Как успокоить ум и достичь внутреннего спокойствия. Успокоить ум, и наблюдать за своим умом со стороны

Как успокоить ум и достичь внутреннего спокойствия. Успокоить ум, и наблюдать за своим умом со стороны

Посвящается Диане, Крису и Элизабет


Joseph A. Annibali, M.D.

RECLAIM YOUR BRAIN

Copyright © 2015 by Joseph A. Annibali, M.D. All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition published by arrangement with Avery, an imprint of Penguin Publishing Group, a division of Penguin Random House LLC


Из этой книги вы узнаете:

Как избавиться от негативных мыслей и перестать винить себя во всех своих неудачах

Как распознать и исправить нездоровые отношения

Что происходит в мозге, когда человек переживает эмоциональную травму

Как нарушения работы мозга не дают человеку быть счастливым и успешным

Почему депрессия – не блажь и не каприз, а действительно серьезная проблема

Как лечат СДВГ в Америке

Как переписывать истории и изменять свое поведение в отношениях

Книги для развития мозга и мышления

Свободу мозгу! Что сковывает наш мозг и как вырвать его из тисков, в которых он оказался

Продолжение серии «Просто о мозге». Исследователь Идрисс Аберкан утверждает, что наш мозг обладает колоссальными резервами и вводит понятие «нейроэргономики», то есть искусства правильного использования мозга. Освоив его, мы сможем эффективнее познавать и производить, научимся лучше выбирать и мыслить, качественнее общаться и понимать друг друга. Но как вывести наш мозг за те пределы, в которые он попал?


Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга

Книга, которая перевернула представления о мозге в нейронауке. Открытие того факта, что мысли способны – даже в пожилом возрасте – менять структуру и функции мозга, это важнейшее достижение в области неврологии за последние четыре столетия. Доктор медицины Норман Дойдж рассказывает о поразительных успехах людей, жизнь которых изменила наука о нейропластичности. Методики, представленные в книге, будут интересны и полезны всем читателям.


Мозг, исцеляющий себя. Реальные истории людей, которые победили болезни, преобразили свой мозг и обнаружили способности, о которых не подозревали

От автора бестселлера «Пластичность мозга». В своем новом увлекательном исследовании Норман Дойдж рассказывает реальные истории излечения от инсульта, болезни Паркинсона, рассеянного склероза, аутизма и других серьезных болезней. Исследуя возможности мозга и методы нейропластической терапии, он убедительно доказывает, что естественные способы стимуляции мозга являются источником его уникальной способности к восстановлению.


Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии

Эта книга? уникальный синтез новейших достижений в области нейропсихологии и древней буддистской мудрости.

Доктор Рик Хансон и доктор Ричард Мендиус создали подталкивающее к размышлениям руководство, которое содержит практические шаги по пробуждению сознания. Описанные здесь упражнения основаны на практике, которая делает нас более внимательными, гибкими и жизнерадостными, обогащает наши внутренние ресурсы.

Предисловие

Я познакомился с доктором Джозефом Аннибали на пятидневной конференции, где я проводил мастер-класс по однофотонной эмиссионной компьютерной томографии мозга (ОФЭКТ мозга), инструменту нейровизуализации, который мы используем в Амен Клиникс. Джо – высококвалифицированный психиатр и психоаналитик; к тому моменту он занимался клинической практикой уже не один десяток лет; при этом он не из тех, кто почивает на лаврах. Он постоянно ищет новые знания, чтобы помочь своим пациентам, страдальцам из самых разных слоев общества, стекающимся со всех концов света, чтобы увидеться с ним. Меня настолько поразили его обширные знания, доброе сердце и открытый разум, что я предложил ему работу в одной из наших клиник. Спустя короткое время Джо стал главным психиатром в нашей клинике в Рестоне (штат Виргиния, прямо за Вашингтоном), и теперь он является лидером и наставником для нашего персонала из тридцати медицинских работников.

Наша история в Амен Клиникс началась в 1991 году, когда я впервые в жизни провел ОФЭКТ мозга пациентам с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), тяжелой агрессией, устойчивой тревогой и депрессией, которым не помогали стандартные методы терапии. Спустя много лет с помощью Джо мы создали самую большую в мире базу ОФЭКТ-сканов мозга, которая теперь содержит более 115 000 сканов, полученных на пациентах из 111 стран мира. Эти сканы существенно изменили наш подход к помощи пациентам. Мы узнали, что психиатрические расстройства редко бывают самостоятельными или простыми. Поставить человеку диагноз «депрессия» – это совершенно то же самое, что поставить ему диагноз «боль в грудной клетке»; такой диагноз не сообщает вам, в чем именно заключается проблема и насколько серьезной она может оказаться. Лечение расстройства должно быть направлено на лежащие за ним нарушения в мозге данного конкретного человека, а не на набор симптомов. Существенно, что при таком подходе наши пациенты понимают, что их проблемы носят скорее медицинский, а не моральный характер, и это усиливает их мотивацию придерживаться плана лечения и ослабляет у них чувство, будто психиатрическое расстройство – это клеймо.

Самое важное знание, которое мы извлекли из нашего кладезя сканов, знание, благодаря которому мы с Джо до сих пор с энтузиазмом занимаемся этой работой, заключается в том, что у человека есть возможность повлиять на мозг, который ему достался. Как рассказывает Джо в своей важнейшей книге, если ваш мозг перегружен или выходит из-под контроля, если он не справляется со своими функциями, вы можете восстановить его. Много тысяч раз мы убеждались, что работу мозга можно улучшить, даже если вы обращались с ним крайне неосторожно. Так, мы, Амен Клиникс, провели первое и крупнейшее в мире исследование по сканированию мозга у действующих и бывших игроков НФЛ. Мы обнаружили у них большое количество травм мозга1
?НФЛ – национальная футбольная лига, профессиональная лига американского футбола в США. Американский футбол – контактный и довольно травматичный вид спорта. В начале XX века были зафиксированы даже случаи гибели отдельных игроков. В наше время главная опасность американского футбола заключается в том, что во время матча игроки часто стукаются головами, из-за чего их мозг получает микротравмы. Накапливаясь, эти микротравмы могут привести к серьезным последствиям, например, к хронической травматической энцефалопатии (прим. переводчика).

Это неудивительно. Ваш мозг мягок, напоминая консистенцией подтаявшее масло, и расположен в очень твердом черепе со множеством острых костных гребней, поэтому его легко повредить. Все новости о спортивных травмах мозга были плохими и касались роста числа самоубийств, случаев депрессии и деменции.

