Бог и человек в православной церкви. Человек и Бог в православии v Какие дары Человек и бог в православии творческая работа

Бог и человек в православной церкви. Человек и Бог в православии v Какие дары Человек и бог в православии творческая работа
Бог и человек в православной церкви. Человек и Бог в православии v Какие дары Человек и бог в православии творческая работа

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Происхождение слова Бог В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

5 слайд

Описание слайда:

Пусть каждый из вас изготовит ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ

6 слайд

Описание слайда:

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки: - А тебе не страшно было? - Поначалу было… - А потом? - А потом я кое-что вспомнил… - Вспомнил? Что? О чем? Кого? – наперебой загалдели друзья. - Вспомнил, что с Богом бояться не надо. Ребята в недоумении замолчали. Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка: - Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было! Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным: - В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог… Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал: - Ну не смогу я этого описать. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно что-то чувствую… Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!»

9 слайд

Описание слайда:

Учитель ответил по ученому: - Под словом Бог понимается Творец, который создал весь наш мир и человеческий род. Миру он дал законы природы. Человеку он дал законы добра. Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна. Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Человек, делающий добро по приказу, похож на палку, с помощью которой Ваня отогнал собаку. Для котенка и для Вани это хорошо. Но палка-то разве стала от этого лучше? Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку Бог дал ещё и свободу. Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому ещё людям даны совесть, доброта, любовь. Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог – это свободный и разумный Творец, Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Его ещё называют Творцом. Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:

10 слайд

Описание слайда:

Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Великий итальянский поэт Данте именно о Боге сказал, что это – «Любовь, что движет солнце и светила». Хорошо, что вам это интересно. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в Бога, то это придаёт ему силу, и он сам становится добрее. И ещё всё, что связано с именем Бога, – продолжила учительница, – даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний». А сейчас Бог нас видит? Физик авторитетно подтвердил: - Пожалуй, да. Дети стали тревожно осматриваться… - Так Бог за нами подглядывает! Привыкший к точности физик не согласился:

11 слайд

Описание слайда:

Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство! - А откуда мы можем знать, что Бог любит нас? - Все, что касается любви, не объяснить одними словами. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним Богом – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань? Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал. Похоже, что и котенка он унес с собою.

12 слайд

Описание слайда:

1. Почему Бога называют Творцом? 2. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? 3. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке? 4. Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы. Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…». Интересно

15 слайд

Описание слайда:

«Размышление маленького христианина о человеке» К.Д. Ушинский «Я теперь не очень велик и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

16 слайд

Описание слайда:

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». К.Д.Ушинский.

Ход урока.

слайд 1

I. Организация начала урока . Звучит музыка (Г.Гендель «Аллилуйя»)

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Словарная работа

«Аллилуйя»-еврейское слово, обозначающее хвалите бога, прославляйте бога.

Сегодня мы продолжаем изучение нового предмета «Основы православной культуры». На этих занятиях мы будем вести речь о самом важном, самом главном, что есть в нашей жизни.

Вы узнаете ответы на такие значимые вопросы, как:

Откуда появились небо и земля?

Как устроен наш мир?

Задумаемся, что такое душа человека?

Как жить так, чтобы стать счастливым человеком?

Как различать добро и зло?

слайд 2

Прочитайте, что станет темой нашего занятия? (Ученик читает слова на доске.)

II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (начало)

Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывались ли вы о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясните своё мнение по этому поводу.

3. Самостоятельная работа.

– А что значит Бог для каждого из вас? Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат солнышки. В центре крупно напишите слово БОГ. Но прежде прочитайте рубрику "Это интересно".

слайд 3

"Это интересно"

(Написано на интерактивной доске)

На лучиках солнышка запиши те слова, которые, как вы думаете, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре солнышка.

Положите это солнышко на край стола. Мы еще раз обратимся к нему попозже.

слайд 4

4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»

Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человека.

А откуда появился мир?

