Древнегреческая богиня плодородия и земледелия. Деметра - богиня плодородия в древней греции
Читайте также
Деметра - богиня плодородия, в буквальном переводе «мать-земля», дочь Кроноса и Реи, она является одновременно и сестрой, и возлюбленной Зевса, сестрой Геры и Посейдона. Согласно легенде, ее сожрал собственный отец Кронос, а позже Деметру извлекли из его тела.
Дочь Деметры и Зевса Персефона, гуляя в Ниссейской долине, исчезла. После девяти дней поисков всевидящий Гелиос сообщил матери, что Зевс отдал Персефону своему брату Аиду в жены.
Деметра разгневалась и покинула Олимп. Утратив божественную силу, как простая смертная, она отправилась странствовать по земле. Без благодатной силы Деметры оскудела земля, уменьшился урожай и начался голод.
Чтобы задобрить Деметру, Зевс возвратил ей дочь, но при условии, что две трети года Персефона будет у матери, а треть года — в царстве Аида. Успокоившись, Деметра взошла на Олимп и вернула земле плодородие. С тех пор Персефона раз в году живет у Аида под землей. В это время мать тужит за дочерью, и все вокруг замирает. Когда Дочь возвращается к матери на землю, мать радостно встречает ее, и природа просыпается, рождаясь заново.
Ниже даны фото красивых изображений Деметры:
Другой миф повествует о том, как прикинувшись старухой, Деметра отправилась к жене эливсинского царя Метанире нянчить ее сыновей. Деметра ночами втирала амброзию в тело одного из них Демофонта, держа его над пламенем, чтобы мальчик стал неуязвим. Как-то Метанира увидела, что нянька держит ребенка над огнем и бросилась к ней. Деметра не удержала мальчика, и он погиб.
Открывшись эливсинскому царю и его жене, Деметра призналась, что она — богиня плодородия, и в знак примирения, подарила второму сыну пшеничный колос, научив Триптолема земледелию, и повелела ему передать приобретенные знания всем людям.
Трудно представить себе культуру, в мифологии которой не уделялось особое внимание такому божеству, как богиня плодородия. Ее повсюду отождествляли с планетой Венерой, а ее днём считалась пятница. Ряд исследователей полагает, что этот культ восходит ещё к Палеолиту и отождествляется с образом «женщина-мать».
Богиня плодородия и земледелия
С развитием земледелия культ богини плодородия стал только укрепляться, как и матриархальный устав в человеческих общинах. Со временем эта эпоха минула, однако образ божества в культурах оставался стойким. Между разными ипостасями богини плодородия обнаруживается явная связь, в том числе и в мифах. Так, материнские божества не только дают всему жизнь, но и отбирают, из-за чего имеют хтонический характер.
Богиня плодородия у римлян
В древнеримском пантеоне божеств особое место издавна занимала богиня плодородия Церера. О трепетном отношении к ней плебеев имеется немало сведений. Из крестьянского сословия выбирали жреца, воздающего ей почести. Существовало и ежегодное празднество, названное в честь богини, которое проводилось в апреле – цереалии. Известно, что на протяжении восьми апрельских дней плебеи устраивали трапезы и угощали друг друга, чтобы римская богиня плодородия была довольна.
Церера, согласно древним мифам, приносит весну на землю. Связывают это с легендой о похищении Прозерпины, которая является аналогом древнегреческих сказаний о Деметре и Персефоне. Разыскивая дочь, богиня была вынуждена спуститься в подземное царство, из-за чего окружающий мир стал увядать. С тех пор она проводит с Прозерпиной в Плутоновом царстве полгода. Так, уходя, она забирает с собой всё тепло, а возвращаясь – приносит его обратно.
Богиня плодородия у славян
Как бы много не было дохристианских славянских народов и как бы не были они разобщены, их всегда объединяла богиня плодородия Макошь. Согласно некоторым гипотезам, она является образом Матери Сырой Земли, которая не только дарила жизнь всему сущему, но и определяла судьбу своих творений. Помогали ей в этом два других божества – Доля и Недоля. Вместе эти божества посредством своей пряжи предопределяли бытие каждого человека, как древнеримские Парки или древнегреческие Мойры.
Остаётся примечательным тот факт, что данная богиня плодородия ценилась и князем Владимиром – крестителем Руси, который приказал уничтожить все идолы. Это свидетельство о явной исключительности в мировоззрении древних славян. Помимо прочего, она почиталась, как покровительница материнства, любого народного хозяйства и земли.
Богиня плодородия у греков
В Элладе, как и в других уголках мира, была своя «Великая мать», мифы о которой отобразились в представлении о мире римлян. Богиня плодородия и земледелия в Древней Греции – Деметра была одной из самых почитаемых небожительниц Олимпа. Об этом свидетельствует множество эпитетов, которыми обзавелось её имя:
- Анфея;
- Ахея;
- Европа;
- Фурия;
- Эннея;
- Эриния;
- Геркинна;
- Хтония.
Однако более подходящий эпитет, который имела богиня плодородия Деметра, – «Сито», что в переводе с древнегреческого означает «Хлебодарная». Он удачно подчеркивает её покровительство над земледелием, ведь, согласно мифу о похищении Персефоны, она научила вспахивать землю Триптолема – сына элевсинского царя, в благодарность за оказанное ей гостеприимство. Он навсегда остался любимцем богини, став изобретателем плуга и распространителем оседлой культуры.
Богиня плодородия у египтян
Едва ли у берегов Нила когда-либо была более почитаемая богиня, нежели Исида. Её культ был настолько распространенным, что она стала поглощать черты и свойства других божеств. Так, богиня плодородия в Египте еще была примером женственности, материнства и верности. В связи с тем, что Изида была матерью Гора, бога царственности, она считалась покровительницей и прародительницей фараонов.
Самым распространенным повествованием о благородстве Исиды является миф о ней и её муже – хтоническом боге, научившем людей земледелию. Согласно этому преданию, царь загробного мира был убит Сетом. Когда Исида узнала о кончине своего мужа, она отправилась на поиски его разрубленного тела вместе с Анубисом. Найдя останки Осириса, они создали первую мумию. При помощи древней магии богиней плодородия был воскрешен муж. С тех пор Исиду изображают с прекрасными крыльями, символизирующими защиту.
Финикийская богиня плодородия
В древней «стране пурпура» особое значение для людей имела Астарта. Финикийцы повсеместно прославляли свою богиню, из-за чего греки и вовсе полагали, что ей посвящен весь народ. Однако они, как и римляне, некоторое время считали её богиней любви, отождествляя с Венерой или Афродитой. Это связывают с тем, что богиня плодородия в Финикии на протяжении веков поглощала новые функции и титулы. Она почиталась в качестве богини луны, государственной власти, семьи и даже войны, а её культ распространялся по всему Средиземноморскому побережью.
Индийская богиня плодородия
Сарасвати – богиня индуистского пантеона, которая почитается как покровительница домашнего очага, благополучия и плодородия. Её считают речной богиней, потому как её имя означает «та, которая течет». Атрибутами богини являются:
- скромное белое одеяние;
- белые чётки;
- веды;
- вана – музыкальный индийский инструмент;
- чаша со священной водой;
- белый лебедь.
Еще она может именоваться людьми как «Махадеви» – «Великая матерь». Богиня плодородия в Индии трепетно почитается и в нашу эпоху. Сарасвати является женой Брахмы – одного из богов Тримурти, создавшего Вселенную, из-за чего занимает особое место в пантеоне. Еще Махадеви покровительствует учению, мудрости, красноречию и искусству.
Африканская богиня плодородия
На обширных просторах Африки был распространен тотемизм и религиозный фетишизм, но отдельные племена и группы племен могли иметь сформированные пантеоны богов. Так, ашанти, живущие на территории современной Ганы, веками почитали Асаое Афуа, жену верховного бога Ньяме. Однако существует примечательный факт – с течением времени представления о ней со временем изменились таким образом, что её культ породил два противоположных божества: Асаое Афуа – богиня земли и плодородия, и Асаое Йа, символизирующая бесплодие и смерть.
