Красный дракон что символизирует. Китайский дракон — значение, что символизирует мифическая сущность? Восприятие в Восточной Азии символа Дракона

Красный дракон что символизирует. Китайский дракон — значение, что символизирует мифическая сущность? Восприятие в Восточной Азии символа Дракона

Этот символ очень и очень неоднозначен. Если многие другие известные символы имеют схожее значение в разных культурах и традициях, то этот у разных народов трактуется совершенно по-разному, принимая порой противоположные значения. В то же время этот символ один из самых эстетически привлекательных и служащих поводом для фантазии людей искусства: писателей, художников, музыкантов.

Дракон — символ зла или величия?

Дракон — злое чудище

Само слово дракон происходит от греческого derkien – «видящий». Это фантастическое животное используется в эмблематике и геральдике европейских народов с самых древнейших времен. И именно у европейских народов этот символ имеет отрицательное значение, являя собой злое чудовище и олицетворяя собой силы зла.

Дракон в европейских традициях предстает в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Покорение дракона означает победу космоса над хаосом, духа над материей. С распространением христианства дракон на Западе стал олицетворением сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которые погружен мир материи. В средние века дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. В христианстве победителями дракона являются святые – покровители рыцарства – святой Георгий и святой архангел Михаил. В данном случае победа над драконом означает преодоление и сублимацию греха.

На картинах эпохи Возрождения дракон используется как символ бедствия или болезни, постигших страну или человека, а авторы разных околонаучных и религиозных трудов приписывают дракону неимоверную силу и остроту зрения, и способность всегда бодрствовать. Дракон, изображавшийся с несколькими головами, являлся носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Так, например, в Апокалипсисе является красный дракон с семью головами и десятью рогами, и «на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Отметим и то, что в Средние века на Западе дракон часто изображался с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Это толковалось как соединение небесного принципа, выраженного орлом, тайного, хтонического принципа, олицетворяемого змеем, крылья выражают интеллектуальную возвышенность, а хвост в виде знака зодиакального Льва – подчинение рассудку.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца - покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Дракон — символ силы и величия

Тогда как в Европе и на Руси дракон был ярко выраженным отрицательным персонажем и именно так использовался в символике, в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока все было с точностью до наоборот. В китайской, корейской и японской мифологии дракон символизировал не отрицательные, а положительные черты.

В народных китайских представлениях дракон - это символ силы, величия. Дракон - национальная китайская эмблема, охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

Не удивительно, что именно изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и именно эти изображения были главным атрибутом одежды монарха. В орнаментах и украшениях императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право носить драконов только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи – четырьмя элементами.

В Китае и Японии дракон приносит удачу и разгоняет демонов. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом. Его считают посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня – феноменальной жизни и низшего уровня – природных и хтонических сил.

Добавим и то, что драконы на Востоке и в наше время входят в государственную символику, например, в Бутане, Сиккиме и Тибете и до сих пор остаются общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке. А потому тем, кто родился в Год Дракона по китайскому календарю имеет смысл не обращать особого внимания на европейские толкования этого образа, а сосредоточиться именно на восточных.

Знак дракона любопытен тем, что играет важнейшую роль в мифологии большинства древних народов мира.Можно предположить, что происхождение символа дракона появилось во время раннего этапа человеческого развития, его представлении об окружающем его мире. Исследователи утверждают, что этот знак появился несколько тысяч лет назад. Данный символ не потерял своей мистической привлекательности и сегодня, его можно обнаружить в гороскопе, философских учениях, современных религиях, геральдике.

Символу дракон каждое человеческое сообщество придавало своё, подчас прямо противоположное значение. Например в древнем Китае дракон служил обозначением, мудрости, процветания, счастья, олицетворял силы добра


Однако люди западной культуры увидели в этом безобидном понятии символ коварства и зла . Если мы попытаемся заглянуть в самую суть всех представлений о драконе, можно обнаружить поразительно схожие черты.

Внешний облик дракона всегда показан в виде сочетания крыльев и тела ящера, являясь некой попыткой объединить в одном существе черты обитателя поверхности земли и воздушного пространства. Это представляет неразрывную связность всех существ в мире и показывает дракона, как древнейший жизненный первоисточник.

По мнению древних народов в драконе заключена огромная сила и мощь , хотя и направленная по разным векторам. Его циклопические размеры, когти и шипы, пугающий внешний вид ассоциируются с агрессивными, а может быть и прогрессивными действиями, поэтому символ дракона частенько можно было увидеть на солдатах и высокопоставленных чиновниках.

Суть дракона олицетворяет первоначальную энергию мироздания, его первородность. Порой она являет собой характер дикой, неуправляемой энергии (например у христиан дракон считается символом хаоса), иногда обозначает разумную составляющую вселенной (на востоке олицетворяет созидательную потребность мироздания - Янь)


Читайте ещё: значение символа Жук Скоробей

У многих народов дракон представляется, как источник или обладатель некоего сокровища, будь то знание, мудрость или богатство. И любой человек их может получить, в процессе противостояния и окончательной победы над драконом, либо беспрекословного почитания его или какого-то ещё "плотного " с ним взаимодействия.

Значит, исходя из всего вышеописанного, можно трактовать основное значение символа дракона, как воплощение неподвластных природных энергий, возможно разумных, обладающих мощнейшим потенциалом. Если понимать, как с ними правильно обращаться, то можно их покорить, упорядочить и направить в созидательное русло.

Что означает дракон в Китае? Символ дракона очень распространен как в культуре Запада, так и Востока.

В Древнем Риме он означал военную мощь, поэтому часто был представлен на знаках когорты. Отсюда, кстати, произошло русское слово «драгун». На Востоке дракон был символом власти императора, поэтому дракон – символ Китая, прежде всего, обозначает силу. По легенде первый император Поднебесной не умер, а превратился в дракона. Одежду с изображением этого мифологического существа могли носить только представители знати. Простолюдинов, которые посмели украсить себя этим знаком, карали смертью.

Сегодня самым распространенным знаком, украшающим китайские вышивки и сувениры, является именно золотой дракон. Китай остается верен символу своеобразного небесного покровителя страны. Если кто-либо думает, что китайский дракон только один, то глубоко ошибается – разновидностей драконов в Поднебесной великое множество! Самыми важными из них являются девять драконьих сыновей. У каждого из них своя сфера влияния.

Дракон как символ мудреца

Это мифологическое животное олицетворяет не просто силу, а именно мужское начало ян, несущее деятельность и свет. Иероглиф, выражающий это слово, синонимичен понятиям энергии и ума, поэтому дракон еще символизирует мудреца в китайской культуре. Чаще всего он связан с образом Лао Цзы, автором знаменитой «Книги перемен».

Дракон – символ Поднебесной

Дракон-символ Китая связан не только с вышеперечисленными качествами, но и с самой Поднебесной. Он представляет собой все позитивное, что существует в мире. Сочетание мира птиц (крылья) и мира пресмыкающихся (змеиное тело) делает это мифологическое животное посредником между двумя мирами – небесным и земным. Он является символом живительной силы воды и весеннего пробуждения. Это стало причиной того, что старый знак императорской династии продолжает занимать главное место в современной Поднебесной. До сих пор китайцы рисуют на лбу своих новорожденных детей изображение дракона, чтобы ребенок был наделен всеми положительными и качествами, и был счастлив.

Праздник дракона в Китае

В Поднебесной есть национальный праздник, посвященный дракону. Праздник дракона в Китае отмечается во второй день второго лунного месяца с целью привлечь богатство и благосостояние. Очень хорошим знаком считается, если в этот день идет дождь. Если же дождя нет, то китайцы сами обливают себя водой и дарят друг другу золотые монеты.

Образ дракона распространен в большинстве культур мира. Упоминание о драконе имеется в Библии, у Плиния, Галена, Паскаля. Плиний повествует о целебных свойствах дракона: его хвост и голова входят в состав снадобья, делающего человека непобедимым. Символ дракона – это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона – символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон – Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь "Илиады") был изображен синий трехглавый дракон.

Дон Майтц


Крис Ахиллеос
Дракон, атакующий замок

В античной традиции в целом дракон трактуется как хаос (антитеза космоса, упорядоченного мира). В гностицизме фигурирует образ дракона, кусающего свой хвост, этот дракон именуется Уроборос и выступает в качестве символа всех циклических процессов. В христианстве дракон представлен как олицетворение зла материи (антитеза блага духовного), как воплощение дьявола. Святой Августин уподобляет дьявола дракону в его коварстве; в Библии дракон упоминается как «змий, называемый сатаной». Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях.

Драконы – крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира – верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса – императрицы. В Китае дракон является одним из символов начала ян, воплощающего свет и активность. В целом он выступает как олицетворение силы и величия. Иероглиф, обозначающий дракона, также передает понятия энергии, силы, ума. Китайский дракон – лунь изображался с рогами, когтями и чешуей, с рядом острых шипов на хребте. Он обладает характеристиками божества и является одним из четырех магических животных.

В «Ицзин» дракон предстает как олицетворение мудреца; сходным образом в одном из исторических трудов Лао-цзы сравнивается с драконом, ибо он неуязвим в споре и мудрость его неисчерпаема. Дракон становится символом императора: императорский трон называется троном дракона, лицо императора – ликом дракона. В представлениях древних китайцев дракон связывается с благодетельным дождем, и ассоциативный ряд дракон/молния/дождь/плодородие очень типичен для них. «Земля соединяется с драконом» – так обычно говорят о дожде. Дракон играет важную роль как посредник между двумя мирами – земным и небесным; небесный дракон держит на своем хребте чертоги богов, чтобы не дать им упасть на землю.

В средневековой алхимии – первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом – змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

В большинстве легенд дракон предстает как олицетворение изначального зла, победа над которым является высшим достижением героя; строго говоря, только победивший дракона становится героем. В индоевропейской традиции в целом победителями дракона становятся персонажи, связанные с солярной символикой (Митра, Зигфрид, Геракл, Ясон, Гор или Аполлон), что является отражением основного мифа о борьбе солнечного (либо небесного) божества с хтоническим существом. В рамках христианской мифологии в аналогичном качестве выступают святой Георгий и архангел Михаил. На Руси образ Змея Горыныча возник, как порождение темных сил, порождение ада.
В притче Чжуан-цзы, приводимой Борхесом, повествуется о человеке, в течение трех лет учившемся убивать драконов, однако впоследствии не имевшем случая применить свое искусство на практике.

Первоначально символика дракона была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание земли (птица). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями - императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.

Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым.

Дракон и змей обычно взаимозаменяемы в символизме, представляющем неявное, неразличенное, хаос, латентное, необузданную природу, а также живительную силу воды. Когда он изрыгает громы и молнии, происходит переход от мира непроявленного к сотворенному миру формы и материи. И здесь дракон обладает двойственным символизмом: он может выступать и как бог дождя, и как его противник, не дающий дождю упасть. Его ассоциируют, с одной стороны, с морем и пучиной морской, с другой - с вершинами гор, облаками и солярными восточными регионами.

Выступая в роли чудовищ, драконы - «владыки земли», с которыми приходится бороться героям, завоевателям и созидателям, чтобы захватить или освободить землю. Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Дракон также - символ долголетия.

На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо, тогда как на Западе он рассматривается как разрушительная и злая сила.

На Дальнем Востоке он символизирует космическую и сверхъестественную силу, мудрость, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Драконы охраняют сокровища, они служат символами плодородия и силы. Это эмблема Императора как Сына Неба и человека мудрого и благородного. Гудение дракона свидетельствует о полноте жизненности (ци) и воспроизводящей силы (цзин).

Монотеистические религии изображают дракона злой силой, символом войны и разрушения, за исключением отдельных случаев, когда он может олицетворять Логос, дух оживляющий или всемогущее божество.

В христианской культуре дракон - мифическое чудовище со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши, и раздвоенными языком и хвостом; дракон - символ смерти, тьмы и дьявола как змия, введшего человека во грех.

В искусстве часто изображается архангел Михаил с драконом у ног, а также святой Георгий, пронзающий дракона копьем, что символизирует победу добра над злом.

Дракон на цепи означает побежденное зло, часто у него хвост завязан узлом, так как существует поверье, что у дракона, как и у скорпиона , сила заключена в хвосте.

Несмотря на такую характеристику, короли и императоры выбирали дракона своим символом. Древние бритты сделали дракона своим символом борьбы с саксонскими захватчиками.

У кельтов дракон символизирует способность внушать ужас, а также непобедимость, а отсюда - независимость.

Битва с драконом символизирует трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла или победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания.

В Китае это существо, имеющее наибольшую духовную силу, - символ жизни и света; эмблемой китайской императорской семьи является золотой дракон. По восточному гороскопу дракон - самый счастливый знак. В 1988 году, году Дракона, китайские родители игнорировали закон, предписывающий давать близнецам разные имена, и называли их сыновьями дракона.

В качестве священного небесного Дракона, покровителя китайского народа, в Поднебесной почитают красную звезду Антарес (альфа созвездия Скорпион).

Согласно китайской легенде, Солнце ежедневно совершает свой путь с востока на запад в колеснице, запряженной шестью драконами. К вечеру колесница останавливается, драконы и возница (Сихэ) отдыхают.

В «Книге перемен» («И-Цзин») первая гексаграмма (Цянь, Творчество) характеризуется через действия драконов: нижняя черта - «нырнувший дракон», начало подъема животворных сил; вторая черта - «появившийся дракон находится на поле», то есть светлое животворное начало вышло на поверхность; пятая черта - «взлетевший дракон находится на небе». То есть происходит расцвет светлого животворного начала, его сила наполняет все; шестая черта - «Возгордившийся дракон испытывает раскаяние», то есть, достигнув наивысшего расцвета, светлое животворное начало начинает слабеть, после чего Цянь превращается в другую гексаграмму - Кунь.