Латинский собор львов. Версии о годе основания

Латинский собор львов. Версии о годе основания

Одним из важнейших аспектов культурного и исторического наследия Львова являются его храмы и церкви.

Предлагаем вам подборку самых великих и известных культовых сооружений города Льва — соборов, церквей и храмов!

Храм Святого Андрея (Костел и монастырь бернардинцев)

Современный монастырский комплекс (на его месте раньше находился деревянный костел) начали строить еще в начале XVII в. по замыслу монаха Бернарда Авелидеса и по проекту архитектора-итальянца Паоло Доминичи.

Работами руководили архитекторы Павел Римлянин и Амвросий Прихильный, позже — Андрей Бемер. В 1630 г. были завершены все строительные и отделочные работы.

Помещения монастыря теперь принадлежит Центральному государственному историческому архиву во Львове , а храм святого Андрея Первозванного передано Украинской греко-католической церкви. Храм обслуживают священники Василианского Ордена.

Адрес: пл. Соборная, 3А

Армянская церковь

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры национального значения, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО .

Армянская церковь построена во второй половине XIV века (1363-1370 годы) мастером Дорингом. На протяжении веков она была общественным и религиозным центром армянской колонии во Львове. В 1367 году церковь стала соборной.Храм построен из ломаного камня и облицован тесаными плитами, толщина стен достигает полутора метров. Уникальна и конструкция купола — он опирается на пустотелые ребра, выложенные из глиняных кувшинов.

Особым является южный дворик , расположенный между улицей и собором: аркада с колоннадой XV века выдает европейские архитектурные традиции. Здесь сохранились остатки старинного армянского кладбища — это надгробные плиты, старейшим из которых 600 лет, перенесенные сюда из кладбищ других армянских храмов и монастырей , которых уже несколько веков не существует во Львове.

Адрес: ул. Армянская, 7

Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла


Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла , известный во Львове как костел Иезуитов , построенный в стиле раннего барокко в начале XVII в. Храм является образцом римской святыни Иль-Джезу и считается одной из самых культовых сооружений Львова .

Во Львов иезуиты прибыли 1584, а уже в 1590 появился первый деревянный храм Общества Иисуса на участке рядом с западной частью городских оборонительных стен, где была устроена Иезуитская калитка. Работы над сооружением существующего храма святых апостолов Петра и Павла начались в 1610 году. В период 1618-1621 гг. руководил строительством архитектор Иезуитского Ордена Джакомо Бриано.

1624 освятили первую боковую часовню Св. Бенедикта . 1630 храм был завершен и освящен Львовским архиепископом Яном Анджеем Прухницьким. В результате строительства длина святыни составляла — 41 м, ширина — 22,5 м, высота — 26 м.

Фото obozrevatel.com

В 1702 была возведена башня-колокольня , которая стала самой высокой башней Львова (около ста метров), на которой 1754 установили часы. После ликвидации Ордена Иезуито в 1773, храм начал выполнять функции военного гарнизонного храма .

Значительных повреждений храм потерпел также во время двух мировых войн. 4 июня 1946 монахи иезуиты были вынуждены оставить Львов , забрав с собой ценные вещи, в частности коронованную икону Пресвятой Богородицы . С этого момента начинается новая страница истории храма : на долгие 65 лет его двери закрылись, в нем воцарилась тишина.

В день 20-й годовщины Вооруженных Сил Украины, 6 декабря, во Львове произошло знаковое для города и государства событие — торжественное открытие и освящение первого гарнизонного храма святых апостолов Петра и Павла.

Адрес: ул. Театральная, 11

Доминиканский собор


Доминиканский собор (Церковь Пресвятой Евхаристии, костел Божьего Тела и монастырь доминиканцев) — греко-католическая церковь в центральной части Львова , занесенная во Всемирное наследие ЮНЕСКО .

Доминиканский костел — один из лучших образцов архитектуры барокко, один из самых красивых во Львове.

В советское время в костеле и монастырских кельях устроили склады, а с 1973 года в этих сооружениях разместили Музей религии и атеизма. Храм в 1990-х годах передано УГКЦ, и он был освящен в честь Пресвятой Евхаристии.