Существует две версии. Некоторые люди говорят о теории большого взрыва во Вселенной. Тут на помощь приходят науки: астрономия, физика, биология.

А есть люди верующие и считающие, что Творцом всего явился Бог.

Давайте подумаем вместе. Неужели всё возникло случайно? Вы когда-нибудь строили дом из кубиков? А если кубики просто высыпать на пол, получится дом?

(Нет, его кто-то должен придумать и построить.)

А если в тетради писать буквы и слова, сама по себе сказка сложится?

(Для того, чтобы появилась сказка, ее надо придумать и написать).

А человек мог сделать небо, звёзды, Солнце, землю?

Посмотрите мультфильм и ответьте на этот вопрос.

Просмотр мультфильма «Сотворение мира»

5. Работа над новой темой.

(На доске висит ватман. На нем нарисовано солнышко в правом верхнем углу).

У нас есть солнышко. Чего у него не хватает?

(Лучиков).

Есть на свете что-нибудь, что Бог сделать не может?

(Он все может).

Приклеиваем лучик к солнышку: всемогущество.

Бог - добрый. Что это значит?

(Делает добро миру, человеку).

Бог нас любит? Он всех любит?

Клеим лучик: любовь.

Как вы думаете, было время, когда Бога не было?

(Он был всегда, ведь он сотворил мир. Он живет вне мира. Он всегда был, есть и будет.)

Клеим третий лучик: вечность.

Можно ли что-то скрыть от Бога? От мамы мы можем что-то скрыть. Например, тайно сделаем ей в подарок открытку. Но Бог все видит, все знает. Он знает, что в нашем сердце, о чем мы думаем.

Клеим 4-ый лучик: всеведение .

Ребята, знаете ли вы, кто такие христиане ?

(Христиане - это люди, верующие в Бога Иисуса Христа, от родителей к детям несут христианскую веру уже много лет.)

У кого из вас мама, папа, бабушка, другие родственники считают себя православными христианами, ходят в храм, произносят молитву?

Кто из вас был в храме?

О чём человек молится в храме? Что просит в молитвах для себя и своих близких?

Чтобы стать православным христианином, человек должен креститься. Кто из вас крещёный?

Сегодня в России много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые верят в Бога и правильно славят его.

Б) Рассказ учителя.

К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому считают, что Бога нет. Вы можете спросить: «А разве верующие люди видят Бога? Откуда они знают о нём?».

Мы знаем из Библии, что Бог невидим. Но ведь многое в мире, важное для нас, невидимо. Мы не видим воздух, которым дышим и без которого не можем жить.

Радость, доброту, любовь – прекрасные чувства – тоже нельзя потрогать, увидеть, - мы их ощущаем сердцем.

Присутствие Бога верующие люди чувствуют сердцем. Каждый православный христианин знает, если мы обращаемся к Господу (так называют Бога) даже мысленно, про себя - он слышит нас.

Обращение человека к Богу называют молитвой. Во всех трудных жизненных ситуациях мы можем обращаться к Богу с молитвой, просить Его помочь нам. И эта вера придаёт человеку силы, он преодолевает все трудности на своём пути, совершать добрые поступки.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (конец)

Знакомство с Библией.

О Боге мы узнаём из Библии (Священного Писания).

(Показ Библии для детей).

Библия - очень древняя книга, которую начали писать более 2000 лет тому назад особенные люди, которых называли пророками.

В Библии (Священном писании) записана божественная мудрость, понять которую можно только тогда, когда научимся понимать духовный смысл каждого слова.

Библия рассказывает нам, как правильно веровать в Бога и достойно чтить его. Эта книга является самой читаемой, её читают больше, чем какую- либо другую книгу во всём мире.

Что же значит для нас Бог?

Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.

Проверьте ваши солнышки. Сверьте свои предположения.

Что еще нарисовано на ватмане?

(Ромашка).

Похожа ли ромашка на солнышко? Чем?

