Цитаты до характеристики гурона простак. Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении

Цитаты до характеристики гурона простак. Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении

Василий Перов. "Птицелов". (1870)

Картина "Птицелов" окунает нас в мир пробуждающегося поутру леса. Леса осеннего, дышащего кристальной свежестью, полного цветов и трав.

Деревья отливают золотом в лучах восходящего солнца. Листья едва трепещут под легким ветерком. Лесная даль тонет в зеленовато-золотой дымке.

В этот осенний, полный жизни лес пришли двое. Старик и мальчик. Они принесли с собой сети и клетки. В руках у старика манок инструмент, имитирующий голос животного или птицы.

Старик прилег на землю и застыл в напряжённом ожидании, одной рукой придерживая манок, другой сжимая веревку, с помощью которой он тут же захлопнет клетку, как только в неё войдёт птица…

Да-да, он ловит именно птиц!.. На Руси бытовал обычай приманивать по осени певчих птиц, чтобы зимой в доме жил "певец", который будет услаждать слух хозяев долгими темными вечерами. Весной птичек отпускали на волю, чтобы в осенюю пору поймать снова...

Ну а пока... Старик дует в свирельку и манит, манит, манит. В лесу стоит тишина.Ветра нет, и деревья не шелестят ветвями: всё словно застыло в ожидании...Но прежде всего мальчишка , наблюдающий за стариком.Он оперся рукой на клетку и боится пошевелиться, боится вздохнуть...Возможно, его сегодня впервые взяли с собой на промысел.

Самое замечательное в этой картине – это лица людей, их полные внутреннего напряжения позы…

Лицо старика выражает настороженное ожидание. Он сосредоточенно вглядывается в заросли, в то время как рука его свободно лежит на земле. Его положение выдает мастера; он точно знает, когда и что произойдёт, и готов среагировать моментально.

Другое дело – мальчик . Он, скорее всего, впервые отправился на подобную охоту. Он с напряжением и жадным интересом вглядывается в даль. Брови нахмурены, лицо серьёзно и сдержанно. Сможет ли он научиться этому на первый взгляд лёгкому мастерству – приманивать певчих птиц?..

Вся картина – это затаенное, однако полное жизни внимание.

Василий Перов был замечательным портретистом. Он, как никто другой, знал, как важно понимать человека, проникать в его мысли и чувства, чтобы изобразить его единственно верным, правдивым способом...

Он писал: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно».

За данный шедевр портретного жанра Василий Перов был удостоен звания профессора живописи .

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Глава третья. Гурон, прозванный простодушным, обращен в христианство

