Капернаум ударение. Вокруг озера кинерет - тверия, табха, капернаум, голанские высоты. Иисус Христос в древнем городе

Капернаум ударение. Вокруг озера кинерет - тверия, табха, капернаум, голанские высоты. Иисус Христос в древнем городе
Капернаум ударение. Вокруг озера кинерет - тверия, табха, капернаум, голанские высоты. Иисус Христос в древнем городе

Ни один город не производил на меня такого глубокого впечатления, как этот евангельский город с названием Капернаум. Собственно все впечатление от города состоит в том, что его – нет!
Древний город на берегу Галилейского озера был основан за полтысячелетия до пришествия Христа в весьма живописном и выгодном месте – на пересечения торговых путей. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря в Сирию, в Дамаск, и далее в Малую Азию. Не случайно, Ирод имел в нем дворец, а римляне держали военный постой - отряд легионеров - и таможню. Ко времени Христа город в цветущем состоянии.
Цвести бы и дальше этому городку, не зная забот и печали… Однако ныне на его месте можно увидеть только развалины, остатки стен, пустые улицы. Все это старательно раскопано археологами в прошлом веке. И теперь перед тобой только тень исчезнувшего города. Все пусто! Все это лишь археологический национальный заповедник.
Что же случилось с Капернаумом? Ведь начиналось все так хорошо. Именно сюда из Назарета переселился Христос (см.об этом в посте «Гора Свержения»). Затем здесь прошли три года земной жизни Господа, причем самых важных. Сколько поучений, проповедей, притч произнес Господь на улицах и площадях, сколько совершил чудес в Капернауме и его окрестностях. Здесь Иисус призвал своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых - Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Это единственный город в Святой Земле, который в Евангелии назван «Его городом»: “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Мф.9:1).
Однако город остался глух и нем к слову Спасителя. А что делают с древом не приносящим плода? Господь сказал: «Посекают и бросают в огонь».
Капернаум не уверовал, и тогда Христос произнес над ним грозное слово: "И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф.11:23) Слово Христа в точности исполнилось. Ад (иврит.- шеол) – это небытие. Город пребывает именно в этом состоянии. Самое интересное, что здесь после его разрушения персами почему-то ни за что не селились ни мусульмане, ни иудеи. К слову сказать, сейчас в Израиле активно проводиться политика новых поселений – строительства множества населенных пунктов для расселения тысяч и тысяч миллионов прибывающих репатриантов (только из России уже больше миллиона). Еврейское присутствие обозначается на всей карте Израиля. Параллельно с арабскими городами Вифлеемом и Назаретом возникли еврейские города с тем же названием. Вокруг озера Кинерет (так официально называется Галилейское озеро) возникло свое «золотое кольцо» еврейских городков (возрождены древняя Магдала, Гадар и т.д.) А тут такое привлекательное местечко, прямо на берегу озера, да еще и никаких арабов по соседству нет, - и ни одной новостройки. Есть о чем задуматься…
Достаточно увидеть нынешний Капернаум, чтобы поверить в истину и силу слов Спасителя. Если эти слова так точно исполнились, то стоит вчитаться и в другие.

Но встает вопрос: но почему же этот «свой» город Господь не пожалел? Кому много дано, с того много и спроситься. Тот кого Господь избирает, с того много и спрашивает. Пример тому не только Капернаум, но и сам Израиль, который после отвержения Христа получил две тысячи лет для размышлений, как говорят, у нас в местах не столь отдаленных. Но я здесь вспомнил нашу матушку Россию, и весь наш русский народ, который Достоевский называл богоносцем. Нам ведь тоже много Господь дал: и веру Правую, и Церковь Православную, и Царя Самодержавного, страну без конца и без краю… Но много и спросил с нас ХХ веке и спрашивает еще до сего дня. И есть ли у нас гарантийный талон, что история Капернаума не про нас?!
В Капернауме сохранилось место дома апостола Петра. Естественно, оно принадлежит католикам. Тут прямо-таки закономерность какая-то. Все, что связано с именем Петра, принадлежит католикам. Они приобретали Петровские места в первую очередь у бедуинов, за ценой не стояли. (У нас получилось как-то больше с Марией Магдалиной).
Нам, петербуржцам, все, что связано с Петром также интересно в первую очередь, все-таки мы из града св.Петра. На месте Петрова дома построена необычная церковь. Чтобы сохранить древние фундаменты дома, храм построили на сваях на весу. Он в прямом смысле слова висит над домом. В результате получился визуальный эффект летающей тарелки. Этот образ подсказал наш путевод. Заходить не стали, пропели тропарь апостолу под «тарелкой».

