Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Рождественский монастырь Новая церковь на рождественском бульваре

Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Рождественский монастырь Новая церковь на рождественском бульваре
Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Рождественский монастырь Новая церковь на рождественском бульваре

Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания: XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45"56.7"N 37°37"28.8"E

Содержание:

В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

Общий вид на Рождественский монастырь

История монастыря

В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича - Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля , а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго - Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей - Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного - царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

Церковь Иоанна Златоуста

С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра - все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Монастырь сегодня

Женская обитель - действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день - в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

Вид на монастырь с улицы Рождественка

При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года. Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе. Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

Продолжаем прогулки по Бульварному кольцу. Сегодня хочу рассказать о Монастырской стороне, как я её назвала, в районе Рождественского бульвара. Интересный уголок города с разнообразной, правда мрачноватой, историей.

Рождественский бульвар.


Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда были заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь . Пашни по внешнюю сторону начали застраиваться только в XVI веке. Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора (Печатников переулок). После сноса стен Белого города в 1760 году, несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары (1775), место нынешнего бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Только тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто спускающийся к Трубной площади.

Ранее, между Улицей Большая Лубянка, Большим Кисельным переулком и Варсоньевским переулком располагался женский Варсоно́фьевский монастырь Белого города . Основан он был в конце XV — начале XVI века. При монастыре имелось огромное "позорное кладбище", куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. В 1765 году монастырь был упразднён, монастырский Вознесенский собор стал обычной приходской церковью Вознесения. А позже, большевики снесли вообще все строения и памятники монастыря, в том числе и церковь Вознесения. С тех пор тот район, практически весь, занимают многочисленные корпуса ФСБ РФ - Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации (да и СССР тоже).


Новый корпус Управления ФСБ России по Москве и Московской области в Большом Кисельном переулке


Старые корпуса находятся левее, ближе к Лубянской площади.

Наверно поэтому, благодаря исторически сложившейся нелицеприятной "славе" этой местности, историю она имеет - мрачную. Очень! Большевики продолжили страшные "монастырские" традиции - здесь, в тайных внутренних дворах своих зданий,они производили массовые расстрелы с последующим "захоронением" на территории всё того позорного кладбища, которого уже не было официально. И до сих пор, там, среди этих улиц, веет каким-то страхом. Архитектура района - тяжёлая, как-будто давящая со всех сторон. В общем, было мне там совсем не уютно. Даже страшно было, находясь там, представлять, что же происходило за стенами этих зданий...

И вот, среди столь мрачного окружения, буквально как Свет в окошке, на улице Большая Лубянка встречается первая древняя святыня старинной Москвы района Рождественского бульвара -

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.


На мой взгляд, очень символично, что монастырь именно - мужской. Недалеко было "соседям", работавшим в квартале от обители, ходить грехи свои замаливать.

Монастырь был основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле (название известно с XIV в. и связано с именем боярина С.И. Кучки, владевшего в середине XII в. землями на территории будущей Москвы) в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. И вот, в память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

Правда, первоначальные постройки монастыря не уцелели. Тот пятиглавый Собор, что сейчас находится в монастыре, был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. И Собор - единственное, что осталось от древней истории.

Собор Сретения Иконы Владимирской Божией Матери. Вернее, его звонница...

Другие постройки монастыря, в том числе и древнейший Храм Преподобной Марии Египетской, тоже были снесены большевиками в 1927 -1930-х годах, как говорилось в газетах и официальных документах - "для расширения уличного движения". В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, в годы террора, так же расстреляли сотни людей. До революции на территории монастыря тоже находилось кладбище, на котором были захоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советские времена на месте монастырского погоста было построено здание средней школы.

Здание бывшей школы № 1216, ныне - Сретенская Духовная Семинария.


Я так понимаю, кладбище 1812 года было именно на этом месте.

С осени 1999 года здесь, в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище, начались занятия. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии, а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию.


Современная история монастыря тоже не менее интересная. В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный (статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод - «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким) мужской монастырь , наместником которого был назначен игумен (ныне архимандрит) Тихон (Шевкунов). Последний часто фигурировал в прессе как «духовник Путина».

Заходя с Лубянки за стены монастыря оказываешься - в раю... буквально... Территория ухожена, повсюду разбиты сады и цветники. Сейчас, осенью, это смотрится не так великолепно, как летом: уже отцвели многочисленные розы, и листва с деревьев опала... Но!!! Даже несмотря на непогоду чувствуешь себя как в прекрасном саду.



На территории монастыря планируется возведение ещё одного храма - «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских: весной 2011 года Патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории монастыря памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь. Проект принят! И вопреки многочисленным протестам разнообразных служб по культуре и историческому наследию - строительство началось. Статус "ставропигиальный" - на то и обозначает "независимый и самостоятельный", он позволяет делать что желаешь без особенных специальных разрешений.


Но это - уже совсем другая история... А мы идём дальше...

Название бульвару - Рождественский - собственно, дано было по имени ещё одной старинной обители, расположившейся в этих местах -

Богородице-Рождественский женский монастырь. Трапезная палата.


Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.



25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего - Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь. Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной (первое фото) и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями...



В 1835—1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского...


При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

История монастыря очень разнообразна. Взор к нему обращали многие великие люди своих эпох. Например известно, что тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала монастырю в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны. В годы Отечественной войны 1812 года в монастыре поселился наполеоновский генерал и трапезную Палату Рождественского собора обратили в конюшню.

В революционные годы монастырь, как и многие другие, тоже был закрыт. Здесь размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры, они расположились даже в Рождественском соборе. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена. Потом здесь и вовсе разместился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы.

В 1922 году монастырь успели основательно пограбить: изъяли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. В том же году монастырь закрыли, его колокола сбросили наземь, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь на улице Рождественка - Церковь Николы в Звонарях...

Это была бывшая домовая церковь в усадьбе XVIII века, которую построил граф И.И. Воронцов. Позднее, в зданиях той усадьбы расположилось Строгановкое училище и известный сейчас МАрхИ (Московский Архитектурный Институт).

Практически все монастыри подверглись гонению в революционные годы. Все церковные строения (и монастыри, и церкви) были разграблены, многие разрушены частично и осквернены, многие - просто стёрты с лица земли. Но уничтожив Храмы не было уничтожено монашество. И некоторое время оно всё ещё существовало тайно... подпольно... У них даже была своя тайная община... А вот где она располагалась расскажу в следующей части рассказа о прогулке...

На территории Сретенского монастыря будет возведен новый храм Новомучеников и исповедников российских. Для строительства помпезного храмового комплекса с подземной автостоянкой потребуется снести несколько монастырских зданий, которые, как уверяет считающийся духовником президента Путина настоятель обители архимандрит Тихон (Шевкунов), не имеют исторической ценности. Московское чиновничество с клириком склонно согласиться, но градозащитники бьют тревогу ― 24-метровый храм грозит разрушить исторический облик Рождественского бульвара.

27 сентября эксперты рабочей группы при столичной комиссии по строительству в охранных зонах рекомендовали снести шесть зданий XIX - начала XX века на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Это 4-е, 5-е и 7-е строения дома 19 по улице Большая Лубянка и три здания по Рождественскому бульвару ― дом 16, строение 5 (самое старое здание, один из доходных домов владения К.Е. Ценкер 1852 года постройки), а также дом 18, строения 3 и 3а.
Снос освободит место под задуманную в Сретенском монастыре постройку большого храмового комплекса с подземной парковкой на 43 автомобиля ― собора Новомучеников и исповедников российских на крови, что на Лубянке. «Храм действительно необходим в этом монастыре, который превратился в духовный центр Москвы и не вмещает всех прихожан», ― сказал эксперт рабочей группы Андрей Баталов.

Единственное здание, которое тоже планировалось снести, но которое эксперты решили оставить, ― дом 18, строение 2 по Рождественскому бульвару, бывшее доходное владение Сретенского монастыря 1912 года постройки. 4 октября рабочая группа решение своих специалистов утвердила.

О постройке комплекса в память о семье последнего российского царя Николая II и погибших за веру в годы гонений на церковь патриарх Кирилл впервые высказался весной 2011 года. Уже к зиме 2017-го, к столетию Февральской революции, покончившей в России с монархией, новый храм должен быть освящен.

