Архив рубрики: Сура Аль-А‘ля. Архив рубрики: Сура Аль-А‘ля и сделал его коричневым сором

Архив рубрики: Сура Аль-А‘ля. Архив рубрики: Сура Аль-А‘ля и сделал его коричневым сором
Архив рубрики: Сура Аль-А‘ля. Архив рубрики: Сура Аль-А‘ля и сделал его коричневым сором

(18) Воистину, это записано в первых свитках -

(19) свитках Ибрахима [Авраама] и Мусы [Моисея].

Упомянутые в этой благословенной суре прекрасные заповеди и повествования, записаны в свитках Ибрахима и Мусы - свитках двух самых славных посланников после Мухаммада. Эти заповеди были ниспосланы в законах всех пророков, ибо они касаются преуспеяния в обеих жизнях и приносят пользу в любую эпоху и в любом месте. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!

(16) Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни,

(17) хотя Последняя жизнь - лучше и дольше.

Вы ставите жизнь здешнюю выше Последней жизни и тем самым меняете жизнь отравленную, беспокойную и преходящую на жизнь вечную. Она превосходит мирскую жизнь по всем качествам и длится целую вечность, тогда как здешний мир непременно разрушится и исчезнет. Сознательный и верующий человек никогда не предпочтет скверное прекрасному и не согласиться вечно страдать за удовольствие, которое можно испытать в течение короткого часа. Поэтому причиной всех несчастий является именно любовь к этому миру и предпочтение его миру вечному.

(14) Преуспел тот, кто очистился,

(15) поминал имя своего Господа и совершал намаз.

Такой человек очистил свою душу от многобожия, несправедливости и порочного нрава и украсил свое сердце частым поминанием Аллаха. Он совершал то, чем Он доволен, и, в первую очередь, совершал молитву, которая является мерилом веры. В этом состоит истинный смысл данного аята.

Что же касается мнения тех, кто считает, что речь в нем идет об очистительной милостыни, которую мусульмане подают в праздник разговения, и праздничном намазе, до совершения которого мусульмане должны раздать эту милостыню, то подобное толкование, хотя и совпадает с текстом аята и является приемлемым, не отражает его смысла в полной мере.

(13) Не умрет он там и не будет жить.

Его постигнет мучительная кара, и не увидит он ни покоя, ни отдыха. Он будет желать себе смерти, но не увидит ее, как сказал Всевышний: «С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся» (35:36).

(10) Воспримет его тот, кто страшится,

(11) и уклонится от него самый несчастный,

(12) который войдет в Огонь величайший.

Люди делятся на тех, кто извлекает пользу из напоминания, и тех, кто не внимает ему. Первые страшатся Аллаха, поскольку страх перед Ним и знание о грядущем воздаянии заставляют раба отдалиться от всего, что Он ненавидит, и устремиться к добру. А вторые окажутся в пылающем Пламени, которое будет пожирать людские сердца.

(9) Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу.

Обучай людей шариату Аллаха и Его писанию, если они примут твое учение и прислушаются к твоим проповедям, независимо от того, добьешься ты своей цели целиком или частично. Из этого аята понимается, что если напоминание не приносит пользы, а лишь увеличивает вред, то его не следует сообщать людям. Напротив, Аллах запрещает поступать так.

(6) Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего,

(7) кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто.

О Мухаммад! Возрадуйся великой вести! Мы сохраним все откровения, ниспосланные тебе в Писании, соберем их в твоем сердце, и ты не забудешь ничего из этого. Но если твой Премудрый Господь решит, что тебе следует забыть часть откровения ради всеобщего блага и огромной пользы, то это произойдет. Воистину, Ему ведомо все, что приносит пользу Его рабам. Он велит все, что пожелает, и судит, как пожелает.

1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто читает суру «Высочайший» в обязательном или желательном намазе — тому будет сказано в Судный День: «Войди в Рай чрез любую дверь, какую пожелаешь».

(«Савабу ль-амаль», С. 152).

2. Табарси привёл, что передал Айаши от Абу Хайса:

Я молился позади Али (А) двадцать ночей, и он читал только суру «Высочайший». И сказал: «Если бы вы знали, что есть в этой суре, каждый из вас читал бы её двадцать раз каждый день. И тот, кто читает её, — как будто читает свитки Мусы и Ибрахима, который был верен (обещанию)».

(«Маджму байан», том 10, С. 326).

3. В «Хавасу ль-куран» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто читает эту суру — Аллах даст ему награду по числу букв, ниспосланных Ибрахиму (А), Мусе (А) и Мухаммаду (С). Если прочитать её на больное ухо — оно станет здоровым. Если прочитать её на геморрой — он исчезнет и излечится.