Более интересна сохранившаяся древняя т.н.Белая синагога. Хотя она и перестраивалась, однако в целом она соответствует синагоге времен Спасителя. В ней Господь бывал по субботам «на сонмищах» и произносил поучения. Здесь приближаешься к Евангелию так близко, будто сам становишься участником тех событий.

Посетив с утра подряд три католических храма, мы наконец «с радостию велией» дошли до нашего – православного греческого монастыря Иерусалимского патриархата.

Если быть точным, в Капернауме никто не живет, кроме насельников двух монастырей: католического и православного. А в православном, если быть точным, живет всего один монах – брат Иринарх.
Монастырь посвящен Двенадцати апостолам, большинство из которых были призваны в Капернауме или близ него. Сопрестольный нашему Иоанновскому в Санкт-Петербурге на Карповке, основанному Иоанном Кронштадтским, – отметил я тут же про себя.

Именно православный монастырь приоткрыл нам, каким же был Капернаум на самом деле в период расцвета при Христе. Здесь также, как и в древности, все цветет, растет и зеленеет. Роскошные клумбы диковинных цветов, большой сад цитрусовых с висящими несобранными апельсинами, по дорожкам грациозно бродят павлины, покачивая разноцветными перьями паломникам. Было такое чувство, что мы попали в райский сад. Не верилось, что все это большое хозяйство ведет всего один человек. Храм в новогреческом стиле был построен в 1930-е годы. Внутри играла запись монашеского пения. Вначале решил даже, что идет служба. Мы долго не могли никого увидеть, казалось, монастырь вообще безлюдный. Единственного насельника мы нашли в свечной лавке, он приветливо благословлял нас, одновременно успевая продавать нам иконки и сувениры, а мне так еще и надписать книгу о Святой Земле.

Капернаум – это древний рыбацкий город, расположенный на северо-западном побережье Тибериадского Моря (озера Кинерет). Капернаум Кфар Нахум, или как его еще называют – Капернаум (что в переводе означает «деревня Нахума»), назван так в честь библейского пророка Нахума.
Согласно преданию, Иисус поселился здесь после того, как покинул Назарет. В Капернауме Господь наш Иисус Христос обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Здесь Он исцелил тёщу апостола Петра, лежащую в горячке, воскресил дочь Иара, начальника синагоги, излечил человека, одержимого бесом, и сотворил много других чудес. Капернаум считается городом Иисуса Христа, о чем также свидетельствует надпись на вратах:

Развалины города Капернаума. Над руинами дома Петра возвышается католическая церковь в виде большой стеклянной тарелки.

План города Капернаума

Руины восьмиугольной византийской церкви на месте дома апостола Петра в Капернауме. Прямо над этими развалинами на столбах построен современный католический храм

Указатель на Дом Петра

Дом Петра Открытый археологами в 1968 «дом апостола Петра», в котором, согласно Евангелию, останавливался Иисус, находился в 30 м к югу от синагоги и выходил на одну из главных улиц города. Позднее его перекрыл фундамент восьмиугольной церкви V в. Этот одноэтажный дом был построен в конце эллинистического периода (во II-I вв. до Р.Х.). Он состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг просторного внутреннего дворика — типичная для жилых зданий того времени планировка (археологи-францисканцы именуют этот архитектурный комплекс insula sacra — «священный квартал»). В конце I в. его превратили в «молитвенный дом» (domus ecclesia). В конце IV в. дом был расширен (соседние постройки при этом были снесены) и обнесен каменной стеной. Стены помещений были покрыты цветной штукатуркой и расписаны (в росписи — геометрические узоры, растительный орнамент, изображения людей или животных отсутствуют). В середине V в. над ним была воздвигнута восьмиугольная церковь, которая функционировала до VII в. Археологи предполагают, что дом св. Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. — керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

План дома Петра, как он менялся и преобразовывался

Разрушенные стены синагоги

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III - IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EF%E5%F0%ED%E0%F3%EC)

«Белая синагога» — свидетельница древнего Капернаума. Она с трех сторон окружена рядами высоких колонн. Внутри здания был большой зал. Интерьер синагоги украшали скульптурные изображения пальм, виноградных лоз, львов и кентавров. В задней части здания сохранились широкие лестничные ступени.