Богиня плодородия майя
Иш-Чель, или «госпожа радуга» почиталась женщинами. Богиня плодородия и материнства майя изображалась изначально в виде женщины с кроликом, сидящим на коленях, однако позже её образ изменился – художники стали представлять её в виде старухи с глазами и клыками ягуара, змеями в волосах. Согласно преданиям, змеиная богиня была любовницей Кинич-Ахау, бога Солнца, и женой Ицамны. Еще Иш-Чель известна как покровительница колдовства, луны и женского творчества. Известно, что майя её называли Иш-Канлеом.
Богиня плодородия в Японии
В Стране восходящего солнца одной из более почитаемых богинь и доныне является Инари. Ей посвящено более трети всех синтоистских храмов, почитается она и в буддизме. Изначально её могли изображать в виде прекрасной девушки, бородатого старика или андрогена в зависимости от географического района, но с течением времени, благодаря её ассоциативности с урожаем и благополучием, она стала почитаться как богиня женского плодородия. Инари покровительствует воинам, актёрам, промышленникам и проституткам.
Аккадская богиня плодородия
В мифологии аккадцев центральным женским божеством была Иштар. Помимо плодородия, она олицетворяла плотскую любовь и войну, а еще являлась покровительницей проституток, гомосексуалов и гетер. Богиня плодородия в аккадских мифах имела огромное значение, однако до нашего времени дошло в целостности и сохранности не так много повествований о ней, как хотелось бы.
Центральным мифом, связанным с Иштар, в Аккаде считалась легенда о ней и Гильгамеше. Согласно повествованию, богиня земного плодородия предложила ему свою любовь, но получила отказ, так как губила всех своих любовников. Иштар, рассерженная неудачей, послала на город Гильгамеша, Урук, великое чудище – небесного быка. Вторым по значимости среди аккадцев был миф о её нисхождении, однако исследователи утверждают о его шумерском происхождении.
Шумерская богиня плодородия
Инанна – одно из самых почитаемых божеств среди шумеров. Ей соответствует аккадская Иштар и финикийская Астарта. Её характер, согласно источникам, вполне был похож на человеческий. Инанна отличалась хитростью, непостоянством и отсутствием великодушия. Её культ со временем смог вытеснить культ Ану в Уруке. Богиня плодородия у шумеров олицетворяла еще и любовь, правосудие, победу над врагом.
Основным мифом о ней была легенда о нисхождении в подземное царство, которая местами может напоминать повествование о Прозерпине и Персефоне. По неизвестным причинам Иштар была вынуждена отправиться, по пути расставаясь со своими атрибутами. Добравшись к Эрешкигаль, хтоническая царица её убила. Однако демоны уговорили её воскресить Иштар, но, чтобы богиня плодородия смогла освободиться, кто-то должен был занять её место. Так, с тех пор каждые полгода Думузи проводит в подземном царстве. Когда он возвращается к своей жене, наступает весна.
Ознакомившись с богинями плодородия самых разных культур, невозможно не заметить ряд закономерностей и общих черт. Одни люди считают, что это является доказательством их существования, другие – объясняют общим происхождением людей и миграциями. Кому верить – личное дело каждого, но культ богоматери навсегда отобразился в человеческой цивилизации.
Богиня плодородия и земледелия.
Могущественна великая богиня Деметра. Она
дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не
произрастает ни в лесах, ни на лугах, ни на пашнях.Она обучила
людей земледелию, по ее велению созревают хлеба. И если женщила
хочет быть плодовитой, как сама Земля, она приносит жертвы
великой Деметре.
В месяц посевов греки праздновали в честь Деметры Фесмофории.
Деметра и ее дети
Хотя жрицы богини плодородия Деметры посвящали жениха и невесту в тайны брачной ночи, у самой богини мужа не было. В пору молодости и веселья она вне брака родила от своего брата Зевса Персефону и могучего Иакха . Плутоса она родила от Иасиона, в которого влюбилась на свадьбе Кадма и Гармонии .
Иасион - сын Зевса и плеяды Электры, брат Дардана, возлюбленный Деметры.
Разгоряченные выпитым нектаром, лившимся на свадьбе рекой, влюбленные незаметно выскользнули из дома и предались любви на трижды вспаханном поле. Когда они вернулись, Зевс по их поведению и испачканным рукам и ногам догадался о том, что между ними было, и возмущенный тем, что Иасион осмелился прикоснуться к Деметре, испепелил его молнией.
Плутос - бог богатства и изобилия, сын Деметры и Иасиона.
От Иасиона Деметра родила сына Плутоса, который стал богом богатства. Он впервые ввел обычай заботиться о жизненных благах, а также собирать и хранить деньги, тогда как ранее к накоплению и тцательному сбережению множества денег все относились с пренебрежением.
Деметра и Триптолем
Веселость Деметры прошла, когда она потеряла единственную дочь - юную Персефону. В нее влюбился Аид - бог подземного царства и похитил ее. Девять дней и ночей без еды и питья искала Персефону Деметра, тщетно взывая к ней. На десятый день она, изменив обличье, явилась в Элевсин, где ее гостеприимно встретили царь Келей и его жена Метанира и предложили стать кормилицей их новорожденного сына Демофонта . Деметра сидела за столом, погруженная в свои скорбные мысли. За обедом прислуживала младшая дочь лесного бога Пана - Ямба . Она попыталась развеселить гостью и развлекала Деметру смешными непристойными стишками, за что богиня одарила ее впоследствии. Деметра решила отблагодарить Келея и Метаниру за гостеприимство, сделав Демофонта бессмертным. Для этого она ночью натирала его амброзией и клала в огонь, чтобы сжечь его смертную природу. Но в этот момент вошла Метанира, чары рассеялись, и Демофонт скончался. Запричитали его родители, стали оплакивать сына. Тогда Деметра открылась им и объявила, что одарит их сына Триптолема так, как ни одного смертного.
Триптолем - сын элевсинского царя Келея и Метаниры, любимец Деметры, обучивший людей искусству земледелия и научивший их сеять и выращивать пшеницу.
Случилось так, что Триптолем, пасший отцовский скот, узнал Деметру и сообщил ей, куда пропала Персефона . Два других пастуха видели, как Аид похитил юную богиню и скрылся под землей. Имея такое свидетельство, Деметра потребовала вернуть ей дочь. Но оказалось, что Аид похитил ее с тайного согласия Зевса. Деметру это возмутило настолько, что она продолжила свои странствия по земле, запрещая деревьям плодоносить, а травам расти. И так продолжалось до тех пор, пока племя людей не оказалось на грани вымирания. Зевс, не решаясь лично встретиться с Деметрой, послал к ней олимпийских богов с примирительными дарами. Было решено, что три месяца в году Персефона должна будет проводить со своим супругом в царстве мертвых, а остальное время может быть со своей матерью. После этого Деметра наконец согласилась вернуться домой.
Но прежде, чем покинуть Элевсин, она обучила Триптолема тайнам своего культа и мистерий. Юный Триптолем стал любимцем богини. Она дала ему посевное зерно, деревянную соху и колесницу, запряженную змеями, и послала его учитьлюдей во всем мире искусству земледелия. До этого никто из людей не знал пшеницу и не умел выращивать этот злак. Вместе с этим знанием люди обрели настоящее богатство.
Деметра и Эрисихтон
Деметра была очень добродушна, но сын Триопа Эрисихтон стал одним из немногих, с кем она обошлась сурово. Во главе двадцати сотоварищей Эрисихтон осмелился войти в рощу, посаженную пеласгами в честь Деметры в Дотии, и стал там валить священные деревья, чтобы возвести новое помещение для пиров. В образе жрицы рощи Нисиппы Деметра вежливо попросила Эрисихтона удалиться. И лишь когда вместо ответа он замахнулся на нее топором, богиня явила себя во всем величии и обрекла его на вечные муки голода, сколько бы он ни ел. Вернувшись к обеду домой, он стал жадно поглощать все, что ставили перед ним родители, и не мог остановиться. Но чем больше он ел, тем голоднее становился и все больше худел. Наконец, когда дома не осталось уже ни крошки, он стал уличным попрошайкой и ел даже отбросы.
Деметра - великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы - Церерой.
Богиня Деметра
Богиня плодородия
Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях.