Конкурс на проект собора, объявленный монастырем и проведенный через подрядчика, строительную компанию «ЭкоИнвестСтрой», завершился в декабре 2012 года. Организаторы конкурса поставили перед участниками несколько задач. Главная из них - это вместительность. Сейчас действующий храм на территории монастыря, собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, не в состоянии принять всех прихожан, многим из которых приходится слушать службы во дворе, через динамики. Поэтому новый храм должен вмещать в себя до 2000 человек, а территория вокруг него должна быть пригодна для проведения крестных ходов. Помимо этого, от участников конкурса требовалось предусмотреть максимальное количество дополнительных площадей для мастерских, воскресной школы и ризниц, а также наличие «подземных помещений для автомобилей монастырских служб».

Еще в условиях конкурса сказано, что «храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего», «нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью». Освящение и открытие храма запланировали на февраль 2017 года ― «к столетию начала трагических событий минувшего века». В соревновании приняли участие 48 проектов. Конкурсную комиссию возглавлял настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), которого обычно называют духовником Владимира Путина.

Победителем конкурса, результаты которого были обнародованы только месяц спустя после заседания комиссии, стал молодой архитектор Дмитрий Смирнов, выступивший в качестве индивидуального предпринимателя, и его коллега Юрий Кучер. До этого Смирнов работал, в частности, над часовней в Александровском подворье в Иерусалиме и занимался реконструкцией Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова. Согласно его проекту, высота нового пятиглавого храма составит 24 метра, что сравнимо с 8-этажным зданием. В цокольном этаже, который опоясывают парадные пандусы с барельефами, будет размещен музей новомучеников. Решение жюри вскоре было утверждено патриархом Кириллом.

Московское градозащитное сообщество восприняло победивший проект критически. 4 октября глава совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Владимир Хутарев-Гарнишевский написал письмо первосвященнику РПЦ, в котором попросил «обойтись без разрушений исторических зданий Сретенского монастыря в целях строительства на их месте храма» и заметил, что «аляповатый новодел станет высотной доминантой исторической застройки». В письме он указал, что строительство нового здания на территории монастырского комплекса нарушает нормы ст. 34 п. 2, ст. 35 п. 2 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России». Глава московского отделения ВООПиК объясняет это тем, что для постройки здания по проекту Смирнова потребуется снос монастырской застройки середины XIX - начала XX века.

С похожим письмом, но уже к начальнику управления по ЦАО московского Госстройнадзора, обратилась и координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева. По ее словам, параметры предложенного к строительству храма «радикально противоречат градостроительным регламентам, утвержденным для Белого города». Во всяком случае, об этом говорит утвержденный только в феврале этого года градостроительный регламент для 89 участка Мещанского района Москвы, где расположен монастырь. По адресу Рождественский бульвар, дом 18, строение 3, например, он предполагает лишь капитальный ремонт здания, которое не должно превышать 12 метров в высоту. «Очевидно, что этот колосс подавит собой окружающую среду», ― говорит Хрусталева о проекте.

«Ленте.ру» Хутарев-Гарнишевский пояснил, что архитектор ― приближенный к РПЦ человек. «Формально конкурс прошел, но реального конкурса не было, ― уверен он. ― Проекты других кандидатов серьезно рассмотрены не были. Совершенно непонятно, почему по такому значимому объекту, в центре города, по одной из самых высотных доминант в районе, не было проведено широкого общественного обсуждения. По проекту, фасадная сторона храма, выходящая на Рождественский бульвар, выглядит как второй алтарь». Хутарев-Гарнишевский считает, что «с новоделом будет утеряна ценность исторической застройки, бульвары же все-таки сохранились».

Участвовавшие в конкурсе, но проигравшие архитекторы Михаил Кеслер и Андрей Яхнин в интервью «Известиям» фактически назвали проект-победитель безграмотным: «Это только похоже на храм, но выглядит безобразно. Что притвор, что алтарь - одинаковой формы, на презентации проекта даже кресты не в ту сторону повернуты», - заявил Кеслер. Помимо этого их не устраивает и другая «неожиданность для церковной архитектуры» - целый мозаичный иконостас, оказавшийся на западной стене храма.

В ВООПиК мнения о строительства храмового комплекса и сносе зданий расходятся. Хутарев-Гарнишевский заметил в разговоре, что организация лояльна к РПЦ и не раз помогала в восстановлении храмов. Член президиума московского отделения ВООПИиК иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, заявил агентству «Интерфакс-Религия», что «неоднократно бывал в Сретенском монастыре и видел эти здания, которые представляют собой двухэтажные невыразительные сооружения». Он добавил, что считает Шевкунова «человеком высокой культуры», которого «вряд ли можно заподозрить в вандализме», и заодно отругал коллегу по градозащитной организации: «Публикация в электронных СМИ письма, обращенного к патриарху, является некорректным шагом и представляет собой неприкрытое давление на предстоятеля».