Строительные работы были завершены в 1764 году. Экстерьер и интерьер Доминиканского костела поражает своим великолепием и торжественностью. До наших дней сохранилась надпись на фронтоне «SOLI DEO HONOR ET GLORIA » (латынь) — «Единому Богу честь и слава «.

В храме с XVIII в. размещался больших размеров барочный орган, который теперь можно увидеть во Львовской филармонии , но костел не остался без музыкального сопровождения. Сейчас меньше по размерам орган находится в Доминиканском храме .

Адрес: пл. Музейная, 1.

Латинский кафедральный собор

Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии , или Латинский кафедральный собор — главный храм Львовской архиепархии Римско-Католической Церкви. Памятник сакральной архитектуры XIV-XVIII века.

Это единственная готическая достопримечательность архитектуры древнего Львова , которая сохранилась после пожара 1527 года. Храм построен на месте, где в княжеские времена стояла православная церковь Успения Пресвятой Богородицы . Первый камень в фундамент заложен в 1360 году.

Строился Латинский кафедральный собор более 100 лет, начиная с середины XIV в. Строительство большого сооружения шло медленно и с большими перерывами. По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни — одну завершили в конце XIV в., Другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств.

Адрес: пл. Кафедральная, 1

Церковь святого Михаила

Церковь Св. Михаила возведена как костел монашеского ордена Кармелитов Босых .

Храм Святого Михаила входил в линии фортификационной обороны города Львова .

В бывших кельях устроили общежития.

Со временем, в 1979 году, храм передали Львовскому историко-архитектурному заповеднику.

Адрес: ул. Винниченко, 22

Церковь святых Ольги и Елизаветы


Церковь святых Ольги и Елизаветы (ранее Костел Святой Эльжбеты ) — неоготический храм, построенный в память об известной императрице Елизавете Баварской, известной как Сиси, жена императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I.

Сегодня это здание является самым высоким в городе , ее высота 88 метров.

Заложен храм в 1903 году и строился восемь лет на средства польского общества. В 1911 году состоялось его торжественное открытие. Архитектор сооружения — Теодор-Марьян Талевский. Храм также украшают произведения известного скульптора Петра Войтовича, в частности скульптурная композиция «Распятие» на фасаде святыни.
В начале Первой мировой (1914 — 1918) австро-венгерскими властями были конфискованы и переплавлены для военных нужд церковные колокола. А польско-украинская война 1918 — 1919 лет приносят разрушения и разорения, когда во время ожесточенных уличных боев и обстрелов района железнодорожного вокзала костел оказался в их эпицентре.

@instagram.com/marina.gavadza

Есть мнение, что место строительства было выбрано не случайно. Католический костел — это первое, что должны были видеть приезжая во Львов. Костел полностью перекрывает вид на греко-католический Собор св. Юра , находящийся неподалеку.

Адрес: пл. Кропивницкого, 1

Преображенская церковь


Преображенская церковь (Церковь Преображения Господа Нашего Иисуса Христа) появилась на месте костела Пресвятой Троицы отцов Тринитариев , который был разрушен артиллерийским обстрелом и пожаром в 1848 году.

В 1850 году архитектор А. Фрех предложил проект будущего храма , который, однако, не удалось воплотить. Зато в 1874 году Сильвестр Гаврышкевич разработал другой проект святыни, который воплощали в течение двадцати лет (1878 — 1898).

Для верующих Преображенская церковь открыла двери в 1906 году, когда и была освященной. Следует обратить внимание, что в 1923 году в этой святыни впервые на западноукраинских землях состоялась Божественная Литургия на литературном украинском языке .

Преображенская церковь во Львове построена в архитектурном стиле неоклассицизма с элементами барокко. Внутри церковь украсили талантливые художники, в частности, Л. Маркони, Т. Попель (иконостас), Т. Копистинского и К. Устиянович (малярные композиции) и др.

, эклектика

Автор проекта Петр Штехер Строительство - годы Статус Охраняется государством


Собор Успения Девы Марии (Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии , укр. Архикатедральна базиліка Успіння Пресвятої Діви Марії , польск. Bazylika Archikatedralna pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny ) - католический собор во Львове (Украина). Кафедральный собор Львовского архидиоцеза , единственный храм Украины имеющий почётный статус «малой базилики ». Памятник архитектуры. Единственный памятник во Львове, значительно сохранивший черты первоначального готического облика. Здесь 1 апреля 1656 года польский король Ян II Казимир Ваза дал львовские обеты . 25 июня 2001 года храм посетил папа римский Иоанн Павел II . Адрес - Кафедральная площадь , д. 1.

История сооружения и реставрации

Латинский кафедральный собор был основан на месте православной Успенской церкви , перенесенной на Русскую улицу . Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году , продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер.

Архитектура

Собор выполнен из камня, трёхнефный, зального типа , с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Основное пространство близко по объёму к кубу, но вокруг собора было пристроено множество часовен, из-за чего его объём имеет более сложную конфигурацию. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.

Часовни

На площади вокруг римокатолического Кафедрального костёла долгое время хоронили умерших. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов , а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней - запрещены. Остался ряд часовен XVI , XVII и XVIII веков , которые были пристроены к основному объёму Латинского собора:

  • часовня Милевских, так же называемая часовней архиепископа Юзефа Бильчевского. Построена в XVI веке, изменена в стиле модернизма в 1904 году ;
  • часовня Богоматери Ченстоховской с мраморным надгробием коменданта Львова Павла Гродзицкого (умер в 1634 году);
  • часовня Распятия, в стиле рококо, XVIII век, с реликвиями Якуба Стрепы, архиепископа львовско-люблинского (умер в 1411 году);
  • часовня Замойских с двумя алебастровыми склепами архиепископов Яна Замойского (умер в 1614 году) и Яна Тарновского (умер в 1669 году);
  • часовня Бучацких с копией картины Петера Пауля Рубенса и образом «Сын марнотратный» в манере Луки Джордано;
  • часовня Наисвятейшего сакрамента, в стиле рококо, XVIII век, с фресками Станислава Строинского;
  • часовня Богоматери;
  • часовня Кампианов , самая известная из часовен Латинского собора.

В Латинском соборе были захоронены также польские воины, павшие в многочисленных войнах, которые вело Польское государство. Сюда с войны против молдавского господаря Богдана в 1450 году привезли тела русского воеводы Петра Одровонжа, Миколая Поравы, Михала Бучанского и командиров львовских добровольцев Януша и Адама Замхов. Здесь же были похоронены погибшие в 1506 году в битве против татар Щенсны и Гжегож Струси; погибшие в битве под Сокалем 2 августа 1519 года представители знатнейших фамилий: Гербурты, Боратинские, Фредры.

Тела павших клали в гробы, покрытые ярко-красным бархатом «в знак пролитой крови».

Витражи

Все витражи были выполнены в конце XIX века на основании конкурсов известными художниками.

  • С левой, северной стороны находятся витражи:
    • «Хиротония Григория из Сянока на архиепископа львовского » работы Тадеуша Попеля.
    • «Обеты Яна Казимира » Юзефа Меххофера.
    • «Основатель собора Казимир Великий » Эдуарда Лепшего.
  • В среднем окне над главным алтарём есть витраж «Святейшая Госпожа Мария, увенчанная польской короной », выполненный в 1902 году по проекту Е. Лепшего.
  • С правой, южной стороны есть пять окон с витражами:
    • «Оборона Львова Святым Яном из Дукли » Станислава Качора Батовского .
    • «Святые покровители Польши » Яна Матейко и Томаша Лисевича.
    • «Святое семейство » Фердинанда Лауфбергера.
    • «Богоматерь Подкаменецкая » Тадеуша Крушевского.
    • «Святой Костантин и Святая Елена » Юлиана Макаревича.

Напишите отзыв о статье "Латинский собор (Львов)"

Примечания

Литература

  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983-1986. Т. 3. С. 78.

Ссылки

  • (польск.)
  • (польск.)
  • (польск.)
  • (польск.)
  • (польск.)

Отрывок, характеризующий Латинский собор (Львов)

– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.

И одной часовни. В промежутках между контрфорсами в нефов с северной и южной сторон пристроены по 3 часовни. Презбитерий и каждая из трех нав перекрыты тремя пряслами крестовых сводов. Крыша над навами и презбитерием - двоспадовий, над левой колокольней - сложный барочный с вазонами, над недостроенной правой - пологий шатровый. На крыше нефа устроено два ряда люкарн на разной высоте. Готическую составляющую подчеркивает высокий шип крыши. В интерьере четыре высокие снипчасти колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами . Стены и своды покрыты многочисленными фресками .

Сегодня латинский кафедра - памятник архитектуры национального значения, охранный номер - 316/0.


2. История

2.1. Проблема начал храма

Обстоятельства основания кафедры, точная датировка и основатели остаются невыясненными. Главной проблемой является полное отсутствие первичных документов. Многочисленная литература оперирует годами и гипотезами, время в форме однозначных утверждений. Однако все они основаны на историографической традиции, или на вторичных источниках. Количество версий о дате основания особенно приумноженная трудами XIX - веков. Анализ историографии, опубликован года украинский исследовательницей сакральной готики Ольгой Козубский показал, что ни традиция, ни одна из гипотез документально не подтверждены и по многим соображениям сомнительны. В дальнейшем эта позиция получила определенное распространение, в частности видобразлась в фундаментальном труде "Архитектура Львова. Время и стиле XIII-XXI вв. " () и Энциклопедии Львова () .


2.2. Версии о годе основания


2.3. Версии об обстоятельствах основания

Основание Казимиром III. Историографическая традиция, поддержанная большинством авторов. Современник Казимира летописец Янко с Чарнкова, не упоминает львовский храм в перечне фондов короля. Таких данных не содержит ни одно из сообщений тогдашних хронистов. Сам король в переписке с папой ничего не упоминает об этом. Подобной фонда не способствовал и тогдашний трудное финансовое положение Казимира (неоднократно обращается за помощью). Многие исследователи сходятся на том, что после смерти Казимира строительство финансировали мещане. По мнению Ольги Козубский мещане могли быть основателями изначально, как это произошло в том числе с Марияцький костелом в Кракове.
Первичная посвящение Святой Троицы. Впервые появляется в Яна Альнпека . Источники такого утверждения неизвестны. Повторенная Станиславом Зайончковская, Тадеушем Маньковским , Бартоломеем Качоровски, Яном Островским, Ежи Петрусом , Тадеушем Трайдосом .
Версия о костеле Марии Снежной, как первый приходской храм. Внедрена Франциском Захариясевичем, повторенная Станиславом Зайончковская.
Храм предшественник. Исследователи Игнатий Ходиницький и Исидор Шараневич утверждают, что в княжеские времена здесь стояла одна из окраинных церквей восточного обряда - Успения, которую Казимир Великий распорядился снести .
Общий храм двух конфессий. Мнение высказано Романом Могитича , базируется на анализе древней книги протоколов судебных заседаний Львовского городского совета - лет. Для документа характерно определение всех православных, армянских и католических храмов единым словом eсclesiae. При этом приходских храмов в центре упомянуто всего два - Ecclesia Armenorum (армянский) и Ecclesia beate Maria Virgilis, parochialis (без уточнения конфессии). Могитич предполагает значительное сближение восточной и западной церквей в многонациональных городах того времени. Обращает внимание также на факт о священника Иоанна Русина, который был противником передачи парфияльного храма римо-католическом архиепископу. По мнению Могитича новый (нынешний) храм мог строиться вокруг древнего, возможно даже с использованием определенных его частей.


2.4. Строительство (XIV-XV вв.)

По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни - одну завершили в конце XIV в., другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств .


2.5. Оформление и перестройки XVI-XVIII вв.


3. Кладбище и часовни

Одна из статуй, когда-то стояла на кладбище

При кафедре с самого ее начала находилось кладбище. Правдоподобно, что он возник примерно года, когда был освящен же кафедру, так у непосвященных землю не хоронили. Кладбище занимал территории почти всей современной площади Кафедральной и был обнесен стеной.

Напротив нынешней захристии (со стороны площади Рынок) были ворота для проезда колесниц называемая "Королевской". Пеше заходили несколькими ступенями. Уровень тогдашнего кладбища был значительно ниже современного - о его уровне в 70-х гг XVIII в. можно судить, заглянув через решетку, которыми обнесен углубление круг кафедры.

Также калитки были со стороны современной площади Ивана Подковы и напротив главного входа. У последней также стояли палатки мясников, в которых порой даже забивали скот. Лотки г. был разобран и перенесен по Краковскую ворота.


4. Пристроенные часовни

Промежутки между контрфорсами нав и презбитерия изначально использовались для строительства часовен - семья усыпальниц зажиточных мещан и львовских патрициев. Захоронение делались в их подземельях. Уже года при кафедре упоминается часовня свв. Петра и Павла. Многие пристроен и в последующие годы. Это в частности часовни Святых Даров (), Журавновского (), Бучацких ( , перестроена , а затем - архиепископом Яном Соликовского ), святого Станислава (), Раецкая (), Струмило (), Кушнирская (), братства нищих (), часовни епископов Томаша Пиравського () и Яна Замойского (). Вход в часовен был организован по-разному: одни имели только входное отверстие, другие отгораживались дверью или кованой решеткой. Для их устройства обычно пробивались стены и перемуровувались контрфорсы, очень ослабило конструкцию. К тому же разновременные часовни были разными по размерам и не представляли собой единого стилевого ансамбля. В 1760-х годах архиепископом Иеронимом Вацлавом Сераковский инициировано коренную перестройку кафедры, во время которой часть часовен было перестроено, а некоторые вообще снесен. С пристроенных часовен сохранилось восемь.

Бичевание Христа

Часовня Бичевание Христа (Кампианов)

Находится при северной нави , первая от входа. Редко фигурирует в литературе под своей настоящей названием-посвящением. Более известна как часовня Кампианов - усыпальница семьи львовских чиновников и бургомистров. Построена в стиле ренессанса в течение - годов на месте древней часовни Струмило, стоявшей здесь от года. Ордерный каркас фасада с рустованным цоколем вероятно выполнил архитектор Павел Римлянин . Рельефы "Положение во гроб", "Воскресение Христа", "Христос огородник" между пилястрами фасада приписывают Генриху Горсту , а фигуры евангелистов выполнили вероятно Ян Пфистер и Севастьян Чешек . Около года проведен ремонт, инициированный Бартоломеем Зиморович . Тогда в интерьере появились новые скульптурные надгробия, в частности портретные бюсты авторства Войцеха Капиноса младшего . При перестроек, инициированных архиепископом Вацлавом Сераковский, был изменен вход в часовню, перестроен своды, которое года расписано Станиславом Строинским . Реставрирована под руководством Владислава Садловского течение - лет. Следующая реставрация состоялась года. В часовне кроме Кампианов похоронены представители родственных с ними семей Гросваерив и Острогурських.

Подробнее в статье Часовня Кампианов
Святого Антония

При северной нефе, вторая от входа. Образована в объеме бывшего передсинку бокового входа. Снаружи на фасаде сохранился заложенный готический портал бывшего входа. года в часовне установлены новые витражи. Здесь установлен памятник Анджею Алоизия Анквичу (перенесена года из часовни Распятого Христа). В - годах проведена комплексная реставрация. С улицы к фасаду приставлена ​​скульптурная группа "Гроб Господень".

Святых Даров

При северной нефе, третья от входа. Званый также часовней Вишневецких или Святейшего Сакрамента. На этом месте от года находилась часовня Бучацких , перестроена архиепископом Яном Дмитрием Соликовского в . В - годах Вишневецкими построена новая часовня. установлено богатый пизньобароковий алтарь неизвестного автора. Скульптуры алтаря выполнил вероятно Томас Гуттер или Христиан Сейнер . Росписи купола приписываются Станиславу Строинский (примерно перед ). В течение - лет произведен ремонт. встановлно установлен мраморный памятник архиепископу Франциску Вежхлейському (скульптор Тадеуш Баронч) . От года идет реставрация.

При входе в древней часовне Бучацких находился известный во Львове алебастровый ренессансный алтарь Шольц-Вольфович (Святой Троицы). Изготовлен предположительно скульптором Яном Зарембой в мастерской Германа ван ГАТТ . Изначально находился при стене северной нефа, позже перенесенный у входа в часовню Бучацких. Во время перестройки храма архиепископом Сераковский, алтарь был продан в костела святого Николая , где находится до сих пор. Является одним из самых ценных и немногочисленных памятников львовской ренессансной скульптуры.

Святого Казимира

Имеет вход с презбитерия. Построена во второй половине XVIII в. на месте часовни святого Станислава. Во второй половине XIX в. разобраны боковые алтари. При переоформлении презбитерия течение - лет установлен новый неоготический белокаменный портал, выполненный фирмой Фердинанда Маерск с Перемышля . К года отреставрировано полихромию. В течение - лет входной портал отреставрирован.

Святого Иосифа

Древнее посвящение - Всех святых. Примыкает к презбитерия, имеет вход оттуда же. Построена на месте часовни епископов Яна Замойского и Томаша Пиравського. Существуют сведения об украшении древней часовни Замойского тремя вероятно алебастровыми алтарями святых Войцеха и Станислава, Святого Казимира и святого Яна Канты. Сохранились лишь статуи архиепископов Яна Тарновского и Яна Замойского, фигурки ангелов с надгробия последнего (скульптор Ян Пфистер). Часовня Пиравського содержала алтарь и надгробие с эпитафией, фрагменты которых сохранились и находятся в нынешней часовни, стоящей на этом месте. Один фрагмент из темно-красного мрамора изображает сюжет "Уверование святого Фомы" ( , скульптор Себастьян Чешек). Второй, также мраморный, содержит фигура Пиравського и латинская надпись на светлой мраморной вставке.

Около года здесь установлен отреставрированный ренессансный алтарь, найденный реставратором Мечиславом Потоцким в подземельях. Он находился в подвалах костела со времен масштабной реконструкции архипископом Вацлавом Сераковский. По крайней мере часть алтаря выполнена году львовским скульптором Яном Бялим . Во второй половине XIX в. разобраны боковые алтари. года в часовне установлены новые витражи. В промежутке между - годы установлено неоготический портал, выполненный фирмой Фердинанда Маерск из Перемышля. В течение - лет белокаменный входной портал отреставрирован. В ноябре года в часовне установлен памятник генералу Юзефу Дверницкий . Изначально изготовлен из известняка скульптором Парисом Филиппи и 15 мая года установлен в львовском костеле св.Архангела Михаила оо кармелитов , в советское время демонтирован и сильно разорен. Перед установкой в ​​кафедре памятник отреставрирован польским специалистом, доктором Янушем смазать. Вторым этажом нынешней сооружения являются личные покои архиепископа.

Христа Милосердного

При южной нави, первая от входа. Известна также как "Часовня нищих" и "Дзядивська". В арке входа помещены эпитафии каноника Петра Милевского и его отца, перенесенные из разобранной часовни Милевских кафедрального кладбища. Автором эпитафий вероятно был скульптор Александр Прохенкович . Перестроена в стиле сецессии течение - годов по проекту Владислава Садловского . Мраморный алтарь выполнила фирма Людвика Тировича , барельефы - Томаш Дикас и Алоиз Бунши. Витраж изготовлен по проекту Люны Дрекслер, росписи в супрапортах - художники Станислав Дембицкий и Валериан Крицинський.

Ноябрь, 13, 2008 (19:49)

Латинский кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии во Львове является единственной монументальной памяткой эпохи готического Львова. Он строился на протяжении двух столетий. Фундамент собора был заложен в 1360-1368 гг. польским королем Казимиром III, а освящен собор был в 1481 г.
Собор, вид сверху:

В 1672 году после осады Львова турками на стене храма повесили турецкие пушечные ядра.
В 1760-1778 годах велись реставрационные работы, проведенные по проекту и под руководством львовского зодчего П. Полейовского, который значительно изменил внешний вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко; были снесены многочисленные часовни, окружавшие храм.
В 1892-1930 годах с перерывами велись реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик.

Фреска на наружной стене собора.

Собор выполнен из камня, трехнефный, зального типа, с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками.

В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.

Главный алтарь был сооружен в 1766 г. в стиле барокко. Здесь находится небольшая икона Божьей Матери с младенцем, которую называют Милосердной или Домагаличевской. Она была нарисована в 1598 г. львовским мещанином И. Шольц-Вольфовичем как эпитафия для умершей внучки Катерины Домагалич и была повешена на внешней стене пресвитерия на кафедральном кладбище.

Боковые алтари и часовни:

Все витражи были выполнены в конце XIX века на основании конкурсов известными польскими художниками.
Витраж над хорами, изображающий Богородицу Царицу Ангелов.

Часовни
На площади вокруг римо-католического Кафедрального костёла долгое время хоронили умерших. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов, а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней - запрещены. Остался ряд часовен XVI, XVII и XVIII веков, которые были пристроены к основному объёму Латинского собора.

Собор имеет восемь часовен. Самой известной из них является часовня Кампианов в стиле ренессанса.
Построена у северной стены Латинского кафедрального собора в 1619 году как родовая усыпальница Кампианов на средства Мартина Кампиана, бургомистра Львова, доктора медицины, богатого негоцианта. Мартин и его отец Павел Кампиан изображены на бюстах в интерьере.

Часовня Кампианов дошла до нас в первоначальном виде, без значительных изменений. Она квадратная в плане, перекрыта сводом, вход из костёла. Декор фасада является одним из образцов львовской позднеренессансной пластики. Внутренняя часть часовни облицована разноцветным мрамором, декор также выдержан в ренессансном стиле.

Рядом с собором находится часовня Боимов.
Она была выстроена как склеп в 1609-1617 (по другим данным между 1609 и 1615 годами) для купеческой семьи Боимов. Сначала эта территория принадлежала городскому кладбищу. Строительство было начато Георгием Боимом, львовским купцом и ростовщиком венгерского происхождения, и завершено его сыном Павлом-Георгием. Стена, обращённая к Латинскому собору покрыта сложной резьбой, интерьер украшен также резьбой по алебастру. На восточном фасаде сохранились портреты Георга Боима и его жены Ядвиги. Стена западного фасада полностью покрыта резьбой по камню.

Интерьер часовни Боимов:

Купол часовни венчает фигура скорбящего Христа в терновом венце, сидящего под крестом. Латинская надпись на барабане фонарика гласит: "Проходий, остановись и подумай, существует ли печаль, печальнее моей".

Латинский катетральный собор Успения Пресвятой Богородицы во Львове мне запомнился больше всех других соборов. И сейчас я расскажу почему.
Во-первых, почему я называю каТедральный, а не каФедральный. Так называют его сами львовяне на польский манер.
Именно в этом соборе я впервые услышала вживую орган. И именно здесь я впервые познакомилась с римо-католической церковью как таковой.
И это единственный собор Украины, который является малой базиликой (это титул, который присваивается Папой Римским). Также Папа Римский подарил этому собору золотую розу как знак отличия.
Итак обо всем по порядку.
Датой строительства собора является 14 столетие. Есть несколько дат, о которых говорят древние источники, но точная дата пока не установлена.



Несколько раз за всю свою историю существования собор перестраивался и реконструировался, но главный свой готический вид он сохранил до наших дней.
Сейчас тоже идет реконструкция, которую спонсирует Польша.


Вход в собор находится с двух сторон - с двух улиц. Но они оба - это боковые входы, а главный вход был замурован еще в конце 18 столетия в ответ на агрессивную политику Австрии.
Вокруг собора (теперь на улице Кафедральной) до 19 столетия находилось кладбище.
Также было несколько часовен, из которых сохранились только восемь, две самые известные - часовня Боимов и часовня Кампианов.

Часовня Боимов, в которую нам не удалось попасть в связи с ремонтом.


Несколько часовен были утрачены, среди них часовня Домагаличев, в которой находилась чудотворная икона. Теперь икона находится в самом соборе.
В помещении самого собора находятся могилы известных, а также неизвестным людям, в основном, которые погибли в бою.

Внутри фотографировать нельзя, это вообще присуще многим храмам, но мне удалось сделать немного снимков, когда шла служба.
Первый раз, когда я попала на службу во время экскурсии, она шла на польском языке.
Во второй раз мы были с мужем в последний день своего визита во Львов, но служба шла уже на украинском языке.
Здесь чуть ли не единственный орган, который остался среди всех храмов и соборов.


В 2001 году Латинский собор посетил Папа Римский, который подарил Золотую розу и Золотой Розарий, ими украсили чудотворную икону Матери Божьей Ласковой, которая находится на главном алтаре собора.