Медитация кутхуми очистка от негативных программ. Медитация Кутхуми – очистка от привязки сущностей. Избавление и борьба с сущностями при помощи Космоэнергетики

Медитация кутхуми очистка от негативных программ. Медитация Кутхуми – очистка от привязки сущностей. Избавление и борьба с сущностями при помощи Космоэнергетики

Используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Академии. В философии Нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ. платоника Г. Мора, нем. натурфилософа Ф.М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Г.В. Лейбнииа, создавшего специальное учение о М. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И.Ф. Гербарта, Р.Г. Лотце и др., в 20 в. - в философии Э. Гуссерля и А.Н. Уайтхеда. Монадологический подход лег в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Дж.Э. Мак-Таггарт и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНАДА

(от греч. , род. падеж - единица, единое) , понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада) . В философию нового времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта Суареса, англ. платоника Генри Мора, нем. натурфилософа?. ?. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см. «Монадология») . После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др. , в 20 в.- в философии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ренувье , Мак-Таггарт и др. ) .

Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg. , 1954 ; Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade..., Mainz, 1960 ; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. -Munch., 1965 ; Paci E., H problema della mona-dologia da Leibniz a Husserl..., Mil. , 1978.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МОНАДА

(от греч. monas – единица)

у Джордано Бруно и одновременно элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц. Понятие монады в смысле одушевленной жизненной индивидуальности использовал также Гёте.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНА́ДА

(от греч. μονάς – единица) – , употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента, неделимой части бытия. В идеалистич. учениях М. наделяется духовной природой и является антиподом материального атома. Сам термин "М." первоначально употреблялся не только в философии (напр., у Пифагора, противопоставлявшего единичность как вещей их двойственности – диаде), но и в математике (напр., Эвклидом, согласно к-рому всякое состоит из единиц – М.). В антич. философии понятие М. в различных значениях встречается также у Экфанта, Аристотеля, Платона и др. мыслителей. Как филос. термин понятие о М. в эпоху Возрождения было введено Николаем Кузанским ("Об ученом незнании", в кн.: Избр. филос. соч., 1937, с. 5–157) и Бруно, в философии к-рого М., наряду с физич. атомами и математич. точками, выступает в качестве минимума ("наименьшего"), являющегося субстанцией всех сложных вещей, и обозначает собой физич. и одновременно психич. элемент действительности ("О причине, начале и едином" – "De la , principio et uno", 1584, рус. пер. – в кн.: Диалоги, 1949; "О тройном наименьшем и об измерении" – "De triplici minimo et mensura", 1591, рус. пер. – в кн.: Диалоги, 1949; "О монаде, числе и фигуре" – "De monade, numero et figura", 1591). Позднее термин M. употреблялся в Ф. ван Гельмонтом, Г. Мором и др. В цельную филос. систему учение о М. (монадология) было развито Лейбницем, одно из осн. произведений к-рого имеет одноименное "Монадология" (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 339–64). Учение о М. продолжали последователи Лейбница – X. Вольф, Баумгартен и др. Упоминания о М. содержатся в соч. докритич. Канта, а также у Гёте, использовавшего в своей натурфилософии понятие о M. в смысле одушевленной жизненной индивидуальности. В дальнейшем учение о М. было воспринято и разрабатывалось на идеалистич. основе представителями различных направлений бурж. философии, в частности Гербартом, Лотце, Мартино, Тардом и особенно Ш. Ренувье (Ch. Renouvier, La nouvelle monadologie, 1899). В наст. учение о М., опровергнутое естествознанием как попытка найти последние неделимые частицы мироздания, не имеет сколько-нибудь видных последователей и анализируется лишь в историко-филос. исследованиях.

Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 311–23; Сramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954.

Б. Раббот. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МОНАДА

МОНАДА (от греч. μονάς, родит, падеж μονάδος - единица, единое; лат. monas) - неделимое несоставное , мера и прообраз числа. Монада - начало бытия, материей которому служит другое, “неопределенная двоица”, (Диог. Л. VIII 25); но материю можно считать также ее аспектом. С монадой связана проблематика неделимой несоставной точки (там же, III 107; Аристотель. “Метафизика”, Χ l, 1953a 27; XIV 2,1089b 25; Марциан Капелла К). Трактат Аристотеля “О монаде” не сохранился. Неоплатонизм развернул теологию монады в благочестивом мифологизирующем ключе: четнонечетная, она есть самопорождающее семя всех логосов, начало и предел, божественная противоположностей, ум , истина (Ямвлих. Теологумены арифметики 1). Монада “не знает начала и конца” {Макробий. Сон Сципиона 6), молниеносно проблескивает прежде всех вещей (ante cuncta vibrantem, Марциан Капелла VII). У Николая Кузанского монада - простой , совпадающий с абстрактным максимумом (“Наука незнания”), сродни точке (“Простец об уме” 4,74-75). Его развертывает Дж. Бруно (“Книга о монаде, числе и фигуре”). Возрождение теории монады в монадологии Г. В. Лейбница непосредственно и через Хр. Вольфа имело огромный в философии (И. Ф. Гербарт, Р. Г. Лотце, ΙΠ. Ренувье, Э. Гуссерль) и различных науках от психологии и генетики до математики (Н. В. Бугаев).

Лит.: Pai E. Il problema délia monadologia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.

В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МОНАДА" в других словарях:

    - (греч. monas единица). По системе Лейбница: простое существо, неделимое, неизменяемое, из которого состоят все другие существа; простейшее из одушевленных существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    монада - ы, ж. monade f. <гр. monas (monados единица, неделимое. 1. Отдельная частица, единица чего л. БАС 1. Вот основание системы о монадах, .. хотя она ныне уже не в такой славе, в какой прежде была. Эйлер. // Веселитский 26. Прочтя ученых бредней… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Монада - Монада ♦ Monada Духовная единица (monas). Термин «монада» сегодня употребляется исключительно в контексте философии Лейбница. Монада есть «простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей»… … Философский словарь Спонвиля

    Современная энциклопедия

    - (от греч. monas род. п. monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная… … Большой Энциклопедический словарь

    История Философии: Энциклопедия

    - (греч. monas единица, единое) понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и… … Новейший философский словарь

    Единица как начало исхода счета, силы; неделимая единица или существо (Даль) См … Словарь синонимов

    Монада - (от греческого monas, родительный падеж monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В поздней обработке остатков учения Пифагора Платоном определение монада применяется для обозначения независимой части. По Платону душа человека есть монада (часть) души Бога, монады более высокого порядка. Платон утверждал, что все окружающее состоит из монад – поток света состоит из монад света (фотонов), материя состоит из разных монад (совр. - молекулы, клетки), определяющих собой свойства материи, и в свою очередь состоящих из более малых монад (атомов). Так по Платону, Луна, Земля и планеты, Солнце – все монады соответствующих уровней, формирующие более крупные образования (также монады). На основе этого Платон утверждал что микрокосм по своим законом подобен макрокосму.