Но она не светит. Образ Божий заключается в силах и свойствах человеческой души, но не в человеке.

На лучиках записаны свойства Бога. А человек может что-то сделать? Например, нарисовать картину, сочинить музыку, дом построить и т.д.

Приклеиваем лепесток: творчество.

Что написано на втором лучике?

Человек может любить?

(Мы можем очень любить маму, папу, сестренку.)

То есть, мы можем любить. Клеим: любовь.

Что написано на 3-ем лучике?

(Вечность).

Было время, когда нас не было?

Да, например, 100 лет назад. У нас есть начало. А будет время, когда нас не будет?

(Когда мы умрем).

У человека есть душа. Она бессмертна. Было время, когда ее не было? Тело умирает, а душа остается.

Клеим лепесток: бессмертие души.

Что написано на 4-ом лучике?

(Всеведение).

Бог все знает. А человек может все знать?

А может что-то узнать?

У него есть разум, память, способность логически мыслить, думать.

Клеим лепесток: отражение.

Практическая работа.

Мы разобрали свойства души, которые есть у каждого из нас. Сотворив человека, Бог дал ему особые дары. Обратите внимание ещё раз на тему урока – «Человек и Бог в православии». И люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.

Давайте распределим слова на две группы: "Что удаляет человека от Бога?" и "Что помогает человеку быть ближе к Богу?"

(Слова на листках. Дети выбирают напечатанное на листке слово и становятся в зависимости от ответа с левой или с правой стороны доски.)

(Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора)

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

трудолюбие, скромность, послушание, честность, смирение, мудрость, доброта, совесть, милосердие, щедрость, любовь.


слайд 7

Как можно одним словом обобщить слова из первой лесенки?

А легко ли на самом деле ежедневно идти по этим ступенькам?

Но каждый добрый поступок оставляет след в сознании, в нашей душе.

Какие ваши поступки вызывают радость родителей и окружающих?

Бабочки будут нашими добродетелями. Из какой бумаги будем их делать?

(Из яркой, т.к. они добродетели).

(Можно распечатать контуры бабочек. Дети раскрашивают их яркими карандашами).

Данила, где твоя бабочка будет сидеть? Как ты ее назовешь? Какое качество тебе нравится в человеке или что ты хотел бы сделать?

Как можно одним словом обобщить слова из второй лесенки?

Если мы в себя заглянем, всегда ли мы послушные, добрые? В нас живут нехорошие поступки. Давайте сделаем каких-нибудь червяков - это будут наши недостатки.

(Из ленточек, к ней приклеивается пасть - техника оригами. Можно распечатать.)

Какие краски возьмем для червяков?

(Темно-зеленые).

Куда будем крепить гусениц?

(Внизу ватмана).

Легко ли нам будет жить с нашими недостатками? Очень тяжело избавиться от них. Давайте построим волшебный забор. Он не позволит гусеницам (нашим недостаткам) прогнать бабочек (наших добродетелей).

Когда в нас злоба, как мы можем избавиться от нее?

(Сдержать себя).

Для этого есть пост . - Это одна из штакетин нашего чудесного забора.

У нас есть покровители, незримые помощники, и мы можем к ним обратиться. С чем?

молитвой ).

Это вторая штакетина.

Но этого мало. Мы должны трудиться над собой. Когда мы учимся писать, сначала не получается, мы старательно выводим буквы, и потом мы научаемся писать красиво. Мы должны трудиться над собой.

3-я штакетина забора - труд .

У нас три штакетины: пост, молитва и труд. Если мы просто будем молиться, это поможет нам?

Нужно все это делать вместе. Объединяющим началом является вера . Прибиваем планку и объединяем три штакетины.

слайд 8

Пособие "Пост"

(На столе учителя: ножницы, спички, пакетик чая, пустой стакан, баночка)

Пост и молитва - два крыла. Есть ли такие люди, которые молятся и соблюдают посты?

