: почему молиться надо именно два раза в день - утром и вечером? Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает верующих ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит - непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому лучше не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее - другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы - это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте. Молитесь! Не тратьте время впустую, не включайте ненужное радио. Не узнаем новости - переживем без них несколько дней. Не можешь читать по молитвослову в автобусе - читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

О правиле Серафима Саровского

Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Но давайте вспомним, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы - это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом - ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Еще бывает, что во время молитвы возникают какие-то свои слова, которые хочется записать и по ним потом молиться. Нужно ли их запоминать, записывать? Конечно, да! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыми. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадтского - именно так и появились.

Правило ко Причастию

Если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет, то, во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона, потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы - это, как правило, больше регулярной нормы человека.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные - то, что мы говорили о трех канонах и прочем - наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению - чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок - на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником.

Плоды молитвы

Как можно почувствовать, что молитва - не монолог, а диалог? Можно ли тут на какие-то свои ощущения ориентироваться? Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции - не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам - по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы. А как быть с усталостью?

Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же - только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство.

Но нужно помнить: человек - существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение.

Спрашивают: как быть с молитвами для новоначальных? Новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить - чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы: а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

До революции выходила серия по двунадесятым праздникам, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила - это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

Священник Максим Козлов

Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина - часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.

Сами часы нами читаются: третий и шестой - перед литургией, девятый - перед вечерней, первый - после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша - «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.

Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.

В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось - по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это - костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.

Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10-15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба - малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте - в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.

Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.

В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», - и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!

Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.

Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.

Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.

Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.

Читать на клиросе - это прекрасная возможность стать важным, нужным и полезным для вашего храма и вашей церковной общины. Скажу вам по секрету - читать на клиросе (по моим внутренним ощущениям) даже более радостно и благостно, нежели петь. Я и пел и читал на клиросе и могу сказать со всей ответственностью - у певчего нет такого погружения в суть конкретной службы и конкретного праздника, как у чтеца. И главное - это доступно многим, ведь для чтения не нужно специальное образование. Так как же начать читать на клиросе?

Конечно, мы не будем уделять много внимания теме "как начать". Это совсем не сложно. Узнаете, кто настоятель в храме, подходите к нему, и проситесь на клирос - читать. Могу вас заверить - певчие ОЧЕНЬ редко бывают против приходящих гостевых чтецов, так как берегут голоса от повышенной нагрузки (пение и чтение одновременно немало утомляет). И потому обычно певчие рады приходу чтецов на клирос. Так что - не стесняемся, не теряемся, подходим...

Готовимся к чтению

По собственному клиросному опыту могу вам сказать, что особенно рады певчие чтению следующих частей службы - часам (1-3-6-9), кафизмам (псалтырь), молитвам ко причастию и благодарственным молитвам после причастия.

Я бы предложил вам начать с молитв ко причастию. Обычно этот текст хорошо знаком всем верующим, и можно ожидать, что вы хорошо знаете все ударения в тексте. Но все же стоит проверить. Сядьте с карандашиком, возьмите в руки текст и внимательно пройдите его, следя за ударениями. Главная ошибка всех начинающих чтецов - неверные ударения в словах. Это неудивительно, так как многие слова в церковно-славянском звучат иначе, с необычными ударениями и потому первое, что делать сделать церковный чтец - выучить верные ударения.

Подчеркнув слова, которые не верно произносятся в тексте, вы можете снова и снова каждый день проговаривать данный текст, обращая внимание на выделенные участки. Рано или поздно молитвы ко причастию, как и благодарственные - будут вами читаться верно.

Но это только начало работы. Главное в церковном чтении - его бесстрастность, монотоннность, но монотонность умиротворяющая, придающая пространству храма уют и успокоение. Одна из характерных ошибок начинающих чтецов - чтение на разных нотах. Голос привык в разговоре к речевым модуляциям (постоянной смене высоты звука) и нужно учиться говорить на одном звуке, иначе церковным чтецом вам не стать (постоянная смена высоты звука воспринимается слушающими как спешка, чтение взахлеб и сразу слышен не церковный характер такого чтения.

Очень важно при чтении буквально произносить слова. Буква "о" в современной речи часто редуцируется в "а", например "Господь" произносится как [Га"сподь]. В церковно-славянском нужно "окать" - подчеркнуто округляя рот на "о" и вытягивая губы дудочкой ну "у". Аналогичная ситуация с буквой "я" - ее надо произносить подчеркнуто утрированно, например "СвЯтый Боже, СвЯтый крепкий, СвЯтый бессмертный, помилуй нас".

Поскольку формировать качественные "о", "у" и "я" требует времени (при определенной скорости губы просто не будут успевать сложиться в нужную для произнесения звука конфигурацию) - скорость чтения должна быть размеренной и ровной.

После изучения и запоминания правильных ударений в часто используемых молитвах последования ко причастию и благодарственных молитв можно переходить на псалтырь. Для начала - приобретите псалтырь с русским написанием, но церковно-славянским текстом псалмов.

Произведите ту же процедуру разучивания всех псалмов, как для молитв ко причастию. Этот объемный труд святого Давида не даст заскучать, ибо 20 кафизм зададут вам хорошую работенку. Зато на псалмах Давида очень хорошо учиться церковно-славянскому языку. Читая каждый день дома по одной кафизме, вы очень быстро привыкните к правильному произношению и ударениям (за ударениями надо обязательно следить, ибо в ударениях иногда ошибаются даже опытные монахи, чего уж говорить про начинающих чтецов).

Когда текст кафизм начнет постепенно запоминаться и ложиться на слух, переходите на псалтырь в церковно-славянском написании. Вот тут и скажется вся ваша работа. Знакомые слова начнут складываться в фразы, вы будете просто узнавать текст. А постепенно сможете читать и малознакомый текст на церковно-славянском.

Чтение часов не сильно отличается от чтения псалтыри, так как часы в основном из псалмов и состоят. За той разницей, что на часах в определенных местах вставляется тропарь и кондак сегодняшнего праздника дня или святого. Запомнив место вставки тропарей, вы сможете читать часы без посторонней помощи.

Обретенная радость

Читать на клиросе очень радостно. Певчие зачастую во время пения лишены радости, так как озабочены тем, чтобы и попасть в ноты, и создать динамический и ритмический ансамбль, и красиво вокализировать звуки, и правильно прочитать подстрочный текст.

Все эти сложности приводят к тому, что часто певчему становится попросту не до молитвы. Дай Бог службу хорошо спеть. Но вот чтение...

Какая радость и благодать бывает после службы у чтеца (я это знаю, так как сам читал), если он читает канон святому или псалтырь с умиленным, покаянным и горячим сердцем. Какая радость у чтеца бывает, когда он может через внимательное вдумчивое чтение молиться сам и помогать молиться всем прихожанам.

В каком-то смысле, читающий на клиросе щедрой рукой раздает милость - и певчим, помогая им на службе, и прихожанам, помогая им молиться. А ведь Господь сказал - "блаженны милостивые, ибо те - помилованы будут". Мне радостно думать, что наши дорогие чтецы обретут милость у Господа и будут вовеки помилованы и обретут вечную радость в неземном царстве великого Царя.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко

Количество записей: 16441

Здравствуйте, подскажите, к чему падает икона венчальная? Ни с чего взяла и упала венчальная икона мужа.

ксенич

Дорогая Ксения, не обращайте внимания на суеверия. С молитвой и надеждой на Бога Вы сможете такие страхи из души изгнать. Храни Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки! Я хотела съездить в отпуске на Смоленское кладбище, поклониться мощам Святой блаженной Ксении Петербургской. Но дело в том, что сейчас не очень хорошо с финансами (рассчитывала на премию, она будет, но маленькая, и много других трат). То есть, поездку придется отложить "до лучших времен". Скажите, пожалуйста, слышат ли святые наши молитвы, просьбы, и помогают нам, даже если нет возможности приехать лично и поклониться мощам? Вот, подумала, что можно пока хотя бы почитать Акафист Ксеньюшке Петербургской 40 дней, но на это, как я поняла нужно благословение священника брать? И еще, не знаете ли Вы, где в Москве служат молебен Ксении Петербургской? Извините, что так много вопросов. Спасибо!

Наталья

Здравствуйте, Наталия. Несомненно, святые слышат наши молитвы, возносимые в любом месте, хоть на другом конце света. Они принадлежат к духовному миру, и земные расстояния для них не препятствие. Хоть радости паломнической поездки и придется отложить, помолиться блаженной Ксении Вы можете и дома. Решаясь читать акафист регулярно определенный срок, а не от случая к случаю, хорошо будет взять благословение у духовника или священника, которому обычно исповедуетесь. Где регулярно служится акафист блаженной Ксении, мне найти не удалось, попробуйте сами. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я долгое время носила неосвещенный крестик, сама я еще в детстве была крещена. Во время крещения мой крестницы мне его освятили, после того, как я его надела, у меня началась страшная слабость. Может ли быть такое, что крестик меня очищает? И вообще, можно ли это связывать с освящением крестика?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Понятие «крестик очищает» не верно – душу очищает покаяние. Поэтому, если совесть обличает в чем-то, хорошо пойти на исповедь. Связывать с освящением креста Вашу слабость не следует. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Я крестил у друга сына, могу ли я взять его за кума? Чтобы он покрестил мою дочь?

Александр

Да, Александр, это не воспрещается.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я бы хотела узнать ваше мнение. Мой дедушка очень суетливый человек, не может жить спокойно вообще, все время совершенно напрасно торопится и т.д. Бабушка говорит, что это его бесы подгоняют, и надо идти в церковь. Может ли быть такое? Я за собой замечаю, что я тоже неусидчивая, за многое хватаюсь, и все бросаю, загораюсь, и тут же охладеваю. Не знаю, что и делать...

Елизавета

Елизавета! Возьмите себе за правило читать утренние и вечерние молитвы из молитвослова, молиться в течение дня: перед едой и после, перед и после каждого дела. Так Вы будете более внимательно и ответственно относиться ко всему, а Господь своею благодатью будет помогать Вам в Ваших делах. Ходите в храм, чаще исповедуйтесь и причащайтесь, то есть больше времени уделяйте духовному. Всегда помните слова Спасителя: "Ищите прежде Царства Божия и правды его и все это (т.е. земное) приложится вам".

иерей Владимир Шлыков

Можно ли молиться дома без платка?

Ангелина

Ангелина! Бывают ситуации, когда нет возможности покрыть голову для молитвы, например, в дороге. В этом случае лучше помолиться без платка, чем не молиться вообще. Дома ничто не мешает надеть платочек, поэтому при домашней молитве голову надо покрывать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки. Великим постом была на соборовании, было очень много народу. Батюшки прочитали три раза Евангелие и три раза помазание, затем прочитали заключительную часть и возложили Евангелие на голову, считается Таинство полным? И как расцениваются мои сомнения насчет действия священников, как в этом грехе каяться (как его назвать)? Спасибо.

Наталья

Наталья, в идеале в таинстве соборования участвуют семь священников, поэтому число чтений и помазываний тоже семь. Учитывая последние распоряжения по совершению таинства соборования, семикратное помазание и чтение семи Евангелий не является обязательным. Вы можете не смущаться, а покаяться в том, что осуждали священников.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли спать на месте умершего до 40 дней?

Да, Татьяна, можно спать и до 40 дней, и после.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! У меня сестра болеет очень (рак 3-4 степени), скажите, какие молитвы читать и ей, и мне? И еще, если человек не молится, а молюсь я за него, мои молитвы будут услышаны? Спасибо.

Снежана

Снежана, молиться друг за друга - наш долг любви к ближним. Эта любовь умилостивляет Господа, который сам есть Любовь. Читайте акафист иконе Богородицы "Всецарица", по возможности часто приглашайте батюшку, чтобы причащать и соборовать болящую.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда у меня день ангела? Кто мой покровитель? Какому ангелу молиться? Я родился 1 июня.

Дмитрий

Дмитрий, 1 июня Церковь чтит память святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Это Ваш святой покровитель. День Вашего рождения совпадает с Днем Ангела.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я некрещеная, в ближайшее время собираюсь принять крещение. Можно ли некрещеным осенять себя крестным знамением в церкви?

Анна

Анна, это не запрещено.

иерей Владимир Шлыков

С праздником! Батюшка, как поступать в ситуации, когда неверующие люди начинают при мне всячески злословить Бога, святых, и в целом говорить непотребства про православную веру, я начинаю ужасно злиться. Должна ли я молчать в этой ситуации - это будет малодушием или правильным поступком? Я знаю, что не смогу их убедить, но и молчать, мне кажется, неправильно. И ещё, батюшка, я дала маловерующему человеку прочитать книгу о Причащении, но он посмеялся и не поверил в то, что там было написано, грешна ли я в том, что так поступила? Спаси Вас Господь.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Авва Дорофей пишет, что в каждом деле есть восемь частей. Одна восьмая составляет само дело, а семь восьмых составляют сохранение мира в сердце. Что пользы человеку, если приобретет весь мир своей проповедью православия, а душу свою погубит? Начинаете злиться, значит, не дерзайте никого перевоспитывать, повернулась и ушла. Не надо поддерживать отношения, кроме вынужденного минимума (например, с родственниками и сотрудниками), с людьми враждебными Христу. Лучше потерять одну восьмую, чем все дело погубить. Потому что никого Вы не переубедите, даже если гору передвинете, а в сердце уже поселился гнев. Господь молчал перед лицом своих обвинителей. И Вы молчите. И лучше держитесь подальше от такого рода людей. Если глаз соблазняет тебя..., и т.д. И не мечите бисера своей веры перед свиньями. Не потому, чтобы мы считали неверующих свиньями и презирали их, нет. Но, нельзя накормить свинью жемчугом, он для нее не имеет никакой ценности, ей желуди нужны и ботва. И человеку неверующему не драгоценность Слов о Таинствах нужна, а самые элементарные доводы рассудка о необходимости целостного и обоснованного мировоззрения. Какую-нибудь увлекательную книжку, вроде "Потопа" Головина. Благословенье Господне на Вас.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. У меня такой вопрос, извините, если проявляю невежество. Слышу постоянно, что то грех, и то грех, кругом грех, не знаешь, с каким из грехов нужно бороться в первую очередь. В Евангелии от Иоанна прочёл:" ... если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; ..." Можно -ли считать, что основной грех всё-таки - неверие в Христа и Его миссию? А остальное - это уже "метастазы"? Ещё раз извините, и спасибо.

Пивоваров Сергей

Здравствуйте, Сергей. Христианство называет грехом все то, что повреждает ткань природы бытия. Т.е. нашей собственной природы. Мать предупреждает ребенка: "Сереженька, не ешь сосульку, горлышко заболит". Это заповедь, но не сама заповедь закон, закон только обозначен этим предупреждением, а действует он в природе, это закон физики. Переохлаждение вызывает ангину. Об этом Сережа не знает, поэтому мама его предупреждает. Сережа не послушался, усомнился, и съел сосульку. Горлышко у него заболело. Пострадал он не потому, что нарушил заповедь, а потому что нарушил закон природы и повредил ее, - свою собственную природу. Не мама его наказала, давшая заповедь, а он сам. Грех родился в виде помысла: что мамы могут понимать в сосульках? И был реализован нарушением закона природы. Все заповеди Божии имеют такое же свойство, они обозначают для нас не видимые нами закономерности, законы бытия, форму существования нашей природы. Мы природу не видим, видим только поверхность, "кожу". Способность человека видеть природу была утрачена в результате грехопадения Адама, а мы его наследники. Мы на генетическом уровне получаем эту наследную болезнь духовной слепоты. Потому и понадобилось такое большое количество заповедей, что мы не видим природы. Если бы видели, то и в заповедях не нуждались бы. Взрослого человека никто не будет предупреждать о сосульке, он знает. Поэтому нет малых и больших заповедей. Ну хорошо, я выполняю заповедь не пить кислоту, но зато танцую по толченому стеклу. И что обо мне сказать можно? Неверие - это одна из начальных страстей, порождающей обильное потомство, однако, одной веры недостаточно. И бесы веруют, но остаются бесами. Вера подразумевает понуждение себя к жизни по вере, к осуществлению веры. Если хотите, христианин - это тот, кто любит Христа. А Христос прямо говорит, в чем выражается любовь: "Кто любит Меня, исполнит заповеди Мои". И знает Бог, что мы ни одной заповеди не можем исполнить как следует, но, тем не менее, именно это и поручает нам. Почему? Потому что практика жизни по заповедям открывает человеку саму природу греха в нем самом, приводит его к смирению, покаянию, и рождает молитву. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ведь Он гордым противится, а смиренным дает благодать. Помощи Божией.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. 1. В какие дни пост в среду и пятницу отменяется? 2. Что значит "принятие хульных помыслов"? Если я не могу забыть этот помысел, и он приходит ко мне снова и снова, значит ли это, что я принял этот помысел? Благодарю за ответ.

владислав

Доброго здоровья, Владислав. 1. Постов в среду и пятницу нет в сплошные седмицы. Это "святки" - от Рождества до Крещенского сочельника; неделя мытаря и фарисея; сырная седмица, или "масленица"; светлая, или Пасхальная седмица; Троицкая. А также если на среду или пятницу приходится Господский двунадесятый праздник: Рождество, Богоявление, Преображение. 2. Непроизвольные помыслы называются прилогом, они не являются грехом в собственном смысле слова, потому что возникают непроизвольно. Грехом будет внимание к ним, из него рождается собеседование с помыслом, затем принятие помысла, затем согласие с помыслом, а потом и готовность к осуществлению помысла. Бороться с греховными помыслами надо на стадии прилога, в крайнем случае, на стадии начального внимания. Помыслы надо отгонять краткой и настойчивой молитвой и чтением, питающим противоположные, благие помыслы. Бог в помощь.

иерей Александр Белослюдов

Благословите, батюшка! У меня вопрос, который меня очень смущает. Я стараюсь исповедоваться и причащаться каждый месяц. И вот, в последний раз у меня не было покаяния перед исповедью и на исповеди. Я пыталась в себе выработать чувство сокрушения и слезы, но почти ничего не вышло. Только немножко. И на исповеди я не сказала всех грехов. Я их много говорила, но не все. Но я их обязательно скажу на следующей исповеди, потому что не люблю, когда совесть нечистая. А после исповеди и причастия, уже дома, я задумалась над собой, и мне Господь дал слезы, и почувствовала такую любовь к Богу, что мне ничего уже не надо было. И вот я думаю, неужели опять мне надо все эти грехи, которые я сказала, исповедовать? Спаси Господи!

Виктория

Здравствуйте, Виктория. Во-первых, не надо внушать себе сокрушение и слезы, это, говоря словами святителя Игнатия, кровяное разгорячение. Сокрушение сердца - это труд молитвы и покаяние, а слезы бывают не всегда, и не обязательно их наличие означает, что сокрушение есть, а их отсутствие - что сокрушения нет. Нам заповедано понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия. Если будете в этом трудиться, непременно Господь подаст познание грехов, которое именуется начальным смирением, и на нем сокрушение произрастет в содружестве с молитвой покаяния. Слезы вообще не показатель. Хорошо, когда они есть, если они действительно плач о грехах, а не жалость к себе. Слезы делают молитву легкой. Но надо знать, что не та молитва сильна, которая течет легко и непринужденно, а та, к которой приходится себя понуждать. Это труд, и он приятен Богу. Если пребудете в покаянии, то нет нужды в подробном отчете на исповеди. Господь всегда принимает покаяние. На исповеди же надо не отчитаться с детальной точностью о всех проделанных грехах, а назвать те страсти, с которыми мы безуспешно боремся и которые понуждают нас с насилием над нашей волей совершать грехи. Помоги Бог.

иерей Александр Белослюдов

ПОМИНАЮТ ЛИ УТОПЛЕННИКА НА 40 ДЕНЬ?

ЛЮДМИЛА

Здравствуйте, Людмила. Молиться надо за всех. Если человек погиб в результате несчастного случая, то должна быть и церковная, и домашняя молитва. А если сам себя погубил, то только домашняя.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня тяжелая ситуация в семье, муж ушел жить на другую квартиру, я осталась с сыном. Пару недель назад первый раз исповедалась и причастилась. Но последнюю неделю очень тяжело, муж ушел от нас 5 дней назад, навязчивые мысли постоянно, тревога, страх. Завтра есть возможность сходить на исповедь и Причастие, но начались критические дни. Как мне быть?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Чтобы Вас потом не уязвляла совесть, исповедуйтесь, но не причащайтесь. Держите в уме какую-нибудь краткую молитву, Иисусову или Мытареву, не занимайтесь самокопанием и самоедством. Пути Господни неисповедимы. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка Александр Белослюдов, здравствуйте! Хотела бы спросить у Вас. Пою в церковном хоре, и всегда стараюсь одеваться очень просто и скромно, платочек ношу, как бабушки, перевязав под подбородком. За это мне другие певчие (некоторые) делают замечание, что слишком уж скромно одеваюсь, что похожа на старушку, и что мой муж (он нецерковный человек, к сожалению) скоро перестанет на меня обращать внимание, если я и дальше буду так одеваться, не краситься и т.д. Как поступить в такой ситуации? И ещё. Можно ли читать дома после правила такие последования, как шестопсалмие, повечерие, полунощница и пр.? Мне очень нравятся эти молитвы из Часослова. Спаси Господи!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Не обращайте внимания на пересуды. Ваш облик должен соответствовать внутреннему образу. Все искусственное нежизнеспособно. Часослов читать не возбраняется, но не умножайте свое правило сверх меры. Отцы говорят, что лучше и полезнее, если со временем появляется искреннее желание, и даже потребность, прибавить несколько молитв к обычному правилу. Но беда, если под влиянием плотского разгорячения мы создаем себе огромное правило, а потом по немощи, усталости, и еще по какой причине, начинаем от него отступать. Полчаса для домашней молитвы вечером - оптимальная продолжительность. Ангела в помощь.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Меня интересует вот такой вопрос. Из семьи, спустя 17 лет, ушел муж и отец 7-ми летнего сына... ушел к любовнице... Мы с сынишкой очень тяжело переживаем, любим его и хотим его вернуть. Прошу помочь, подсказать, какие молитвы мне лучше читать для воссоединения семьи, и как молиться ребенку? Он сейчас, молясь, просит у Господа и своего Ангела-Хранителя, своими словами. Говорят, детская молитва очень сильная. Просветите по этому вопросу, пожалуйста.