Аяты 1-15

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى .1

الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى .2

وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى .3

وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى .4

فَجَعَلَهُ غُثَاء أَحْوَى .5

سَنُقْرِؤُكَ فَلَا تَنسَى .6

إِلَّا مَا شَاء اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى .7

وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى .8

فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى .9

سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى .10

وَيَتَجَنَّبُهَا الْأَشْقَى .11

الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى .12

ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى .13

قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى .14

وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى .15

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Славь имя Господа твоего высочайшего,

2. Который сотворил и соразмерил,

3. Который распределил и направил

4. и Который вывел пастбище,

5. и сделал его коричневым сором!

6. Мы дадим прочесть тебе, и ты не забудешь,

7. если не пожелает Аллах, — ведь, поистине, Он знает явное и то, что скрыто!

8. И Мы облегчим тебе для легчайшего.

9. Поминай же, если полезно поминание.

10. Вспомнит тот, кто боязлив.

11. И отвернётся от него несчастнейший,

12. который будет гореть в огне величайшем.

13. Не умрёт он там и не будет жив.

14. Получил прибыль тот, кто очистился,

15. поминал имя Господа своего и молился.

1. Шейх Туси передал от Укбы ибн Амира Джухни, что он сказал:

Когда был ниспослан аят: «Славь же имя Господа твоего великого » (56: 74), Посланник Аллаха (С) сказал нам: «Читайте это во время своих поясных поклонов». А когда был ниспослан аят: «», он сказал: «Читайте его в саджде».

(«Тахзиб», том 2, С. 313).

Примечание переводчика: Имеются в виду слова «субхана раббия ль-азыми ва бихамди» в поясном поклоне и слова «субхана раббия ль-ааля ва бихамди» в земном поклоне.

2. Ибн Фарси привёл, что Имам Садык (А) передал от Имама Саджада (А):

В Троне есть подобие всего, что сотворил Аллах на суше и воде, и таково толкование слов Аллаха: «Нет вещи без того, чтобы у Нас не были ее сокровищницы » (15: 21). Между одной опорой Трона и другой — путь быстрой птицы за тысячу лет. Трон облекается каждый день в семьдесят тысяч цветов из света, и не может взглянуть на него какое-либо творение из творений Аллаха. И все вещи в Троне — как кольцо в пустыне. У Аллаха есть ангел, имя которому — Хазкаил, у него — восемнадцать тысяч крыльев, между крылом и крылом — пятьсот лет. Однажды он подумал: «Есть ли что-то выше Трона?». И Аллах добавил ему крыльев, так что стало их число тридцать шесть тысяч, и между крылом и крылом — пятьсот лет. И Аллах внушил ему в откровении: «О ангел, лети!». И полетел он, и летел на протяжении двадцати тысяч лет, и за всё это время не достиг даже одной опоры Трона. Затем Аллах ещё прибавил ему в крыльях и силе и велел ему лететь. И летел он на протяжении тридцати тысяч лет, и также не достиг опоры Трона. И Аллах внушил ему: «О ангел! Если бы ты со всеми твоими крыльями и всей твоей силой летел так до Судного Дня, то всё равно не достиг бы опоры Трона". Ангел сказал: «Хвала Господу высочайшему!», и Аллах ниспослал: «Славь имя Господа твоего высочайшего ». И Пророк (С) сказал: «Читайте это во время своих земных поклонов».

(«Роузату ль-ваизин», С. 56).

3. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Который сотворил и соразмерил, Который распределил и направил » — соразмерил вещи по Своему определению, а потом повёл к ним, кого пожелал. «И Который вывел пастбище » — то есть растения — «и сделал его » — после его выведения — «коричневым сором » — он становится после созревания сухим и тёмным. «Мы дадим прочесть тебе, и ты не забудешь » — то есть Мы научим тебя, и ты не забудешь — «если не пожелает Аллах » — ибо Тот, Кто не забывает — Аллах.

4. Он также привёл:

«И Мы облегчим тебе для легчайшего. Поминай же » — о Мухаммад — «если полезно поминание. Вспомнит тот, кто боязлив » — Мы напомним его тебе. «И отвернётся от него » — то есть от того, что ему напоминается — «несчастнейший, который будет гореть в огне величайшем » — в огне в Судный День. «Не умрёт он там и не будет жив » — в этом огне. Он будет там таким, как сказал Аллах: «И приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв » (14: 17). «Получил прибыль тот, кто очистился » — то есть давал закят фитра прежде наступления праздничной молитвы (в день разговения).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 413).

5. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Завершение поста — выдача закята, так же как завершение намаза — салават Пророку (С). Тот, кто постился и не дал закят преднамеренно, — у того нет поста, так же тот, кто совершает намаз и не произносит после него салават Пророку (С) преднамеренно, — у того нет намаза. Аллах упомянул закят фитра прежде намаза, сказав: «Получил прибыль тот, кто очистился (давал закят), поминал имя Господа своего и молился».

(«Тахзиб», том 2, С. 159).

6. Шейх Кулейни привёл от Убейдуллаха ибн Абдуллаха Дихкана:

Я вошёл к Имаму Резе (А) и он сказал мне: «Каково значение слов Аллаха: “Поминал имя Господа своего и молился ˮ?». Я сказал: «Всякий раз, когда человек поминает имя своего Господа, он должен встать и совершить молитву».

Имам (А) сказал: «Тогда Аллах возложил бы на него тяжкую обязанность!». Я сказал: «Да буду я твоей жертвой, каков же их смысл?». Он сказал: «Всякий раз, когда человек поминает имя своего Господа, он должен произнести салават Мухаммаду и его семейству».

(«Кафи», том 2, С 359).

7. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что у Имама Али (А) спросили о значении слов Аллаха: «Славь имя Господа твоего высочайшего »:

Было написано на подножии Трона за две тысячи лет до того, как Аллах сотворил небеса и земли: «Нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и Мухаммад — Его раб и посланник, и Али — преемник Мухаммада».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 413).

Аяты 16-19

‏ بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا .16

وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى .17

إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى .18

صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى .19

16. Да, вы предпочитаете жизнь ближайшую,

17. а последняя лучше и длительнее.

18. Поистине, это — в свитках первых,

19. свитках Ибрахима и Мусы!

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Да, вы предпочитаете жизнь ближайшую » — то есть их вилаят (руководство врагов Ахль уль-Бейт) — «а последняя лучше и длительнее » — вилаят повелителя верующих (А).

(«Кафи», том 1, С. 345).

2. Он также привёл, что Имам Казым (А) сказал:

Вилаят повелителя верующих (А) записан во всех свитках пророков. Аллах не отправлял ни одного пророка, кроме как с пророчеством Мухаммада (то есть с вестью о пророчестве Мухаммада или через посредство пророчества Мухаммада) и с преемством Али.

(«Кафи», том 1, С. 345).

3. Хумейд ибн Зияд привёл от Абу Басира, что Имам Бакир (А) сказал о словах Аллаха: « И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь » (59: 7):

«О Абу Мухаммад! У нас — свитки, о которых Аллах сказал: “свитках Ибрахима и Мусы ˮ».

Он спросил: «Да буду я твоей жертвой, свитки — это скрижали?»

Он сказал: «Да».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 785).

4. Шейх Садук привёл от Абу Зарра:

Я вошёл к Посланнику Аллаха (С), когда он сидел в мечети один. И он сказал мне: «О Абу Зарр! Мечети подобает приветствие». Я спросил: «Каково это приветствие?». Он сказал: «Два ракята намаза». Я сказал: «О Посланник Аллаха! Ты сказал мне о намазе. Что есть намаз?». Он сказал: «Намаз — лучшее из того, что предписано. И кто желает, убавляет, а кто желает — увеличивает».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Какие деяния более всего любимы Аллахом?». Он сказал: «Вера в Аллаха и усердие на Его пути». Я спросил: «Какая ночь лучше всего?». Он сказал: «Середина темной ночи». Я спросил: «Какой намаз лучше всего?». Он сказал: «Намаз, в котором есть длинный кунут». Я спросил: «Какая милостыня (садака) лучше всего?». Он сказал: «Ту, которую дают в меру своих возможностей бедняку в тайне». Я спросил: «Что есть пост?». Он сказал: «Обязанность, за которую спросит Аллах, и награда у Него многократна». Я спросил: «Чей джихад лучше?». Он сказал: «Джихад того, чей конь ранен и чья кровь пролилась». Я спросил: «Какой из аятов, ниспосланных тебе, самый великий?». Он сказал: «Аят Престола (Курси)». А потом сказал: «О Абу Зарр! Семь небес по отношению к Престолу — как кольцо по отношению к пустыне, а Трон (арш) по отношению к Престолу — как пустыня по отношению к этому кольцу».

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Сколько всего пророков?». Он сказал: «Сто двадцать четыре тысячи». Я спросил: «А сколько посланников?». Он сказал: «Триста тридцать». Я спросил: «Кто был первым пророком?». Он сказал: «Адам». Я спросил: «Был ли он посланником?». Он сказал: «Да. Аллах сотворил Его своей десницей и вдохнул в него от Своего духа». А потом он сказал: «О Абу Зарр! Четверо из пророков были ассирийцами: Адам, Шейс, Ахнух — и это Идрис, и он был первым, кто писал тростью, — и Нух (А). Четверо были арабами: Худ, Салих, Шуэйб и ваш пророк Мухаммад. Первым из пророков народа Исраиля был Муса (А), а последним — Иса (А), и всего из них было шестьсот пророков». Я спросил: «О Посланник Аллаха! Сколько книг ниспослал Аллах?». Он сказал: «Сто четыре книги. Аллах ниспослал Шейсу пятьдесят свитков, Идрису — тридцать свитков, Ибрахиму — двадцать свитков, и Он ниспослал Тору, Евангелие, Псалмы и Фуркан».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Чем были свитки Ибрахима?». Он сказал: «Все они были притчами. И среди них — эта: “О гордый царь! Я не отправил тебя с тем, чтобы ты обрушил одну часть земли на другую. Я отправил тебя, чтобы ты отвратил от Меня зов угнетённого, ибо Я не оставлю его, даже если бы и был он неверующим. И для разумного, пока не утратил он свой разум: пусть будут у тебя часы — час, когда ты взываешь к своему Господу, и час, когда ты раздумываешь о самом себе, и час, когда ты размышляешь о том, что даровал тебе твой Господь, и час, когда используешь ты то, что выпало тебе на долю из дозволенного. Ибо этот час — помощь тех часов и отдых для сердец. И для разумного: да будешь ты проницающим своё время, принимающим свой удел, хранящим свой язык. Ибо всякий, кто причисляет свои слова к деяниям своим, говорит мало и только там, где необходимо. И для разумного: ищи трёх вещей — благоденствия в жизни, поклажи для будущего мира и удовольствия от того, что не является запретнымˮ».

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Чем были свитки Мусы?». Он сказал: «Все они были поучениями. И из их числа: “Удивляюсь я тому, кто убедился в смерти: почему он радуется? Удивляюсь я тому, кто убедился в Огне: почему он смеётся? Удивляюсь я тому, кто видит ближний мир и его переменчивость: почему он доверяет ему? Удивляюсь я тому, кто убедился в предопределении: к чему он стремится? И удивляюсь я тому, кто стал уверен в расчёте: почему он не совершает благие деяния?ˮ». Я сказал: «О Посланник Аллаха! Есть ли в том, что ниспослал тебе Аллах, что-то из того, что было в свитках Ибрахима и Мусы?». Он сказал: «О Абу Зарр! Разве ты не читал аяты: “Поистине, это — в свитках первых, свитках Ибрахима и Мусы! ˮ».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Сделай мне наставление!». Он сказал: «Я делаю тебе наставление о богобоязненности, ибо она — глава всякого дела». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Читай Коран и много поминай Аллаха, ибо это станет причиной поминания тебя на небесах и твоего света на земле». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Много молчи, ибо это отгоняет шайтанов и помогает в деле религии». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Остерегайся много смеяться, ибо это убивает сердце и удаляет свет лица». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Люби бедняков и сиди в их обществе». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Говори истину, какой бы горькой она ни была». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Не бойся на пути Аллаха порицания порицающего». Я сказал: «Добавь мне». Он сказал: «Пусть удерживает тебя от людей то, что ты знаешь о самом себе, и не обвиняй их в том, что сам совершаешь». А потом он сказал: «Хватит человеку для порока трёх вещей: чтобы он знал о людях то, что не ведает о самом себе, порицал их за то, что сам совершает, и мучал их в том, что его не касается». А потом сказал: «О Абу Зарр! Лучший разум — размышление, лучшая праведность — воздержание и лучшая родословная — благой нрав».

(«Хисаль», С. 523).

Пророк Мухаммад, да пребудет с ним милость и благословение Аллаха, любил данную суру Корана. Мы знаем это из цепочки повествований, относящихся к его другу, двоюродному брату и зятю Али ибн Аби Талибу. Пророк Мухаммад часто читал суру аль-А"ля и предыдущую суру ат-Тарик во время молитвы по пятницам или на исламские праздники. Данная короткая сура, содержащая 19 аятов, была ниспослана в Мекке, и она приносит пророку Мухаммаду хорошие вести. Бог обещает помочь ему в его миссии распространять слово ислама и лично следить за тем, чтобы пророк Мухаммад не забыл ничего из того, что написано в Коране. Сура аль-А"ля включает основные принципы ислама и является подтверждением того, что эти принципы хорошо укоренились в ранее ниспосланных посланиях.