Монада (от греч. monas, род. п. monados - единица, единое) - понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Академии. В философии Нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ. платоника Г. Мора, нем. натурфилософа Ф.М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Г.В. Лейбнииа, создавшего специальное учение о М. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И.Ф. Гербарта, Р.Г. Лотце и др., в 20 в. - в философии Э. Гуссерля и А.Н. Уайтхеда. Монадологический подход лег в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Дж.Э. Мак-Таггарт и др.).


Cramer W. Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung. Stuttgart, 1954; Heimsoeth H. Atom. Seele, Monade... Mainz, 1960; Ноrn J. Monade und Begriff. Munchen, 1965.


(греч. monas - единица, единое) - понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и диады (греч. dias - двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср. айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное в раннем пифагореизме и т.п.). Так, у Спевсиппа (преемник Платона по руководству Академией и сын его сестры Потоны) М. идентифицируется с мужским началом, персонифицированным Зевсом, и, соответственно, с духовным началом мира (умом-нусом), в то время как диада является олицетворением начала женского (материнского) и идентифицируется с мировой душой и материей. Семантика М., таким образом, представляет принцип оформленности, стабильности и единства, в связи с чем в неопифагореизме указанная оппозиция структурируется как аксиологически асимметричная: в концепции Нумерия, например, М. выступает как высший принцип бытия по отношению к подчиненной ей диаде. В эпоху поздней схоластики и Возрождения понятие М. вновь было актуализировано в учениях таких мыслителей, как Николай Кузанский и Бруно, и обрело семантику исходного и исключительного элемента мироздания, утратив свою сопряженность с диадой. В фокус значимости выдвигаются элементарность М. (служащая отправной точкой для создания Николаем Кузанским структурной модели бытия, прокладывающей дорогу разработке концепции бесконечно малых и дифференциального исчисления) и феномен сопряженности М. с ментальным началом (у Бруно М. выступает не только физическим, но и психическим элементом бытия, задавая гилозоистический импульс натурфилософским построением Ренессанса). Суарес использует его для обозначения единичной вещи как фундаментального акта бытия («бытийственности»), первичного по отношению и к материи, и к форме как таковым. Понятие М. играет значительную роль в философии Нового времени. Идея сопряженности М. с духовным началом развивается Кембриджской школой платонизма, и в частности - Г. Мором (1614-168 7), создавшим учение о бесконечно малых элементах бытия (фигурах), основным свойством которых является не форма и оформленность, а одухотворенность. В натурфилософии Ф.М. ван Гельмонта (1618- 1699) понятие М. становится основополагающим. (Натурфилософия ван Гельмонта является развитием взглядов его отца, ученика Парацельса, Я.В. Гельмонта (1577-164 4), создавшего натурфилософскую картину мира, основанную на восходящей к алхимии идее о возможности превращения исходных элементов мироздания - воздуха и воды - в многообразие сущего: через промежуточные состояния газа и пара оформляются соль, сера, т.д.; Я.В. Гельмонтом введено в научный оборот понятие газа как агрегатного состояния). Согласно теории ван Гельмонта, исходной единицей бытия является М., и если физический мир состоит из предельных материальных частиц, то духовный мир - из предельных М.-мыслей. Это, однако, не означает дуальности бытия, ибо различие между М.-частицами и М.-мыслями не принципиально и является не качественным, но лишь количественным, связанным с мерой проявленности в каждой конкретной М. духовного начала. Бог как гарант мирового единства и гармонии интерпретируется ван Гельмонтом как особая «центральная М.», неизменная в своей единственности, - в отличие от других существ, представляющих собой сложные системы соподчиненных М. Натурфилософия ван Гельмонта оказала влияние на формирование взглядов Лейбница, факт общения которого с ван Гельмонтом является исторически установленным; имеется предположение, что именно от него Лейбницем был воспринят термин «М». Однако по своему содержанию концепция М. Лейбница является глубоко оригинальным, концептуально фундированным учением - монадологией. М. занимает в концепции Лейбница статус элемента бытия, однако она не имеет ничего общего с механической единицей. М. неделима, но не в механическом смысле натурфилософски артикулированного греческого атома (atom), а в смысле лексически абсолютно эквивалентного, но семантически более богатого и социально артикулированного латинского индивидуума (individuum). M. понимается Лейбницем по аналогии с «Я»: все они «вылеплены из одного теста», образуя мировое единство, но каждая индивидуальна и неповторима («две индивидуальные вещи не могут быть совершенно тождественными»), конституируясь как единство существования и перцепции. С оценочной точки зрения (в зависимости от степени совершенства М. и их перцептивной проявленности), может быть усмотрено «бесконечное число ступеней между Богом и ничто». В рамках этой онтологической «макробесконечности» Лейбниц дифференцирует М. на: 1) низшие, или «голые» (nues), которые представляют собой бесконечно малые перцепции, т.е. «спят без сновидений» (в тезисе Лейбница «вся природа полна жизни», включая и абиотический ее уровень, в форме специфического гносеологического гилозоизма предвосхищены естественнонаучные сценарии эволюции сознания); 2) развитые М.-души (ames), являющие собой смутные перцепции (типа «шороха падающей песчинки»), наделенные памятью, но еще лишенные самосознания (страдательные ames животных); 3) М.-духи (espirits) как отчетливые и прозрачные перцепции, характеризующиеся апперцепцией и рефлексией (человеческий дух); 4) высшие, более совершенные по сравнению с людьми М. (post humanum), которые, в принципе, возможны, но не даны нам в достоверном знании, ибо «высшие М. непостижимы для низших». В этом контексте Лейбницем эксплицитно высказана идея о возможности существования во всей Вселенной внеземных разумных существ, превосходящих своим физическим и духовным развитием человечество (ср. с идеей «достойнейших классов разумных существ», могущих населять иные планеты, в произведениях Канта докритического периода); 5) Бог как «верховная М.-»граница», или «предел», разворачивания вектора совершенства, который, выступая функционально «основанием бытия» всех М., тем не менее не теряет характерного для христианского теизма личностного статуса, ибо каждая М. есть прежде всего индивидуальность «Я» и, в этой связи, «как бы малое божество». Вместе с тем данная линейная схема (вектор разворачивания перцептуальных потенций М.) дополняется у Лейбница принципиально нелинейной моделью организации бытия. М. является бесконечно малой, но, с точки зрения своей содержательности, неисчерпаемой (ср. с «подобочастными» Анаксагора), ибо каждая из М. есть не что иное, как «сжатая Вселенная», трансформированная в «физическую точку» (ср. с предложенной в физике 20 в. гипотетической моделью фридмонного пространства: каждый фридмон при восприятии его извне функционирует как элементарная частица, при восприятии изнутри - как галактика). Кроме того, каждая М. находится на определенной стадии своего развития и потому, с одной стороны, детерминирована своим прошлым, а с другой - «беременеет» будущим. Она есть своего рода поток трансформаций, ибо наделена стремлением к самореализации (appetitio) и внутренним импульсом к совершенствованию и абсолютизации своего существования (conatus), которые, однако, возможны лишь посредством ее развития в связи со всеми другими М. (как совершенствование личности невозможно вне связи с другими личностями и со всем обществом как целым), что задает в концепции Лейбница презумпцию всеобщей и универсальной связи бытия (liaison universellen). Природа этой связи принципиально немеханична. М., по Лейбницу, образует самодостаточное и завершенное, а потому замкнутое единство («М. вовсе не имеют окон»). Однако дискретность механического контактного взаимодействия между М., нуждающегося в «окне», заменяется у Лейбница универсальностью мирового единства, - в мире не обнаруживается дискретности, ибо он организован как тотальная дискретность: духовная сущность каждой М. проявляет себя в телесном обнаружении, и каждая М. проявляет себя уникальным образом по отношению к каждой другой М., которая, таким образом, оказывается неразрывно связанной с ней. Любая М. есть «живое зеркало Вселенной», и в силу этого «Вселенная, какова бы она ни была, в своей совокупности есть как бы океан, малейшее движение в нем распространяет свое действие на самое отдаленное расстояние». В силу этого наличное состояние бытия не является единственно возможным: пульсация «свертывания» (сжатия в «физическую точку») и разворачивания содержания М. (ср. с астрофизической концепцией пульсирующей Вселенной) обеспечивает не только бесконечность жизни, но и качественную бесконечность ее проявлений. Однако действительный мир - не просто один из логически допустимых и даже не просто наилучший из возможных, - действительность мира организована как актуальная бесконечность, содержащая в себе всю полноту возможностей, ибо, глядя на Вселенную, М. смотрится в зеркало и, видя в нем себя, созерцает всю бесконечность Вселенной. Мир образует замкнутое единство микро- и макрокосма, фундированное у Лейбница идеей предустановленной гармонии (см. Телеология). Монадология Лейбница, таким образом, представляет собой одну из первых в европейской культуре концептуальную модель сложной развивающейся системы, что позволило Лейбницу во многом разработать и обогатить категориальный аппарат для выражения сложных комплексных отношений между подсистемами, находящимися в отношении когерентной и взаимостимулирующей трансформации с друг другом и с целым, а также сформулировать ряд идей, могущих быть отнесенными к ряду блестящих экземплификаций проявления философией своего прогностического потенциала. Таким образом, монадология Лейбница значительно дистанцируется (как семантически, так и по своей значимости) от означенной выше традиции разработки категории М., которая, однако, развивается вплоть до конца 19 в. Так, Вольф приписывает М. свойство phaenomena substantiata («простых субстанций»). А.Г. Баумгартеном именно применительно к бытию М. впервые были введены в философский оборот понятия «в себе» и «для себя», легшие позднее в основу концепции Канта. Гербарт вводит понятие «реал», содержание которого синтезирует содержание понятий «М.» у Лейбница и «вещи-в-себе» у Канта. В связи с открытиями начала 20 в. в области строения вещества и развитием квантовой механики данная (натурфилософская) версия монадологии теряет базу для своих онтологических аппликаций. Что же касается того направления философской мысли, которое прорабатывает психологическую нагруженность понятия М., то в его рамках были сформулированы многие идеи, воспринятые современной неклассической философией. Так, Лотце понимает под М. индивидуальную духовную сущность «Я», связанную с Абсолютом в качестве его органичной части и посредством него - со всеми другими М.-»Я». В этом контексте критерием гносеологической истинности Лотце полагает значимость того или иного содержания знания для индивидуального «Я». Введенное им в философский оборот понятие «значимости» (Gelten) получает свою дальнейшую разработку в баденской школе неокантианства («ценности не существуют», но «значат» (gelten) у Виндельбанда) и в феноменологии Гуссерля. А генетически восходящая еще к Бруно трактовка М. в духе микрокосма (Бог как «монада монад») и лейбницевский «индивидуализм» М. содержательно детерминировали монадологический подход к личности в рамках такого направления философии, как персонализм (Ш. Ренувье, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.). Новое звучание понятие М. обретает в современной философии постмодернизма, в частности в концепции событийности Делеза (см. Событийность). Для иллюстрации собственных идей Делез обращается к монадологии Лейбница, в частности - к интерпретации им М. в качестве «зеркала Вселенной»: единичная М. приводится Делезом в соответствие с сингулярным событием (см. Событие), и в этой системе отсчета каждая М. в трактовке Делеза «улавливает и ясно выражает только определенное число сингулярностей, а именно те сингулярности, в окрестности которых она задана», связывая их в семантически значимую серию - «Эон» (см. Эон). Понятие «М.» используется и Джеймисоном при анализе соотношения феноменов индивидуальности и одиночества в условиях «конца буржуазного эго». В ряде исследований по синергетике понятие М. метафорически употребляется для обозначения «молекул-гипнонов» (Пригожин) как не кооперированных в единое целое (см. Синергетика).