(Батюшка, верующие...)

А летать они умеют?

У меня есть пакетик чая. Умеет он летать?

(Нет, падает).

Почему он падает?

(Он завернут в фольгу, и она тянет его вниз).

У нас в душе есть груз, который тянет вниз. Это грех.

А можем мы снять грех с души?

(Можем исповедоваться.)

Исповедование - это раскаяние в своих грехах. И Господь через священника прощает человеку его грехи.

Снимаем фольгу. Держим пакетик за веревочку. Он никуда не летит. Веревочка - это забытые человеком долги. Какие? Не выполнил данное обещание, не выучил уроки, не вернул вовремя в библиотеку книгу. С этим можно справиться?

(Да, попросить прощение...)

А если обидели и не попросили прощение? Например, наступили на ногу кому-то в магазине. И больше этого человека не встречали. Он был приезжий. Что делать? Как избавиться от этого греха?

Пост - время помощи нам самим. Накануне Великого поста есть особенный день - Прощеное Воскресенье. Все люди в этот день просят прощение и сами прощают тех, кто их обидел.

Отрываем от пакетика веревку. Можно избавиться от недостатков. Посмотрите, пакетик белый, чистый. Бог нам всегда готов помочь. Пост - это особое время. Например, стой и смотри на икону. В Храме не бегай. Можно почитать молитву. Если не знаешь молитву, то сделай хоть что-то, чуть-чуть навстречу Богу.

В пакетике черные чаинки. Это наши грехи, которые тянут нас вниз. Что это? Кто-то смотрит долго мультфильмы - это грех? Кто-то любит сладкое - это грех?

Просто нужно себя сдерживать: сможешь без конфет - съешь меньше; смотри меньше по времени мультфильмы.

Высыпаем в стакан чаинки. Пакетик стал чистый, белый.

Пост - два крыла. Он не нужен без молитвы. Что такое молитва?

(Разговор с Богом).

Молитва должна быть горячей. Поджигаем пакетик, и пакетик полетел. Там прах. Что это? Это наши грехи полетели.

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, на какую тему мы размышляли сегодня на занятии?

Что нового каждый открыл и узнал для себя?

Над какими духовно-нравственными проблемами заставил вас задуматься этот урок?

Пожалуйста, в завершении нашего урока, напишите на листочках, какие поступки не надо совершать в жизни или какими нужно быть людьми, и прикрепите этот листок на доску.

(Учащиеся получают листочки бумаги на этап рефлексии и пишут высказывания. Затем прикрепляют их на доску:

Никогда не злорадствовать;

нельзя ненавидеть;

Не дразнить человека обидными словами;

Не драться;

Не красть, не обманывать;

Не поддаваться дурным примерам;

Важно быть добрым и справедливым, освобождаться от зла.)

Гости в это время выполняют творческие задания.

Творческие задания для гостей

    Как вы понимаете выражение «вездеприсутствие Бога»?

    • Бог Духом Своим находится везде во вселенной

      Бог может находиться везде, если Он этого захочет

      Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие

    Вера в Бога

    • Никак не отражается на жизни человека

      Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться

      Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила

    Почему Бога называют Творцом?

    • Бог был Сам сотворен

      Он сотворил этот мир

      Он помогает людям в творчестве

    Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?

    • Он может все, кроме этого

      Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом

      Он не хочет избавлять мир от зла

5. распределите слова на 2 группы

грех, молитва, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки

7. Допиши фразу.

требовании, записке, молитве

В __________________человек может попросить у Бога помощи.

8. Продолжите фразу

явлениях природы, астрологическом прогнозе, Священном Писании

Бог открывает знание о Себе людям в __________________________.

Что же Бог делает для человека?

слайд 10

Вывод : Что Бог делает для человека?

    защищает и спасает

    учит добру

    помогает стать счастливым

слайд 11

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумиле в

слайд 12

слайд 13

Домашнее задание ( листы с домашним заданием раздаются детям).