Хутарев-Гарнишевский убежден, что строительство будет проходить в пяти-десяти метрах от единственного существующего ныне храма Сретенского монастыря 1679 года постройки, что может привести к трещинам и обрушению стен. «Мы написали патриарху Кириллу, потому что речь идет о принятии политического решения, ― говорит он. ― Храм ведь хотят построить к юбилею, открыть в 2017 году. Но были ли там [на территории монастыря] репрессии или не были? Это первый вопрос. Второй ― все это подается под соусом преодоления советского наследия. Сама идея строительства к юбилею стахановскими темпами ― это чисто советский метод. Зачем такая спешка? Невозможно за три года провести качественные работы».

По мнению Николая Переслегина, советника Москомнаследия, комиссия которого разрешила снос монастырской застройки, «здания, которые хотят снести, видимо, не представляют ценности, к памятникам они не относятся, это поздние постройки». «Но вот сам по себе проект вызывает большие вопросы, ― говорит Переслегин. ― И масштаб этого нового храма, и само качество архитектурного решения достаточно спорные и нуждаются в более внимательной проработке совместно с экспертами и общественностью».

Изображение: сервис Google Street View

Сейчас на территории Сретенского монастыря заканчивается отделка здания семинарии, в котором раньше находилась школа №1216 с углубленным изучением французского языка. На стенах появились многометровые религиозные барельефы. Осенью прошлого года Сретенский монастырь оказался в центре скандала в связи с тем, что на его территории были обнаружены гостиницы, где, как тогда сообщали столичные правоохранительные органы, постояльцам оказывали секс-услуги. Борделем была названа одна из гостиниц на час сети «Подушкин», располагавшаяся по адресу Рождественский бульвар, дом 16, строение 1. Вскоре, однако, выяснилось, что монастырь лишь занимал часть помещений в том же доме, формально здание ему не принадлежало.

Владельцы закрывшегося вскоре отеля, отрицающие свою причастность к организации проституции, сейчас ведут борьбу с монастырем: на своем сайте они указывают , что кроме отеля церковь «со временем забрала себе соседние здания Всероссийского музыкального общества, Государственного литературного музея, Союза рыболовецких колхозов РФ». Впрочем, в итоге из своего здания выселили только Всероссийское музыкальное общество. Государственный литературный музей и союз рыболовецких колхозов РФ остались на прежнем месте.

Самого отца Тихона корреспонденту «Ленты.ру» в Сретенском монастыре застать не удалось. В интервью сайту «Православие.ру» он сказал, что сносимые здания «по нескольку раз перестраивалось, аутентичных не осталось ни одного». «Мы прекрасно понимаем озабоченность обликом Москвы, поэтому мы отвергли все проекты, представленные на конкурсе, в которых храм выходил на линию улицы Рождественский бульвар, ― сказал он. ― Хотя нам разрешен снос еще одного здания, которое находится на Рождественском бульваре, мы не будем этого делать и реконструируем это здание, чтобы сохранить историческую линию улицы». Архимандрит Тихон пообещал, что новый храм впишется в исторический облик монастыря.

В ближайшее время должно пройти заседание комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. Ее решение вряд ли будет противоречить рекомендации ее же рабочей группы, так что если снос разрешат, «дальше все пойдет автоматически: Москомархитектура согласуют проект здания», уверен Хутарев-Гарнишевский.

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек.

Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку. Слово «сретение» означает – встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные – на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству, и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы – савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Фасад здания семинарии богато украшен лепниной и керамикой с библейскими сюжетами, но что-то в нём показалось удивительно знакомым. Да ведь это «французская» школа, в которой мне в детстве довелось побывать в качестве участника районного смотра пионерской песни! Действительно, это типовое кирпичное школьное здание середины прошлого века. В 2010 году общеобразовательное заведение вывели из центра на Пролетарку и, после масштабной реконструкции, предоставили семинариии. Её аудитории по техническому оснащению не уступят любому другому ВУЗу, здесь есть компьютерные классы, богатый библиотечный фонд, а лекции читают профессора и доктора наук.