Однако настоящий восторг в этом исследовании игроков НФЛ у нас вызвало то, что благодаря нашей программе, направленной на помощь в восстановлении мозга, той самой, о которой Джо рассказывает в этой книге, у 80 процентов из наших 170 игроков произошли существенные улучшения; особенно улучшились настроение, сон, память и работа мозга.

Читая эту книгу, вы будто окажетесь на кушетке психиатра из будущего.

Когда в конце 1970-х – начале 1980-х мы с Джо обучались медицине, нам говорили, что мозг вылечить невозможно. Однако теперь мы знаем, что это не так. Если поместить мозг в оздоровляющее окружение, его состояние может улучшиться, причем значительно, однако для этого нужен очень хороший план и умение все просчитывать заранее. И такое исцеление происходит не только у игроков в американский футбол. Мы наблюдали улучшения в работе мозга у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), тревожными расстройствами, депрессией, обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), болезнью Лайма2
?Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) – инфекционное заболевание, передаваемое с укусами клещей; у заболевшего человека может развиться менингит или другие поражения нервной системы (прим. переводчика).

Аддикциями, и даже состояние некоторых пациентов с болезнью Альцгеймера становилось лучше.

В этой книге Джо делится многими важными уроками, которые мы получили, и одновременно дает вам свой уникальный взгляд на исцеление. Я уговорил Джо написать эту книгу, потому что он имеет обширнейший опыт и взгляд мэтра психиатрии, объединивший самые современные подходы к психике с нашими работами по изучению и улучшению работы мозга. Читая эту книгу, вы будто окажетесь на кушетке психиатра из будущего.

В последние годы Джо также стал экспертом по влиянию на мозг болезни Лайма, частично из-за того, что ею переболела его собственная дочь. Мы с Джо верим, что инфекционные заболевания, подобные болезни Лайма, сыграют существенную роль в том, как психиатры в будущем будут помогать людям, о чем вы узнаете из этой книги. Джо также является экспертом по синдрому Ирлен, расстройству зрительной системы, которое может быть связано с головными болями, тревожностью, трудностями в обучении и раздражительностью.

Одна из ключевых идей данной книги заключается в том, что мозг нужно сперва вылечить (если он был поврежден) и сбалансировать его работу. Только тогда другие терапевтические вмешательства будут достаточно эффективными. Слишком часто люди обращаются к психотерапевтам, чтобы исцелить свой разум, в то время как в первую очередь им нужно помочь своему мозгу, чтобы он начал лучше работать. Из описаний инструментов и техник, представленных в этой книге, читатели многое узнают о том, как они могут себе помочь. Большинству читателей не понадобится делать ОФЭКТ-сканирование мозга, чтобы извлечь пользу из информации, которая содержится в книге «Обуздание мозга». Эта книга является отличной иллюстрацией того, насколько сильно любой человек может улучшить свое состояние и стать здоровее, уделив внимание одновременно и мозгу, и разуму.

«Обуздание мозга» – ваша путеводная нить к лучшему мозгу и лучшей жизни. Книга даст вам невероятное количество полезной информации, сильных историй, а также совершенно новый образ мышления, благодаря которому вы быстро начнете чувствовать себя лучше, по мере того, как будете исцелять и уравновешивать свой перегруженный мозг. В то же время вы узнаете, как защитить наиболее важный ваш орган (мозг) на долгие годы вперед. Я счастлив за вас, поскольку вы приступаете к чтению этой книги и применению изложенных в ней принципов. Они изменили мою жизнь и жизни многих других. Я знаю, что под экспертным руководством доктора Аннибали они помогут вам изменить свою жизнь к лучшему.


Дэниэл Дж. Амен, автор книги «Измените свой мозг – изменится и жизнь!» 3
?Английское название книги: «Change Your Brain, Change Your Life». Под названием «Измени свой мозг – изменится жизнь!» книга вышла на русском языке в 2009 году в издательстве «Эксмо» (прим. переводчика).


Обуздание мозга

Введение

Когда я впервые увидел Эмили, редактора журнала, она нервно ковыряла свои кутикулы, а телефон в ее сумочке разрывался от бесконечных уведомлений о приходе СМС. Эмили поведала мне, что ей трудно сосредоточиться. По ее словам, мозг казался ей «жужжащим ульем» из случайных мыслей. Позднее она сказала, что не может нормально жить из-за клаустрофобии.

А еще был Джош, студент колледжа, который прогуливал занятия и был на грани отчисления. Он сидел в моем офисе, и мы пытались поговорить. Но наладить общение было трудно; Джош был возбужден, избегал зрительного контакта и все время стучал ногой. Он сказал, что его разум «подобен неуправляемому грузовому поезду», который мчится настолько быстро, что остановить его невозможно.

Коррин, директор по рекламе, тоже всегда была на связи. Она совмещала множество рабочих обязанностей. Последнее время она чувствовала себя слегка встревоженной; она путалась в мелочах и забывала о важных встречах. Когда я спросил ее, как она себя чувствует, когда пытается расслабиться, она ответила: «Как будто в моей голове одновременно играют сразу три радиостанции». В то же время она была уверена, что сможет справиться с еще несколькими крупными проектами.

Эмили, Джош, Коррин и другие подобные им люди могут иметь различные расстройства, такие, как стресс, СДВГ, тревога и депрессия. Однако с фундаментальной точки зрения они все описывают одно и то же чувство, от которого страдают: то, что я называю «беспокойный мозг». Некоторые люди с беспокойным мозгом говорят, что он будто находится в состоянии «хаоса»; другие чувствуют, что их мозг пылает огнем. Беспокойный мозг по сути своей негативно влияет на внимание, концентрацию, способность к сосредоточению, настроение и нередко на многое другое. Он делает нас рассеянными, погруженными в свои мысли или вспыльчивыми.

Беспокойный – это не просто характеристика или ощущение. Беспокойный мозг является таковым буквально: он работает менее эффективно из-за того, что чрезмерно активен. Он не может полноценно функционировать и выбирать лучший из возможных вариантов, потому что не может полностью отключить внутренние голоса, настаивающие на выборе других путей решения задачи. Как следствие, беспокойный мозг утрачивает способность к решению проблем, потому что мечется между слишком большим количеством неверных или непродуктивных путей. На самом деле, я начал собственное исследование загруженного мозга, когда заметил, что на сканах мозга людей, жалующихся на состояние перегруженности, видна чрезмерно сильная активация одной конкретной структуры: лимбической системы.

В качестве старшего психиатра в Амен Клиникс в Рестоне, штат Виргиния, сертифицированного министерством здравоохранения практикующего психиатра с тридцатилетним стажем и квалифицированного психоаналитика, я работал с тысячами людей, описывавших это общее для них чувство – что их мозг перегружен, перевозбужден и взвинчен – независимо от того, каким в итоге оказывался их диагноз: СДВГ, тревога, депрессия, биполярное расстройство, ОКР или даже наркотическая зависимость или аутизм. Многие приходят в мой офис в надежде узнать, как начать лучше жить и обрести спокойствие.