Богиня Деметра
Деметра (у римлян Церера) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Это богиня плодородия и земледелия, которую особенно чтили земледельцы. В честь ее повсеместно в Греции справлялись многочисленные празднества. Характерно, что в поэмах Гомера богиня Деметра как бы отодвинута на второй план. Это доказывает, что чтить ее как величайшую богиню греки стали тогда, когда земледелие стало их главным занятием, а скотоводство потеряло былое значение.
Деметра - богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Гестии, мать Персефоны. Древнейшее доолимпийское божество.
Главный миф о Деметре
Главный миф о Деметре связан со сказанием о похищении дочери Деметры, Персефоны, богом подземного мира Аидом. Убитая горем Деметра, девять дней безуспешно разыскивала дочь, а на десятый день узнала от всевидящего Гелиоса, что Персефону похитил Аид с согласия Зевса. Разгневанная Деметра покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле. Тем временем земля перестала давать урожай, наступил голод, прекратились жертвы богам. Зевс согласился вернуть Персефону матери с тем условием, чтобы она часть года проводила на земле с Деметрой, а остальное время оставалась с Аидом в подземом царстве.
Возвращение на Олимп
Тогда Деметра возвратилась на Олимп, и земля вновь стала приносить дары. По другому мифу, Деметра, уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея, Метанира, взяла Деметру в няньки к своим сыновьям Демофонту и Триптолему. Решив сделать одного из детей, Демофонта, бессмертным, Деметра натирала его амброзией и держала по ночам над огнем. Однажды Метанира увидела сына, объятого пламенем, и набросилась на Деметру. Ребенок выпал из рук богини и погиб в огне. Тогда Деметра открылась Метанире и Келею. Второму сыну, Триптолему, богиня подарила колос пшеницы и научила его возделывать землю, повелев ему научить земледелию всех людей.
В римской мифологической традиции Д. соответствует Церера.
Украл
ее, спрятал глубоко в бездне подземного царства.
Безутешная Деметра отправилась на поиски дочери.
Приняв облик смертной женщины, она покинула небо, пришла в город Элевсин
и стала воспитывать детей царя Келея
и Метаниры
. Желая сделать младшего сына Метаниры бессмертным,
она по ночам опускала его в огонь и таким образом уничтожала смертные части
тела. Мать однажды подстерегла Деметру и увидела, что она делает. Схватив
ребенка, положенного в огонь, она ужасно закричала, и это нарушило всю
церемонию, ребенок погиб, а мать поняла, что перед ней богиня. Старшему
сыну Метаниры, Трептолему , Деметра
изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов .
Она дала ему зерна пшеницы , и,
поднявшись в небо, он засеял всю землю.
Пока Деметра путешествовала в поисках дочери, земля перестала
родить, засохли деревья и травы, погибли стада, начался голод. Тогда Зевс
распорядился вернуть Персефону, но перед ее уходом Аид дал ей съесть гранатовое
зернышко, символ брака, чтобы она не забыла жизнь в подземном царстве.
Так и получилось, Персефона летние месяцы стала проводить на земле, а зимние
в подземном царстве Аида.
В Элевсине был построен храм Деметры, и раз в году в
течение девяти дней (в сентябре) совершались элевсинские мистерии, символически
представляющие горе Деметры и поиски ее дочери. В Риме Деметру называли Церерой.
Гомер посвятил ей гимн:
Пышноволосую петь начинаю Деметру честнуюС дочерью славной её, прекрасною Персефонеей.
Славься, богиня! Наш город храни. Будь первая в песне.
Гесиод посвятил Деметре стихотворение «Работы
земледельца»:
Жарко подземному Зевсу молись и Деметре
пречистой,
Чтоб полновесными вышли священные зерна
Деметры.
В самом начале посева молись им, как только,
за ручку
Плужную взявшись рукой, остриём батога
прикоснёшься
К спинам волов, на ярмо налегающих. Сзади
с мотыгой
Мальчик-невольник пускай затруднение птицам
готовит,
Семя землёй засыпая. Для смертных порядок
и точность
В жизни полезней всего, а вреднее всего
беспорядок.
Склоняться так до земли наливные колосья
на ниве -
Только бы добрый конец пожелал даровать
Олимпией...
Деметра одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.??, ??-??, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Деметра- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.