Аяты 1- 3 Восхваление Бога

Сура начинается с восхваления Бога. В первом аяте говорится: "Восхваляй имя Господа твоего Высочайшего". Сура аль-А"ля берет свое название из этого первого аята. Восхвалять означает превозносить Бога и признавать Его всемогущество. Таким образом, нам указывают на две характерные черты Бога - Его власть и величие. Именно Он сотворяет и соизмеряет. Все, что сотворил Бог, имеет необходимые пропорции и усовершенствовано для того, чтобы сыграть определенную роль в жизни на этой земле. Бог определил и установил всему свой размер, свою ценность, свои определенные качества, характеристики и сроки. Каждое Свое творение Он направил для достижения своей цели и для удовлетворения своих потребностей.

Аяты 4 и 5 Изменение картины мира

После восхваления Бог вывел из земли все то, что на ней растет. Бог есть Тот, Кто вывел пастбище, а затем сделал его коричневым сором. Каждое зеленое и красивое растение, в последующем, по законам Господа, высыхает, темнеет, поедается животными и снова превращается в почву, удобряя ее. Все в этом мире имеет свою цель. Рассмотрим, например, регенерацию почвы. Та почва, которая является биологически мертвой, собирает минералы, чтобы снова начать регенерационный процесс.

Аяты 6 и 7 Пророк Мухаммад не забудет

Бог обращается к пророку Мухаммаду, говоря, что Он даст ему прочесть Коран, и он (пророк Мухаммад) не забудет. Забывчивость является характерной чертой человека, но пророку Мухаммаду не стоит беспокоиться о том, что он забудет откровения, когда они будут ниспосланы к нему. Бог обещал, что возьмет на себя ответственность и позаботится о том, чтобы ни одно откровение не потерялось, и не было забыто. Это радостные вести для пророка и для мусульман в целом. Сохранение Корана является Божьей щедростью и милостью по отношению к человечеству. Божьи решения основаны на его неограниченной осведомленности и знании.

Аяты 8 и 9 "Я благословлю тебя на самый легкий путь"

Затем быстро последовали еще хорошие вести. Бог обещает облегчить путь пророка Мухаммада. Бог говорит: "Я благословлю тебя на самый легкий и удобный путь". Это путь либо к исламу, который является неизменно легким и истинным, либо путь к Раю. Бог сотворил Вселенную с легкостью, она с легкостью следует назначенному пути и легко приближается к конечной цели. Хорошо известно, что на протяжении всей своей жизни пророк Мухаммад всегда выбирал более легкие правомерные альтернативные решения в любой ситуации, в которой оказывался.

Религия ислама заботится о том, чтобы путь в Рай был легким для каждого человека, который живет в гармонии со Вселенной. Пророку Мухаммаду сказано напоминать людям посредством Писания, если он видит, что они слушают и прислушиваются. В каждом месте и в каждом поколении всегда найдутся те, кому предупреждение будет полезно.

Аяты 10 – 13 Великий огонь

Получит пользу от напоминания тот, кто набожен. А избегать, сторониться этих напоминаний, будет несчастнейший. Он тот, кто войдет в Ад и будет печься в огне, вкусив всю "прелесть" бесконечного пекла Преисподней, если не успеет в корне преобразиться прежде, чем душа покинет тело. Оказавшись там, он не сможет ни умереть, дабы освободиться от всего этого ужаса, ни жить. Нестерпимым окажется его пребывание в Аду. Тот, кто отворачивается и не прислушивается к предупреждениям, кто стремится лишь к мирским благам и игнорирует напоминание о том, что произойдет далее, непременно должен жить с чувством постоянного беспокойства. Великий огонь это огонь Ада, и страдание в нем бесконечно.

Аяты 14 – 17 Память и молитва

В мирской и вечной обители преуспеет тот, кто не игнорирует предупреждения и очищается духовно. Бог просит нас прислушиваться к посланию и призывает очиститься от всего греховного. Для этого необходимо помнить о Боге и молиться. Бог показывает разницу между тем, чтобы прислушиваться к посланию и быть спасенными и игнорировать послание и стать несчастными. Он говорит, что люди предпочитают лишь мирское, хотя вечность лучше и не имеет конца.

Аяты 18 и 19 Одно происхождение

В конце данной суры подчеркивается, что послание ислама не ново. О том, как стать успешным в обоих мирах, и о том, что вечное несравнимо с земным, было сказано еще ранее, до ниспослания Священного Корана, в первых свитках, в том числе в свитках пророков Авраама и Моисея.


Примечания