Я начинаю, приглашая вас в путешествие по вашему мозгу и его функциям. Важно, что чувство беспокойного мозга, которое мы переживаем, как правило, связано с физической «чрезмерной активацией» определенных его областей. Если вы чувствуете, что попали в тупик, а ваши мысли ходят по кругу, из которого невозможно выбраться, это может быть потому, что область вашего мозга, известная как передняя поясная кора, чрезмерно активна, будто у нее заклинило педаль газа. Если вы страдаете от тревоги, это может быть из-за того, что чрезмерно активна и работает на повышенных оборотах другая ваша мозговая структура, известная как базальные ганглии. Негативность4
?Термином «негативность» (negativity) автор обозначает целый ряд психологических явлений, носящих негативную окраску: это негативные эмоции, мысли, пессимизм, общая склонность смотреть на мир с подозрением и видеть все в мрачных красках (прим. переводчика).

Тревога, аффективные расстройства – все это становится понятнее, если разобраться, как работают ключевые структуры мозга. Понимание того, что в буквальном смысле происходит в вашем беспокойном мозге, – это ключ к тому, чтобы замедлить его и справиться с хаосом.

Биологический подход, подход с точки зрения нейронауки, дает нам многое понять о нашем мозге. Но нам нужно знать не только это. Чтобы восстановить свой мозг – и чтобы лучше понимать себя, свою индивидуальность, свою личность, свою душу, – мы должны учитывать и биологию, и психологию, и мозг, и разум. В частности, мы не должны недооценивать силу, которой теперь обладаем, чтобы управлять своим разумом.

Принимая во внимание все, что нам теперь известно, можно утверждать, что управление своим разумом критически важно и гораздо более эффективно, чем мы думали ранее. Причина этому? Одно слово: изменения . Теперь мы лучше, чем когда бы то ни было, понимаем, как сильно и каким огромным количеством способов можно изменить мозг и как мозг может трансформировать сам себя, меняясь к лучшему.

Многие считают, будто мозг высечен из камня, но на самом деле на этот расположенный в голове орган весом в 1,3 кг влияют образ жизни и жизненные обстоятельства. Мозг может меняться по многим причинам, в том числе под действием переломных жизненных событий, эмоциональных травм, наркотической зависимости, физических повреждений, инфекций и многого другого. Мозг может меняться и меняется под действием стресса. Например, мы знаем, что клетки гиппокампа погибают, когда человек подвергается длительному стрессу. Поэтому возникает риск, что в жизни человека, если он своевременно не прислушается к своему перегруженному мозгу, произойдет множество негативных изменений. На самом деле, согласно данным всеобъемлющего исследования, проведенного Национальным институтом психического здоровья5
?Национальный институт психического здоровья (National Institute of Mental Health), расположенный в США, крупнейшая в мире организация, занимающаяся исследованием различных психических расстройств.

Ожидается, что у более половины американцев в течение их жизни возникнет психическое расстройство. Успокоив свой беспокойный мозг, вы уменьшаете вероятность того, что ваша жизнь станет хуже.

Однако если мозг может измениться к худшему, то он может измениться и к лучшему. Великое открытие так называемой самонаправляемой нейропластичности заключается в том, что мозг не застывает в своем развитии; наоборот, в нем происходят постоянные перемены, и поэтому возможно физически улучшить его. Нервные связи можно заменить; мозговые карты можно переделать. Можно построить новые нервные связи, чтобы приспособиться к новым функциям или новому окружению. Каким бы ни был опыт вашего детства и последующей жизни, можно освоить новые способы и развить новые модели мышления, реагирования и поведения.

В книге «Обуздание мозга» я покажу вам, как переписать негативные истории, замедлить беспокойный мозг при помощи техник осознанности, создать более здоровые отношения, и, наконец, вернуть контроль над собственной жизнью и мозгом. Благодаря всему этому повысится вероятность того, что ваша жизнь станет счастливой и успешной. Также мы обсудим, как быть с обусловленными беспокойным мозгом расстройствами, такими, как тревога, аффективные расстройства, СДВГ, застревания и ОКР, зависимости и эмоциональные травмы.

Хотя я психиатр и всецело уверен в необходимости адекватного применения лекарственных препаратов, я не начинаю и не заканчиваю процесс лечения с выписки рецептов. Часто оказывается, что лучше начать лечение с более естественных и комплексных лечебных мероприятий, таких, как изменение стиля жизни, упражнения на осознанность, нейронная обратная связь6
?Нейронная обратная связь (англ. neurofeedback) – комплекс упражнений, при помощи которых человека учат управлять процессами, происходящими в его мозге. Для этого активность его мозга регистрируется при помощи особых приборов. Полученные данные в режиме реального времени переводятся в понятную для пациента форму. Как правило, они визуализируются на мониторе компьютера; изменения в мозговой активности приводят к изменению изображения. Пытаясь управлять изображением, человек учится влиять на работу своего мозга (прим. переводчика).

И прием биологически активных добавок. В своей книге я расскажу о множестве естественных лечебных процедур, которые позволят читателю успокоить свой загруженный мозг, не прибегая к лекарствам или помощи профессионалов.

В главах этой книги я опишу множество клинических случаев, подходов, упражнений и советов, которые помогут вам понять, как работает мозг, и найти наилучшие способы успокоить и уравновесить его. Но ни одно решение не может подойти абсолютно всем.

Важное замечание: иногда для возвращения равновесия нашему перегруженному, перевозбужденному мозгу, нужно нечто большее, чем управление беспокойным разумом. Нужно вылечить то, что было сломано или повреждено. Может показаться очевидным, что прежде всего нужно излечить мозг. Однако повреждения мозга часто не замечают или не пытаются найти в первую очередь именно их. В заключительной главе под названием «Исцеление больного мозга и тела» я описываю различные, нередко скрытые, повреждения мозга и тела, являющиеся одной из причин перевозбуждения мозга.

Многие легко верят в то, что их беспокойный мозг является продуктом современной ориентированной на скорость массовой культуры, цифровых технологий и свойственного для наших дней чрезмерного количества различных отвлекающих факторов. Несомненно, постоянное действие этих отвлекающих факторов негативно влияет на нас. Однако беспокойный мозг не является прямым следствием нашей современной жизни, управляемой различными гаджетами 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Свой вклад в возникновение этого состояния могут скрытно вносить генетика, недостаток витаминов, нарушения работы щитовидной железы, отравление тяжелыми металлами, инфекции и даже органические поражения мозга.