В начале был Ом, звук творения, который в Евангелии от Иоанна назван «Словом». Мифы о творении, характерные для различных культур, во многом совпадают, и в каждом из них содержится доля истины.

Вот как я понимаю историю творения: Творец - это чистая энергия Любви и Света. Он всемогущ и мудр. Однако чистые Любовь и Свет не имеют возможности испытать свою силу. Так, к примеру, вы не в состоянии научиться безусловной любви, если вас окружают безмерно любящие люди. Любить, когда любят тебя, слишком просто. Если для вас не существует препятствий, вы не можете расти и развиваться. Без Тьмы Свету было бы не с чем себя сравнить. Творец же хотел развиваться и познавать все новые и новые грани опыта.

Для этого Он создал двенадцать вселенных и разослал по ним миллиарды своих энергетических искр, на каждую из которых была возложена определенная миссия, позволяющая Ему познавать. Эти первичные энергетические божественные искры называются .

Можно сказать, что Монады - это чистые и прекрасные вибрации любви. Согласно плану Творца, они должны вернуться в его лоно по окончании возложенной на них миссии, подобно детям, возвращающимся в отчий дом, чтобы обогатить свою семью приобретенной в странствиях мудростью.

Чтобы осуществить свою миссию, Монады должны набираться опыта и развиваться. Для этого каждая из них отправила в просторы вселенных по двенадцать душ, которые мы называем Высшими Я. И по двенадцать духовных аспектов каждой души спустились на более низкие частоты вибраций, чтобы познать плотную материю.

В результате, к примеру, один аспект вашей души может находиться на Сатурне, другой - на Венере, а еще пара аспектов - в созвездии Плеяд. Какая-то часть духовной энергии может дремать в глубинах вашего сознания или пребывать где-то между двумя воплощениями, но в любом случае каждая часть вашего духовного существа будет тесно взаимосвязана со всеми другими его частями.

Некоторые души решили отправить своих эмиссаров (собственные аспекты) на Землю - поистине опасное и пугающее предприятие, успех которого дарит немыслимое вознаграждение. Увы, попав сюда, часть из них погрязла в материальности. Некоторым приходится реинкарнироваться тысячи раз, чтобы освободиться от влияния тьмы, с которой они успели сродниться.

Когда Земля была включена в план Творца, на ней стали воплощаться просветленные сущности, чтобы помочь пробудиться остальным. Некоторые души послали сюда по нескольку своих эмиссаров.

Раньше мы не могли пересечься на Земле с другими аспектами своей души. Ныне ситуация изменилась, и мне знакомы люди, которые встретились с теми, кто принадлежит вместе с ними к одной душе или Монаде. Разумеется, я тоже знаю людей одной души со мной, которые пришли на Землю именно сейчас, чтобы произвести великую трансформацию сознания землян. Именно так я связана с Шерон. Мы с ней - части одной Монады. Иными словами, мы что-то вроде двоюродных духовных сестер. У каждой из нас по одиннадцать духовных братьев и сестер в других галактиках, с которыми мы очень тесно взаимосвязаны. А всего нас сто сорок четыре в одной Монаде.

Поскольку на тонком плане вы связаны со всеми другими аспектами вашей души, кто-то из них может забирать часть вашей энергии. Но точно так же вы можете помогать друг другу и оказывать необходимую поддержку. Много лет назад, задолго до того, как мне это стало известно, я присутствовала на одной довольно интересной лекции, во время которой женщина из зала сказала, что чувствует себя хронически усталой, но не понимает почему. Лектор настроился на ее вибрации и ответил, что другой аспект ее души забирает у нее энергию. И хотя это не является нормой, она сама на тонком плане дала согласие на это, чтобы помочь своей духовной сестре. Женщина согласилась со словами лектора. Она осознала, что в данный момент ее энергия служит необходимой подпиткой для близкого ей существа.

За исключением редких случаев, позволять другим забирать свою энергию не рекомендуется, поскольку это одна из форм взаимной зависимости. Если вы подозреваете, что кто-то вытягивает из вас энергию, перед сном мысленно обратитесь к этому человеку твердо, но вежливо: «Я уважаю и люблю тебя, но моя энергия нужна мне самому, поэтому с сегодняшнего дня я больше не позволю тебе пользоваться ею». Почувствовав, как один из аспектов моей души забирает мою энергию через протянутую между нами тонкую нить, я телепатически дала ему знать, что больше не дам подпитываться от меня. После этого мне стало гораздо легче.

Пройдя третью инициацию (иначе вы не читали бы мою книгу), вы можете соединиться со своей душой, или Высшим Я. После этого вас будет направлять ваша Монада и вы перейдете на более высокие вибрации. После четвертой инициации вы сольетесь со своей Монадой, которая также известна как «Я Есмь» или Отец Небесный.

В пятом измерении царят любовь, равенство и братство. Все аспекты вашей души должны вознестись туда вместе, вы не можете достичь вознесения самостоятельно. Вознесение не предполагает индивидуальной трансформации. Оно связано с переходом на более высокие вибрации целых духовных семей (членов одной с вами Монады) и духовных групп (людей со схожими вибрациями). Поскольку мы не знаем, кто принадлежит к нашей духовной группе, наше презрение или ненависть к кому бы то ни было может помешать вознестись всей группе. Оказывайте помощь любому, кто в ней нуждается, и принимайте каждого таким, каков он есть. Во многих случаях высокие вибрации одного из членов духовной группы помогают продвинуться по лестнице Вознесения всем остальным. Взаимодействие - вот главное условие Вознесения!

по материалам из книги: Дайяна Купер. "Новый Свет Вознесения"

1. Огненное происхождение человека

Каждый человек, в соответствии с потенциалом своей психической энергии, является огненным существом, независимо от того, какая стихия доминирует в его гороскопе: огонь, воздух, земля или вода. Дух есть огонь, невидимый для обычного человеческого глаза, а без духа, хотя бы в минимальных размерах, не может существовать ни одно человеческое существо. Без него человеческое существо не может стать истинно разумным человеком и, в конечном итоге, богочеловеком.

Человек ведет свое происхождение от огня и в ходе эволюции ему надлежит также возжечь духовный огонь в материи, то есть, установить связь между духом и материей. Для достижения этой цели он обладает мощными энергиями и он, первым из всех существ в царстве природы, станет сам сознательным творцом. Человек, который в ходе своих инкарнаций не пробудил и не возжег в себе огонь духа, не выполняет свое космическое предназначение, так как он упускает возможности самосовершенствования, которое, благодаря расширению сознания, является проявлением растущей духовности.

Без достаточного потенциала духовности невозможно приблизиться к Миру Высшему, к истинному Небу или к Огненному Миру Духа. Для этого недостаточно читать более или менее духовные книги; в первую очередь, необходимо практическими делами утверждать свою духовность в жизни, а также трансмутировать низшие качества в высшие, одновременно умножая знания в сфере мировоззрения.

На пути к духовности человеку приходит на помощь искра Божественного Духа, так называемая МОНАДА. При описании этой Божественной Искры мы касаемся одного из самых трудных и таинственных вопросов происхождения человека и развития человеческой индивидуальности, ответ на который человечество может иметь лишь в той мере, как это дано в сообщениях истинных Учителей Мудрости. Речь идет, главным образом, о сокровенных знаниях, которые еще не могут быть в полной мере раскрыты человечеству.

Начиная с Джордано Бруно и Лейбница - двух “посвященных философов” - вопрос о Монаде постоянно присутствует во всех философских дискуссиях, но с тех пор почти ничего нового в философии не прибавилось, ибо речь идет об оккультной проблеме. В оккультизме это знание с давних пор принадлежит к разряду великих тайн и откровений. Лейбниц видел в Монаде (от греческого Monas = единство), нематериальный, однако, одушевленный силовой центр, задача которого состоит в том, чтобы поднимать материю через целый ряд градаций различных монад с возрастающей ясностью сознания и усложняющимися формами из царства минералов в сферу Архангелов, или Херувимов, - называемых в эзотерической литературе ДхианКоганами. Человек в этом ряду градаций является лишь промежуточным звеном, частью Творения, в котором уже проявляется определенная форма духа.

Оккультизм учит также, что Монады взяли на себя ведущую и движущую роль в трансмутации материи в дух. Монада не идентична с самим человеком, но является до некоторой степени его руководителем из Высшего Мира, который может лишь частично спускаться в человеческий мир и, поэтому, формирует личность с помощью Высшего Эго через процесс индивидуализации. Монада остается попрежнему самостоятельной и независимой Искрой Света, или одаренной разумом Божественной Энергией в различных вариациях, задача которой в сфере всего Творения заключается в том, чтобы дух соединить с материей и сохранить, благодаря этому взаимодействию, жизнь.

2. Человек и Монада

Монада, которая состоит из шестого и седьмого Универсального Космического Принципа, и именно, из Атмы и Буддхи, сама по себе не является в проявленном мире сознательной сущностью, но огненным Лучом Абсолюта, или частью самого Абсолюта. Так как Абсолют неизменен и не имеет отношения к условной, относительной законченности, монада также не подлежит развитию. Поэтому, с метафизической точки зрения, абсурдно говорить об эволюции Монады или утверждать, что она становится человеком. Она уже является совершенной идеей и не идентична с несовершенным человеком, которого она должна привести к совершенству. Последний является продуктом развития материи, в котором, под руководством Монады, дух проявляется все сильнее по мере того, как сформировавшееся Эго или Я становится самосознательным и постепенно соединяется с монадой.

Человек улучшает свое Эго и свою индивидуальность под водительством Монады, что находит свое выражение в личности, до тех пор, пока он во всей полноте не воплотит идею, заложенную Творцом.

Хотя дитя проявляет уже все признаки человека, дух может вначале лишь частично проникнуть в него и очень постепенно овладевает им. Однако, как в ребенке проявляется часть духа и разума, так и в человеке на нынешней стадии его развития в Четвертом Круге Манвантары, в котором мы сейчас находимся, проявляется лишь часть того разума, которым он будет обладать в конце Седьмого Круга, когда Монаде удастся довести и возвысить индивидуальность до цели, предусмотренной ходом эволюционного развития.

Монада, которая взяла на себя эту ведущую роль, сама в этот период не может ни продвигаться вперед, ни развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит, так как она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравнима лишь с нерушимой звездой Божественного Света и Огня, низвергнутой на нашу Землю, чтобы служить спасительным руководителем для личностей, с которыми она вступила в контакт. Эти последние должны уцепиться за нее и таким образом, путем соучастия или приобщения к ее Божественной Природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением эволюции.

Кроме материала, который ей потребуется для ее будущей человеческой формы, Монада нуждается в духовном прообразе для оформления этого материала и в разумном сознании, чтобы направить ее эволюцию и продвижение. Но ни тем, ни другим не обладает ни однородная Монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Так Адам из праха нуждается, чтобы душа жизни была вдунута в него, или, иначе говоря, в двух срединных принципах, которые суть низшее животное и высшее человеческое эго, между которыми в целях эволюции борьба происходит до тех пор, пока Монада на пути к высшему эго не победит низшую природу человека, и пока она не трансформирует его из животного состояния в богочеловеческое, но для этого потребуется, однако, огромный период времени, а это невозможно совершить за одну-единственную земную жизнь.

Это противоречило бы бережливости природы, если бы для каждого новорожденного человека ей нужно было бы всякий раз созидать новую душу. Поэтому каждая планета за период одной Манвантары, или Космического Дня, населяется определенным количеством Монад и душ, причем последние должны пройти за семь Кругов Манвантары определенную эволюцию. Оккультистам известно, что человек в каждом Круге должен воплотиться минимум 343 раза, это 7х7х7 воплощений в семи Коренных Расах, из которых каждая подразделяется на семь подрас, в которых должно быть не менее семи воплощений. Это становится понятным, если, с оккультной точки зрения, предполагаемый возраст человечества, в начальной стадии которого участвовала большая часть монад, составляет 18 миллионов земных лет, возраст, который подтверждается уже также данными современной науки.

Каждая Человеческая Монада является, вместе с тем, частицей Божественной Монады или Абсолюта и остается ее частью. Следовательно, в проявленном мире можно говорить всегда только о той или иной стадии духо-материи. Дух есть энергия и мы знаем, что энергия не может проявиться без материи. На всех уровнях, во всей нашей деятельности и в мышлении мы не можем отделить себя от материи. Мы пользуемся высшими и грубейшими формами единой материи. Дух, субъективный элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в лоне космической природы. В процессе дифференциации или деления, вследствие чего образовались бесчисленные стадии или уровни проявления духо-материи, возникли понятия относительности и противоположения. Именно эта относительность и биполярность являются основами наших познавательных способностей и дают нам возможность увидеть противоположности, их преимущества и недостатки, и только благодаря этому совершать разумные действия в духе развития и самосовершенствования.

Каждая искра Божественной Монады является по своей огненной природе единым целым со всеми другими Монадами, однако энергии, с которыми она вступает в контакт, выражают ее потенциал, придавая ей соответствующую этой связи окраску. Так возникают столь необходимые различия. Дух как таковой всегда остается неприкосновенным, ибо огненное зерно духа пребывает в стихийной цельности, так как значение самого элемента неизменно, но в соответствии с ростом сознания меняются эманации зерна духа. Зерно духа является частицей первичного Огня, тогда как энергии, накопленные вокруг зерна, есть его сознание. Можно добавить к пламени любой химический ингредиент и тем самым изменить его цвет и величину, но первоначальная сущность пламени остается неизменной.

“...Эволюция внешней формы или тела вокруг астрала происходит посредством земных сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи - одаренной, в лучшем случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане - как в случае внешней эволюции, но прохождение “Души-Странницы” через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания...

Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности; и, проскакивая первые два плана, - слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем либо на более низком плане - она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия, в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качествах, нежели этот план, имеющий, в свою очередь, соответствующий меньший план для каждой “формы”, от Минеральной Монады до времени, когда эта Монада расцветет в силу эволюции в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она все та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации духа или же частичной или полной обскурации материи - две антитезы полярности - сообразно с тем, подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности.” (Е.П. Блаватская, “Тайная Доктрина” М.: Прогресс - Культура” 1992, Т.1, стр.230)

Для того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддою, Дхиан-Коганом, человек должен здесь, на Земле, постепенно соединить высшие принципы, а именно, четвертый принцип, являющийся высшей ступенью низшей четверицы, которую он унаследовал от животного царства предыдущей Манвантары, с пятым и шестым принципом. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Каждый принцип имеет свои высшие и низшие проявления или качества. Так тонкое тело высокого духа находится в соответствии с его высокими чувствами и обладает сияющей аурой и эманациями.

Низшие чувства, страсти и желания трансмутируются им в чистый огонь духа, в самые утонченные качества, чувства и ощущения. Подобно различиям в телах физических, существуют также многочисленные градации тонких и ментальных тел.

Монада, как направляющая искра Духа, действует внутри человека, как только в нем начинает действовать шестой и седьмой принцип, что отражается и в его ауре. Божественная Искра Монады не может спуститься ни до четвертого, ни до пятого, манасического плана и остается, поэтому, на земном плане обычно бессознательной. Но чтобы все-таки действовать на этом плане, она нуждается в посреднике или Луче, которым является высшее Эго как носитель Манаса, или мыслящего человека. Монада как часть Атмы, седьмого принципа, охватывает только шестой план Буддхи и поэтому частично действует в человеке лишь тогда, когда благодаря имеющемуся потенциалу духовности проявляется действие шестого и седьмого принципа. В этом случае чрезвычайно возрастает и углубляется чувствительность ауры. Исходя из этого понятно также, почему Учителя Мудрости никогда долго не задерживаются среди людей или же вообще полностью избегают их, так как они не могут долго переносить человеческие излучения и в результате неоднократных соприкосновений с человеческой аурой могут также тяжело заболеть, независимо от того, находятся ли они при этом в физическом теле или уплотненном астрале.

Продвинутым ученикам на духовном пути также трудно выдерживать ауру примитивных или духовно низких людей или вступать в близкий физический контакт с такими людьми, особенно, если помещения битком набиты людьми или приходится стоять или сидеть тесно соприкасаясь с аурой другого человека, как это неизбежно и часто происходит в общественном транспорте.

3. Виды Монад

На вопрос, какое отношение имеет Монада к Атому, Е.П. Блаватская отвечает так: “Никакого, ни к атому, ни к молекуле, как они существуют сейчас в научном представлении. Она никогда не может быть сравниваема с микрокосмическими организмами, которые были причислены, однажды, к полигастрическим инфузориям, теперь же рассматриваются, как растения, и причислены к водорослям; также она не есть вполне Монас перипатетиков. Физически или в строении своем Минеральная Монада отличается, конечно, от Человеческой Монады, которая не является физической, и строение ее не может быть передано химическими символами и элементами.

Короче говоря, как Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Лучи которой, тем не менее, образуют то, что мы в неведении нашем называем “Индивидуальными Монадами” людей, так и Минеральная Монада - будучи на противоположной дуге круга - также едина и от нее происходят бесчисленные физические атомы, которые наука начинает рассматривать, как индивидуализованные.

Иначе как можно было бы объяснить математически эволюционный и спиральный процесс четырех царств? Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого; и, точно говоря, термин “Человеческая Монада” применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к ее высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа... Итак, Монадическая, вернее, Космическая Сущность, если подобный термин допустим, в минерале, растении и животном, хотя и является тою же самою на протяжении серии всех циклов от элементального царства вплоть до Царства Дэв, тем не менее, она разнится по мере своего продвижения. Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду, как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений, расцветающую в человеческое существо; как, например, сказать, что Монада Гумбольда произошла от Монады атома роговой обманки. Вместо того, чтобы сказать “Минеральная Монада”, правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение - “Монада, проявляющаяся в той форме Пракрити, которая называется Минеральным Царством”.

Атом, как он представлен в обычной научной гипотезе, не есть частица чего-то, оживленного психическим чем-то, и которому, по истечении эонов, предопределено расцвести в человека. Но это есть конкретное проявление Вселенской Энергии, которая сама еще не индивидуализировалась; последовательное проявление единого Вселенского Монаса. Океан материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человеческого рождения. Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных достигает почти до точки. Перипатетики прилагали слово Монас ко всему Космосу в пантеистическом смысле; оккультисты же, хотя и принимают ради удобства эту мысль, но отличают последовательные стадии эволюции конкретного от абстрактного, посредством терминов, примером которых является “Минеральная, Растительная, Животная Монада и т. д. Термины эти просто означают, что волна прилива духовной эволюции проходит через ту или другую дугу своего круговращения. “Монадическая Сущность” начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве. Ибо Монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные, именно Духовное Естество, оживляющее их в их стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду...” (Е.П. Блаватская “Тайная доктрина” М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр. 232-234)

4. Классы Монад

Согласно Е.П. Блаватской все Монады можно разделить на три больших класса:

« 1. Наиболее развитые Монады - Лунные Боги или “Духи” - называемые в Индии Питрисами - назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и рудиментарных формах, для того, чтоб облечься и приспособиться к природе новой сформированной Цепи. Именно, они первые достигают человеческой формы - если только может существовать какая либо форма в области почти совершенной субъективности - на Глобусе А в Первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга и, наконец, развивают свои тени при начале Четвертого Круга для второго Класса или для тех, кто следует за ними.

2. Те Монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение Трех с половиною Кругов и становятся “людьми”.

3. Отсталые Монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте, как уже было обещано.

Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово “люди”, и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий.

Здравый рассудок должен подсказать, что “эти люди” не походили на людей наших дней, ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их, вообще, “Людьми”? Потому что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово “люди” (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были “ману”, мыслящими сущностями, как бы ни отличались они формою и рассудком от нас самих. Но, в действительности, в отношении духовности и понимания они были скорее “Богами”, нежели “людьми”...» (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр. 228-229)

5. Путь Монады

“...Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из простых к более сложным организмам, монада или зерно духа остается всегда неизменной в стихийной цельности своей. Но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады становятся богаче и тоньше...” (ПИСЬМА ЕЛЕНЫ РЕРИХ, Т.1, от 18.6.35)

“...дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкасания с прочими энергиями, слагают индивидуальность, или, если хотите, душу. Из этого, однако, уже ясно, что не может быть групповой души, каждая монада, собирая свои собственные накопления, или запасы, следует определенным эволюционным путем, ибо магнитное притяжение, лежащее в основании каждого жизненного фокуса, действует точно. Некоторые писатели смешали и понятие делимости духа с групповой душой. Ошибок много, и они неизбежны, особенно при наблюдаемой людской нечестности. Также и популяризация великих истин много способствовала искажению их. Неподготовленное или малое сознание не может понять всей глубины совершенно нового для него понятия и, пытаясь объяснить его старым сознанием, извращает его иногда до полной неузнаваемости.

Многие в своих прошлых превращениях на Земле видят себя слоном, собакой, ланью, кошкой (реже тапиром и тигром), но мало кто из них задумался, могло ли это быть на самом деле? Перечисленные животные являются позднейшим развитием или вырождением допотопных видов. Но если какая-то часть современного человечества и была в животном состоянии при начальных кругах развития нашей планеты, то, конечно, животный тип этот во всех отношениях разнился от современных животных видов. Останки человека того животного вида, который явился звеном между животным и человеком, никогда не будут известны нашим ученым, ибо вид этот существовал в кругах, предшествовавших нашему, следовательно найти его останки нет возможности. Также встречаемые сейчас животные не будут людьми на этой планете. Потому, если мы с вами и не были эволюцией какого-либо динозавра в этом круге или даже на этой планете, то, вероятно, монады наши оживляли когда-то подобных красавцев на иной планете...” (ПИСЬМА ЕЛЕНЫ РЕРИХ, Т.1, от 16.1.35)

Отделение Монады есть утрата воспоминаний личности, но не индивидуальности. Самое страшное, что может произойти - это окончательное отделение Монады от остальных принципов человека, ибо оно на многие тысячелетия задерживает эволюцию индивидуальности. Эта Монада должна будет снова строить себе новый сосуд обитания или проводник в материи, будучи вынужденной вновь проходить через ее низшие формы.

6. Семь Глобусов и Лунные Предки

“Все в метафизическом и в физическом мире семерично. Следовательно, и каждое звездное тело, каждая планета, видимая или невидимая, имеет шесть Глобусов-собратьев. Эволюция жизни происходит на этих семи глобусах или телах, от Первого вплоть до Седьмого, на протяжении семи Кругов или Семи Циклов.

Эти Глобусы формируются процессом, называемым оккультистами “возрождением Планетных Цепей (или Колец)”. Когда Седьмой и последний Круг одного из таких Колец начался, высший (или первый) Глобус А, и с ним все другие в последовательности до последнего, вместо того, чтобы вступить в более или менее длительный период покоя или “Обскурацию”, как это было в предшествующих Кругах - начинает умирать. Планетное Разложение (Пралайа) приближается и час ее пробил; каждый Глобус должен передать свою жизнь и энергию другой планете.

Наша Земля, как видимая представительница своих невидимых, высших Глобусов-собратьев, ее “Владык” или “Принципов”, должна существовать так же, как и другие на протяжении семи Кругов. В течение первых трех она формируется и твердеет; в течение четвертого она устанавливается и затвердевает; в течение последних трех она постепенно возвращается к своей первичной форме; она становится, так сказать, одухотворенной.

Ее человечество вполне развивается лишь в Четвертом - нашем настоящем Круге. До этого Четвертого Цикла-Жизни это “человечество” называется так лишь в силу недостатка более надлежащего термина. Подобно личинке, становящейся куколкой, затем бабочкой, Человек, или, вернее, то, что становится Человеком, проходит через все формы и царства в течение Первого Круга, и через все человеческие формы в течение двух следующих кругов...

Каждый Жизненный Цикл на Глобусе D (нашей Земле) состоит из семи Коренных Рас...Первая Коренная Раса, т.е., первые “Люди” на Земле (независимо от формы) были потомством “Небесных Человеков”, правильно названных в индусской философии “Лунными Предками” или же Питрисами, которых имеется Семь Степеней или Иерархий...” (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр. 212-213)

Кроме живущих сегодня людей Четвертого Круга Земля дала приют отдельным представителям Высших Кругов с других планет, которые трудились в качестве ученых, философов, государственных деятелей и основателей религий. Каждый Круг способствует новому развитию и даже полной смене в интеллектуальной, психической, духовной и физической конституции человека. Все эти принципы развиваются в постоянно возрастающей последовательности.

Высшие Глобусы какой-либо Цепи в Солнечной Системе в настоящее время не могут быть видимы человеческим глазом, за исключением всех тех планет, которые, подобно Земле, находятся в Четвертом Глобусе D, независимо от того, к какому Кругу этой Цепи они принадлежат. В силу этого астрономия в состоянии подтвердить существование только того, что, как и Земля, находится на том же уровне состояния материи. В отношении некоторых наших соседних планет “Тайная Доктрина” учит, что Марс в настоящее время находится в состоянии Обскурации, а Меркурий только начинает из нее выходить, в то время как Венера переживает последний Круг своей Манвантары. Каждая планета соответствует особому состоянию своего человечества, и наоборот. Мы видим только грубые физические формы проявления Глобусов, тогда как существует значительно большее количество тонкоматериальных планет с различной степенью плотности Астральной Материи.

7. Лунная и Земная Цепь

В приведенной ниже диаграмме, заимствованной из “Тайной Доктрины” (стр. 226), фиг. 1. представляет Лунную Цепь из семи Глобусов в начале ее седьмого или последнего Круга; тогда как фиг. 2. изображает будущую Земную Цепь, которая пока еще не существует.

Е.П. Блаватская в первом томе “Тайной Доктрины” дает по этому вопросу следующие пояснения:

“Семь Глобусов каждой Цепи различаются в своем циклическом порядке буквами от А до G. ...

Теперь следует вспомнить, что Монады, вращающиеся в кругу семеричной Цепи, разделяются на семь Классов или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг. Проследим порядок их появления на Глобусе А в Первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любом Глобусе так приноровлено, что, когда Класс 7, последний, появляется на Глобусе А, то Класс 1 только что перешел на Глобус B; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей Цепи.

Также в Седьмом Круге Лунной Цепи, когда Класс 7, последний, покидает Глобус А, этот Глобус, вместо того, чтобы заснуть, как он делал это в предыдущих Кругах, начинает умирать (вступать в свою Планетную Пралайю); и, умирая, он, как было сказано, передает в последовательности свои принципы или элементы жизни и энергию и пр., новому Лайа-Центру, который начинает формирование Глобуса А, Земной Цепи. Подобный же процесс происходит с каждым Глобусом Лунной Цепи; один за другим каждый формирует новый Глобус Земной Цепи. Наша Луна была четвертым Глобусом из серии и находилась на том же плане видимости, как и наша Земля. Но Глобус А Лунной Цепи не вполне “мертв”, до тех пор пока первые Монады первого Класса не перейдут с Глобуса G или Z, последнего в Лунной Цепи, в Нирвану, ожидающую их между двумя Цепями; то же происходит, как указано, и со всеми другими Глобусами, каждый из которых дает рождение соответствующему Глобусу Земной Цепи.

Далее, когда Глобус А новой Цепи готов, первый Класс или Иерархия Монад Лунной Цепи воплощается на нем в низшем царстве и так далее в последовательности. Как следствие этого лишь первый Класс Монад достигает развития человеческого состояния в течение Первого Круга, ибо Второй Класс на каждом Глобусе, прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, Монады Второго Класса достигают начальной человеческой стадии лишь во Втором Круге и так далее до середины Четвертого Круга. Но на этой точке и в этом Четвертом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, “дверь” в человеческое царство закрывается; и с этого момента число “человеческих” Монад, то есть, Монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо Монады, недостигшие к этому времени, будут, в силу развития самого Человечества, настолько позади, что они достигнут человеческой стадии лишь при конце Седьмого и последнего Круга. Они потому не будут людьми в этой Цепи, но составят Человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут “людьми” на более высокой Цепи, получая, таким образом, кармическое возмещение...” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр. 226-228)

“...Луна старше Земли. Вообразите себе шесть Глобусов-собратьев Луны - эоны до начала развития первого из наших семи Глобусов - занимающими по отношению друг к другу то самое положение, которое Глобусы-собратья нашей Цепи занимают сейчас по отношению к нашей Земле. Теперь будет легко представить себе, как Глобус А Лунной Цепи оживляет Глобус А Земной Цепи и затем умирает; следующий Глобус В той же Цепи посылает свою энергию Глобусу В в новой Цепи; затем Глобус С Лунной Цепи создает свое порождение, Сферу С в Земной Цепи; и, наконец, Луна (наш спутник) изливает всю свою жизнь, энергию и силы в низший Глобус нашей Планетной Цепи - Глобус D, и, передав их новому центру, она становится, действительно, мертвой планетой, в которой со времени рождения нашего Глобуса, вращение почти прекратилось. Луна, несомненно, есть спутник нашей Земли, но это не вредит теории, что она передала Земле все, кроме своего трупа...” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр. 208)

По этому поводу можно было бы возразить, что Венера и Меркурий не имеют спутников. Однако это связано с тем, что они значительно старше Земли и поэтому их Луны уже распались. Как только Земля достигнет Седьмого Круга, наступит конец и для нашей Луны. И существуют также планеты, которые имеют несколько Лун, однако, эта тайна еще не раскрыта. Луны являются мертвыми и все же живыми телами. Их излучения являются поэтому, чаще всего, губительными, но, подобно земным продуктам гниения, используемым в качестве удобрений, все же способствуют плодородию. Ведь известно, что травы и растения нигде не растут с большею силою, чем на могилах.

“...В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, именно, что физически Луна вращается вокруг Земли. Но во всех других случаях, именно Земля есть спутник Луны, а не наоборот. Как бы ни было поражающе это заявление, оно не лишено подтверждения со стороны научного знания. Оно подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающими с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и процесса беременности. Значение Луны и ее влияние на Землю были признаны каждою религией древности, особенно еврейской, и были отмечены многими наблюдателями психических и физических феноменов. Но пока что наука лишь знает, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим ее вращаться в ее орбите. И если бы возражатель настаивал, что этот факт, сам по себе, достаточное доказательство, что Луна действительно является спутником Земли и на других планах действия, можно ответить, задав вопрос - Будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребенка, охраняя его, подчиненной своего ребенка или же зависящей от него? Хотя, в одном смысле, она его спутник, тем не менее, она, конечно, старше и полнее развита, чем ребенок, охраняемый ею.

Следовательно, именно, Луна играет самую большую и значительную роль, как в образовании самой Земли, так и в населении ее человеческими существами. Лунные Монады или Питрисы, предки человека, становятся на самом деле самим человеком. Они являются Монадами, вступившими в цикл эволюции на Глобусе А, которые на протяжении Круга Цепи Глобусов развивают человеческую форму, как это только что было показано. При начале человеческой стадии Четвертого Круга нашей Земли они “выделяют” свои астральные двойники из “обезьяноподобных” форм, которые они развили в Третьем Круге...” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр.235-236)

Таким образом, большинство Монад или людей пришли с Луны, которая является матерью Земли. Лунные Духи стали “Людьми”, чтобы их Монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания. Таким же образом когда-то в будущем и наши Монады по завершении Седьмого Круга вызовут к жизни новый Лайа-Центр на другой планете.

Планетные Цепи со всеми своими Глобусами и Сферами представляют собой единое целое. Все Глобусы концентрическим образом соединены друг с другом. Высшие Принципы планеты заключены в Человеческих Монадах. Поэтому можно утверждать, что, когда по завершении эволюции Луны Человеческие Монады оставили ее, то же самое произошло и с ее Высшими Принципами. Умирающая планета не обязательно должна быть низшей, но она, подобно человеку, переходит из физической жизни в Мир Тонкий, и, конечно же, пройдет время, пока ее труп не распадется в тончайшую атмосферу. Потому Луна, будучи умирающей планетой, даже если сегодня она еще спутник Земли, посылает на нее губительные лучи, и в некотором смысле она отрицательно воздействует также на человеческий гороскоп, особенно в двенадцатом доме.

Все жизненные принципы Луны переданы Земле уже в начале нашего Четвертого Круга многие миллионы лет назад. Лунная Цепь была, следовательно, на ступень ниже, чем наша нынешняя Земная Цепь, и по завершении последней, после седьмого Круга, наша планета также умрет, передаст свою жизнь более совершенному Глобусу и современное человечество будет населять Глобус высшей Планетной Цепи.

8. Лунные Монады

О Лунных Монадах Блаватская Е.П. писала следующее: “Каждому должно быть ясно, что они являются Монадами, которые, закончив свои Жизненные Циклы на Лунной Цепи, низшие по сравнению с Земной, воплотились на последней. Но есть несколько дальнейших подробностей, которые могут быть добавлены, хотя они слишком приближаются к запрещенному пределу, чтобы вполне подробно обсуждаться. Последнее слово Тайны раскрывается только Адептам, но можно указать, что наш спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Так как имеется семь Земель, то также существуют семь Лун и лишь последняя из них видима; то же самое в отношении Солнца, видимое тело которого называется Майей, отражением, так же как и человеческое тело; “Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек”, гласит оккультная догма...” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т.1, стр. 234-235)

“Также нужно иметь в виду, что Монады, которые вступают в эволюционный цикл на Глобусе А, в Первом Круге, находятся в очень различных стадиях эволюции. Следовательно, положение становится несколько сложным. Повторим еще раз:

Наиболее развитые Лунные Монады достигают человеческую зачаточную стадию в Первом Круге; становятся земными, хотя очень эфирными человеческими существами к концу Третьего Круга, оставаясь на Глобусе на протяжении периода “обскурации”, как семя для будущего человечества в Четвертом Круге и, таким образом, они становятся пионерами Человечества при начале настоящего Четвертого Круга. Другие достигают человеческого состояния лишь в позднейших Кругах, т.е., во втором, третьем или в первой половине Четвертого Круга. И, наконец, самые запоздалые - т.е., те, кто еще находятся в животных формах после срединного поворотного пункта Четвертого Круга - вовсе не станут людьми в течение этой Манвантары. Они достигнут предела Человечества лишь при завершении Седьмого Круга, чтобы, в свою очередь, быть переведенными, после Пралайи, на Новую Цепь старшими пионерами, праотцами Человечества или названными Семенами Человечества (Шишта), т.е., людьми, которые будут во главе всех в конце этих Кругов.

Из предыдущих диаграмм, которые приложимы mutatis mutandis , к Кругам, Глобусам или Расам, ясно видно, что четвертый член серии занимает совершенно обособленное положение. В противоположность другим “Четвертый Глобус” не имеет Глобуса-собрата на том же плане, как он сам и, таким образом, образует точку опоры “Равновесия”, явленного всей цепью. Это есть сфера конечного эволюционного приноравливания, мир Кармических Весов, Зала Суда, где устанавливается равновесие, предопределяющее будущее направление Монады на протяжении оставшихся ей воплощений в Цикле. Вот причина, почему после того, как центральный поворотный пункт был пройден в Великом Цикле - т.е., после срединной точки Четвертой Расы в Четвертом Кругу на нашем Глобусе - ни одна Монада не может более вступить в человеческое царство. Дверь заперта на этот Цикл и равновесие установлено. Ибо, если бы это было иначе, - если бы создавалась новая душа для каждого из бесчисленных миллиардов умерших человеческих существ и если бы не было воплощения - то действительно было бы трудно найти место для развоплощенных “духов”; также невозможно было бы найти объяснение началу и причине страданий. Именно, незнание Оккультных Основ и насильственное навязывание лживых понятий, под маскою религиозного образования, создали материализм и атеизм, как протест против утвержденного божественного порядка вещей...” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. - М.: Прогресс-Культура, 1992, - Т1., стр. 237-238)