Нарисовать рисунок или написать сочинение на тему:

"Дорога Добра. Какая она?"

создать кадры мультфильма "Дни творения " (рядом с каждым "кадром" поставить цифру - по дням творения; можно кратко записать, что или кто был создан в этот день.)

Творческие задания, которые получили гости, мы с вами разберем на следующем уроке.

А сейчас послушайте притчу "Бог и человек".

Притча "Бог и человек" (просмотр видеофильма )


« Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош: и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ». И. К. Айвазовский. Сотворение мира (Хаос).




« И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй ». Второй день творения











« И создал Бог светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы ». Четвёртый день творения мира



И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее … И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. Пятый день творения






Из книги «Вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9)

Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть.

(Мы видели истинный свет. Мы получили небесный Дух. Мы нашли истинную веру, поклоняясь нераздельной Троице, Которая нас спасла.)

Из литургии святителя Иоанна Златоуста

Протопресвитер Фома Хопко
Многие люди, приходя в православный храм, ожидают увидеть то, что Томас Мертон однажды назвал «удивительной мистической экскурсией в царство очень “мистической” и “высокодуховной” религии; покрытый золотом культ, наполненный дымом ладана и сонмом мерцающих в священном мраке изображений...» В эссе, в котором о. Мертон написал эти слова, он предупреждал читателя, что когда тот увидит, что представляет собой Православие на самом деле, то он может быть сильно смущен. Я бы поспешил добавить, что он также может быть и немало разочарован.

Ниже я попытаюсь не смутить, а именно разочаровать тех, у которых сохраняется «священный мрак» в их интересе к Православию. Моя задача – представить читателю учение Православной Церкви о Боге и человеке так, чтобы читатель смог увидеть, что скрывается за дымом, золотом и мраком, которые очаровывают столь многих и часто лишь отвлекают от истинной сути православного христианства (Вступление было адресовано западному читателю. – Примеч. перев. ).

О познании Бога

Основополагающее утверждение православного христианства гласит, что Бог существует и что Он может и должен быть познан. Для православного христианина познание Бога – единственная истинная цель жизни. И в самом деле, согласно православному вероучению, в этом и состоит жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

От самых простых поместных символов веры до наиболее возвышенного богословия ее святых, во всех своих литургических прошениях и славословиях Православная Церковь возглашает, что следует не только верить в Бога, любить Его, поклоняться и служить Ему, – Его следует также и познать. Столетия назад святитель Афанасий, великий защитник Православия, писал: «Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше, чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей. И почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию.

Почему? Просто, чтобы через этот дар богоподобия в себе они могли бы почувствовать Абсолютный Образ, Который является Самим Словом, и через Него познать Отца. Это познание своего Творца является для людей единственной действительно счастливой и благословенной жизнью».

Характерной приметой нашего времени является отрицание того, что Бог может быть познан в любом реальном значении слова знание. Не только существующие широко распространенные и распространяющиеся философские системы утверждают, что знание может относиться только к «земным вещам», к области того, что можно увидеть, взвесить и измерить, и, возможно, также к миру математических и логических форм. Но и социологи, психологи и даже политики нередко заявляют, что любое утверждение о том, что Бог может быть познан, напрямую открывает путь к религиозному фанатизму, так как это равнозначно утверждению, что в моральных, богословских и духовных вопросах некоторые люди – правы, а другие – ошибаются. Сегодня встречаются даже богословы, утверждающие, что знание Бога, строго говоря, невозможно. Они говорят, что существует множество «богословий», в которых имеется не только многообразие человеческих выражений, концепций, символов и слов о Боге, но в которых есть также определенные разногласия в вопросах о том, Кто и каков Бог, как Он действует в мире и по отношению к миру. Это множество богословий, иногда даже противоречащих друг другу, оправдывает свое существование утверждением, что Бог абсолютно непознаваем в Его сокровенном внутреннем бытии (так называемый апофатический характер Бога), говоря, что есть бесконечное разнообразие выражений и проявлений Бога в Его творениях и в Его действиях по отношению к ним и огромное разнообразие ситуаций и обстоятельств, в которых люди делают свои суждения о характере Бога и Его деятельности, используя многообразные категории выражения и объяснения.