Я оцениваю состояние пациентов, изучая их личность в целом: обстоятельства их жизни, историю болезней, образ питания, привычки и активность мозга. У некоторых пациентов, если это необходимо, я также провожу сканирование мозга при помощи описанной в главе 12 технологии под названием ОФЭКТ, чтобы посмотреть, нет ли у них поражений мозга, мозговых травм, дисбаланса в активности нервных цепей или каких-либо других проявлений неправильной работы или повреждения мозга, о которых они могли не знать.

Пожалуйста, обратите внимание, что, хотя в книге «Обуздание мозга» вы будете часто встречать упоминания об ОФЭКТ-сканировании мозга, вам не нужно делать сканы мозга, чтобы получить от нее пользу. Джош, студент с подобным товарному поезду разумом; Эмили со своей клаустрофобией и неспособностью сосредоточиться; Коррин, наша директор по рекламе, которая не может расслабиться; все они улучшили свое состояние исключительно за счет техник управления разумом: контроля негативности, изучения простых техник осознанности и переписывания историй о самих себе и мире, историй, которые так сильно влияли на их жизни и отношения. Представленные здесь инструменты и техники помогут большинству из вас, независимо от того, делали вы когда-нибудь сканирование мозга или нет.

В этой книге я предлагаю решения, которые помогут вам чувствовать себя лучше, работать продуктивнее, испытывать меньше стресса и жить более полной жизнью. Успокоив свой разум, вы обретете ясность, силу, перспективу и надежду. Вы сможете восстановить свой перегруженный мозг и вернуть контроль над собственной жизнью. Давайте начнем наше путешествие.

Сотни и тысячи псевдоученых пытаются выяснить, какие именно (рак — от ненависти, простуда — от жалости к себе и т. д.). Во всех этих материалах можно копаться годами. А делать‑то что?

Возникает вопрос: почему эти странные граждане не сходят с ума от скуки и неподвижности? Ведь наш‑то ум привык скакать от одного объекта к другому, как обезьяна с ветки на ветку. Увидели, рассмотрели, оценили, бросили. Бросили, потому что нам все время кажется, что следующий объект будет лучше, красивее, дороже, сексуальнее и вообще будет именно тем, что даст, наконец, нам долгожданное счастье. Бывает, конечно, что объекты нас радуют, но проходит немного времени, и мы снова в поисках чего‑то нового. Как правило, которые уничтожают наше здоровье и мешают жить. Стресс, короче. Вечный и непрерывный стресс.

Горе от ума

Любой здравомыслящий человек вынужден признать: ум помогает решать насущные проблемы. Например, надо забить гвоздь. С помощью умственных усилий мы находим гвоздь, молоток, стену, нужное место в стене — и вот можно картину вешать. Но ум обладает еще одной функцией: анализа хорошо / плохо. «Этот гвоздь вбит на нужном месте? Может, не надо было его забивать — стену испортил… Картина на нем дурацкая… или красиво? Что жена скажет? А если заделывать дыру, то чем?..»

И этот монолог может длиться до бесконечности. Конечно, это утрированный вариант. Как правило, нас одолевают (и часто не дают заснуть) мысли более глобального порядка. Причем в течение нескольких секунд эти мысли могут менять направление на 180 градусов: «Ненавижу эту работу! Сколько можно туда ходить?! Уволюсь! А чем я буду заниматься? На работе я чувствую свою необходимость. Я же им нужен! Меня там любят… Там здорово!» Знакомая ситуация? Есть народная мудрость «утро вечера мудренее» — лучше делать серьезный выбор после сна, когда мозг спокоен и внутренний монолог (диалог, триалог — у кого как) не набрал обороты. Медитация позволяет «заткнуть» эту внутреннюю болтовню (вместо сна), а со временем натренировать ум не вступать в длительные дебаты с самим собой, дабы не провоцировать ненужный стресс.

Важная подготовка

Как сделать так, чтобы ум успокоился? Как гладь озера. Чтобы мы могли хоть немного разобраться, что же в нем все‑таки происходит. Ведь, когда на воде сильная рябь, ни отражения облаков, ни разноцветных камушков на дне нам в такой воде не увидеть. Все искажено до неузнаваемости. Итак, приступим…

Так что же такое медитация? Медитация — это однонаправленно сконцентрированное внимание. Всё! Ни добавить, ни убавить. Когда вы вдеваете нитку в иголку, ваше внимание собрано так, что восприятие всего остального прерывается. В эти мгновения вы не замечаете ничего вокруг. Внешний мир перестает существовать. Точнее, он ограничен объектом вашего внимания. В этот момент вы совершенно полноценно, но не осознанно медитируете. И в эти мгновения ваш ум отдыхает от тысячи вещей. Просто это мгновение слишком коротко, мимолетно, чтобы это заметить. Или взять, к примеру, рыбалку. Успокаивает нервы, говорят. А как же! Поплавок, взгляд, внимание. Плюс свежий воздух и пение птиц. Лично я против охоты и рыбалки, но здесь нам просто нужен понятный пример. Или вязание спицами! Тоже прекрасно убаюкивает эмоции. И все дело в только однонаправленном внимании.

Но что делать, если нет у нас ни озера, ни удочек? И вообще на дворе зима, а вязать мы не умеем… Во-первых, уединитесь и убедитесь, что в течение примерно 20 минут вас никто не побеспокоит. Если опасаетесь, что кто‑то может вам позвонить, отключите телефон. Теперь сядьте поудобнее. Если надо, обложитесь подушками. Можете сидеть и на стуле. Единственное требование к вашей позе — это чтобы спина была прямой и ни на что не опиралась.

Древние технологии

На свете существует довольно значительное количество подвижников, полностью посвятивших себя самопознанию, изучению на собственном опыте скрытых человеческих возможностей, а также поиску ответов на такие серьезные вопросы, как «В чем смысл жизни?» и «Что есть настоящее счастье?».

Эти подвижники и разработали технологию медитации — последовательность действий, которые помогают обрести независимый от внешних факторов источник счастья. Вопреки распространенному мнению, медитация — это практика не только буддизма. Различные техники медитации есть у индийских йогов, даосов и даже (а вы не знали?!) у христиан. Исихазм — древняя христианская практика непрерывной молитвы, которая направлена на остановку внутреннего диалога (выключение всех-всех-всех мыслей) и осуществление истинной сердечной молитвы.

Объект внимания — дыхание

Мы сегодня рассмотрим самый простой вариант медитации: концентрация на дыхании.

Все просто: в течение длительного времени мы направляем внимание на поток дыхания, на череду вдохов и выдохов, и, как только замечаем, что отвлекаемся, спокойно возвращаем ум к сосредоточению на дыхании. По мере того как мы продолжаем практику, наше внимание становится более глубоким и устойчивым, а ум все меньше отвлекается и блуждает. Настойчиво возвращая внимание к дыханию, мы сможем почувствовать, как наши прежде рассеянные энергии собираются воедино. Это переживание единства ума приносит исключительный душевный покой: мы чувствуем себя все более безмятежными, расслабленными, наш ум проясняется.

Вроде бы ничто не мешает нам сосредоточить ум на любом другом предмете: ведь дыхание — лишь один из тысяч возможных объектов сосредоточения ума. Например, можно сосредоточиться на небольшом материальном объекте — спичечном коробке, черной точке или апельсине. Беда в том, что людей, не привыкших к приемам медитации, эта практика может легко раздражать или ввергать в своего рода гипнотический транс. Дыхание особенно хорошо подходит в качестве предмета сосредоточения, поскольку может надолго привлечь к себе наш интерес, в то же время позволяя сохранять некоторую подвижность, гибкость ума. Эта подвижность ума довольно важна: ведь если допустить, чтобы внимание стало жестким и застывшим, можно утратить энергию и вдохновение. Дыхание как естественный внутренний процесс весьма интересно. Оно дает очень явственные ощущения, имеет определенный ритм и по самой своей природе способно увлечь нас своим мягким приятным движением. К тому же дыхание — довольно таинственная вещь: это дыхание жизни, то, от чего зависят все существа в каждый миг своей жизни.

Возможно, именно потому, что дыхание — необходимое условие жизни, его характер тесно связан с нашим физическим и душевным состоянием. Когда мы эмоционально возбуждены, дыхание ускоряется. По мере того как наше тело расслабляется, дыхание замедляется, а когда дыхание успокаивается, ум, соответственно, обретает собранность, сосредоточенность и гармонию.

Что делать в процессе медитации

Сначала две-три минуты посидите спокойно, расслабьтесь и примите удобную позу. Дальше наша медитация должна пройти через 4 этапа.

1. Ощутите поток воздуха, который естественным образом входит и выходит при дыхании. Конец каждого выдоха должен сопровождаться счетом (считать нужно мысленно). Отсчитав таким образом десять выдохов, вновь начинайте счет с одного.

2. После того как вы отсчитывали выдохи на протяжении 4-5 минут, начните счет, опережая вдох, и снова считайте от одного до десяти. Продолжительность второго этапа практики — несколько минут.

3. Затем прекратите счет и просто следите за естественным потоком дыхания.

4. Наконец, направьте внимание на ту точку, где при вдохе контакт воздуха с телом ощущается сильнее всего. Скорее всего, это будет область ноздрей или верхней губы, хотя точное место не так уж важно. Выберите любую точку, которая кажется вам наиболее подходящей, и сосредоточьте внимание на едва уловимых ощущениях, возникающих при соприкосновении воздуха с ней.

Завершение медитации

Постепенно завершите практику, когда будете к этому готовы: медленно откройте глаза; прежде чем встать, немного посидите спокойно. Не вставайте слишком поспешно, даже если почувствуете, что хотите немедленно приложить к чему‑то свою энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние покоя и сделать вас чрезмерно чувствительными в течение всего остального дня. Очень важно, чтобы переход от практики медитации к повседневной деятельности был плавным. Не включайтесь сразу же в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что‑нибудь не спеша. Поглядите в окно, немного прогуляйтесь, приготовьте себе горячего чаю — сделайте то, что поможет вам понаблюдать за работой ума и усвоить приобретенный в медитации опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего особенного не произошло.

В целом медитация оказывает на нас чрезвычайно благотворное воздействие, и чем больше мы ценим ее за это, тем лучше. Осознав ценность медитации, вы измените отношение к практике и, ожидая лучших результатов, будете больше расположены к занятиям. Если вы начинаете практику с хорошим настроем, то она с большей вероятностью принесет вам радость, и вы будете с нетерпением ждать следующего занятия. Практикуйте и наслаждайтесь! Да достигнут все живые существа -счастья!

Переход от одного этапа к другому.

Самостоятельно определять длительность каждого этапа медитации бывает трудно. Вовсе не обязательно, чтобы все этапы практики были абсолютно равны по времени. Просто переходите с одного этапа на другой, когда почувствуете, что готовы сделать это.

Даже если по прошествии некоторого времени вам кажется, что вы не достигли желаемого уровня сосредоточения на очередном этапе, переходите к следующему, пусть даже вы не вполне к этому готовы. Иногда, даже если вы испытываете трудности в начале занятия, можно обнаружить, что на последующих этапах сосредоточение становится более устойчивым.

Вера в процесс внутреннего преображения.

Довольно часто даже у опытных практиков медитации бывают периоды, когда они не могут сосчитать и трех циклов дыхания подряд не отвлекаясь. Поэтому проявите решительность: ведь это такое необычное переживание для всех нас! Помните, что медитация обращена к уму в целом, что на подсознательном уровне происходят перемены. В такие периоды необходимо «довериться процессу». Лучше всего, если вы будете поддерживать контакт с тем, кто уже имеет опыт медитации, и обсуждать с ним ход практики. Даже если вы сильно отвлекаетесь, как правило, оказывается, что после занятия медитацией состояние ума улучшается.

Занятия должны приносить радость.

Обратите внимание на два состояния: состояние сознания, в котором вы начинаете практику (оно может быть приятным и неприятным, в зависимости от того, что происходит в вашей жизни в данное время), и состояние, которое будет результатом медитации. Например, если вы начинаете практику в состоянии крайнего возбуждения, это вряд ли вызовет у вас приятные ощущения, но попытка сосредоточить ум на дыхании, скорее всего, вас успокоит и даже немедленно разрешит конфликт. Или же вы добьетесь улучшения постепенно, в течение нескольких занятий.

Материал подготовлен на основе книг:

  • Буддагхоша, «Традиционный комментарий»
  • Камалашила, «Буддийская медитация. Путь прозрения и покоя»
  • «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», автор неизвестен

Материал предоставлен журналом «АИФ ПРО Здоровье»

На одном из сайтов увидел статью, где критикуется нео-адвайта и, в частности, Рамеш. Статью приводить нет смысла, главная мысль её такова: Учение адвайты включало в себя работу с умом, постепенную его подготовку к тому, что он не нужен. Нео-адвайта лишь учит просто жить. При подобном ритме жизни личность чувствует себя комфортно.

Читая книгу Рамеша «Покой и гармония в повседневной жизни», я читаю отзывы людей, что в определённых ситуациях чувствовали себя плохо, но затем вспоминали, что есть люди, которым ещё хуже и на этом фоне успокаивались. Мол, вот у меня нога болит, а кто-то вообще без ног. Но ведь это успокоение личностное.

Вы пишете, что выйти за пределы ума возможно в те моменты, когда ум понимает, что много работает и успокаивается. Как же успокоить этот ум хоть на время? И что нужно наблюдать в эти моменты?

Я пытаюсь найти того, КТО наблюдает, но не вижу ничего. Я просто наблюдаю за наблюдением и совершенно не вижу Источника. Я даже не могу уловить момента, когда втягиваюсь в Игру. Иногда, кажется, что не втягиваюсь, но затем вижу, что опять втянулся...

Как всё-таки отвлечь внимание от внешнего и найти источник наблюдения, как найти Источник восприятия, если я не вижу никакого Источника?

Начнём с того, что все критикующие люди, о которых ты пишешь, неверно понимают адвайту, поскольку сами пребывают в двайте, т.е. в двойственности. Они пытаются понять адвайту (которая по-русски переводится как недвойственность или целостность) с точки зрения раздвоенного, расщеплённого или не целостного ума. Адвайту нельзя понять, Она просто есть. Она есть как Единственность, как целостное существование Всего-Что-Есть. Все попытки понять адвайту означают, что есть кто-то отдельный от этого Целого, пытающийся это Целое понять. Это и есть двойственность, или двайта. Но адвайта не предполагает двойственности. Она есть ЦЕЛОСТНОСТЬ. Поэтому вся подобного рода критика – лишь пустые слова, основанные на умных мыслях, возникших в беспокойном и расщеплённом уме. Как можно ощутить и понять целостность разделённостью?

Что касается книги Рамеша «Покой и гармония в повседневной жизни», то Рамеш пишет не о личностном успокоении, а о покое ума, который проявляет себя в повседневной жизни. Он приводит множество примеров того, как это проявляется в повседневной жизни. Пример, который приводишь ты, является действительно личностным успокоением, это вовсе не покой ума, о котором пишет Рамеш. Конечно, такое успокоение помогает некоторым людям, страдающим от каких-то конкретных беспокойств, немного успокоиться и по-другому взглянуть на свои беспокойства. Но это никак не является указкой к тому, как надо успокаивать свой ум. Это не способ успокоения ума, а один из способов снизить уровень беспокойств, возникающих в повседневной жизни обычных людей. И это не одно и то же. Попытайся увидеть в этом разницу.

Ум нельзя успокоить, он успокаивается сам. Успокаивается тогда, когда в нём перестают возникать беспокойства. Все попытки как-то специально успокоить ум создают в нём лишь дополнительные беспокойства. Покой ума возникает только в результате осознания того, что есть Я, которое можно назвать полным или окончательным Пониманием.

Покой, возникающий в уме в результате такого Понимания, является отражением бездонного пространства пустоты, которое есть Чистое Сознание, пребывающее в состоянии покоя. Этот покой никогда и ничем не может быть нарушен, он есть Самоосознающая Среда, в которой возникают все видимые и воспринимаемые движения в виде различных ощущений. Это есть абсолютное равновесие Сознания.

Если в Сознании, проявляющем себя в виде определённого человека, произошло полное или окончательное Понимание, то это Понимание проявляет себя во всей его повседневной жизни сквозь все его действия. Внешне этот человек выглядит, как и все остальные люди, но восприятие его совершенно иное. Он во всём видит только Единое Сознание и во всех Его проявлениях ощущает блаженный покой. Это не значит, что он больше не чувствует боли, боль является частью возникающих в его восприятии ощущений. Боль как возникала в нём, так и возникает, но эта боль больше не беспокоит его сознание и его ум, она беспокоит тело. Он свободен от тела и потому свободен от боли, она его больше не беспокоит.

Можно сказать, что у него изменилось отношение к боли. Раньше, когда боль возникала, то доставляла ему кроме чистого переживания болевых ощущений, множество беспокойств, основанных на страхе смерти, страхе потерять себя. Теперь этого страха нет, и беспокойства по поводу боли не возникают. Боль возникает, а беспокойств по её поводу нет.

Я могу описать, как это происходит в моём случае. Если боль возникает, то я делаю то, что ощущаю нужным и возможным, чтобы она ушла. Если она уходит быстро, хорошо, ну а если нет, то я продолжаю воспринимать её столько, сколько она находится в моём восприятии.

Когда боль начинает усиливаться и с ней ничего нельзя сделать, то моё внимание самопроизвольно стекает с неё в бесконечно глубокое пространство покоя и тишины, наполненного чистым блаженством. И тогда боль уходит на периферию моего восприятия и почти полностью перестает восприниматься. Но когда внимание вновь возвращается к чувственным ощущениям, идущим от организма, боль так же возвращается вместе с ними и вновь оказывается в моём восприятии.

Конечно, боль – неприятное ощущение, но её никуда нельзя выкинуть из восприятия, а потому, её, как и всё остальное, возникающее в восприятии, можно лишь принимать как должное, как проявление того-что-есть.

Никто, ни один святой, каким бы просветлённым он ни был, не застрахован и не защищён от переживания боли. Все святые испытывали боль, взять хотя бы для примера самых известных святых – Будду и Христа. Они за свою жизнь испытали такое количество боли, что далеко не каждому человеку под силу такое испытание. Они, как и любой другой человек ощущали всю эту боль своим организмом, но при этом они с невозмутимым спокойствием продолжали делать то, что должны были делать, говоря при этом об освобождении от страданий.

Освобождение от страданий не есть освобождение от болезненных ощущений. Это освобождение от страха боли. Это свобода от зависимости организма, от всех возникающих в нём ощущений. Это освобождение от привычного восприятия себя в виде некоего живого существа с определённым устроением, не представляющего из себя в действительности ничего, кроме образов в уме. Это освобождение от вовлечённости в игру воображения, возникающую и происходящую в Сознании. Именно это освобождение и приводит к успокоению ума, ведь все беспокойства, возникающие в уме, есть продукт игры воображения и ничего больше. Когда это становится ясным, то ум успокаивается сам и для этого ничего не нужно делать, да и невозможно ничего сделать, ведь тот, кто пытается что-то сделать, сам есть продукт воображения. Как при помощи одного воображения освободиться от другого воображения?

Именно поэтому все мастера, в ком действительно произошло окончательное Понимание, говорят о недеянии и о полном приятии всего происходящего. И это не пустые слова. Это слова, отражающие истинное ви́дение и понимание.

Я уже неоднократно говорил и писал о том, что ум – есть набор переплетённых между собой представлений или образов о себе и о мире. И выйти из ума нельзя! Поскольку не ты находишься в уме, а ум находится в тебе. Ум ограничен количеством находящихся в нём образов. Ты не ограничен ничем. Это не ты погружён в ум, это твоё внимание погружено в восприятие образов ума, желая получить кайф от происходящей в нём игры воображения. И до тех пор, пока эта игра будет иметь для тебя хоть какое-то значение и будет приносить тебе хоть какой-то кайф, никуда твоё внимание оттуда не уйдёт. Оно будет приковано к этой игре так же, как футбольной фанат прикован к игре своей любимой команды.

Выход за пределы образов ума возможен только тогда, когда вся эта переживаемая тобой игра потеряла для тебя всякий интерес. Тебя больше не интересуют эпизоды наблюдаемой и переживаемой тобой игры, тебя интересуешь только ТЫ сам. И как только в тебе возникает вопрос – КТО этот Я, для которого существует весь этот мир со всем его многообразием ощущений? так внимание твоё сразу отвлекается от восприятия образов ума и направляется к самоощущению себя, себя как Источника происходящего, как Источника всего-что-есть. Так происходит выход за пределы ума и осознание своей истинной Природы. И никакого другого выхода из ума или выхода за пределы ума не существует, как не существует и того, кто этот выход хочет осуществить.

Когда происходит отвлечение внимания от восприятия образов ума, то в фокусе внимания оказывается только Бездонная Пустота Чистого Сознания. Источником же самого внимания является Я, которое осознаётся как единственно существующая реальность и Основа всего-что-есть. Эту Основу невозможно увидеть, поскольку ОНА сама есть ТО, что видит. Но её можно ощутить и осознать, как Источник самого осознания, как ТО, что осознаёт, как Источник ви́дения, как ТО, что видит, как Источник восприятия, как ТО, что воспринимает. И проще всего это получается тогда, когда в фокусе внимания нет ничего, кроме пустоты, ничего что отвлекало бы твоё внимание от восприятия своего Источника.

Когда происходит осознание Источника, пустота, воспринимаемая раньше как нечто нереальное, пугающее и ассоциирующаяся со смертью, воспринимается теперь как нескончаемый океан чистого сознания, наполненный блаженным покоем. Это и есть НИРВАНА, или НЕДРОБНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, или АДВАЙТА. И тогда ничего кроме ЭТОГО не воспринимается, а всё, что воспринимается – есть проявление ЭТОГО.

Ум в результате такого осознания успокаивается самопроизвольно, поскольку происходящая в нём игра воображения теряет свой прежний смысл и свою прежнюю значимость, это лишь миражи подобно снам, самопроизвольно возникающие во Мне. Они самопроизвольно возникают во Мне, и самопроизвольно заканчиваются во Мне, растворяясь в чистом и бесконечном просторе Сознания. Я ничего не имею против этого, а лишь наблюдаю за ними, наполняя их своим присутствием и осознанием. Я не мешаю им, они не мешают Мне. Это можно назвать внутренним равновесием или Покоем и Гармонией в самом себе, или успокоением ума. Никакого другого покоя ума не существует.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наш суматошный век очень сложно оставаться в гармонии. Многие живут в стрессе. Многим (особенно, женщинам) не хватает покоя и внутренней стабильности. Но есть прекрасная новость: вы можете стать хозяином своего ума. Можете вырваться из череды беспокойств, страхов, пустых «пережевываний» событий... Как успокоить ум?

Болезнь нашего ума

Мы так привыкли к хаосу и обилию ненужных переживаний в своей голове, что уже начали считать это нормой. Нам уже кажется, что жизнь соткана из сплошных проблем. Мы так привыкли к состоянию стресса, что уже не замечаем его.

Да, существуют реальные проблемы. Иногда людям нечего есть, они испытывают голод. Иногда на город обрушивается цунами, начинается землетрясение... На самом деле, даже в таких ситуациях глупо переживать и нервничать. Нужно принимать какие-то решения, что-то делать, не перегружая свой мозг негативными мыслями.

Но остальные наши проблемы — созданы нашим умом. Мы переживаем, что на работе нас могут уволить. Что супруг как-то не так с нами общается. Что мы не сможем поехать на курорт, что у нас сколько-то лишних килограмм, что за окном плохая погода, а тетка в автобусе сказала вам какую-то грубость...

Спокойный ум нужен всем и во всех ситуациях. Особенно — в каких-то сложных ситуациях. Если вы нервничаете — вам очень сложно принять правильное решение.

Простой пример, понятный всем мамам: ребенок вдруг сильно упал с какой-то горки, лежит и плачет. Возможно, упал вниз головой. Возможно, у него где-то кровь, и т.д. Какие есть варианты действий?

  • Можно прийти в ужас, рвать на себе волосы, самой разрыдаться, обвинять себя в том, что вы плохая мать;
  • Можно осмотреть ребенка, вызвать скорую, и при этом убиваться, нервничать, прокручивать в голове тысячу раз всю эту ситуацию;
  • А можно вообще не убиваться и не переживать. Оставаться спокойной. Просто подойти к ребенку, оценить его повреждения, постараться успокоить, и при необходимости — вызвать скорую, спокойно поехать в больницу.

Как вы думаете, какой вариант лучше?

К счастью, у некоторых людей в критических ситуациях внезапно включается абсолютное спокойствие. К счастью, я из таких: начинаю переживать и нервничать с запозданием, когда ситуация уже разрешилась. Я очень благодарна за это своему организму.

У нас тоже бывали падения, кровь, какие-то болезни и прочее. И дочка, глядя на мое непоколебимое спокойствие, сама постепенно успокаивалась. Поэтому я знаю, что самое главное — сохранять внутреннее равновесие в чрезвычайных ситуациях.

Впрочем, спокойный ум окажется не менее ценным и в обычной повседневной жизни. Он сделает ее значительно приятнее и счастливее. По сути, зависит от нашего состояния ума.

Как стать спокойнее?

Для достижения желаемого состояния нужно делать две вещи:

  1. Очищать свой ум;
  2. И не загрязнять его.

Очищение достигается и молитвой. Я много раз писала о них, и буду писать еще. А пока остановимся на втором, не менее важном пункте...

Как сохранять ум в покое?

Ваша жизнь значительно изменится, если вы будете заботиться о том, что поступает в ваше сознание. Могу дать несколько практических советов:

  1. Самое банальное, но самое главное правило — никакого телевизора! И никакого бездумного хождения по интернету! Это очень важно! Телевизор и интернет загружают в нас огромную кучу мусора!
  2. По возможности, создайте себе ! Общайтесь только с людьми, которые работают над собой, не распространяют негатив, ведут полезные и конструктивные беседы. Никакого нытья, сплетен и болтовни «ни о чем».
  3. Если вы по каким-то причинам не можете избавиться от разрушающего общения (например, от коллег по работе или родственников) — найдите себе очень много другого, хорошего общения. Чтоб хорошего общения было гораздо больше, чтоб оно перевешивало. В процессе разговора мы перенимаем умонастроение собеседника.
  4. Создайте строгую цензуру на фильмы и книги. Никаких боевиков и детективов. Выбирайте качественное кино, несущее в себе положительный заряд, а не депрессию.
  5. Веды говорят, что для поддержания чистоты сознания, важно соблюдать режим дня ( и ложиться до 22) и есть свежую . По возможности, следуйте этому.
  6. Содержите свой дом в чистоте и в порядке.
  7. Научитесь мыслить оптимистично.

Как стать оптимистом?

На самом деле, оптимизм — это просто привычка. Попробуйте отслеживать свои мысли. На каждый негативный вывод сразу же ищите три позитивных. В каждой ситуации, в которой очевидны минусы, сразу находите три любых плюса.

Сегодня написано много книг о позитивном мышлении. Авторы рекомендуют работу с аффирмациями, коллажами желаний, визуализацией... Кто-то не одобряет эти методы, а кто-то восхваляет.

Мое мнение: на определенном этапе аффирмации очень полезны! Они хороши, когда нужно научиться мыслить в позитивном ключе. Я активно работала с аффирмациями на протяжении года.

Однако, медитация, практики осознанности, молитвы — предпочтительнее, чем аффирмации. И работают на более глубоком уровне.

Мой опыт

Я сама от природы очень нервная и беспокойная. Именно поэтому в 18 лет я поняла, что с этим нужно что-то делать. Начались долгие поиски.

Йога, аутотренинг и медитация мне очень помогли. К сожалению, после рождения детей почти невозможно уделять этому достаточно времени. Но если следовать принципам, о которых я говорила выше, можно помогать своему уму оставаться спокойным.

У нас нет телевизора. Я внимательно слежу за тем, что попадает ко мне в виде фильмов и книг. Я контролирую свое общение. Стараюсь постоянно питать свой ум чем-то полезным и позитивным. И мне нужно гораздо меньше времени на медитацию, чем раньше. Мне гораздо проще чувствовать себя в гармонии.

На первый взгляд, принципы, о которых я написала, очень просты и банальны. Но все самые эффективные методы могут быть до смешного просты! Главное — примените их в жизни. Попробуйте! Почувствуйте, насколько важно для вас общение. СМИ. Стиль мышления. Начните относиться к этому более серьезно.

Одни люди просто все знают. А другие — знают и применяют на практике. Как вы думаете, кто будет более успешным?

Другой способ - отвергать мысли-предложения, отрезать их от ума, когда бы они не пришли, и твердо держать мир существа, который действительно и всегда существует за беспокойствами и бунтом ума.

Что до жужжания физического ума, отвергайте его спокойно, не впадая в волнение, отвергайте до тех пор, пока у него не исчезнет охота и оно не удалится, покачивая головой и говоря: этот парень слишком спокоен и силен для меня. Всегда есть вещи, которые могут подняться и наброситься на молчание - виталические понуждения и механическое возвращение физического ума. Тихое отвержение обоих - это средство лечения.

Как может человек удержать ум от вмешательств?

Во-первых, вы должны хотеть этого, и затем, вы должны сказать, как человеку, который производит слишком много шума: “Не шуми!” Вы должны сделать это, когда ум выходит вперед со своими предложениями и всеми своими движениями. Вы должны успокоить его, утихомирить его, сделать его молчащим. Первая вещь - не внимать ему. Чаще всего, когда все эти мысли приходят, человек смотрит, слушает, силится понять. Тогда, естественно, этот слабоумный верит, что вы очень заинтересованы, и он увеличивает свою активность. Вы не должны слушать, не должны уделять внимание. Если он делает слишком много шума, вы должны сказать ему: “Тише!”. Но вы не должны уподобиться при этом тем людям, которые начинают кричать “не шумите!” и делают такой шум сами, что становятся шумнее других!

Первая необходимость - не позволять себе быть выбитым из колеи этой трудностью. Она - одна из тех, которые часто случаются, поскольку эти воображения легко приходят в человеческий ум, но от них можно избавиться со временем, и даже в сравнительно короткое время, если человек встречает их не дрогнув, с тихой решимостью, отделенностью от них и терпением. Это просто привычка, которая ранее завладела умом, она может быть растворена и прекратит возвращаться. Поможет, если вы перестанете смотреть на них, как на создания вашего собственного ума. Они не являются таковыми, они - чужеродный элемент, заброшенный в ум снаружи, физический ум, который они атакуют, должен научиться видеть и чувствовать их, как нечто инородное и отказываться от принятия их. Тогда они уйдут. Храните внутреннее доверие и открывайте себя.

Можно сосредоточиться в душевном центре существа.

Как можно опустошить ум ото всех мыслей! Когда пытаешься сделать это во время медитации, мысль о том, что не должно быть ни одной мысли, все же всегда остается.

Не только во время медитации должно научиться быть спокойным. Нужно научиться не тому, чтобы быть спокойным во время медитации, поскольку сам факт старания создает шум и беспокойство. Следует научиться сосредоточивать все энергии в сердце: тогда, если преуспеете, тишина придет автоматически.

Чем более душа распространяется в наружное существо, тем больше механическая активность подсознательного ума успокаивается. Это лучший способ. Прямые усилия успокоить ум - это трудный метод.

По мере того, как любовь ко Всевышнему растет, другие факты, беспокоящие ум, исчезают.

Можно продвинуть сознание в более высокую сферу

Что следует делать, чтобы избавиться от умственных вторжений?

Ум должен научиться оставаться тихим, внимательным, не делать шума. Если вы пытаетесь заставить замолчать ваш ум прямо, это трудная работа, почти невозможная, поскольку наибольшая часть мозга никогда не прекращает своей активности. Он продолжает, как никогда не останавливающийся проигрыватель. Он повторяет свои записи самостоятельно, пока нет выключения. Если вы можете продвинуть вверх ваше сознание в высшую сферу над обычным умом, это открытие к Свету утихомирит ум, он не будет двигаться более, и умственное молчание, таким образом полученное, может стать постоянным. Однажды войдя в эту сферу, вы можете никогда не выходить оттуда, внешний ум всегда будет оставаться тихим.

Стремление всегда толкает меня быть одному, поскольку, когда я один, интенсивность сосредоточенности становится очень сильной. Все сознание вздымается над головой и остается там в устойчивой тишине. Я хочу сделать этот план моим центром видения. Дайте ваше благословение упрочить меня там.

Ваше развитие идет хорошо. Если вы закрепите его сейчас, вы создадите более прочное основание для садханы.