Господин приор, имея в виду свой уже преклонный возраст и то обстоятельство, что бог послал ему в утешение племянника, твердо решил, что если удастся его окрестить и понудить к вступлению в духовное звание, то можно будет передать ему приход. У Простодушного была превосходная память. Благодаря могучему нижнебретонскому телосложению, которое еще укрепил канадский климат, голова у него стала такая прочная, что, когда по ней били, он этого почти не чувствовал, а когда в нее что‑нибудь врезалось, то никогда уже не изглаживалось. Он ничего не забывал. Его понятливость была тем живее и отчетливее, что детство его не было обременено в свое время тем бесполезным вздором, каким отягчено бывает наше детство, и поэтому мозг воспринимал все предметы в неискаженном виде. Приор решился наконец засадить племянника за чтение Нового завета. Простодушный проглотил его с большим удовольствием; но, не зная, в какие времена и в какой стране произошли рассказанные в этой книге события, он ничуть не сомневался в том, что местом действия была Нижняя Бретань, и даже поклялся при первой же встрече с Кайафой и Пилатом отрезать нос и уши этим бездельникам. Дядюшка, очарованный добрыми намерениями Простодушного, объяснил ему, в чем дело; он похвалил его за рвение, но растолковал, что рвение это – тщетное, ибо упоминаемые в Новом завете люди умерли примерно тысяча шестьсот девяносто лет тому назад. Вскоре Простодушный выучил почти всю книгу наизусть. Он задавал иной раз трудноразрешимые вопросы, сильно огорчавшие приора. Тому частенько приходилось совещаться с аббатом де Сент‑Ив, который, не зная, что отвечать, вызвал некоего нижнебретонского иезуита, с тем чтобы завершить обращение гурона в истинную веру. Благодать оказала наконец свое действие: Простодушный дал обещание сделаться христианином; при этом он не сомневался, что придется начать с обряда обрезания. – Так как, – говорил он, – в этой книге, которую дали мне прочесть, я не нахожу ни одного лица, которое не подвергалось бы этому обряду, надо, очевидно, и мне пожертвовать своей крайней плотью; чем скорее, тем лучше. Не долго думая, он послал за деревенским хирургом и попросил сделать ему операцию, полагая, что м‑ль де Керкабон да и все общество бесконечно обрадуются, когда дело будет сделано. Лекарь, которому никогда еще не приходилось делать подобную операцию, дал знать об этом семейству Простодушного, и там поднялись громкие вопли. Добрая м‑ль де Керкабон боялась, как бы племянник, по всей видимости решительный и проворный, не проделал над собой операции сам, и притом весьма неловко, и как бы не произошло от того печальных последствий, которым дамы по доброте душевной уделяют всегда много внимания. Приор вразумил гурона: он убедил его, что обрезание вышло из моды; что крещение и приятнее и спасительнее; что закон милующий лучше закона карающего. Простодушный, у которого было много здравого смысла и прямоты, сперва поспорил, но затем признал свое заблуждение, а в Европе это довольно редко случается со спорящими; в конце концов он сказал, что готов креститься когда угодно. Сначала нужно было исповедаться, ч в этом заключалась главная трудность. Простодушный всегда носил в кармане книгу, подаренную дядей, и так как ему не удалось найти в ней никаких указаний на то, что хоть кто‑нибудь из апостолов исповедовался, то он заупрямился. Приор заставил его умолкнуть, показав в послании апостола Иакова‑младшего слова, столь огорчительные для еретиков: «Признавайтесь друг перед другом в проступках». Гурон примолк и исповедался некоему францисканцу. Кончив исповедь, он вытащил францисканца из исповедальни, сел на его место и, мощной рукой поставив монаха перед собой на колени, произнес: – Ну, друг мой, приступим к делу; сказано: «Признавайтесь друг перед другом в проступках». Я открыл тебе свои грехи, и ты не выйдешь отсюда, пока не откроешь мне своих. Говоря так, он упирался могучим своим коленом в грудь противника. Францисканец поднимает вой, от которого гудит вся церковь. На шум сбегается народ и видит, что новообращенный тузит монаха во имя апостола Иакова‑младшего . Радость по поводу предстоящего крещения гуроно‑английского нижнебретонца была столь велика, что на эти странности не обратил»! внимания. Многие богословы даже пришли к мысли, что исповедь не нужна, поскольку крещение совмещает в себе все. День был назначен по соглашению с епископом Малуанским; епископ, будучи, само собой разумеется, польщен приглашением крестить гурона, прибыл в роскошной карете, сопровождаемый причтом. М‑ль де Сент‑Из, благословляя бога, нарядилась в самое лучшее свое платье и, чтобы блеснуть на крестинах, выписала из Сен‑Мало парикмахершу. Вопрошающий судья привел с собой всю округу. Церковь была разукрашена великолепно; но когда пошли за гуроном, чтобы вести его к купели, новообращенного нигде не оказалось. Дядюшка и тетушка искали его повсюду. Думали, что он, по обыкновению, отправился на охоту. Все приглашенные на торжество стали рыскать по окрестным лесам и селениям: гурон не подавал о себе вестей. Начали опасаться, не уехал ли он назад в Англию, так как все помнили, с какой похвалой он отзывался об этой стране. Г‑н приор и его сестра были убеждены, что жители ходят там некрещеные, и с трепетом помышляли о погибели, грозящей душе их племянника. Епископ, крайне смущенный, уже собирался возвращаться восвояси; приор и аббат де Сент‑Ив были в отчаянии; судья с обычной важностью спрашивал всех встречных и поперечных; м‑ль де Керкабон плакала, м‑ль де Сент‑Ив не плакала, но испускала глубокие вздохи, которые свидетельствовали, по‑видимому, об ее приверженности церковным таинствам. Печально прогуливаясь мимо лозняка и камышей, растущих на берегу речушки Ране, подруги вдруг увидели, что посреди реки стоит, скрестив руки, высокая, довольно белая человеческая фигура. Они громко вскрикнули и отворотились. Но любопытство вскоре взяло верх над всеми прочими соображениями, они тихонько прокрались сквозь камыши и, убедившись, что их не видно, принялись разглядывать, кто это забрался в реку.