В то время как утверждается, что Бог является непознаваемым в Его сущности, что, действительно, есть множество проявлений Бога и Его откровений Своим творениям, что, действительно, в человеческой мысли и речи существует огромное разнообразие форм и категорий относящихся к Богу выражений, православная традиция остается твердой, подобно адаманту, в своем утверждении, что не все человеческие мысли и слова о Боге «соответствуют Божеству». И правда, большинство идей и слов человека о Боге явно неправильны, являясь лишь бесплодными фантазиями человеческого ума, а не плодом опытного познания Бога в Его действительном самооткровении.

Таким образом, позиция Православной Церкви остается неизменной: есть правда и неправда в богословских и духовных вопросах, а богословие – и именно христианское богословие – не вопрос вкуса или мнения, рассуждения или эрудиции. Также это не вопрос установления правильных философских предпосылок и представления верных логических заключений в правильных философских категориях. Это – единственно и исключительно вопрос правильной формулировки определения тайны бытия и действия Бога, как Бог открывает Себя Своим творениям, «соделывая спасение, – как говорит псалмопевец, – посреде земли» (Пс. 73, 12).

Бог может и должен быть познан. Это – свидетельство Православия. Бог открывает Себя Своим творениям, которые способны к познанию Его и которые находят свою истинную жизнь в этом знании. Бог проявляет Себя. Он не составляет какие-то сведения о Себе, которые передает, или некоторую информацию, которую Он сообщает о Себе. Он открывает Себя тем, кого он сотворил по образу Своему и по подобию для определенной цели познания Его. Все в Нем и для блаженства в этом бесконечно возрастающем познании в вечности.

Божественным образом и подобием Божиим, по которому люди – мужчины и женщины – сотворены, согласно православному вероучению, является вечный и несозданный Образ и Слово Божие, называемый в Священном Писании Единородным Сыном Божиим. Сын Божий существует с Богом в полном единстве сущности, действия и жизни вместе со Святым Духом Божиим. Мы уже встречали это утверждение в приведенных выше словах святителя Афанасия. «Образ Бога» является Божественной Личностью. Он – Сын и Слово Отца, Которое существует с Ним «от начала», Тот, в Котором, посредством Которого и для Которого все сотворено и Которым «все стоит» (Кол. 1, 17). Это – вера Церкви, подтвержденная в Священном Писании и засвидетельствованная святыми Ветхого и Нового Заветов: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1–3).

«…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей…» (Евр. 1, 2–3).

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15–17).

Согласно Священному Писанию и учению святых отцов Церкви, Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения, кто готов принести плод – своей жизнью признать Его власть и действие в мире, чье признание всегда выражается в хвале и благодарении Богу. «Тот, кто стяжал чистую молитву, тот и богослов, – гласит часто употребляемое высказывание святых отцов. – И богослов – тот, кто имеет чистую молитву». Как писал преподобный Иоанн Лествичник, «совершенство чистоты есть начало богословия».

«Совершенство чистоты есть начало богословия. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает в век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице» (Иоанн Лествичник).

Люди знают Бога, когда они хранят первоначальную чистоту своей природы как духовные существа, запечатленные несозданным Словом и образом Отца, вдохновленные Его Божественным Духом. Вернее сказать, они познаю т Бога, когда они снимают с себя покрывало греха и вновь открывают в себе первоначальную чистоту благим действием Божиим в них и к ним через Его Божественное Слово и Дух. Когда люди живут «согласно природе» без искажения или извращения их бытия как отражения их Создателя, познание Бога является их естественным действием и наиболее свойственным им обладанием. Cвятитель Григорий Нисский пишет об этом так: «Божественная природа, какой она является сама по себе, согласно Ее сущности, превышает любое рациональное познание, и к Ней мы не можем приблизиться или достигнуть Ее нашими рассуждениями. Человек никогда не обнаруживал способности постигать непостижимое; и никогда не мог изобрести такого способа мышления, чтобы познавать непостижимое… ясно, что Господь не обманывает, когда Он обещает, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8)… Господь не говорит, что благо знать что-нибудь о Боге, скорее благо иметь Бога в себе: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Не думаю, что этим Он хотел сказать, что человек, который очищает свои душевные очи, будет тотчас наслаждаться видением Бога… это учит нас тому, что человек, очищающий свое сердце от всех земных привязанностей и любого страстного движения, увидит образ Божественной природы в самом себе…

Все из вас смертны… не отчаивайтесь, что никогда не сумеете в полной мере достичь познания Бога так, как могли бы. Ибо еще при сотворении Бог придал вашему естеству совершенство… посему надлежит вам своей добродетельной жизнью смыть прилипшую к вашему сердцу грязь, чтобы снова воссияла в вас божественная красота…

Когда ваш ум будет очищен от всякой злобы, свободен от страстей, очищен от всех пятен, тогда вы будете блаженны, потому что око ваше будет чисто. Тогда, будучи очищены, вы сумеете постичь то, что не видимо для неочищенных… И что это за видение? Это – чистота, святость, простота и другие сияющие отражения Божия естества; ибо только в них виден Бог».

То, о чем здесь говорит святитель Григорий Нисский, является традиционным учением святых отцов Церкви и находится в согласии с тем, что апостол Павел написал в начале своего Послания к римлянам: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1, 18– 21, 28).

Чистые сердцем видят Бога всюду: в себе, в других, в каждом и во всем. Они знают, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 1). Они знают, что небеса и земля исполнены Его славой (ср. Ис. 6, 3). Они способны к наблюдению и вере, к вере и ведению (см. Ин. 6, 68–69). Только безумец может сказать в сердце своем, именно что в его сердце – нет Бога. И это происходит потому, что «они развратились и совершили гнусные преступления». Он не «ищет Бога». Он «уклонился». Он не «взывает к Богу». Он не «разумевает» (Пс. 52, 1–4). Описание псалмопевцем этого безумного и причин его безумства было подытожено в святоотеческой церковной традиции утверждением, что причина любого человеческого невежества (неведения о Боге) – произвольное отвержение Бога, укорененное в гордой самовлюбленности.

Согласно преподобному Максиму Исповеднику, «первородный грех» людей, который вольно или невольно заражает всех нас, – это «себялюбие». Эгоцентризм порабощает своего обладателя душевным и телесным страстям и погружает его в безумие, мрак и смерть. Человек становится слепым по причине его нежелания увидеть, поверить и блаженствовать в том, что ему даруется, – прежде всего слова и действия Бога, и Самого Бога в Его Слове и Духе, пребывающих в мире. Именно это обличал Христос, приводя слова Исаии, говорившего относительно неведущих Бога, что они имеют глаза, но не будут видеть; уши, но не будет слышать; и ум – но они не хотят понимать (Ис. 6, 9–10).

Мы должны это ясно видеть и хорошо это понимать. Знание Бога дается тем, кто хочет этого, тем, кто ищет его от всего сердца, тем, кто желают его более всего и кто ничего кроме этого не хочет. Это – Божие обетование. Тот, кто ищет, найдет. Есть множество причин, по которым люди отказываются искать Его и не желают обрести; все из них, так или иначе, движимы гордым себялюбием, которое также может быть названо нечистотой сердца. Как говорит Священное Писание, засвидетельствованное святыми, нечистые сердцем слепы, потому что предпочитают свою мудрость мудрости Божией и свои собственные пути путям Господним. Некоторые из них, как говорит апостол Павел, имеют «ревность по Боге», но остаются слепы, потому что предпочитают свою собственную правду той, которая исходит от Бога (см. Рим. 10, 2). Они – те, кто делает своими жертвами других через оглашение своего безумия, которое проявляется в целых порочных культурах и цивилизациях, смятении и хаосе.