Чтение Евангелия…

Совсем неподалеку от Синагоги находится Храм 12 Апостолов

В Каперенауме Иисус сотворил великое множество чудес и исцелений, но несмотря на это, лишь немногие жители уверовали в Него, что заставляет Господа горестно воскликнуть: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Матф.11:23,24)
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Господь предрекает гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения в гордыне и вследствие внешнего благополучия и благосостояния. Господь сравнивает Капернаум с греческими Содомом и Гоморрой, истребленными Богом за нечестие серным дождем и огнем. Все эти города, действительно, скоро постигла кара Божья: они были до основания разрушены римлянами в ту же войну, что и Иерусалим». (http://simvol-veri.ru/xp/svyataya-zemlya.-genisaretskoe-ozero.-kapernaum.html)

Когда речь заходит о святых местах Израиля, все, безусловно, в первую очередь думают об Иерусалиме. А вот про Капернаум, который, к слову, в Новом завете упоминается даже чаще, чем Иерусалим, вспоминают не сразу. Между тем, это место обязательно к посещению не только туристов, отправившихся в Израиль с целью религиозного паломничества, но и всех тех, кто интересуется описанными в Библии событиями в историческом ключе.

К слову, Федор Михайлович Достоевский в своем «Преступлении и наказании» Капернаум как раз вниманием не обошел. Как многие знают, роман Достоевского наполнен библейской символикой, вот и Сонечка Мармеладова (аллюзия автора на образ Марии Магдалины) снимает комнаты не у кого-нибудь, а у портного по фамилии Капернаумов. Между тем, если обратиться к Библии, то подтверждений тому, что Мария Магдалина жила в Капернауме нет, точно известно, что она была родом из городка по соседству — Магдалы — древнего галилейского города, где сегодня ведутся масштабные археологические раскопки. В Капернауме же, согласно Священному Писанию, нашел приют изгнанный из Назарета Иисус Христос.

На фото: археологический парк Капернаума

Расположен Капернаум на берегу Кинерет — пресноводного озера на северо-востоке Израиля. Озеро немаленькое, оттого в древности водоем именовали Галилейским морем, да и сегодня, кстати, это название по-прежнему широко используется. Впрочем, назвать Капернаум именно городом — тоже в некотором роде пойти против действительности, на самом деле, современный Капернаум — это археологический музей под открытым небом и национальный парк Израиля. Жилых домов же в исторической зоне нет в принципе.

На фото: археологический комплекс Капернаума, руины Белой синагоги

Стоит сказать, что Капернаум или Кфар Нахум превратился в город-призрак уже в VII веке нашей эры, когда после нашествия персов и арабов его покинули и христиане, и евреи. Впрочем, начало заката Капернаума принято датировать аж V веком нашей эры, уже тогда население города составляло всего лишь 1500 человек.

На фото: колонна Белой синагоги в Капернауме

А вот в библейские времена это небольшое по современным меркам поселение на берегу Галилейского моря процветало. Город был основан примерно 2500 лет назад и к первому веку нашей эры достиг пика своего расцвета. Дело в том, что находился Капернаум на границе государства Ирода Антипы, и через него проходили торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии, а, как известно, расположение города на крупных торговых путях — самый короткий и гарантированный путь к увеличению благосостояния его жителей.

На фото: руины Белой синагоги в Капернауме

Когда попадаешь на территорию Капернаума, первое, что видишь, — внушительную статую апостола Петра. Это и неудивительно, именно он жил здесь, а Христос, впоследствии проповедовавший в синагоге Капернаума, нашел приют в доме тещи апостола, которую Спаситель излечил от горячки. Здесь же в Капернауме Иисус обрел и других учеников: Андрея, Левия Матфея и братьев Зеведеевых — Иакова Старшего и Иоанна Богослова.

На фото: статуя Святого Петра в Капернауме

Кстати, любопытный факт — Петр — не имя апостола, как многие привыкли думать, а прозвище, которое дал своему ученику Иисус. Возникло оно от слова Кифа, что по арамейски означает «камень», а в современной традиции восходит к греческой интерпретации этого слова — πέτρος, то есть, «петрос», что, опять-таки, значит «камень». При рождении же апостол Петр носил имя Шимос (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎), что в современной традиции соответствует имени Симон, да и родился апостол не в самом Капернауме, а в располагавшемся тут же на озере Кинерет рыбацком городе Вифсаида в семье рыбака Ионы.

На фото: церковь, построенная на месте дома Святого Петра

Сегодня на месте того дома, где по легенде и жил Святой Петр, устроена католическая церковь. Пропустить ее невозможно, поскольку это единственная современная постройка на территории археологической зоны Капернаума. Внутри церковь — максимально простая, но зайти туда все равно стоит, чтобы посмотреть на скрытые под прозрачными полами руины древней восьмиугольной византийской церкви, впрочем, частично их можно рассмотреть и снаружи здания — современное здание, выполненное в виде сложной геометрической фигуры, возвышается над руинами, но не закрывает их.

На фото: руины византийской церкви, построенной на месте дома Святого Петра

Вторая важная достопримечательность Капернаума — Белая Синагога, по руинам которой можно беспрепятственно гулять, фотографируя внушительные колоны. Как выяснили археологи, построено здание было в III - IV нашей эры, то есть, как минимум спустя два столетия после событий, описанных в Библии, но, тем не менее, стоит синагога на развалинах древнего сооружения, где, если следовать традиции, и проповедовал Христос.

На фото: Белая Синагога в Капернауме

На то, что события, описанные в Библии, соотносятся не только с традицией, но и с историческими фактами, указывает еще один любопытный объект Капернаума. Дело в том, что рядом с Белой синагогой внимательный турист обязательно обратит внимание на древние колонны и другие артефакты, стоящие отдельно от здания.

На фото: руины Белой Синагоги в Капернауме

Одна из колонн, с виду совсем неброская, примечательна тем, что на ней выгравирована надпись «Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана сделал эту колонну». И вот тут-то открывается удивительное, дело в том, что фамилия Бар-Зевида (Зебида) вероятно является еврейским аналогом фамилии Зеведеев, которую носили апостолы Иоанн Богослов и Иаков Зеведеев, так что, вполне возможно, создал колонну один из потомков рода, к которому принадлежали Иоанн и Иаков. Кстати, Иоанн Богослов стал единственным из апостолов Христа, дожившим до глубокой старости, что дополнительно подтверждает теорию о причастности мастера, работавшего над колонной, к роду Зеведеев.

На фото: справа та самая колонна с надписью

Хотя практически вся территория Капернаума, в том числе, и Белая синагога, сегодня принадлежит католикам, тут есть и православный греческий монастырь с Собором Двенадцати Апостолов, основанный в тридцатых годах XX века греческим иерусалимским патриархом Дамианом. Одна из особенностей монастыря в том, что здесь за всем следит один единственный человек — Иринарх из Македонии, он уже взрослым человеком окончил духовную семинарию в Иерусалиме и принял постриг. В Капернаум Иринарх перебрался в 1991 году и путем титанических усилий привел бывшую в запустении территорию монастыря и церковь в порядок. Сегодня греческий монастырь выглядит словно цветущий сад какого-нибудь старинного поместья, а по его дорожкам гуляют гордые павлины. Местный собор — тоже очень любопытен. Его венчают 12 куполов (по числу апостолов), а выкрашены купола в розовый цвет, что удивительно, ведь в Греции по традиции купола покрывают синей краской.

На фото: Собор Двенадцати Апостолов в Капернауме

В финале рассказа о Капернауме хочется упомянуть о местном гастрономическом специалитете, который тоже напрямую связан с именем апостола Петра. Во время поездки в Капернаум, обязательно загляните в один из ресторанчиков, что открыты на берегу озера Кинерет, и закажите там рыбу, которая в научном мире имеет название тиляпия пресноводная, в Израиле же её именуют амнун или рыба Святого Петра.