Сочинение

Французский просветитель XVIII столетия, Вольтер был отчаянным врагом религии. Он показывал в своих произведениях лицемерие служителей церкви. Свое отношение к церкви писатель высказывал в драмах «Магомед» и «Орлеанская дева», в философских повестях, в частности в повести «Простак». Историки называют XVIII столетие «веком Вольтера». Просветитель и философ был властителем умов всего мира, его обожествляй и ненавидели. Монархи считали Вольтера ее главным виновником революции, хотя не Вольтер был причиной революции, быстрее, логика исторического процесса вызвала Вольтера к жизни. Феодальная Франция, опустошенная аристократами, переживала тяжелые времена, люд бунтовал, церковь и дворяне богатели, владея половиной земель. Уже родилась буржуазия, которая была ограниченна в своем росте.

На берег цивилизованного общества море выбрасывает неизвестного юношу, все решили, что он индеец. Новоприбывшего назвали Гуроном, или Простаком, и что важнейшим для общества было окрестить Простака. Они не обращают внимания на то, что Гурон уже имеет свою веру, для общества он чужак, пока не уверует у их бога. Это должны состояться добровольно, поэтому Гурону рассказывают о Боге, дали читать ему Библию - Новое Завещание. И Простак воспринимает все, как есть, так как не привык к условностям. Его интересуют простые вещи, он спрашивает с любопытством ребенка. Именно через Гурона Вольтер пытается показать своим читателям отрицательные или бессмысленные стороны любой веры. Дав обещание стать добрым христианином, Гурон старается все делать, как написано в Святом Письме. Услышав исповедь, Простак возражает: ни один из апостолов не исповедовался! И когда все же потребовали исповедаться, юноша даже побил монаха-францисканца. Со временем крещение таки происходит в храме, но только в присутствии прекрасной мадемуазель где Сент-Ив.

Много приключений ждало Простака, он пройдет всю Францию, дорогой в Вершль увидит следствия и отличия Нантского эдикта, когда протестантов без согласия обращали в католическую веру. Простак спрашивал, чему король соглашается на насилие ради того, чтобы угодить Ватикану. Наивный простак. Он даже обещает жителям, встретив короля, Открыть ему истину. Простак был уверен, что зная истину, нельзя не сказать про нее. Мысли его были услышаны иезуитом Лашезом, который написал донос. Позднее герой Вольтера окажется в Бастилии рядом с последователем религии янсенистов. Писатель смеется над любыми религиозными течениями, все ОТЛИЧИЯ которых состоит в мелочах.

С помощью отца Гордона Гурон выучил геометрию, философию, физику и уже был способен вести диалог со своим учителем о воле, благодати и свободе выбора. Послушав философские сентенции о том, что весь мир создал Бог, Гурон говорит, что тогда и грех также создал Бог, кто отдает нас во власть злую, то он и есть источник зла. Отец Гордон постоянно исправляет Гурона и разъясняет происхождение добра и зла. Остросатирические произведения Вольтера заставляли читателей ставить, как и Гурон, вопрос и искать на них ответ, а отыскав их, чувствовать обманутыми. После своих книжек в мире Вольтер некогда не чувствовал защищенным и с улыбкой говорил, что его нигде не примут, ему никуда бежать, так как он всю жизнь обижал и христиан, и мусульман. Свои сомнения Вольтер направлял на служителей культов, большей частью были корыстными и жадными. Его произведения осуществили революцию в умах многих людей и освободили их от головокружительной бессмыслицы. Наконец сегодня именно благодаря Вольтеру человечество вообще и каждый человек отдельно сознают свое право на веру и безверие и право избирать ту религию, которую считают наиболее пригодной для себя. И как не согласиться с Вольтером, который два столетия назад говорил, что

* «пророчества, чудеса, волхвование, преобразование, растолкованные сны, которые решат судьбу как империй, так и маленьких племен: здесь звери, которые говорят там звери, которых сделали богами, боги, преобразованные на людей, и люди, сечении на богов. Если уже нам так нужны басни, то пусть они будут хотя бы истины!»

Своеволие короля, дворянства, духовенства и чиновничества, нежелание решать проблемы, критика и насмешки, которые воплощались в художественных произведениях - от уличных песен к сценическим произведениям, в прозе и поэзии. Вольтер говорил, что «наилучшее правительство то, при котором подчиняются только закону». И подчиняться нужно не законам, а своевольному королю. Тема взаимоотношений правителя и народа присутствующая во многих произведениях Вольтера. В Франции, где оказался герой философской повести Вольтера «Простак», две власти - короля и папы. Для большинства населения страны и король, и папа - не достижимые звезды, между ними большое расстояние, заполненное чиновниками и монахами. В государстве есть армия, которая ведет войну, но это война не за независимость государства. Ради королевской власти. За любой чин или должность плати, даже когда у человека большие заслуги перед властью. Так простоватый Гурон получил повышение за свои военные подвиги, и получил место в Бастилии.

Королевские чиновники, описанные Вольтером, пользуются своими должностями для удовлетворения любых своих нужд. Они берут взятки, унижают тех, кто обращается к ним по помощь. Так Сенгпуанж, помощник министра, бесчестит волшебную мадемуазель где Сент-Ив, так как привык к такому поведению, Конечно, мадемуазель самая соглашается на такой шаг, и к этому ее подталкивает иезуит отец Здесь-И-Там. Он находит оправдание ее пожертвованию в образцах текстов Блаженного Августина, который восхвалял покорность.

* «Знайте, дочь моя, уже если иезуит ссылается на блаженного Августина, то этот святой сказал истину…» - сквозь слезы смеется Вольтер.

Церковь освящает грех, если ей это удобно, а чиновничество не проникается чувствами тех, кого оно надувает, Вольтер описывает развратных детей вельможных родителей, армию шпионов-доносчиков, КОТОРЫЕ без душевных мучений продают родных братьев за достижение должностей. В своих философских повестях Вольтер не старался изображать глубокие характеры и чувства. Страницы своих книг он использовал для борьбы против государственного угнетения, насилия.

Интересно то, что он был отчаянным неприятелям монархии как государственного устройства, но уважал русскую императрицу Екатерину Вторую. В своих философских повестях Вольтер описует «страну киммерийцев», где он видит только расцвет искусств, блеск и славу, и царствование дикой природы. Он восхвалял терпимость императрицы и ее уважение к Другим нациям, идеализировал Россию, презентовал Европе ее «просвеченную» государыню.

9 КЛАСС

ВОЛЬТЕР

ПРОСТАК

Во Франции у моря расположился небольшой монастырь Горной Богоматери. К берегу пристал корабль из Англии. Красивый черноволосый парень соскочил на землю. Он очень понравился Керкабонам - приору и его сестре.

Его пригласили в гости. Оказалось, что он гурон, не знает отца и матери. Когда в Гуронії (Вольтер эту страну придумал) его захватили в плен. А зовут его Простодушный, потому что он на самом деле очень искренняя простая душа.

К Керкабонів посетило очень много людей, всех заинтересовал этот красавец. Конечно, особенно девушек.

Не таясь, юноша рассказывает про свою любимую волшебную Абакабу, которую, к сожалению, съел медведь.

Обычаи в Гуронії очень дикие. Например, родственники Абакаби хотели съесть парня из другого племени. Но Простодушный освободил его и нашел в нем верного друга.

Все в восторге от этой доброй души. Узнав, что гурон некрещеный, священник немедленно хочет сделать из дикаря христианина, но тот отказывается, потому что ценит свою языческую веру.

Спать юноша расположился прямо на полу, а утром пошел охотиться.

В знак благодарности он решил подарить приору оберег, который носил на шее. Это был двойной портрет мужчины и женщины. Приор узнал в них своего брата-капитана и его жену, которые много лет назад уплыли в Канаду. Священник и его сестра решили, что молодой гурон - их племянник. Родители, видимо, погибли, а малыша воспитала няня-гуронка.

Простодушный остается в Бретани. Приор дает ему почитать Евангелие. Гурон проникается несчастной судьбой Христа и даже собирается убить Пилата, но ему объясняют, что вся эта печальная история произошла очень давно.

Простодушный поверил в священную книгу. Но следствием этой веры было то, что он решил, например, сделать обрезание, потому что в Библии все были обрезаны. Потом на исповеди он начал трясти и бить монаха, ибо рассудил, что если он рассказал монаху о свои глупые поступки, то должен сделать то же самое.

Креститься он желал только в речке, залез в воду и стоял там, отказавшись идти в церковь.

Мадемуазель де Сент-Ив уговорила его пойти в церковь. Гурон очень нравился ей и отвечал взаимностью. Так девушка стала крестной матерью юноши. Простодушному дали имя Геракл.

Геракл решил жениться на мадемуазель де Сент-Ив. Она согласилась. Но оказалось, что брак между крестником и крестной запрещено церковью. Разрешение может дать только Папа Римский. Это кажется Простодушному очень странным: зачем ему разрешение какого-то старикана, который живет очень далеко и даже не знает ни гурон, ни волшебной бретонки.

Жениться, по пониманию Простодушного, означает заниматься любовью. Он даже ворвался в спальню мадемуазель, чтобы немедленно «жениться». Но девушка сопротивлялась, потому что хотела, чтобы все было по закону. «Зачем законы, судьи, бумажки, - думает юноша, - когда люди честные?»

Мадемуазель отправили в монастырь. Гурон бродил вокруг и мечтал о похищении.

На поселок нападают англичане. Простодушный с кучкой солдат молниеносно отбивает нападение. Ему достался трофей - кошелек адмирала. Приор понимает, что судьба племянника быть не священником, а военным.

Простодушный отправляется к королю в Версаль. Он думает, что король женит его с любимой. Гурон встречается с гугенотами, которые бегут из страны, потому что их преследуют. Простодушный говорит, что безрассудно королю выгонять людей, полезных для государства, только за то, что они не признают Папы.

Геракл не может понять, почему ему нельзя встретиться с королем немедленно. Почему надо идти от вельможи до вельможи для того, чтобы получить вознаграждение за победу над англичанами?

Иезуит, что подслушал беседу гурон с гугенотами, пишет на него донос. Бедного парня, хоть он отчаянно отбивается, садят в тюрьму.

В Бастилии он оказывается вместе с философом-янсеністом, который сидит за свои убеждения. Философ дает своему молодому товарищу книги. Очень умный, гурон изучает физику, историю, математику. Но Простодушному многие вещи кажутся предрассудками и бессмыслицы. Его глазами Вольтер критически смотрит на современную ему науку и мораль.

На все деньги гурон накупил книг и стал записывать свои мысли.

Философ Гордон поражен тем, как верно мыслит это дитя природы.

Обсуждают узники и литературу. Влюбленного более всего поражают рассказы о любви. Но из пьес он выбирает «Тартюфа» Мольера, потому что понимает, что именно Тартюф посадил его в тюрьму.

Вызволять любимого из темницы приезжает мадемуазель де Сент-Др. Она ходит от одного вельможи к другому, надеясь, что очаровательной девушке не откажут. Один из вельмож согласился помочь, но стал добиваться любви мадемуазели. Девушка не согласилась, она была в отчаянии.

Но женщина, в доме которой она остановилась, говорит, что очень часто путь к высокому званию мужчин идет через постель жены или возлюбленной. Вельможа присылает волшебной бретонцы драгоценные серьги и приглашения в гости. Он показывает ей бумаги, в которых - освобождение ее возлюбленного из тюрьмы и чин лейтенанта для него. Мадемуазелі. не могла сопротивляться. В объятиях министра она представляла, что ее обнимает Простодушный.

Девушка спасла не только своего возлюбленного, но и его друга-философа. О цене, которой далось освобождение, она не сказала, но часто заливалась слезами, вспоминая свой грех. Вольтер называет ее великодушной грешницей. Бриллиантовые серьги мадемуазель оставила своей приятельнице из Версаля, и приехала в карете их вернуть. Девушка бросила драгоценности на пол: «Пусть человек заберет их себе или подарит вам! Мне они не нужны!»

Девушка каялась так отчаянно, что заболела. Она призналась во всем своему любимому. Он простил ее от всего сердца и сказал, что любит ее.

Но несчастная уже не смогла выздороветь. Мадемуазель де Сент-Ив умерла. Вельможа, что стал причиной ее смерти, приехал, чтобы увидеть волшебную бретонку, которая поразила его в самое сердце своим гордым отказом от драгоценного подарка. Но увидел скорбную процессию и гроб.

Он признался во всем Простодушному и выразил желание искупить свою вину. Гурон сначала хотел убить вельможу, но потом гнев его поутих.

Герой повести стал замечательным, очень отважным офицером.

Его друг философ получил приход и жил мудро и счастливо. Его обычной поговоркой было: «Нет худа без добра!»