Сведение человеческого существа к чему-то иному, и причем к бесконечно меньшему, чем творение, созданное по образу и подобию Божию, предназначенное, чтобы быть вместилищем мудрости, знания и самого Божественного достоинства, является величайшей трагедией. Человеческая личность создана, чтобы быть «Богом по благодати». Это – христианский опыт и свидетельство. Но жажда к самоудовлетворению путем самоутверждения вопреки действительности завершилась отрывом человеческих личностей от источника их бытия, которым является Бог, и таким образом безнадежно поработила их «стихиям века сего» (Кол. 2, 8), чей образ исчезает. Сегодня существует множество теорий о человеческой личности, которые делают ее всем, только не образом Божиим; начиная от ничтожных моментов какого-либо мифического историко-эволюционного процесса или материально-экономической диалектики до пассивных жертв биологических, социальных, экономических, психологических или сексуальных сил, чья тирания по сравнению с богами, которых они якобы разрушили, несравнимо более безжалостна и жестока. И даже некоторые христианские богословы дают свою ученую санкцию порабощающей власти самодостаточной и самообъясняющей природе «естества», лишь усиливая этим ее губительное повреждение.

Но не надо идти этим путем. Православное христианство, или, точнее, Бог и Его Христос здесь, чтобы дать нам свидетельство. Возможность для людей осуществить свободу быть чадами Божиими им дана, сохраняется, гарантируется и осуществляется живым Богом, Который привел людей в этот мир, как сказал преподобный Максим Исповедник, по Своей милости, которой Он и является по своей природе... если только они имеют глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и разум и сердца, чтобы понимать.


Мертон Томас (Merton Thomas), (1915–1968) – американский католический (цистерцианский) монах, известный католический писатель.

Человек и Бог в православии v. Какие дары Бог дал человеку v. Как вера в Бога может влиять на поступки людей

Прочитайте рассказ в уроке № 3 на стр. 8 Вспомните материал прошлого урока: есть люди, которые придерживаются светской культуры; слова же другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре. Каких взглядов – светских или религиозных - придерживается мальчик Ваня в рассказе учебника?

Наши размышления Оцените поступок Вани. Объясните, почему вы так его оцениваете? Ваня не смог объяснить ребятам, кто такой Бог. Можно ли считать Ваню верующим? С кем сравнивает Ваня Бога? Почему?

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи

Под словом БОГ в православии понимается ТВОРЕЦ Гравюра. Сотворение мира И. К. Айвазовский. Сотворение мира

Творение – это сначала созидание умом, научно или художественно. А затем уже воплощение на деле.

Прочитайте на стр. 8 -10, какие дары Бог дал человеку СВОБОДА РАЗУМ СОВЕСТЬ ДОБРОТА ЛЮБОВЬ Микеланджело. Сотворение человека

Что, по мнению верующих, сотворил Бог? Мир и человека Нам даны: Что это? Зачем? Свобода Возможность выбирать Выбирая добро – мы приближаемся к Богу Разум Ум, знание, понимание Знать, из чего выбираешь Совесть Внутренний голос в человеке Чтобы отличать добро от зла Доброта Хорошее отношение к другим Чтобы дарить радость другим Любовь Служение, самопожертвование Чтобы быть счастливым

Для записи в тетрадь Напишите тему урока: «Человек и Бог в православии» Какие дары Бог дал человеку ЛЮБОВЬ СВОБОДА СОВЕСТЬ РАЗУМ ДОБРОТА

Как вера в Бога может влиять на поступки людей Вера в Бога нередко вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки. Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы