Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения читать онлайн. Пословицы на букву у

Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения читать онлайн. Пословицы на букву у

Убыток уму прибыток.
Убыток учит наживать прибыток.
Увечье чести не отымет.
Увидим - сказал слепой; услышим - сказал глухой.
Увязил клинье в кривое дерево.
Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.
Угличане толокном Волгу перепрудили.
Уговор дороже денег.
Уговорец всем делам родный братец.

Угодило зернышко промеж двух жернов.
Уголь сажи не белей, а возьмешь его смелей.
Угорела барыня в нетопленой горнице.
Угрозы глупым страх.
Уда сребряна волочит рыбу со дна моря.
Удалой долго не думает.
Удалому все трын-трава.
Удалось сидню с печи упасть.
Удалось теляти волка поймати.
Ударил лицом в грязь, хотя и князь.

Удастся голубец - не надобен и дубец.
Удастся - квас, а не удастся - кислые щи.
Удача - кляча, лишь скачи да кричи.
Удица крива, да рыбица пряма.
Удобрилась мачеха до пасынка, велела в заговенье все щи выхлебать.
Удружили - голову вскружили.
Уже на дворе не рано добре.
Ужин не нужен был бы обед.
Ужом виться - гужом рваться.
Узелок да памятца - то дело станется.
Узнавай купца по обману, а судью - по карману.

Узнаешь Еремину мать, как ее звать.
Узнаешь Кузькину Мать, в чем она ходит.
Узнаешь, чем крапива пахнет.
Узнала свинья свое порося.
Узок путь зимою, а жидок - весною.
Уела попа грамота.
Указчик Ерема, указывай дома.
Указчику чирей за щеку.
Укатали Сивку крутые горки.
Уклонися от зла да купи козла.

Укоротишь - не воротишь.
Украв часовник, да: услыши, господи, молитву мою!
Украдено мудрено, да будет найдено.
Украдешь песчину, заплатишь полтину.
Украл топор, да говорит, что не вор.
Украсть - в беду попасть.
Укуся пирожка, да в пазушку, помяни бог покойную бабушку.
Улита едет когда-то будет.
Улица прямая, да хата кривая.
Улица широка - хороводу простор.

Уложенье читает, а дела не знает.
Ум без разума беда.
Ум говорит: пора идти с двора, а хмель говорит: дождемся побой да вместе домой.
Ум говорит: посидим, а хмель говорит: пойдем попьем. А безумье говорит: дождемся побой да вместе пойдем домой.
Ум бороды не ждет.
Ум - добро, а два и лучше того.
Ум доводит до безумья, а разут до раздумья.
Ум за разум зашел.
Ум за разумом не ходит.
Ум любит простор.

Ум нажить - не город городить.
Ум непостоянен, а человек окаянен.
Ум разумом крепок.
Ум разуму не указ.
Ум разуму подспорье.
Ум слабый не желает науки, а хочет век прожить без скуки.
Ум-то есть сладко съесть, да язык короток.
Ум хорош, да без денег дурен.
Ум - хорошо, а два лучше того.
Ума бог не дал - руками разводить.
Ума много, да разуму нет.

Ума, разума много, да рук не к чему приложить.
Умей в саночках кататься - умей и саночки возить.
Умей взять - умей и отдать.
Умей шутить - умей и отшучиваться.
Умел дитя родить - умей и научить.
Умел начать - умей и окончать.
Умел ошибиться - умей и поправиться.
Умел потерять - умей и найти.
Умен, да скуден - и глуп, да богат.
Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в овин да играет один.
Умен сын Иванушка! - Кто хвалит? - Матушка.

Умерла щука, да зубы остались.
Умерло теля - миновалось племя.
Умею, да не смею.
Умная голова, да дураку досталась.
Умная голова, разбирай божьи- дела.
Умная голова сто голов кормит, а безумная и своей не прокормит.
Умного отца да бешена овца.
Умного посла ожидай, а за безумным сам ступай.
Умного учить, как доброго коня в поводу водить, а дурака учить, как в бездонную кадь воду лить.
Умной что староста губной везде его боятся.

Умному брань - что глупому дрань.
Умному дашь - похвала и барыш, а безумному дашь - только грех сотворишь.
Умные речи приятно и слушать.
Умный грешит, да поправить спешит.
Умный запрашивает, а глупый торгуется.
Умный на суд не ходит, а глупый с суда не сходит.
Умный не всегда развяжет, что глупый завяжет.
Умный не осудит, а глупый не рассудит.
Умный поп хоть губами шевели, а мы, грешные, догадываемся.
Умный ребенок боится грозы, а глупый - лозы.

Умный слова боится, а глупый и побой не побоится.
Умный товарищ - половина дороги.
Умный уступает.
Умом наживают, а безумием и старое теряют.

Л.А. МИКЕШИНА Конвенция как универсальная операция познания и коммуникаций

В эпистемологии конвенция,
или соглашение, – познавательная
операция, предполагающая введе
ние норм, правил, ценностных суж
дений, знаков, символов, языковых
и других систем на основе догово
ренности и соглашения субъектов
познания. Она является прямым
следствием диалогического, ком
муникативного характера познания
и деятельности и, конечно, вводит в
познание самые разнообразные
ценности. Основой научного обще
ния становятся также конвенции,
возникающие при передаче спосо
ба ви´дения, парадигмы, научной традиции, неявного знания,
неэксплицированного в научных текстах и передаваемого
только в совместной научно поисковой деятельности.
Конвенции способствуют реализации диалогической
формы развития знания и применению таких «коммуникатив
ных форм» познания, как аргументация, обоснование, объяс
нение, опровержение, понимание, консенсус/диссенсус
и т.п. При этом они не рассматриваются как некие самостоя
тельные сущности, произвольно «членящие» мир и навязы
вающие человеку представления о нем, но понимаются как
исторически сложившиеся и закрепленные соглашением
конструкты, имеющие объективные предпосылки, отражаю
щие социокультурный опыт человека, служащие конструктив
но проективным целям познания и коммуникации в целом2.
Из истории вопроса
Проблема конвенциональности как одной из методологи
ческих концепций рассматривалась преимущественно по от
ношению к естественно научному знанию, принимаемому за
научное знание в целом. Оценка и обсуждение места и роли
конвенций в логико методологическом контексте прошли
свой «пик» еще в 1960–1980 х гг. и представлены в работах
К. Поппера, Р. Карнапа, У. Куайна, К. Айдукевича, И. Лакатоса,
Д. Дэвидсона и др., которые не только обсуждали идеи кон
венционализма в работах французских ученых А. Пуанкаре и
П. Дюгема, но и развивали новые идеи о конвенционализме
как одной из методологических концепций науки.
Известным случаем «радикального конвенционализма»
является позиция выдающегося польского философа и логи
ка Айдукевича, изложенная в статье «Картина мира и поня
тийный аппарат» (1934). В нашей методологии науки взве
шенная и обстоятельная критика идей польского логика была
дана В.Н. Порусом, показавшим, что в основании его логи
ко методологической концепции структуры и развития науч
ного знания лежит оригинальная семантическая концепция
языка; к самим соглашениям применяются критерии удобст
ва, простоты, эстетического совершенства; данные опыта,
как и картина мира, определяются выбором понятийного ап
парата, «концептуального каркаса», которые «взаимонепере
водимы», т.е. «решающее значение для принятия тех или
иных научных суждений имеет не опыт, а выбор интерпрета
тивных систем». Они не могут быть реконструированы в тер
минах логики, поскольку имеют конвенциональный характер.
Отмечая, что «рациональность такого ученого всегда “выше”
используемых им конвенций» и что конвенции заключаются
не каждым членом сообщества, а только «элитой», Порус под
черкивает особый вид коммуникаций, который выступает как
«определение рациональности». Все это напоминает «транс
цендентальное» коммуникативное сообщество К.О. Апеля,
идеи которого будут развиты в более позднее время. У Айду
кевича «логическая корректность, практическая примени
мость» оказываются в одном ряду с социальными или соци
ально психологическими факторами3. В целом Айдукевич
«пытался сформулировать рациональные основания прагма
тики науки и научного познания», его критерии имеют не логи
ческий, а методологический характер, а «методология науки
должна учиться рациональности у истории науки», к чему в
дальнейшем придет также И. Лакатос. Известен его анализ
конвенционализма как одной из конкурирующих методологи
ческих концепций рациональной реконструкции истории нау
ки среди индуктивизма, фальсификационизма и методоло
гии научно исследовательских программ4.
Как показал в свое время Поппер, проблема конвенций
реально возникает в случае постановки общей проблемы вы
бора теории. Конвенционалисты полагают простой не приро
ду, а ее законы, которые являются нашими собственными
свободными творениями, произвольными решениями и со
глашениями; естественные науки представляют собой не
картину природы, но логическую конструкцию, мир понятий,
определяемый выбранными нами законами природы. Этот
искусственный мир и есть мир науки, где наблюдение и изме
рение определяются принятыми законами, а не наоборот.
Эти идеи выражают суть «радикального конвенционализма»,
что не мог принять Поппер, для которого главное – строгость
проверок. Судьбу теории решают только результаты провер
ки, соглашение о базисных высказываниях. Методологиче
ские правила Поппер также рассматривал как конвенции –
своего рода «правила игры» эмпирической науки, но оправ
дать методологические конвенции и доказать их ценность
может только «метод обнаружения и разрешения противоре
чий». Полагая такой конвенционализм «совершенно непри
емлемым», Поппер тем не менее оценивает данную филосо
фию как заслуживающую большого уважения. Она помогла
прояснить отношения между теорией и экспериментом, по
казала роль наших действий и операций, осуществляемых на
основе принятых соглашений и дедуктивных рассуждений, в
проведении и интерпретации научных экспериментов. Кон
венционализм оценен им как последовательная система, ко
торую можно защищать; попытки обнаружить в ней противо
речия вызывают серьезные трудности.
Краткое напоминание о традициях конвенционализма в
методологии естественных наук позволяет отметить, что кон
венциональность понималась узко, например, как создание
научной классификации «истинной только по соглашению»,
которую в любой момент можно отбросить. Такого рода кон
венции исследовались вне процессов коммуникации как в
науке, так и в обществе: не было задачи понимать их мас
штабнее, не только как элемент науки, но языка и культуры в
целом. Не осознавалось также, что существуют особенности
конвенциональных элементов и процедур в социально гума
нитарном познании, в частности в лингвистике, социологии,
теории коммуникаций и ее моральных аспектах. Но уже Поп
пер, исследуя «открытое общество», показывал, что принятие
конвенций и оперирование ими – одно из базовых когнитив
ных следствий социальной коммуникативной рационально
сти, универсальная процедура познания и деятельности в це
лом.Оннапомнил об истории различения, в частности в древ
негреческой философии, законов природы и норм как
установленных конвенций в обществе5. В отличие от природ
ных законов нормативные регулярности, представляющие
частный случай конвенций, не являются вечными, неизмен
ными, поскольку вводятся людьми и ими же могут быть изме
нены или даже отменены. Соответственно с осознанием это
го различия на смену «наивного конвенционализма» пришел
«критический конвенционализм», признающий наряду с нор
мами, существующими в обществе «от Бога», нормы, уста
навливаемые по договору самими людьми, несущими за них
моральную ответственность. Если нормы устанавливаются
соответственно идеалу, то идеал – это тоже феномен, созда
ваемый человеком, и в этом случае его моральная ответст
венность также сохраняется.
Проблема соглашения, конвенций и коммуникаций ис
следовалась в свое время М. Вебером в созданной им «пони
мающей социологии». Подтверждается постоянное присут
ствие различных видов соглашения в базовых формах соци
ального действия, в том числе связанных непосредственно с
познанием. Ситуация обычно усложняется, и реальное пове
дение может быть одновременно ориентировано на несколь
ко соглашений, которые по системе ценностей и по принято
му в них конвенциональному мышлению «противоречат» друг
другу, однако параллельно сохраняют свою эмпирическую
значимость. Возможна ситуация, когда индивид внешне ори
ентируется на требования закона, но, имея индивидуальные
предпочтения и ценности, неявно следует конвенциональ
ным предписаниям. Вебер вводит ряд близких, но не тожде
ственных понятий: языковая общность; «значимое» согласие
и действия, основанные на согласии; договоренность – экс
плицитная (легальная, явная) и молчаливая (неявная). Под
языковой общностью, имеющей особое значение и в собст
венно познавательной деятельности, понимается идеаль
но типический «целерациональный» феномен, ориентирован
ный на ожидание встретить у другого «понимание» предпола
гаемого смысла. Согласие, один из видов «общности», – это
действие, ориентированное на вероятностное ожидание оп
ределенного поведения других, несмотря на отсутствие до
говоренности. Значимое согласие не должно отождествлять
ся с «молчаливо достигнутой договоренностью», между ними
существует множество переходов, в том числе усредненный
порядок «по умолчанию». Следует отметить, что эти выявлен
ные Вебером понятия в отличие от специфически социологи
ческих, например «сословная конвенциональность», имеют
общий характер и несомненно применимы при рассмотрении
любой познавательной деятельности как социально комму
никативной по природе6.
Проблемы конвенций и конвенциональности исследова
лись не только методологами, но и представителями естест
венных наук. Хорошо известны работы крупнейшего фран
цузского математика А. Пуанкаре, в которых он исследовал
проблемы конвенций в науке, что в свою очередь стало пред
метом дискуссий на многие годы. Если не сводить познание
только к отражательным процедурам и признавать коммуни
кативную природу познавательной деятельности, то многие
размышления французского ученого о научном познании,
природе гипотез, законов, принципов должны оцениваться в
целом как конструктивные. Так, высказанные в статье «Наука
и гипотеза» идеи о «свободном соглашении» или «замаскиро
ванном соглашении», лежащие в основе науки, безусловно,
отражают искренний и внимательный взгляд естествоиспы
тателя на познавательную деятельность и природу знания.
Пуанкаре полагает, что «принципы – это соглашения и скры
тые определения. Тем не менее они извлечены из экспери
ментальных законов; эти последние были, так сказать, возве
дены в ранг принципов, которым наш ум приписывает абсо
лютные значения»7. Очевидно, что Пуанкаре имеет в виду
существование объективных предпосылок и условий возмож
ности для включения в теоретическое познание тех или иных
конвенций, которые определяют методологическую работу
ученого с эмпирическими данными.

БАХВАЛЬСТВО

Бахвальство не молотьба.

Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят.

Слышен звон, да что толку в нем.

БДИТЕЛЬНОСТЬ

Бдительность - наше оружие: бдительность врага обнаружит.

Будь начеку, не давай ступить шагу врагу.

Гляди в оба, зри в три.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим - коршуна.

Надо всем знать, как врага распознать.

Надейся на мир, а гляди в оба.

Не поддавайся на пчелкин медок: у нее жальце в запасе.

Против вражьей лжи ухо востро держи.

У врага змеиная злоба: поглядывай в оба.

Храбрость города берет, а бдительность бережет.

Щуке дремать - добычи не поймать.

БЕДА, ГОРЕ

Беда беду накликает.

Беда беду родит.

Беда вымучит, беда и выучит.

Беда - глупости сосед.

Беда да мука - та же наука.

Беда! До беды семь лет: либо будет, либо нет.

Беда за бедой - как волна за волной.

Беда не дуда, станешь дуть - слезы идут.

Беда не по лесу ходит, а по людям.

Беда не страшит, а путь кажет.

Беда не ходит одна.

Беда никогда не приходит одна.

Беда привалила - ума не хватило.

Беда придет - и с ног собьет.

Беда придет - ум за разум зайдет.

Беда приходит пудами, а уходит золотниками.

Беда споро ходит.

Беда ум родит.

Беда ходит не по лесу, а по людям.

Беда - что текучая вода: набежит да и схлынет.

Беду не ждут, она сама приходит.

Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь.

Беды мучат, да уму учат.

Беды терпеть - каменное сердце иметь.

Бежал от волка, а попал медведю в зубы.

Бежал от дыма, а упал в огонь.

Без беды друга не узнаешь.

Без беды и добра не бывает.

Берегись бед, пока их нет.

Было бы счастье, а дни впереди.

Было добро, да давно; а будет вперед, да горе берет.

В большом горе и маленькая радость велика.

В слезах никто не видит, а песни всяк слышит.

Везет как утопленнику.

Веку мало, да горя много.

Видима беда - что во ржи лебеда.

Ворон каркал, да и докаркался.

Вперед да вперед - так меньше горе берет.

Все беды пропали - что в воду упали.

Всяк в беде бывает, а на другом видя - забывает.

Всякое горе со временем забывается.

Где беда ни ходила, да к нам пришла.

Где беде бывать, там ее не миновать.

Где горе, там и радость.

Где горе, тут и слезы.

Глуби моря не высушить, горя сердца не вымучить.

Горе горевать - не пир пировать.

Горе горюй, а руками воюй.

Горе да беда - с кем не была.

Горе да нужду обухом не перешибешь.

Горе заставит - бык соловьем запоет.

Горе легкое - болтливо, тяжелое - безмолвно.

Горе лыком подпоясано.

Горе молчать не будет.

Горе - море, не переедешь.

Горе не горе, лишь бы не было боле.

Горе не задавит, а с ног свалит.

Горе не ищут - само приходит.

Горе - не море, выпьешь до дна.

Горе - что море, не выпьешь до дна.

Горе - как море, берегов не видно.

Горе - не плуг, а бороздки прокладывает.

Горе не сухарь, слезы не вода - не размочишь.

Горе одолеет - никто не пригреет.

Горе с сердца - гора с плеч.

Горе старит, а радость красит.

Горе тому, кто непорядком живет в дому.

Горе тому, кто плачет в дому, а вдвойне тому, кто плачет без дому.

Горе - что стрела разит.

Горевая слеза горька и солона.

Горесть молчать не умеет.

Горькие вести и гонцу не на радость.

Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

Горя много, а смерть одна.

День меркнет ночью, а человек - печалью.

Добрый смех - не грех: со смехом-то и беда в полбеды живет.

Дождь - не дубина, не убьет; беда - не смерть, в гроб не уберет.

Долгая дума - лишняя скорбь.

Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости.

За весельем горесть ходит по пятам.

За недобрым пойдешь - на беду набредешь.

Завей горе веревочкой и замотай толстым узлом.

Зачем в люди по печаль, коли дома плачут.

Злая обида горше полыни.

И жидка слеза, да едка.

И крута гора, да миновать нельзя.

И почище нас, да слезой умываются.

И холодно, и голодно, и до дому далеко.

Иди скоро - нагонит горе, иди тихо - нагонит лихо.

Иное зло и терпеньем одолеть можно.

Иному горе - мученье, а иному - ученье.

Искру туши до пожара, а напасть отводи до удара.

К нашему берегу не плывет красно дерево: либо чурка, либо палка.

К небесам высоко, в реку глубоко, а приходится вертеться, как некуда деться.

Кабы знал, где упал, там соломки подостлал.

Кому смех, а мне горе.

Кручина с ног собьет, нужда и вовсе заклюет.

Кручиною поля не изъездишь, а недруга слезами не утишишь.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Куда ни кинь - всюду клин.

Купил лихо за свои деньги.

Лиха беда одну беду нажить, а другая - сама придет.

Лихо жить в нуже, а в горе и того хуже.

Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.

Лихое горе с худом приходит целым пудом, а вон - с большим трудом идет золотником.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

На всякую беду страху не напасешься.

На обеде все соседи, а пришла беда - они прочь, как вода.

На плечах голова - не страшна и беда.

Навели на грех да покинули на смех.

Нанесло горя с моря.

Натерпишься с горя - научишься жить.

Нашему Ванюшке всегда под ногами камушки.

Нашему Ивану нигде нет талану.

Не беда бы щуке в вершу влезть, беда, что вон не вылезть.

Не буди лихо, пока спит тихо.

Не время волосы белит, а кручина.

Не грози щуке морем, а нагому горем.

Не думал, не гадал, как в беду попал.

Не идет на ум ни еда, ни вода, когда перед глазами беда.

Не лучше ли пропасть, чем терпеть напасть?

Не на то глаза, чтоб текла слеза.

Не та беда, что на двор взошла, а та беда, что со двора нейдет.

Не так страшен черт, как его малюют.

Не угадаешь, где упадешь, где встанешь.

Не угадаешь, где найдешь, где потеряешь.

Нет обороны, так клюют сороки и вороны.

Ни дна, ни покрышки, ни от беды передышки.

Нос вытяну - хвост завязнет, хвост вытяну - нос завязнет.

Носи платье - не складывай, терпи горе - не сказывай.

Одна беда не приходит.

Одна беда не ходит - за собой горе водит.

От горя бегом, а горе все передом.

От горя бежал, да в беду попал.

Отвяжись, худая жизнь, привяжись добрая!

Печаль не красит, горе не цветит.

Повесил головушку на правую сторонушку.

Под силу беда - со смехом, а невмочь беда - со слезами.

Подкошенная трава и в поле сохнет.

Пока солнышко взойдет, роса очи выест.

Попал как кур в ощип.

Попал как кур во щи.

Придет беда - купишь ума.

Придет беда - не пойдет на ум еда.

Придет беда - проймет слеза.

Принесла сорока на хвосте лихо.

Приходит беда - растворяй ворота.

Пришли на Настю беда да напасти.

Радость горю не попутчик.

Река - не море, тоска - не горе.

Ржа съедает железо, а печаль - сердце.

С печали не мрут, а сохнут.

С умом жить - беды избыть, а без ума жить - в дураках быть.

Своего горя под завяз.

Семь бед - один ответ.

Слезами горю не поможешь.

То не беда, что на карман пошла, а то беда, что здоровье унесла.

Тошно, да миновать не можно.

Три беды, семь бед, а все помощи нет.

Ты к нему спиной, а оно к тебе рылом.

Ты от горя за реку, а оно уж стоит на берегу.

У кого на сердце ненастно, у того и всякий день дождь.

Хвали горе, чтоб не плакало.

Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.

Худое - охапкою, хорошее - щепотью.

Что червь в орехе - то печаль в сердце.

Чужая беда - смех, своя беда - грех.

Чужая беда дает поесть, а про свою беду и сказать не могу.

Чужая печаль с ума свела, а по своей потужить некому.

Чужая слеза - вода.

Чужое горе вполовину горевать.

Чужому горю легко пособлять.

Чужую беду на бобах руками разведу, а к своей ума не приложу.

Чужую беду не посоля уплету, а свою и подсахарив не проглочу.

Я от горя, а оно ко мне вдвое.

БЕЗДЕЛЬЕ

Без дела жить - только небо коптить.

Безделье - мать пороков.

Ветрена мельница да баба - бездельница мелют без устали.

Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

Люди за дело, а дурак за безделье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От безделья собака на ветер лает.

Пошел за делом, а воротился с бездельем.

БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Бездеятельность - сестра болезни.

И камень лежа мохом обрастает.

Изо дня в день спустя рукава.

Не ударит и палец о палец.

Под лежачий камень и вода не течет.

Стоячая вода киснет.

БЕЗЗАБОТНОСТЬ

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

Веселая голова живет спустя рукава.

Застала зима сватью в летнем платье.

Как печь топить, так и дрова рубить.

Тогда и в огород, когда землю пахать.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Ему хоть трава не расти.

Овин горит, а молотильщики есть просят.

БЕЗУМНЫЙ

Без ума голова - пивной котел.

До седых волос дожил, а ума не нажил.

Дырявого меха не надуть, а безумного не научить.

С умом жить - тешиться, а без ума жить - мучиться.

Умом наживают, а безумием и старое проживают.

Человек без ума, что скорлупа без ядра.

БЕЛОРУЧКА

Белоручка не работник.

Белые ручки чужие труды любят.

Черная земля белых рук не любит.

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

Алтын серебра не ломит ребра.

Без копейки рубля нет.

Береги денежку про черный день.

Береженая вещь два века служит.

Бережливого коня и зверь в поле не берет.

Бережливость дороже богатства.

Бережливость лучше прибытка.

Бережливость не скупость.

Бережливость - это те же деньги.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Была кучка - стал ворошок.

Запас человека не портит.

Добрый хозяин - господин деньгам, а худой - слуга.

И медведь из запасу лапу сосет.

Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Лучше скуповато, чем мотовато.

Мука не мука, а бережливость - наука.

Не деньги богатство: бережливость да разум.

Не кидай ломаного шкворня: на чеку пригодится.

По одежке протягивай ножки.

Прибыль в людях, а бережливость в своих руках.

Прибирай остаток - меньше будет недостаток.

Пушинка к пушинке - выйдет перинка.

Рубль - трудовой, потому и дорогой.

Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужу.

Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.

Чего маленько, того кроши меленько.

БЕРЕЧЬСЯ

Берегись бед, пока их нет.

Лучше поберечься, чем обжечься.

На всякий час не убережешься.

БЕСЕДА

Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

Беседа найдет соседа.

Беседа не без красного словца.

Беседливый всегда с людьми.

Всякая прибаска хороша с прикраской.

В умной беседе ума набраться, а в глупой - свой растерять.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Хорошо беседовать, когда есть что сказать.

БЕСПЕЧНОСТЬ

Беспечному все трын-трава: поехал ни за чем, привез ничего.

Беспечному сон сладок.

Ему и беда, что с гуся вода.

Живет - не тужит, погоняет - не охает, своя падет, так чужую подпряжет.

Зачем беспокоиться - над нами потолок еще не валится.

И в ус не дует, и ухом не ведет.

Лег - повернулся, встал - встряхнулся, и все тут.

Петуха на зарез несут, а он кричит кукареку.

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

Болота исходил, а рыбы не наловил.

Воду варить - вода и будет.

За бесплодный труд и спасиба нет.

Зря тяпать - только топор тупить.

Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.

От него плоду, что от камня меду.

Переливать из пустого в порожнее.

Пустую воду сколько ни вари - навару не будет.

Толочь воду в ступе.

Труда много, а толку мало.

Что про то говорить, чего не варить.

БЕСПОРЯДОК

Беспорядочный человек не проживет в добре век.

Все наготове: сани в Казани, хомут на базаре.

Горе тому, у кого беспорядки в дому.

Излишние порядки - те же беспорядки.

От беспорядка всякое дело шатко.

От порядка малые дела растут, а от беспорядка да большие расстраиваются.

Что за порядок: огород без грядок!

БЕССОННИЦА

Кто днем до поту работает, бессонницы в ночи не знает.

От бессонницы трудом лечатся.

БЕССТЫЖИЙ

Без стыда лица не износишь.

Бесстыжего не пристыдишь.

Бесстыжему наплюй в глаза, а он говорит: божья роса.

Бесстыжих глаз и чад неймет.

Бесстыжего гостя пивом не выпроводишь.

Бесстыжие глаза - на бесстыжее дело.

БЕСТОЛКОВОСТЬ

Бестолкового учить - только себя трудить.

В лесу дров не нашел.

Дома пан, а в людях болван.

Ему про Ерему, а он про Фому.

Ему про Тараса, а он - полтораста.

И готово, да бестолково.

И языком болтает, и пальцем тычет, а все толку нет.

От бестолкового человека - бестолковые речи.

Сидит да глазами хлопает.

Скажи ему: горы, а он тебе: горох.

С ним каши не сваришь.

Толкуй больной с подлекарем.

Трем курам корму раздать не умеет.

Ты ближе к делу, а он про козу белу.

Ты на безмен, а он с аршином.

Ты ему ложки, а он тебе плошки.

Ты ему о деле, а он: приходи на неделе.

Я ему сам - семь, а он: сам съем.

БЕСХАРАКТЕРНЫЙ

Из него хоть веревки вей.

Как теленок: кто погладит, того и полижет.

Кто сам, как пареная репа, тот другим поддается слепо.

Не человек, а мокрая курица.

Ни в пир, ни в мир, ни в люди.

Он и во сне не убьет комара.

Он что мешок: что положат, то и несет.

С ним и молоко киснет.

Ходит как дождем прибитый.

Экий армяк: чуть что - и обмяк.

БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ

Без присмотра хозяйство гибнет.

Без ухода не дом, а сарай.

В отпертые двери лезут звери.

Когда изба без запору, и свинья в ней бродит.

Небом крыто, светом огорожено.

Не там вор крадет, где много, а там, где лежит плохо.

Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.

От чужих ворот и ключи в воду, а к своим и замка не приберет.

Потеряли колесо, давай спасать дырку.

Пусть лежит - места не пролежит.

Сварил бы кашку, да крупу куры расклевали.

Семь ворот, и все на огород: двое не запираются, а остальные в огороде валяются.

Червь дерево точит, а плохая хозяйка дом изводит.

БЕСЧЕСТЬЕ

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Бесчестье хуже смерти.

Вода все моет, только бесчестья не смоет.

Всякое бесчестье от своих дел.

Честь ум рождает, а бесчестье последний отнимает.

Без бога - шире дорога.

Бей челом ниже: до неба высоко, до лица земля ближе.

Бог богом, а люди людьми.

Бог дал, бог и взял.

Бог даст день, даст и пищу.

Бог любит троицу.

Бог не велит хвостом шевелить, а только кончиком.

Бог не выдаст, свинья не съест.

Бог правду видит, да не скоро скажет.

Бог рассудит, да не скоро скажет.

Бог сирот любит, да воли не дает.

Бог терпел и нам велел.

Бог-то бог, а не будь сам плох.

Бог-то бог, да и сам не будь плох.

Бог - что захочет, человек - что сможет.

Бог шельму (плуга) метит.

Богу молись, а добра ума держись.

Богу молись, а к берегу гребись.

Богу молись, крепись, да за соху держись.

Будешь плох - не даст и бог.

Было бы что поесть, то и бог пропитает.

Вози навоз - не ленись, так хоть и богу не молись.

Вот тебе, боже, что нам негоже.

Где страх, там и бог.

Где человек не сможет, там и бог не поможет.

Густо кадишь - святых чадишь.

Деньга попа купит и бога обманет.

Каков бог, такова ему и свеча.

Какова вера, таков у ней бог.

Кто много врет, тот много божится.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

На бога надейся, а сам не плошай.

Надежда на бога и в болезни подмога.

Ох, ведает бог, отчего живот засох.

Пошли, боже, с неба, что нам треба: сала и хлеба.

Раем не прельщай, адом не стращай.

Раньше говорили: «Без бога не до порога», а теперь - широкая дорога.

Святой боже пахать не поможет.

Только ангелы с неба не просят хлеба.

У попа товар - ад да рай, что хочешь, то и выбирай.

Утаи, бог, так, чтобы и черт не узнал.

Хоть Лазаря пой, хоть волком вой.

БОГАТСТВО, БЕДНОСТЬ

А богатый и на золото слезы льет.

Аль я виновата, что рубаха дыровата?

Бедный часто озирается, хоть и не его кличут.

Бедному жениться - и ночь коротка.

Бедному зятю и тесть не рад.

Бедному кусок - за целый ломоток.

Бедность и мудрого смиряет.

Бедность не грех, а до греха доводит.

Бедность не порок, а без шубы холодно.

Бедность не порок, а вдвое хуже.

Бедность плачет, богатство скачет.

Бедный молодец честью богат.

Бить-бранить есть кому, а кормить некому.

Богат - да крив, беден - да прям.

Богат ждет пакости, а убог - радости.

Богат дивится: чем голь живится?

Богат, силен мошной; а рак - клешней.

Богат творит как хочет, а убог - как может.

Богатого, хоть дурака, всяк почитает.

Богато живут - с плота воду пьют.

Богатого и вчуже знают, убогий и в своих невидим.

Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.

Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.

Богатому жаль корабля, а бедному - кошеля.

Богатому и в раю тесно.

Богатому не спится: богатый вора боится.

Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.

Богатство добыть - и братство забыть.

Богатство на час, а бедность до веку.

Богатство с деньгами, голь с весельем.

Богатство - спеси родня.

Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает.

Богатство человека от смерти не избавит.

Богатством ума не купишь.

Богаты - так здравствуйте, а убоги - так прощайте!

Богатые раньше нас встали да все и расхватали.

Богатый бедного не разумеет.

Богатый бедному не брат.

Богатый бережет рожу, а бедный одежу.

Богатый врет - никто его не уймет.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Богатый - как хочет, а бедный - как может.

Богатый совести не купит, а свою погубит.

Богатый - что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.

Богачу - красть, а бедному - божиться.

Бос лаптей не износит.

Брюхо болит - на краюху глядит.

Брюхо не гусли, не евши - не уснет.

Будешь богат, будешь и скуп.

Буду богат, буду рогат: кого захочу, того и забодаю.

Бывали у вороны большие хоромы, а ныне и кола нет.

Был бы горшок, да было б в горшке, а покрышку найдем.

Была шуба - в шубе хаживал; нет шубы - шубу нашивал.

Было житье - еда да питье; ныне житья - ни еды, ни питья.

Быть Пахому такому - ходить ему нагому.

Бьется - как рыба об лед.

В деревне пашут, да мякинный хлеб едят.

В долгах - что в репьях.

В долгу - как в шелку.

В мужицком брюхе и долото сгниет.

В одном кармане - вошь на аркане, в другом - блоха на цепи.

В семи дворах один топор.

В чем в пир, в том и в мир.

В чем в торг по мыло, в том и в лес по лыко.

В чем к обедне, в том и по сельди.

Вам смех, а у нас и в лаптях снег.

Велик карман, да пуст.

Взаймы не брав, хоть гол - да прав.

Вода не замутит живота.

Возьмешь лычко, а отдашь веревочку.

Все едино: что хлеб, что мякина.

Всей одежи: две рогожи да куль праздничный.

Выгони голод на холод.

Вышла нужда на мороз.

Где голод, там и холод.

Где нас нет, там по две милостыни дают, а где мы - ни по одной.

Глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь.

Гол, да не вор, беден, да честен.

Гол - как лукошко, бос - как гусь.

Гол - как осиновый кол.

Голо, голо, а луковица во щи есть.

Голод живота не пучит, а легко ходить научит.

Голод и волка из лесу гонит.

Голод морит, по свету гонит.

Голод не сосед - от него не уйдешь.

Голод - не тетка, мороз - не свой брат.

Голод - не тетка, пирожка не сунет.

Голоден при хлебе не будешь.

Голодного песнями не насытишь.

Голодной курице все просо снится.

Голодному и опята - мясо.

Голодному Федоту и репка в охоту.

Голодному хлеб и во сне видится.

Голодный волк сильнее сытой собаки.

Голодный - и патриарх хлеб украдет.

Голодный откусил бы и от камня.

Голодный праздников не считает.

Голодный разбоя не боится.

Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.

Голь мудрена, нужда вежлива: на улице трясется, а в избу нейдет.

Голь о голь, как рыба об лед.

Голь перекатная.

Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда.

Горе наше, что без масла каша.

Горек обед без хлеба.

Горюет Фома, что пустая у него сума.

Гущу люблю пуще, а жижу я и дома вижу.

День не варим, два не варим, день погодим - да опять не варим.

Для просьбы бедного у богатого уши глухи.

Долго ли нагому собраться - только подпоясаться.

Дорог хлеб, коли денег нет.

Достаток - мать, убожество - мачеха.

Досыта не накормим, а с голоду не уморим.

Его собаки овсянку ели, а наши на них через тын глядели.

Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.

Есть добра: баня стара да рубаха рвана.

Есть молоко, да достать далеко.

Ешь щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом.

Еще тот не наг, кто лыком перевязан.

Еще ты не сидел у воды без хлеба.

Живем богато - со двора покато: чего не хватись, за всем в люди покатись.

Живем - хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

Живем хорошо: горя у людей не занимаем.

Живем хорошо: два кваса наладили, один как вода, другой еще пожиже.

Живет кошка, живет собака, да какая жизнь?

Тому живется, у кого денежка ведется.

Жилья - с локоток, а житья - с ноготок.

Жить весело, да есть нечего.

За богатым не угонишься.

За душою нет ни полушки.

Зубы есть, да нечего есть.

И кафтан греет, когда шубы нет.

И мы видали, как бояре едали.

И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне - и тюря в честь.

И то смешно, что в животе тощо.

И хило, и гнило, да лишь бы было.

Из хомута - в ярмо.

Из худого кармана и последний грош валится.

К босому за сапогами пошел.

Кабы знать да ведать, где нынче обедать.

Казна - первый обидчик.

Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит.

Как беззобая курица - все голоден.

Как небогат, так и копейке рад.

Как нищий волочится.

Кафтан-то новый, да дыры-то старые.

Каша не наша, котел не свой.

Кашица постная, да еще и без круп.

Князья в платье и бояре в платье, будет платье и на нашей братье.

Коли дома не пекут, так и в людях не дадут.

Кто в камке, кто в парче, а мы в холсту - по тому ж мосту.

Кто нужды не видал, тот и счастья не знает.

Куда нам - с посконным рылом да в суконный ряд!

Купил бы сала, да денег не стало.

Купил от кренделя дырочку.

Кур пасти - добра не обрести.

Лавка бела, да изба гола.

Лапти плесть - однова в день есть.

Лиха беда кафтан нажить, а рубаху и дома сошьют.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Медной посуды - крест да пуговица, рогатой скотины - таракан да жужелица.

Мертвый да богатый не бывает виноватый.

Много приданого: шуба да кафтан, да рубаха по пятам.

Много ржи, да все лебеда.

Мошна туга - всяк ей слуга.

Мужик богатый - гребет деньги лопатой.

Мужик богатый - как бык рогатый.

Мужик-то гол, да в руках у него кол: есть надежда, что будет и одежда.

На бедного везде каплет.

На бедного Макара и шишки валятся.

На бедняка и кадило чадит.

На босую ногу всякий башмак впору.

На обед - хлеб с солью да водица голью; на ужин горе наше - ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой.

На обглоданную кость и сорока не падка.

На пустое брюхо всякая ноша тяжела.

На рогоже сидя, о соболях не рассуждают.

Голодный поле перейдет, а наг - ни с места.

Научат добрые люди решетом воду носить.

Не бойся того поста, когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет.

Не все с мясом, ино и с квасом.

Не все с припасом, поживешь и с квасом, а порой - и с водой.

Не дал бог ума, найдется сума.

Не до жиру, быть бы живу.

Не замесишь густо, как в амбаре пусто.

Не о том говорят, что много едят, а о том говорят, что негде взять.

Не поужинавши - легче, а поужинавши - лучше.

Не радостен чужой обед, как своего дома нет.

Не рука крестьянскому сыну калачики есть.

Не с добра волости встают.

Не то беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды.

Не тужи, что мочальные гужи: ременные - да и те рвутся.

Некуда головы приклонить.

Ни дров, ни лучины - живем без кручины.

Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота (т. е. богатства), ни образа (т. е. икона) помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться.

Ни кола, ни двора, ни куриного пера.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

Ничего-то и у нас припасено.

Нищему нет друга.

Нужда обеты преступает.

Нужда заставит и коваля сапоги строчить, и коновала быть лекарем.

Нужда научит калачи печь.

Нужда не ждет поры.

Нужда свой закон пишет.

Ныне натощак, завтра натощак - ан и корову со двора тащат.

Ныне толокно, завтра толокно; да как всякий день одно, так прискучит оно.

Овцу стригут, баран дрожит.

Одна хата - и та без крыши.

От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат.

От нужды умнеют, от богатства жиреют.

По бедному Захару всякая щепа бьет.

Привыкает корова и ко ржаной соломе.

Привяжется сума - откажется родня.

Прочили на семена, а съели до зерна.

Разума много, да денег нет.

Рыбак-то рыбак, да без невода-то как?

С погляденья сыт не будешь.

Совсем бы чай пить: вода и угли есть, только чаю да сахару нет.

Только и есть, что кнут да хомут.

Только и посуды, что сучки в бревнах.

Только что концы с концами сводим.

Тужить тому по лету, у кого шубы нету.

У бедной вдовы ни дров, ни воды.

У бедности дыр много.

У богатого гумна и свинья умна.

У кого ничего, а у нас пуще того.

У нашего Андрюшки нет ни полушки.

У нашего Власа ни костей, ни мяса.

У него в доме нечем собаки заманить.

У него в доме ни удавиться, ни зарезаться нечем.

Хлеб с солью да водица голью.

БОЙКИЙ

Бойко наскочил, да налетел на копыл.

Из-за куста и ворона востра.

Тихий наедет, а бойкий сам наскочит.

БОЛЕЗНЬ

Боль без языка, да сказывается.

Боль врача ищет.

Болезнь - не беда, коли есть хлеб да вода: хлеб выкормит, вода выпоит.

Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Болезнь приходит пудами, а уходит золотниками.

Где мило, там глядь да глядь; где больно, там хвать да хвать.

Дай боли волю и с постели не встанешь.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Который палец укусят, тот и болит.

На живом все заживет.

Невелика болячка, да сесть не дает.

О больное место скорее и стукнешься.

От больного места рука не отходит.

Свою болезнь нашел на дне тарелки.

Что ни болит, все к сердцу валит.

БОЛТЛИВОСТЬ

Болтун не ждет спроса, а сам все скажет.

Болтуны и шептуны - злые недруги страны.

Большой говорун - плохой работник.

Болтовня и красна и пестра, да пуста.

Болтун речист, да на руку нечист.

В горле мозолей не бывает.

Гнилое слово от гнилого сердца.

Говорить не думая - это стрелять не целясь.

Говоришь по секрету, а выйдет по всему свету.

Города строят не языком, а рублем да топором.

Говори с другом поменьше, а с собой побольше.

Губы да зубы - два забора, а удержу нету.

Длинный язык с умом не в родстве.

Ешь капусту, да не мели попусту.

И клочит, и валяет, и гладит, и катает, а все языком!

Как сорока хвостом, так и болтун языком.

Когда болтун говорит, то и стена слышит.

Когда за своими щеками не удержал, за чужими не удержишь.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

Курица - не птица, лодырь - не человек, болтун - не работник.

Лишнее говорить - только себе вредить.

Лучше недосказать, чем пересказать.

Лясы точит да людей морочит.

Мелет день до вечера, а послушать нечего.

Мудра голова - короткий язык.

Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.

Не болтай наугад, клади слово в лад.

Наговорил с три короба.

Наговорит семь верст до небес и все лесом.

Насказал семь четвергов, а все сряду.

На словах три сажени в землю видит, а на деле насилу под ноги глядит.

На лясах далеко не уедешь.

На словах густо, а в голове пусто.

На словах - что на гуслях, а на деле - что на балалайке.

На словах-то он скор, да на деле не спор.

Не спеши языком, торопись делом.

Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.

Осла узнают по ушам, медведя - по когтям, а болтуна - по речам.

Пустая мельница и без ветра мелет.

Под мозолями у пахаря рука, а у болтуна язык.

Речист, да на руку нечист.

Сам с вершок, а слов с горшок.

Сболтнешь - не воротишь.

Сболтнул бы коток, да язык короток.

С болтунами держи язык за зубами.

Сидя за печью, хочет город выстроить речью.

Словами сталь не наваривают.

Слово раз упустишь - не воротишь.

Сначала подумай, потом говори.

Сорока сама скажет, где гнездо свила.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Тарахтит, как бадья с горохом.

Умный молчит, когда болтун ворчит.

У болтунов и голова с чужих плеч.

У короткого ума длинный язык.

Умный больше слушает, чем говорит.

У болтуна нет спешных дел.

У драчуна руки чешутся, у болтуна - язык.

Умей сказать, умей и смолчать.

Чем сердце меньше, тем длинней язык.

Что знает, все скажет, и чего не знает - тоже скажет.

Язык до добра не доведет болтуна.

Язык лепечет, а голова не ведает.

Языком молоть - не дрова колоть: спина не заболит.

БОЛЬШОЕ

Большой пень, да дуплист.

Большому кораблю большое и плаванье.

Из большого выкроишь, а из малого и зубами не натянешь.

Из большой тучи, да малая капля.

Из большого убавить нетрудно, а трудно убавить, где скудно.

Не гонись за большим - маленькое потеряешь.

На малом не взыщите, большого не ищите.

С большого больше и спросится.

БРАКОДЕЛ

Брак - любому делу враг.

Бракодел остается не у дел.

Вертел и этак и так, а вышел брак.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Годное идет на сварку, негодное - на свалку.

Дело небогато, да сделано рогато.

Дело спорится: что сошьешь, то и распорется.

И криво, и косо, и на сторону.

И кует, и дует, а сам не знает, что будет.

Как ни замазывай лаком, брак останется браком.

Криво сделанное клеймом не поправишь.

Мигом сладил, да на год изгадил.

На работу - огонь, а работу - в огонь.

На скорую ручку - комком да в кучку.

Наскоро делать - переделывать.

Окоротишь, так и не воротишь.

Перевел шило на мыло, да и то не мылится.

Плохой мастер - два раза делает плохо: сырье изводит да работу портит.

Швец Данило что ни шьет - все хило.

Шила милому кисет, вышла рукавица.

БРАТЬ, БРАТЬСЯ

Брать быка за рога.

Где не положил, там не бери.

За все берется, да все не удается.

За все браться - ничего не сделать.

Не на всякую штучку протягивай ручку.

Не берись лапти плесть, не надравши лык.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Умел взять - умей и отдать.

Чей черед, тот и берет.

БРИГАДА, БРИГАДИР

Бригада бригадиром славится.

Бригадир - в колхозе командир.

Бригадир в поле, что капитан в море: как он дело поведет, так оно и пойдет.

Бригадир не верит, пока не проверит.

Бригадиру грош цена, коль любитель он вина.

В плохой бригаде все беда: сажают кукурузу, а растет лебеда.

Делами звена бригада сильна.

Дождь не преграда, коли дружная бригада.

Какая бригада, такое и поле.

Наша бригада работает что надо.

Он бригадир над женою дома, а в поле, как гнилая солома.

Поработает бригада с душой - будет урожай большой.

Тот бригадир хорош, у кого урожай пригож.

Тот бригадир хорош, у кого хороша рожь.

БЫВАЛЫЙ

В людях живал - свету видал: топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

Кто больше бывал, тот больше знает.

Не был только у черта на рогах.

Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.

Не тот знает, кто много жил, а тот, кто много видел.

Прошел огонь и воду.

Старую лисицу не травят молодыми собаками.

БЮРОКРАТ

Бюрократ «завтраками» кормит.

Бюрократ - саботажнику брат.

В чернилах крещен, в гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен.

Дело заело: на крюку повисло, в чернилах прокисло.

Не оберешься преград, коли в кресле сидит бюрократ.

49126. Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих.

49127. Умный хвалит других, глупец-себя.

49128. Умный хвалит коня, полуумный – жену, дурак – себя.

49129. Умный человек быстро старится и рано умирает.

49130. Умный человек быстро старится.

49131. Умный человек говорит своими делами, глупый – болтает языком.

49132. Умный человек избегает трёх вещей: пьянства, распутства, азартных игр.

49133. Умный человек не ступит, прежде чем не посмотрит.

49134. Умный человек подобен роднику.

49135. Умный человек слово на ветер не пустит.

49136. Умный человек способен творить безумства, а дурак лишь делает глупости.

49137. Умный ястреб прячет свои когти.

49138. Умный, только худенький.

49139. Умным никто не рождается.

49140. Умных людей куда как больше, чем благородных.

49141. Умных-то умным роздали, а меня по вашей милости.

49142. Умом больно обносился.

49143. Умом глуп, а кошель тут.

49144. Умом далёк, да сердцем близок.

49145. Умом наживают, а безумием и старое проживают.

49146. Умом не раскинешь – пальцами не растычешь.

49147. Умом обносился, ни с кем не спросился.

49148. Умом понимает, а сердцем не принимает.

49149. Умом пореши, штыком подкрепи.

49150. Умом Россию не понять.

49151. Умом туп, да кошелёк туг.

49152. Умом шибко обносился.

49153. Умора с ним, да и только.

49154. Умрём – ничего с собой не возьмём.

49155. Умрём, но не попятимся назад.

49156. Умрём, но не свернём.

49157. Умрёт не голодающий, этот, кто голода испугался.

49158. Умрёт, так меньше врёт.

49159. Умрётся – всё минется.

49160. Умрёшь– друг к дружке не придёшь.

49161. Умрёшь, так меньше врёшь.

49162. Умри, а друга сохрани.

49163. Умри, а приказ выполни.

49164. Умри, коль стыда нет!

49165. Умри, но не давай поцелуя без любви.

49166. Умри, пока тебя ласкает жизнь.

49167. Ум-то есть сладко съесть, да язык короток.

49168. Уму непостижимо.

49169. Умудрённый жизнью.

49170. Умудряет Бог слепца, а чёрт кузнеца.

49171. Умудряют солдата не годы, а боевые походы.

49172. Умчались годы, как вешние воды.

49173. Умываться слезами.

49174. Умысел боярский, да разум крестьянский.

49175. Унавозишь густо, не будет в амбаре пусто.

49176. Унеси Бог ноги.

49177. Унеси ты моё горе на гороховое поле!

49178. Университет-кузница кадров.

49179. Унижая других, сам унижаешься.

49180. Унижая других, себя не возвысишь.

49181. Унижение хуже гордости.

49182. Унижение хуже смерти.

49183. Униженные и оскорблённые.

49184. Унизительное положение.

49185. Уничтожаешь траву – удаляй её с корнем.

49186. Уничтожали фашистских вояк, как бешенных собак.

49187. Уносить ноги.

49188. Уносить с собой в могилу.

49189. Унтер офицерская жена, которая высекла сама себя.

49190. Унылая пора, очей очарованье!

49191. Унылый дух сушит кости.

49192. Уныние – нравственная смерть.

49193. Упавшего не считай за пропавшего.

49194. Упавшего не считай за пропащего.

49195. Упавшему в воду нечего бояться дождя.

49196. Упавший лист возвещает приход осени.

49197. Упавший на землю встаёт, опираясь на землю.

49198. Упавший однажды во второй раз не упадёт.

49199. Упадёт на землю – цветком станет, упадёт в огонь – пеплом.

49200. Упадок духа сродни смерти.

49201. Упал ниже плинтуса.

49202. Упал, как подкошенный.

49203. Упал, так вставай: бой поправкой красен.

49204. Упал, так поцелуй мать-сыру землю да становись на ноги.

49205. Упал-то больно, да встал здорово.

49206. Упаси Бог!

49207. Упасть – не беда, беда – не подняться.

49208. Упереться рогом.

49209. Упёрся да стал, как поперёк горла.

49210. Упёрся, как бык в стену рогами.

49211. Упёртый малый.

49212. Упечь за решётку.

49213. Упился бедами, опохмелился слезами.

49214. Упился до положения риз.

49215. Упиралась нитка, да иголка за собой потянула.

49216. Упираться руками и ногами.

49217. Уписывает за обе щёки.

49218. Уплетать за обе щёки.

49219. Уплыли годы, как вешние воды.

49220. Упокой, Господи, душу, прими, земля, кости.

49221. Упомянуть вскользь.

49222. Упорный человек должен быть предусмотрительным.

49223. Упорства хватит – и сквозь скалу пройдёшь.

49224. Упорство в учёбе приносит победу в бою.

49225. Упорствовать в ошибке для мудрого позорно и постыдно.

49226. Употребить во зло.

49227. Управлять – выбирать варианты.

49228. Управлять железной рукой.

49229. Упрям, как бык.

49230. Упрям, как новгородец.

49231. Упрям, как осёл.

49232. Упрям, как Сидорова коза.

49233. Упрямая овца волку корысть.

49234. Упрямка ходит в лямке.

49235. Упрямого в семи ступах не утолчёшь.

49236. Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.

49237. Упрямого ничем не убедишь.

49238. Упрямого переломить – себя надсадить.

49239. Упрямому – дубина, горбатому – могила.

49240. Упрямому хоть кол на голове теши.

49241. Упрямство – порок слабого ума.

49242. Упрямство хуже пьянства.

49243. Упрямый вброд не ходит, только вплавь.

49244. Упрямый осёл принимает покорный вид.

49245. Упрямый умрёт – никто его не поймёт.

49246. Упрямый умрёт – никто не уймёт.

49247. Упрямый урод всё делает наоборот.

49248. Упрямый, что слепой: ломит зря.

49249. Упрятать в каталажку.

49250. Упрятать, куда Макар телят не гонял.

49251. Упустил зайку, так не айкай.

49252. Упустишь время – потеряешь урожай.

49253. Упустишь огонь – не потушишь.

49254. Упустя время, да ногой в стремя.

49255. Упущенное не вернётся.

49256. Урвать кусок пирога.

49257. Урод уродом.

49258. Урод: весь в отцов род.

49259. Уродил тебя дядя, на себя глядя.

49260. Уродила мама, что не принимает и яма.

49261. Уродила мать, что и земля не примат.

49262. Уродился ни в мать, ни в отца, а в прохожего молодца.

49263. Уродится – не уродится, а паши.

49264. Уроду всё не в пору.

49265. Уроду всё не в угоду.

49266. Урожай в удобрении, молоко в траве.

49267. Урожай высок, если уборка в срок.

49268. Урожай не от Божьей милости, а от дружной работы.

49269. Урожай не от росы, а от поту.

49270. Урожай сам не придёт: за посевами нужен уход.

49271. Урожай спустя лето считают.

49272. Урожай убирают – на небо не взирают.

49273. Урожай убрал, да про новый задумывай.

49274. Урожай хлебороба славит.

49275. Урок впрок.

49276. Урок на будущее.

49277. Ус в честь, а борода и у козла есть.

49278. Ус да борода – молодцу похвала.

49279. Ус да борода – молодцу похвала: выйду на улицу, дяденькой назовут.

49280. Ус молодит, борода старит.

49281. Усердие – мать удачи.

49282. Усердие – мать успеха.

49283. Усердие без знаний, что огонь без света.

49284. Усердие всё превозмогает.

49285. Усердие не по разуму.

49286. Усердия много, а ума мало.

49287. Усердная мышь и доску прогрызёт.

328