Считается, что именно эту рыбу ловили ученики Христа, и для подтверждения данной теории имеются весьма серьезные основания. Дело в том, что тиляпию вылавливали в озере Кинерет с незапамятных времен, ее подавали на стол в Иудеи и Галилеи, а в соленом виде рыба амнун даже шла и на экспорт, ее поставляли в Рим и в провинции римской империи, расположенные в Малой Азии. Уже этих данных вполне достаточно для того, чтобы предположить, что именно тиляпию ловили апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Богослов, а также что именно этой рыбой Христос накормил народ в библейском эпизоде о чуде «Умножения хлебов и рыб», однако на то, что в Библии фигурирует именно тиляпия указывает еще один любопытный момент.

«Чудесный улов рыбы», эскиз для гобелена Рафаэля Санти

В Евангелии от Матфея есть следующая сцена. К Петру, вернувшемуся в Капернаум, подходят собиратели дидрахм и просят его дать им монету. Апостол соглашается, Иисус же на просьбу Петра дать монету, говорит ученику: «Пойди к морю и вылови рыбу, а во рту у этой рыбы будет монета статир». Так и происходит. Что любопытно, особенность рыбы тиляпия как раз в том, что она часто хватает ртом блестящие предметы. Рассказывают, что случаи, когда современные жители Израиля находят во рту у рыбы монеты — нередки, так что, гипотеза о том, что именно эту рыбу ловил в свое время апостол Петр имеет более, чем веские основания. Да, на вкус рыба — изумительная, так что, не упустите шанс попробовать её в одном из ресторанов на озере Кинерет, и, кто знает, может быть, вы тоже найдете у нее во рту современный шекель или древний статир?

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Капернаум

Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (Мф 4:13) , в земле Геннисаретской (ср. Мк 6:53 с Ин 6:22,59) , на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (Мф 9:9) , там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (Лк 7:2) . Название города происходит от евр. кефар нахум ("деревня Наума" ; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр. Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги - той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (Мк 1:21 и след.) и человека с иссохшей рукой (Лк 6:6 и след.) , а также произнес речь о хлебе жизни (Ин 6:59) . К. был для Иисуса Его городом (Мф 9:1; ср. 4:13) . Здесь Он исцелил тещу Петра (Мк 1:29 и след.) и расслабленного, к-рого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (Мк 2:3 и след.) . В этом городе жили сотник, раб к-рого исцелился по слову Иисуса (Мф 8:5 и след.) , и царедворец, сына к-рого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (Ин 4:46 и след.) . В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (Мк 5:22 и след.,35 и след.) , и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (Мк 2:14 и след.) . У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (Мф 13:2) . Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и "вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад" (Мф 11:23) : в средние века город подвергся разрушению.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Капернаум" в других словарях:

    - כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия

    - (селение Наума, или село утешения) (Мат.4:13 , Мат.11:23 , Мар.2:1 , Лук.7:1 , Иоан.4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной… …

    Капернаум - Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

    Капернаум - город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме... народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ... народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    КАПЕРНАУМ - XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

    Капернаум - Каперна’ум (село Наума или утешения) (Мат.4:13 ; Мат.8:5 ; Мат.11:23 ; Мат.17:24 ; Мар.1:21 ; Лук.4:23 ; Лук.7:1 ; Лук.10:15 ; Иоан.2:12 ; Иоан.4:46 ; Иоан.6:17 ,24,59) город в Галилее, который был расположен на северо западном берегу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Капернаум - А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

    - (с евр. селение Наума) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (селение Наума, или село утешения) (Мат.4:13 , Мат.11:23 , Мар.2:1 , Лук.7:1 , Иоан.4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной… …

Капернаум - Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

Капернаум - город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

- (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме... народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ... народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕРНАУМ - XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

Капернаум - Каперна’ум (село Наума или утешения) (Мат.4:13 ; Мат.8:5 ; Мат.11:23 ; Мат.17:24 ; Мар.1:21 ; Лук.4:23 ; Лук.7:1 ; Лук.10:15 ; Иоан.2:12 ; Иоан.4:46 ; Иоан.6:17 ,24,59) город в Галилее, который был расположен на северо западном берегу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Капернаум - А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

- (с евр. селение Наума) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона